Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени






В этот период (16-18 вв) произошли 2 глобальные научные революции:

1. Формирование механистической картины мира.

2. Распространиние диалектического материализма.

С этого периода началась классическая наука, которая обусловила характер научного познания, наука обрела статус целостной системы в единстве 3-х основных статусов: 1) как научной системы знаний; 2) духовный феномен – способность производить знания; 3) наука, как социальный институт.

Предпосылки и почву для I-ой науч. революции подготовила эпоха Возрождения, в эту эпоху произошел переход от восприятия остального мира к восприятию оценки собственной жизни как к главной способности строить свою судьбу. Стала выявляться особая значимость человеческого своебразия, его творческой активности. Возрождение выработало новое мировоззрение, прежде всего благодаря целой плеяде выдающихся философов – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.

В эпоху культа красоты математика выражает субъективное (пропорции тела), была выработана концепция линейной перспективы (когда в отдаленнии предметы меньше размером и параллельные линии сходятся в одну точку). В результате направленности фил. мысли на материально-личностное создаются предпосылки для становления инженерного подхода.

Николай Кузанский – папский кардинал и епископ. Один из первых пантеистов (Бог во всем). Геометризм – важнейшая форма представления действительности, который базируется на зрительном восприятии. Главное открытие К. - развитие понятия предела, который он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур. Он создал метод, принцип максимального и минимального, подошел к относительности и предпосылочности любого знания.

Новое время – эпоха ранних буржуазных революций. Англичанин Ф. Бэкон. Его философские интересы были сосредоточены на практике и науке. Бэкон критиковал созерцательный характер знания эпохи Возрождения. Знание – сила, оно должно стимулировать человека к действию. Бэкон стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельносити. Новаторство Бэкона выразилось в понимании практико-обусловленности знания, он видел разрыв между практикой и знанием. Научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно. Знание в голове человека появляется в результате осмысления данных эксперимента. Эксперимент индуцирует знание -> метод индукции (лат. «индукцио» - выведение, наведение) – логическое умозаключение от частного к общему. Однако у этого метода есть ограничения: из-за одного отрицательного результата придется отказаться от применения общего правила. Бэкон называл это не недостатком, а особенностью (это метод не работает там, где получают идеализацию).

Декарт (картезианство) – методическое сомнение является эффективным приемом в научных исследованиях. Истинности знания на основе Бэкона Дэкарту не достаточно, он ищет ее в области человеческого интеллекта – в уме человека, в его разуме. «Я мыслю, значит существую». Основание достоверного суждения прежде всего сам размышляющий субъект. Особое внимание уделяет исходному пункту цепи дедукции – это интеллектуальная интуиция.

Основные постулаты философии Декарта:

а) исходный пункт в мыслящем субъекте; б) принцип методического сомнения, интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция; в) деление изучаемого являения на составные, мельчайшие частицы; г) восхождение от простого к сложному; д) поиск рационального порядка во всем; е) развитие концепции врожденных идей; ж) дуалистичность: представление мира, состоящим из двух субстанций (материальной и духовной, с атрибутами протяженность и мышление).

В 17 в. Готфрид Лейбниц следовал рационалистической традиции Декарта и углубил его принципы рационалистической философии. Он ввел: 1) принцип непротиверечия и тождества (А есть А и не может быть неравно А); 2) принцип необходимости достаточного основания; 3) принцип тождества неразличимых (не может быть даже 2 тождественных вещей); 4) принцип идеальности монад, принцип непрерывности и т.д. Он дал философский перевод математического смысла дифференциального исчисления, одним из создателей которого он являлся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.