Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.






Наука в современной культуре.

Аксиология — учение о ценностях. С Нового времени эта проблема эта проблема в науке получила различное освещение. Есть определенные закономерности в развитии науки. Возрастает роль ценностей в науке + в форме социальной деятельности. Ценности науки для социального развития приобретают регулирующую, экспертную. Регулирующая роль в выборе тематики, методов, результатов, оценка значимости. Наука ориентирована на объективность знания. Наука стремится к объективности, с другой стороны, соответствует ли к объективности ценностным ориентациям человека в обществе.

В науке Нового времени целью науки — разграничение математических и гуманитарных наук. Идея науки, как науки, свободной от ценностей принадлежала Бэкону. Бэкон: наука должна быть беспристрастна, автономна, нейтральна.

Ценностная ориентация в науке для него распадается на ряд вопросов:

наука — для человека; против; нейтральна.

Все 3 аспекта имеют место в реалии. Человек согласует жизнь в объективными законами природы.

Ценность науки. 1. Укрепляет могущество человеческого разума. 2. Способствует развитию творческой активности.

Ценность — определенное отношение субъекта к результатам деятельности. Ценность — жизненно важный фактор, определяющий устойчивость существования общества.

Наука сама по себе является ценностью, она развивает человеческий разум, творческую активность, основу творчества в разных проявлениях.

Полани выступал против объективированного идеала науки. Наука не может твориться вне ценностных ориентаций.

К внутринаучным ценностям относят 1. истину. Без нее нельзя создать систему научных знаний. 2. В самой науке ценностным является не только знание, но и методы. Метод аккумулирует опыт. 3. Эмпирические законы обобщения, понятия, принципы, гипотезы.

Научное творчество — поиск нового. Ценность — возможность систематизировать научное знание.

Социокультурная детерминация. Общество или организация ставят определенные цели перед развитием научных установок.

Основная проблема в использовании научных данных — польза/вред. Поэтому принимается ряд мер для ограничения интеллектуальной деятельности, которая приносит вред (ограничение производства трансгенных организмов).

Социальные ценности трансформируются в деятельность через убеждения ученых. Сама наука в своих объяснительных возможностей исходит из ценностных ориентаций — лучше отделить субъективные посылки.

Наука неклассического периода — основная ценность — связь прибора с самим объектом (после открытия элементарных частиц (невозможность их исследовать вне прибора)). К. Поппер: если знание не может быть опровергнуто — то это ненаучное знание, если хоть немного может быть опровергнуто — частично научное Þ принцип фальсификации. В науке традиции следования тем или иным ценностям. Комплекс совокупности ценностных принципов — этос науки.

Этос науки — это эмоционально окрашиваемый комплекс правил, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого: научная добросовестность, ответственность, порядочность, честность, оценка труда каждого в научном обществе по этим критериям.

Ценностные ориентиры — нераспространенность ядерного излучения. Ценностные ориентиры порой являются надежной преградой.

Для науки надо: 1. предписание объективности знания, 2. обеспечение обоснованности знания, 3. логическая доказуемость, 4. обеспечение авторитетности научных исследований.

Инструментальная и мировоззренческая ценности науки.

Наука — инструмент в руках общества. Должна быть готова к решению проблем, которые стоят перед обществом. Наука — социально организованный институт. Создана система организаций в науке для управления ею, для обеспечения качества кадров. Наука должна быть мобильной: способствовать переводить фундаментальные исследования в прикладные; опытно-конструкторские — в прикладные.

Видеть и решать конкретные проблемы в разных сферах жизни общества (развивать фундаментальную науку). Решать глобальные проблемы (экологические).

Мировоззренческая ценность — содержание фундаментальных исследований, которые изменяют картину мира. Наука принимает активное участие в формировании мировоззрения.

Функции мировоззрения

1. Аккумулирующее знание. Делает мировоззрение средством, которое аккумулирует общество. Мировоззрение воздействует на культуру, а культура — на мировоззрение. Наука создает базу мировоззренческого исторического оптимизма. Но наука вызывает и пессимизм.

