Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы эмпирического познания.






1. Научное наблюдение в отличие от созерцания предполагает замысел, цель и средства, с пом-ю кот-ых субъект переходит от предмета деят-ти (наблюдаемого явления) к её продукту (отчету о наблюдаемом). Набл-ие - важнейший способ получения научных фактов (Факт науки - это эмпирическое звено в построении теории, некая реальность, отображенная информационными средствами. Нечто становится научным фактом лишь тогда, когда оно зафиксировано принятым в данной науке способом: формула, протокольная запись, фото и пр.). Набл-ие фиксирует не только формы, цвета и звуки предметов, но и их отн-ия, взаимозависимость, давая объективные сведения о природе. Если мы зафиксируем рез-ты проведенного набл-я средствами принятого языка (обыденного, языка физики и т.п.), то мы получим так называемые эмпирические высказывания. Если принят один язык, то два ученых выразят одно и то же наблюдаемое событие однозначным образом. Важнейш. госеолог-ая функция набл: с его пом. мы переводим наблюд-ую объект-ую ситуацию в область сознания, превращаем её в нечто идеальное.

2. Сравнение - процедура, устанавл-ая сходство или различие исследуемых пар объектов, явлений и т.п. В реальном мире отн-ия и связи м/у предметами м/б разнообразными. Два предмета м/б равными по весу, но различаться по объему, иметь одинаковую длину, но быть несходными по физическим св-вам. Отсюда ясно, что сравнивать предметы можно только по к/л выделенному в них признаку, св-ву или отношению. Т.е. в раках заданного интервала абстракции. Сведение к опр-му единству явл-ся необх-ым условием процедуры сравнения. Исп-ие процедуры сравн-я предполагает, что мы как-то уточнили ту объективную ситуацию, в рамках кот-й производится сравнение. Это значит, что: 1) выделили то отн-ие, кот-ое позволяет сравнивать свойства предметов (т.е. способ сравн-я); 2) знаем те условия, в кот-ых производим операцию сравн-ия, т.е. нам понятно значение этих условий для осущ-ия указанной операции. Сравн-ие выполняет семантическую функцию, т.е. помогает выявить смысл суждений. Последнее важно, когда надо сравнивать свойства, кот-ые невозможно наблюдать непоср-но.

3. Измерение - процедура сравнения двух величин, в рез-те кот-й экспериментально устанавл-ся отн-ия м/у искомой величиной (наз-ся измеряемой величиной) и другой, принятой за единицу измерения (эталон). ИЗм. истор-ки развилось из операции сравнения, но в отличие от неё явл-ся более универсальным познавательным ср-вом. Изм.: прямое (непоср-е сравнение измеряемой величины и эталона) и косвенное (искомая величина опр-ся на основании прямых измерений других величин, связанных с первой матем-ки выраженной зависимостью).

4. Эксперимент (Э) - метод эмпирического познания, посредством кот-го, воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на кач-ом или колич-м уровнях. В сравнении с наблюдением структура Э удваивается: 1) деятельность, цель кот-й - достижение нужного сост-ия предмета; 2) непосредственное набл-е. Причем при Э ученый уже нечто знает об ожид-ом ответе. Сущ-ют 2 типа Э: исследовательский (поиск неизвестных зависимостей) и проверочный (подтверждение или опровержение теорий).

5. Классификация - способ упорядочения множества изучаемых опред-ой наукой объектов по каким-то опр-ым св-вам (их наличию или отсутствию), а также по степени их интенсивности (классификация геометрических объектов по их геометрической форме, классификация видов минералов в геологии и т.п.). Сущ-ет: искусственная и естественные (в основе лежат те св-ва объектов, различие м/у проявлениями кот-ых хорошо фиксируется в опыте и поддается количественному измер-ю, напр., таблица Менделеева) классификации в науке.

6. Абстрагирование - способ замещения чувственно данного (наблюдаемого объекта) мысленным конструктом (абстрактных объектом) посредством двух взаимосвязанных мыслительных процедур - отвлечения и объективизации. Рез-ты абстрагирования принято называть абстракция - рез-т мысленного членения объекта познания с помощью анализа и абстрагирования, в рез-те кот-го в науке вырабатываются мысленные конструкты и связи м/у ними (понятия, суждения….)

7. Индукция (И) - способ постижения реальности, состоящий в восхождении от частного к общему, от единичных фактов к некоторому обобщающему логическому заключению. И-я представляет собой скачок в познании от данных наблюдения к выводам, полученным логическим путем, т.е. путем умозаключения. Посылками индуктивных выводов служат протокольные предложения или факты. Заключением индуктивных выводов являются часто универсальные высказывания о к/л законах. И-я: перечислительная - умозаключение, в котором осущ-ся переход от знания об отдельных предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса (пр., Лавуазье XVIII в. Все тела м. иметь три формы). Перечесл-я И бывает: полная - исследование конечного класса, есть информация свойствах каждого элемента (пр., каждая планета движется вокруг Солнца по эллиптической орбите); неполная - умозаключение делается обо всем классе на основе множ-ва утверждений. И через элиминацию: ученый сначала выдвигает на основе наблюдений несколько гипотез о причинах явления. Затем он должен опровергнуть все неверные предположения (Ф. Бэкон), оставшаяся не опровергнутая гипотеза и есть истинная. И как обратная дедукция: С. Джевонс и В. Уэвелл. По мере рассуждений от частного к общему можно выдвигать некоторые гипотезы. Но после их выдвижения надо различить индуктивно правильные от индуктивно неправильных. Те гипотезы явл-ся индуктивно правильными, из кот-ых дедуктивно следуют те основания (посылки), которые лежали в основе их выдвижения. Т.о., критерием правильности И выступает дедукция: только то индуктивное восхождение мысли от частного к общему является логически правильным, кот-ое в обратном напр-ии явл-ся строго логическим

8. Фальсификация - (К. Поппер) доказат-во ложности научных гипотез с пом-ю эмпирического опыта. Поппер: основная функция эмпирич-го опыта в науке состоит не в том, чтобы доказ-ть истинные гипотезы, а в том, чтобы опровергать ложные научные гипотезы. Если из эмпирической гипотезы вытекают следствия, кот-е оказ-ся ложными в ходе их сопоставления с данными наблюдений и эксперимента, то по правилу дедуктивной логики гипотезы также явл-ся ложными. Именно потенциальная фальсифицируемость знания явл-ся необх-ым признаком его научности. Фальсиф-ные гипотезы и теории д. учеными решительно отбрасываться без попыток их модификации, а среди неопроверг-ых наличным опытом гипотез предпочтение д. отдаваться, по Попперу, не наиболее вероятным, а наиболее невероятным. Прогресс научного знания, по Попперу, как раз и заключается в том, что более информативные гипотезы вытесняют менее инфор-е.

9. Экстраполяция - экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы. Напр., закон теплового излучения Планка (энергия излучения м. передаваться только отдельными порциями - квантами) была экстраполирована Эйнштейном на другую область явлений (объяснение природы фотоэффекта).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.