Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГОТОВЯТСЯК ИЗДАНИЮ




ЖоржДемюзилъ «Митра и Варуна»

ТорАндре «Исламские мистики»

 


* Произносится: wrait. Сравни CaesarKaiser.

** Сообщение проф. д-ра Артура Хюбнерса в Берлине.

*** Мнение проф. д-ра Карла Хелмса из Марбурга-на-Лане.

**** Сообщение д-ра А. Майер-Бекеса в Детмолде.

* Телохранитель (дружинник).

 

** Датская фонетическая форма шведского названия го­рода Хайтабу (Хайдеорт) у лагуны Хаддебюер фьорда Шлей.

* У Тацита sacerdos = даритель жертвы; обычно перево­дится как «жрец». Но это слово, заимствованное из христи­анского лексикона, не совпадает по содержанию со слова­ми из древневерхненемецкого языка «Ewart» или «Ewalt», которые означают «хранитель», или «господин закона».

* Оригинал начинается с feu; вместо F согласно немец­кому правописанию должно стоять V. Пятнадцать началь­ных букв составителем набраны вразрядку. С Eis сравни Island. Последней руной по имени «Yr» была конечная R, то есть без начального знака.

* Название происходит от латинского слова bractea (тон­кая пластина), которое служит для обозначения средневе­ковых монет с односторонней чеканкой. Это слово исполь­зовано довольно неподходящим образом для украшения, носившегося в качестве оберегающего амулета.

* Acta Philologia Scandinavica. 1938, стр. 102.

* Проф. д-р Брендум-Нильсен из Копенгагена.

* Проф. д-р Германн Шнайдер, Тюбинген.

* Кеннинг воина в скальдической поэзии.

** Приносящие счастье рунические знаки.

* Руна обороны.

* Сообщение химиграфа Густава Краузе из Берлина-Нойкельна.

* Собственно, гудийа, узкоспециальный термин, кото­рый фактически соответствовал древневерхненемецкому бо­жеству или Ewart'y; смотри выше примечание к стр. 74.

* Движущий чувствами.

* Толкование д-ра Й. О. Пласмана.


[1] Имеется в виду Карл Великий (768-814), став­ший в 800 г. императором франков. Его правле­ние, как и правление его потомков, сопровож­дал весьма ощутимый всплеск культуры, вы­ражавшийся в синтезе германской и римской традиции, подъеме архитектуры, определенном росте образованности и появлении своего рода интеллектуальной прослойки при император­ском дворе. Вошедший в историю под названи­ем «Каролингского возрождения», этот куль­турный период представляет собой наиболее значительное явление раннего Средневековья на территории континентальной Европы.

 

[2] Руны действительно стали органической состав­ляющей жизни Германии в период фашист­ского правления. Разумеется, они занимали су­щественное место в различных сферах дело­производства, однако рекордсменом оставались войска СС, где, по непосредственному указа­нию их шефа, Генриха Гиммлера, применялись 14 рун старшего футарка (ровно половина об­щего числа его знаков), с помощью которых обозначались все основные параметры продви­жения по службе и личных характеристик чле­нов организации.



 

[3] Следует отметить, что наряду с термином «ру­на» в архаических надписях для обозначения символов футарка очень часто встречается тер­мин «stafar» — палочка, столбик. Судя по все­му, на ранних этапах он использовался как аде­кватный эквивалент термина «руна», а, быть может, даже предшествовал ему.

 

[4] Указанная Вебером восточная граница неточ­на. Волынь — место находки знаменитого ковельского копья с одной из самых ранних ру­нических надписей. Автор — умышленно или случайно — игнорирует знаменитый Березанский камень, происходящий с острова в дельте Днепра и установленный неким датским ви­кингом в первой половине XI в. в честь своего товарища, павшего в заморском походе. Обна­руженный в 1904 г. и блестяще опубликованный и интерпретированный профессором Новорос­сийского университета в Одессе Ф. А. Брауном, камень этот является блестящим свидетель­ством оживленного перемещения варягов по Днепровско-Волховскому пути, пути «из варяг в греки». В 1997 г. на г. Опук, неподалеку от Керчи в Крыму обнаружен камень, ставший без преувеличения эпохальной находкой. Относимый к IV в. н. э. и связываемый с присутствием в Крыму готов, этот камень представляет собой единственный памятник подобного рода за пре­делами Скандинавии (в континентальной Ев­ропе рунические камни неизвестны). Следует упомянуть и имя «Хальвдан», выцарапанное ру­нами на парапете собора Св. Софии в Констан­тинополе.



