Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 16. Сущность налогов






Сущность налогов сост в том, что они явл объективной эк катег, отраж-ей эк отнош м/у гос, юр и физ лицами по поводу перер ВВП в целях удовлетв общегос-ых нужд. Они предст соб форму отчуждения собственности у юр и физ лиц в пользу гос-ва на началах обязательности, безвозвр и безвозм.

Эк отнош м/у налогоплательщ и гос-ом не явл равноправными, т.к. гл выступает гос-во. Оно в устан-ет правила нал отнош, кот налогопл-ки обязаны выполнять. Собранные с помощью налогов ср-ва аккум-ся в гос бюджете для фин-ия гос прогр, проведения соц меропр, фин обороны, гос управления. Т.о., объективно налоги выполняют фискальную функцию, изначально присущую им.

Опираясь на фискальную функцию, гос-во использ нал в управлении общественным пр-ом, т. е. налоги приобр регулирующ функц, кот сост в их спос-ти воздейств на разв эк-ки, обеспеч устойч рост. Регулир функц реализ-ся через механизм нал-го регул-ия, кот включ совок мер косвен воздействия гос-ва на разв пр-ва путем измен нормы изъятия дох у предпр в бюджет, повышения/пониж общего ур-ня нал-обл-ия, предост нал льгот.

Нал изъятия доходов у нал-пл-ов не д б чрезм и оставлять им дост фин рес-ы для развития, что способ расшир нал базы и увелич поступле в гос бюджет даже при снижающихся ставках нал. Противоположные действия гос-ва, направл-ые на увелич нал нагрузки на эк, прив к кратковр эф-ту, т.к. по мере сужения нал базы бюдж поступл начинают снижаться. (доля нал изъятий не должна превыш 15% выр от реализ и 30% приб предпр). В пром РБ эти параметры значит превышены. В гос бюджет предпр отчисляют в ср 1/5 выр и более 40% приб.

В целом по эк уровень нал нагр на ВВП высокий, а его динамика не свидетельствует о либерализации нал режима.

К группе прямых налогов относ подоходно-поимуществ налоги, кот взим в проц приобр-ия и накопления мат благ и непоср связаны с величиной объекта обложения. Например, подоходный налог гражданами и налог на прибыль предпр уплач при получ дох и завис от его размера.

В группу косвенных (оборотных) налогов входят: НДС, акцизы, налог с продаж. В нац-ых нал сист-ах м. б. и др косвен нал. Например, в РБ указанный перечень дополнен отчислениями с выр от реализ прод (работ, услуг) на поддержку с/х, на содерж дорог, коммунального хоз-ва и др.

Косвен нал считаются наиболее выгодными для гос бюдж, т.к. они не зависят от фин рез-ов деят-ти предпр, а только от оборотов по реализ прод.

Недостатком косвен нал явл то, что их бремя ложится на широкие слои населения, в то время как прямые налоги учитывают уровень пл-сп-ти нал-пл-ов.

Введение множества косвен нал обусловлено слабостью дох части бюдж, не обеспечивающей покрытие всех гос расх.

Удельный вес косвен нал в ВВП РБ хар-ся стабильно высокой величиной. Начиная с 1998 г. он сост от 19% до 20, 5%, причем изменение стр-ры происходит в пользу целевых бюджетных сборов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.