Сциентизм.

В XX веке важнейшая мировоззренческая установка — наука — самая важная ценность, которая воздействует на все сферы жизни социума. Знание и наука рассматривается как культурно-исторический образец для остальных сфер деятельности.

Сциентизм в качестве главного знания считает знание естественных и технических наук и особое внимание уделяется точному математизированному точному естествознанию.

Сциентизм — это мировоззренческая установка, преувеличивающая значение естественно научного знания на все сферы жизни.

Вместе возник и антисциентизм — противоположная установка в оценке возможностей науки. А. исходил из негативных последствий НТР, требовал, чтобы распространение науки было ограничено. Безграничное развитие науки ведет к катастрофе.

Науке противопоставляют религию, искусство, нравственную жизнь человека.

Сциентизм считает науку ядром всех сфер человеческой деятельности. Не замечает последствий технократических идей.

Антисциентизм верит, что идея вторжения науки во все сферы человеческой деятельности делает науку бездуховной.

Герберт Меркузе: наука смогла только сформировать только однокамерного человека — подавление в человеке природного, индивидуальность свелась к технократическому параметру, использует разум как инструмент.

Бертон Рассел: основной порок цивилизации видит в гипертрофированном развитии науки.

АСЦ: Огарев, Бердяев, Руссо, Шестов. Есть ли ограничения в науке?

Наука не может распространиться и утвердить себя как единый смысл познания мира.

Наука не способна сразу решить глобальные проблемы человечества. Нужно создавать новую культуру для решения экологических проблем. Возможность и ограниченность науки. Наука развивается не только под потребностями людей, у нее есть потенциал собственный, который не указывает, что она скоро закончится.

 

 

50 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

Основная проблема в использовании научных данных это проблема «польза – вред», трансформация проблемы «добро – зло». Интеллектуальная деятельность ограничивается в РБ. Например, создан проект закона об «Ограничении трансцендентных организмов».

Социальные ценности в науки укореняются через убеждения ученых. Многие ученые готовы все сделать ради денег, а многие не хотят делать зла для народа.

Сама наука в своих возможностях исходит из различных ценностных ориентаций. Не только человек зависит от природы, но и природа зависит от человека. Потребительская культура современного общества (взять из природы для благо человечества), сейчас постепенно заменяется на такое взаимодействие между человеком и природой, чтобы и человеку было хорошо и природе не в ущерб.

Ценности по охране окружающей среды записаны в юридических законах и в министерствах охраны природы.

Совокупность научных ценностей принятых в науке называется этосом науки (ЭН). ЭН – это эмоционально окрашенный комплекс знаний, предписаний и обычай, ценностей обязательных для ученых.

Это:

1) Научная добросовестность – стремление к достижению истинного знания;

2) Ответственность;

3) Порядочность;

4) Честность.

Совокупность этих принципов создает направленность на получение истинного знания.

Ценностные ориентации не являются надежной преградой (Чернобыль).

Наука это инструмент в руках общества. Наука является социально организованным институтом. Инструментом нужно управлять. Он должен быть высококачественным (кадры). Наука должна быть мобильной (быстро переходить от фундаментальных знаний к приплодным, а затем опытно-конструкторские разработки (ОКР) и внедрение). Наука должна быть средством создания техники и технологии. Наука должна быть способна видеть и решать конкретные проблемы. Наука должна решать глобальные проблемы.

Существует ли ограниченность науки?

Человек познает мир не только с помощью науки (мифы, религия и т.д.), поэтому наука не может быть единственной в познании мира; несмотря на то, что она постоянно развивается и расширяется. Поэтому наука ограничена. Наука не способна сразу решить глобальные проблемы человечества. Поэтому нужно создавать новую культуру. Дж. Хорган в своей книге «Конец науки …» видит конец науки в ограниченности разума. Он пишет, что науке нечего делать, основные проблемы решены. Он заменяет науку научной теологией или конец научной машине.