 

[5] О темпах прироста фактологической базы по­зволяют судить следующие цифры. В настоя­щее время известно не менее 6100 рунических памятников, и количество находок увеличива­ется ежегодно. Старшерунических надписей в этом эпиграфическом фонде немногим более 270, все остальные относятся в основном к эпо­хе викингов или развитому Средневековью.

 

[6] Обитаемые холмы — форма поселений, нераз­рывно связанных с формированием германцев как этнической общности. Побережье Северно­го моря, низменное и подвергавшееся регуляр­ным затоплениям, во II тыс. до н.э. покрывает­ся искусственными насыпями высотой около 4-5 м, имевшими вытянутую форму и тянув­шимися обычно на несколько десятков метров. На их вершине, остававшейся незатопляемой в самые масштабные разливы, концентрирова­лось до нескольких десятков типичных «длинных домов», образуя небольшую деревню, обычно населенную родовым коллективом. Подобные поселения были характерны для Фрисландии, Северной Германии и Голландии вплоть до вы­сокого Средневековья, когда местное население стало активно строить дамбы, осушая прибреж­ную полосу.

 

[7] Под «старой Данией» подразумевается истори­ческая территория, подчинявшаяся власти дат­ских конунгов в эпоху викингов — не только Ютландия с островами, но и южные области со­временной Швеции: Сконе, Халланд, Бохуслен.

 

[8] По окончании эпохи викингов, в связи с на­чалом активного распространения христиан­ства и латинской графики, появляются футарки, следующие латинской традиции расположе­ния знаков, однако они представляют собой уже тупиковую ветвь отживающего футарка и являются скорее результатом вырождения это­го «алфавита».

 

[9] Адекватность футарка звуковому ряду не следу­ет переоценивать. Сомнительно, чтобы древней­ший германский «язык-основа» имел в своем составе меньше звуков, чем, скажем, древнеис-ландский, располагавший тремя с половиной десятками фонем. Для правильной передачи этого многообразия было недостаточно даже старшего футарка, тем более — шестнадцати­значного (по сути — четырнадцатизначного) младшего рунического ряда. Впрочем, идеаль­ной адекватности в письменностях, возникаю­щих естественным образом, достичь все равно практически невозможно.

 

[10] Англосаксонская руническая эпиграфика соз­дала не только новые руны, но и ряд чрезвы­чайно оригинальных лигатур-биндерун (в част­ности, вызывает интерес надпись из т. н. «Ост­ровного Евангелия», хранящегося в Публичной Библиотеке в Санкт-Петербурге, опубликован­ная в 1998 г.).

 

[11] Младший футарк явился отражением резко воз­росшей мобильности цивилизации Северной Европы в середине I тыс. н. э. По меткому вы­ражению выдающегося датского рунолога Эри­ка Мольтке, «скандинавский рунический ряд — это алфавит людей, находящихся в движении».

 

[12] Связи Скандинавии и Англии достаточно устой­чивы и протяженны во времени. Они не огра­ничивались, разумеется, сферой христианской идеологии. В VI—VII вв. Англия фактически бы­ла составной частью единого культурного про­странства Северной Европы.

 

[13] Рунические календари продолжают использо­ваться в сельской местности среди шведских крестьян вплоть до XIX в., в том числе и за пре­делами Швеции — в частности, на эстонских островах Балтики, где существовали поселения шведов-колонистов.

 

[14] Слово «художник», употребленное автором, впол­не оправдано. Эстетические соображения, по-видимому, действительно играли огромную роль, так как во множестве случаев объяснить те или иные особенности рунической надписи без учёта именно художественного ее восприятия рез­чиком совершенно невозможно.

 

[15] Традиционно серьёзная рунология исповедует принцип получения минимального, но наибо­лее надежного результата. В большинстве слу­чаев считается вполне достаточным адекват­ного прочтения и интерпретации надписи, а также датировка — отнесение ее к одному из трех больших периодов рунического письма. Толкование магического смысла надписей на сегодняшний момент представляет собой хотя и любопытную, но практически неразрешимую задачу — в силу чрезвычайной скудости поло­жительной информации о магическом значе­нии рун и их сочетаний.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал