Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы социально-гуманит-го познания.






Соц-ое знание уходит своими корнями в глубь истории. Трудно однозначно решить вопрос о начале соц-го знания. Человек стал одновременно стремиться к познанию как природы, так и самого себя, социальных отн-ий м/у людьми. Именно так возникли мифология, затем фил-я, религия, зачатки научного знания, литература, искусство, с помощью кот-ых человек познает себя и мир, в том числе и социальные отн-ия, существующие в обществе. Одной из важных особенностей соц.-гуманит. знания явл-ся то, что оно складывается, функц-т, неявно взаимодействует с вненаучным, практическим знанием.

Одной из наиболее др. форм вненаучного познания явл-ся миф. До сих пор влияние мифа значительно: 1) даже в развитых странах жизнь общ-ва пронизана мифическими представлениями. 2) в некот-ых регионах мира, напр. в Индии, и в наши дни древние мифы сохраняют знач-ое влияние. Напр., миф о переселении душ. Естественно в ходе истории роль и статус мифа в культуре изменились, но миф не исчез. Древнейшим и уникальным методом достижения сути мирового бытия явл-ся искусство, его формы - лит-ра, живопись, музыка. Человек пытается реализовать себя через искусство, - опираясь на способность воображения, он получает возможность " проигрывать" разные смыслы, создавать все новые фантастические миры, кот-ых нет в природе и соц-ой реальности. В этом плане искусство своеобразно продолжает мифолог-ую линию. Искусство, как заметил Аристотель, говорит нам не о том, что произошло, а о том, что м/б. Тем самым искус-о расширяет границы челов-го мира, делает его богаче, помогает человеку познать себя и других.

Познание людьми законов функц-ия общ-ва и самих себя наз-ся соц-м познанием, кот-ое делится на 2 подсистемы. Познание законов функц-ия общ-ва осущ-ся общественными науками, познание человеком самого себя - гуманитарными науками. Тайна человека состоит в том, что он уникален и не исчерпы-вается общесоц-ми характ-ми.

В соц-ом познании реальность осмысливается как единство противопол-ей: 1) развитие общ-ва как единого соц-го организма с присущими ему закономерностями, 2) развитие людей, различ-ся по своему соц-му положению, происхождению, культуре и пр. => сложность в том, как совместить стремление к объективности с неопределенностью, открытостью личности, кот-ая выступает объектом и субъектом истории.

Многообр-е форм постижения соц-ой реальности связано не только с тем, что особенности объекта неизбежно порождают возм-ть построения различных теоретических конструкций, но и с тем, что в процессе эволюции общ-ва и личности складываются разные формы сознания - миф, религия, наука, каждая из кот-ых стремится постигнуть сущность бытия со своих позиций. Также формы сознания расщепляются, образуя множ-во школ и напр-ий. При этом одни соц-ые науки в силу своей практ-й значимости, напр. экономические науки, получили признание раньше, чем другие.

Выделим типы соц-го знания в зав-ти от объекта. Общей особен-ю объекта соц-го знания явл-ся, 1) его историчность, поскольку и общ-о и личность динамичны; 2) историчность соц-го знания проистекает из его относит-ти и открытости.

1. Осн. задача социологического типазнания - анализ общ-ых процессов как закономерных, повторяющихся и необх-х. Поэтому социолог-ое знание обобщает, стремится объяснить многообразие общ-го бытия, опираясь на законы, чтобы на основании этого можно было предвидеть будущее в пределах данной теоретической сист-ы. Важным методом социального познания является объяснение изучаемыхявлений. Объяснить значит подвести под опр-ый закон, иными словами, объяснение означает нахождение закона, кот-му подчиняется исследуемое явление.

2. Гуманитарный тип соц-го знания связан с сознательной опорой на опр-ые ценностные установки, когда исследователь стремится познать человека не столько как объект, часть массовидного, сколько как неповторимое, уникальное, как субъект. Гуман-е знание выделяется из целостного соц-го знания только в XIX в. Гуманит-е знание использует метод понимания, стремясь проникнуть в мир личности разными путями, начиная с анализа аксиологической координаты личности и социума и кончая изучением его природных оснований. В этом отличие гуманит-го подхода к миру от естественнонаучного. Как известно, естественнонаучные истины общезначимы и в принципе интерсубъективны. В них истина опр-ся объектом, тем, насколько объект адекватно описан или объяснен теорет-ой сист-й. Поэтому тот факт, что " тела при нагревании расширяются" истин как для верующего и неверующего, богатого или бедного. Именно поэтому попытки отриц-я достижений естеств-х наук всегда обречены. Но ситуация усложняется, когда заходит речь о фундаментальных открытиях.

В тех же случаях, когда новейшие открытия затрагивают личностные установки, они не оставляют нас равнодушными, заставляя несогласных находить аргументы " против" таких положений. Этим, напр., объясняется длительная борьба даже части научного сообщ-ва против эволюционной теории Дарвина, теории относительности Эйнштейна и др. Это свидетельствует о социальности любого, в том числе и естественнонаучного, познания. Однако естественные науки считают момент влияния социокультурных факторов на научное познание временным, преходящим. Гуманит-е знание исходит из того, что личность открыта. Ее сущность неисчерпаема и богаче любого конкретного явл-я. Богатство личности находит отражение в хар-ре культуры, кот-ая и показывает сколько собственно человеческого в человеке. Культура в принципе должна обеспечить целостность восприятия мира, отражая родовые свойства челов-го бытия. Именно с помощью культуры человечество достигает единства традиций, транслируя достижения эпох и поколений.

Гуманит-е знание имеет структуру: эмпирический уровень, характеризующее индивид-е проявления челов-го бытия; теор-ий уровень, стремящийся найти всеобщее, повторяющееся в различных индив-х процессах (с теор-м уровнем связано понимание роли ценностных установок в жизни чел-ка); фил-й уровень исследует основание ценностей, их природу, чтобы истолковать смысл человеческого бытия и тем самым углубить понимание личности с учетом знаний, даваемых наукой. Т.о., на уровне фил-го истолкования смысла челов-го сущ-ия происходит синтез объяснения и понимания. Пон-е как метод социально-гуманит-го знания не огран-ся поисками смысла написанного, текстов, их интерпр-ии, с учетом контекста и подтекста, выяснения их социокульт-х и психол-их оснований, но и иссл-т реальное соц-ое бытие. При этом гуманитарно-аксиолог-ий подход, опираясь на рез-ты, полученные с пом. других методов - историзма, системности, объективности, решает свои задачи, получая новые знания о личности. С помощью пон-я преодолевается интеллектуальный дискомфорт, кот-ый возникает у чел-ка знающего, но не поним-его происходящее. Пон-е помогает прояснению ситуаций, находя им место в структуре целого. Пон-е не исключает необх-ти объяснения. Возможность объяснения того или иного явления углубляет понимание.

3. Исторический тип соц-го познания. Его объект - прошлое - изучается для познания и понимания настоящего и предвидения будущего. История как тип знания отражает объект-е закономерности развития общ-ва. Однако на пути открытия этих законов встают трудности, связанные с относительностью тех или иных истор-х событий, их неповтор-ю и ситуативн-ю (важн. особенность). Одинак-ые истор-ие события имеют различные формы, что обусл-но спецификой соц-го объекта, влиянием культуры, традиций, истории народов на те или иные события. С этим связана ограниченность прим-ия колич-ых методов моделирования при изучении соц-х процессов. Историческое знание - это знание о прошлом, но небытие прошлого относ-но, ибо прошлое подготавливает настоящее. Вот почему нельзя познать настоящее без познания прошлого. Не только прошлое и настоящее, но и будущее м/б объектом соц-истор. познания, ибо формирующиеся теорет-ие конструкции становятся своеобразной моделью будущего, руководства для " построения" новой реальности. Будущее вырастает из настоящего, его элементы уже содержатся в настоящем. Теорет-ие модели соц-ой реальности тем успешнее могут прогнозировать будущее, чем сильнее, надежнее они опираются на прошлое и настоящее. Формой взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего выступают социальные законы. Некоторые социальные законы остаются неизменными в течение тысячелетий, они проходят сквозь века, соединяя различные эпохи и цивилизации.

Соц-ое познание осуществляется в основном на двух уровнях иссл-ия: Эмпирический уровень получения знания основан на опытном изучении фрагмента соц-ой реальности, существ-го в опред-ом культурном пространстве. Его ядром выступают факты - сложное образование, ибо нет фактов самих по себе, никак не связ-х со всей соц-ой реальностью. Факты в науке теоретически нагружены и задача исследователя заключается не в том, чтобы найти " чистый", " атомарный" факт, а в том, чтобы понять место данного факта в системе целого. Теоретическое познание представляет собой обобщение множества фактов. Теоретик из множества фактов, кот-е непосвященному предст-ся хаотичными, выбирает концептуально значимые, существ-е и на их основе строит целостную теорию. Интерпретируя происшедшее и происходящее, теоретик раскрывает закономерности, получает возможность предсказать будущее.

Методы: понимание, интерпритация, объяснение, истолкование, эмпатия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.