Однако с такой точкой зрения соглашаться нельзя (по утверждению Бурака). Ограниченность возможностей науки не существует, так как наука имеет внутренний потенциал развития и у нее самой есть логика. Относительная ограниченность существует.

Интерес общества к науке неоднозначен. С одной стороны, общество ждет от науки удовлетворение своих запросов, поэтому общество стремится указать ученым, не считаясь с их автономией, какими именно проблемами им следует заниматься, но с другой стороны, общество заинтересованно в эффективном функционировании науки и в длительной перспективе, а не только сегодня. Такая неоднозначность интересов придает взаимоотношениям науки и общества постоянную напряженность.

Кроме того, общество включает различные социальные слои, группы, классы, интересы которых в одной сфере близки, но в другой расходятся, а в третьей противоречат друг другу. Поэтому не исключены ситуации, когда противоборствующие социальные силы для обеспечения собственных интересов пытаются заручиться поддержкой научного сообщества или даже подчинить его себе.

Принцип невмешательства в вопросы религии, морали, политики в настоящие время часто называют принципом этической нейтральности науки. Предполагается, что ученые не затрагивают вопросы религии, этики, политики, а в обмен за это богословы, моралисты, политики также не должны вмешиваться в дела науки. Согласно принципу ценностной нейтральности, наука оперирует фактическими, а не ценностными суждениями, поэтому данный принцип называют принципом свободы от ценностных суждений. Но по своей сути научная познавательная деятельность подлежит ценностным и моральным оценкам, поскольку научное познание не только осуществляется человеком, но оно осуществляется для человека. Здесь имеются ввиду не только возможности его практически-прикладного использования, но и то, что знание, которое получает данный исследователь, по своим свойствам должно быть таким, чтобы его могли усвоить, воспринять и оценить другие, по крайней мере его коллеги. Доступное для человеческого восприятия, понимания и осмысления исследование будет считаться завершенным, если его результат не доложен коллегам на научном семинаре, симпозиуме или не опубликован в научном журнале. Ученный, делая свой результат достоянием научного сообщества, в какой-то мере отчуждает его от себя, а его коллеги получают возможность воспользоваться этим результатом для его критической оценки, для проведения новых исследований, для его прикладного применения.

Процесс научного познания регулируется познавательными и методологическими нормами. Следование этим нормам или пренебрежение ими – моральный выбор ученого, предполагающий его ответственность перед своими коллегами и научным сообществом, т. е. профессиональную ответственность, которая предполагает в идеале стремление к истине, выражающееся в получении нового логически или экспериментально обоснованного знания.

Социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества, причем проблемы профессиональной и социальной ответственности ученых тесно переплетены. Один из создателей квантовой механики, М. Борн, отмечал, что в современной науке и ее этике произошли такие изменения, что невозможно сохранение старого идеала служения знанию ради него самого. Социальная ответственность ученых была исходным импульсом, который заставил в начале 1960-х гг. сначала их, а затем и широкую общественность осознать серьезность ситуации, угрожающей будущему человечества в результате бездумного применения научно-технических достижений, которые становились причиной загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов.

В 1970-е гг. общественный резонанс вызвали результаты и перспективы биомедицинских и генетических исследований. Группа биологов и генетиков во главе с американским ученым П. Бергом предложила даже объявить добровольный запрет на эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять потенциальную опасность для генетической конституции живущих ныне организмов.

Стоит упомянуть и дискуссии, связанные с бурным развитием микроэлектроники и информатики. Прогресс вычислительной техники, внедрение роботов и компьютеров во все сферы жизни человека и общества ставят немало вопросов о свободе и суверенности личности.

Можно сделать вывод, что социальная ответственность ученых не есть что-то внешнее по отношению к научной деятельности. Напротив, ценностные и этические основания – неотъемлемая часть научной деятельности, которая ощутимо влияет на проблематику и направления исследований. При этом развитие науки увеличивает количество проблемных ситуаций, и пока нравственный опыт, накопленный учеными и всем человечеством, оказывается недостаточным для их разрешения

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.