Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления интеграции научных знаний.






Наука развивается под воздействием двух основных групп причин: одни из них заключаются в логике внутренних механизмов ее построения, когда одна идея, положение, понятие и т. д. для своего обоснования, подтверждения, проверки или включения в имеющееся знание требует выдвижения других идей, положений, поиска нового знания. В этом случае одно знание является предпосылкой возникновения другого знания, обосновывает его необходимость, порождает его, а это другое вытекает из первого. Знания взаимно обусловливаются, взаимодействуют одно с другим, образуют развивающуюся систему.

Другие причины складываются вне самой науки. Они носят социокультурный характер, выступают в виде общественных потребностей, экономических, финансовых, религиозных, политических задач и установок, определяющих возможности, направленность и результаты исследовательской деятельности.

Дифференциация и интеграция наук возникает вместе с их зарождением. Онтологическим основанием неразрывности этих процессов является характер структуры изучаемой реальности (мира), в которой дискретность, взаимная обусловленность, несходство явлений, предметов, их бесконечное разнообразие (выражается в дифференциации) существуют во взаимосвязи, взаимообусловленности, бытийствуют в режиме одно в другом, посредством другого, образуя единство всего сущего (отражается в интеграции). На разных исторических этапах становления науки могут преобадать процессы дифференциации или интеграции.

Процессы интеграции можно рассматривать как оборотную сторону дифференциации, что проявляется в построении (повторим) любой системы знания – теории, их группирования в отдельную науку, «собирании» знаний для формулирования законов и т. д.

Междисциплинарная интеграция осуществляется в науке по нескольким направлениям: по пути согласования языков смежных (и не только) дисциплин; в плане создания гипотез, аналогий, переносящих конструкции одной дисциплины в другую; в построении совместных конструктивных проектов для более глубокого понимания, обоснования и возможного управления функциями сверхсложных систем (экологические проблемы, социальное конструирование, антикризисное управление и др.); как осуществление сетевой коммуникации – внедрение междисциплинарной методологии, трансдисциплинарных норм и ценностей, инвариантов и универсалий научной картины мира.

В последнее десятилетие возникло новое научное (синтетическое) направление в биологии – самбиогенетика, которая интегрирует знания по генетике, биоценологии, симбиозу, а предметом ее исследования являются надорганизменные генетические системы, образующиеся в результате взаимодействия неродственных организмов.

На подъеме находится новая научная дисциплина – химия молекулярных агрегатов (супрамолекулярная химия), изучающая межмолекулярные взаимодействия нековалентного типа. Нобелевский лауреат Жан-Мари Ленон назвал супрамолекулярную химию областью молекулярной социологии ввиду внешнего сходства связей и «поведения» молекул в агрегатах с поведением и отношениями людей в обществе.

В приведенном примере просматривается необходимость разработок новой методологии анализа химических явлений с использованием заимствованной и методологического арсенала социологической науки, что свидетельствует о высоком уровне развития современной химической науки и о большой сложности глубоких структур химических объектов.

В целом, в современной науке выделяются направления дифференциации наук по предмету и объекту исследования, по методам, отношению знания к субъективной реальности и рефлексивности. В интеграции научного знания получили распространение следующие направления и механизмы его развития: перенос идей и представлений, методов, понятий концепций, формирование междисциплинарных проблем и направлений исследований, новых «стыковых» дисциплин; сближение наук, имеющих различные предметные области, и научных дисциплин различных типов (фундаментальных, прикладных); универсализация языка; выработка общенаучных средств познания; усиление взаимодействия философии и науки, интегративной роли философии. Подробнее о направлениях дифференциации и интеграции научных знаний можно прочитать в источнике.

Дифференциация и интеграция научных знаний является постоянным, диалектически противоречивым процессом, обеспечивающим упорядоченность науки, ее стройность, системную организацию и развивающуюся способность науки формировать разностороннее, целостное, глубокое представление о реальном мире.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.