Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное знание как развивающаяся система.(30)






Наука – процесс построения систематизир-го образа части реальности, ориентиров-й на выявление ее общих свойств. Основой этого процесса служит научная методология – комплекс приемов решения определ-х задач, а его результатом является получение теоретич. знания, служащего удовлетворением базовых человеческих потребностей, первая из которых – познавательная доминанта человеческой деят-ти, вторая – научное обеспечение разработки новых технологий.

Возникновение и развитие науки как самодостаточной сферы человеческой деятельности, происходило в общем русле мировой истории и истории отдельных государств и народов. Взлеты и кризисные ситуации научного познания во все времена были согласованы с переломными историческими эпохами.

Будучи самоорганизующейся системой, наука развивается в соответствии с циклическими закономерностями, проходя через зоны кардинальных изменений и участки монотонного развития. Наиболее крупные изменения происходят в периоды научных революций, самыми значительными последствиями которых являются полная модернизация научной парадигмы и всей системы миропредставления, обновление философских оснований, методологии и типа научной рациональности.

Типы науки: Наукой называют как всю систему научн. знаний, так и ее составные части (научные дисциплины). В настоящее время существует несколько тысяч различных наук, каждая из которых имеет свой предмет и свое особое содержание.

Принято разделять науки на естественные, изучающие природу, и общественные (социальные), изучающие общество. Однако четко и однозначно провести грань между ними невозможно. Есть немало наук, занимающих пограничное, промежуточное положение. Например, география включает в себя изучение и природы (физическая география), и общества (экономическая география). На стыке естественных и общественных наук находится экология. Кроме этого, естественные и общественные науки не охватывают всего множества наук. Существуют науки, которые не являются ни естественными, ни общественными. Сюда относится комплекс технических наук, а также логика и математика.

Любая классификация наук может быть лишь более или менее условной. Представляется возможным выделить четыре важнейших типа наук – естественные, общественные, технические и математические.

Развитие научного знания от своего исходного (эмпирического) состояния к высшему (теоретическому) уровню протекает в следующих основных формах: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная метафора, научная идея, научный закон, научная концепция, научная теория. Эти формы научного знания находятся в диалектической взаимосвязи, при которой каждая последующая форма органически включает в себя предыдущую. Научная теория является высшей системной формой организации научного знания, достоверно и адекватно описывающей и объясняющей соответствующий фрагмент реальности средствами собственного понятийно-категориального аппарата (научного языка). Научная же концепция выступает, с одной стороны, как относительно самостоятельная системная форма организации некоторого научного знания, а с другой – как важнейшая форма познания, обеспечив-щая преобраз-е этого знания в систему методологич. принципов. Эти формы систематиз-и науч. знания находятся в диалектич. взаимосвязи, при которой научная теория органически включает в себя научную концепцию, а научная концепция представляет во вне основные идеи и положения научной теории.

б) В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания – эмпирический и теоретический.

Необходимо выделить часто не фиксируемый, но очень существенный уровень структуры научного знания – уровень философских предпосылок.

В классической науке предпосылкой научных теорий было предварительное построение и развитие картин исследуемой реальности. В эпоху зарождения естествознания эти картины возникали как философское обобщение накопленных практикой и познанием фактов о некоторой предметной области. В этом обобщении активную роль играли сложившиеся в культуре ценностные ориентации, мировоззренческие установки и идеалы познания

Первоначально зародышевые формы картин исследуемой реальности возникали в виде натурфилософских построений, которые затем адаптировались к опыту. Однако даже в такой форме они могут служить исследовательской программой, обеспечивающей прогресс эмпирического исследования и накопление фактов об изучаемых процессах. Полученные из наблюдения факты могут не только видоизменять сложившиеся представления о природе, но и привести к противоречиям с ними и потребовать их перестройки. Лишь пройдя длительный этап развития, картина исследуемой реальности очищается от натурфилософских наслоений и превращается в специальную научную картину мира, конструкты которой (в отличие от натурфилософских схем) вводятся по признакам, имеющим опытное основание.


15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.(31)

В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Категории “чувственное” и “рациональное”, с одной стороны, и “эмпирическое” и “теоретическое”, с другой, достаточно близки по содержанию, отождествлять их нельзя. Так эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувствительности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений – всегда фиксируются в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и научные термины.

Эмпирич. познание предполагает формир-е на основе данных наблюд-я – науч. факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального.

Теор. познание также не представляет чистое рациональное познание, поскольку наблюдается переплетение чувственного и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теор. освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания.

Даже сложные и высоко математизированные теории включают в свой состав представления типа “идеальный рынок”. Подобные идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперименты. Результат этих экспериментов – выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Т.о., теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.

Основные критерии различия эмпирического и теоретического уровней следующие: предмет исследования, средства исследования, методы исследования

1) характер предмета исследования. Эмпирические и теоретические исследования могут познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях. На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории – воссоздать все эти отношения м/у законами и т. о. раскрыть сущность объекта.

Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Второе – это всегда знание истинное. Т. о., эмпирические исследование изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования. Простое индуктивное обобщение опытов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта.

2) тип применяемых средств исследования. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Поэтому средства импер. исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Кроме средств, связанных с экспериментами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют эмпирические средства и термины теоретического языка. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными признаками). Основные средства теоретического исследования – теоретические идеальные объекты. Это особые абстракции в которых заключен смысл теоретических терминов (идеальный товар).

3) особенности метода. Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и наблюдение. Теоретические – метод построения идеализированного объекта, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, методы построения теории (* восхождение от абстрактного к конкретному), методы логического и исторического исследования и др.

В реальной действительности эмпирическое и теоретическое познания всегда взаимодействуют. Выделение же этих категорий в качестве средств методологического анализа позволяет выяснить, как устроено и как развивается научное знание.

Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. На эмпирическом уровне выделяют наблюдения (первичная информация) и факты (достоверная и объективная информация, получаемая в результате обработки наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических положений).

Организация теоретического уровня знаний. 1. Частные теоретические модели и законы – теории, относящиеся к ограниченной области явлений. 2, Развитая теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.