Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как вид духовного производства






Под духовным производством понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое группами людей, которые заняты умственным трудом. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи.

Духовное потребление представляет собой удовлетворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической потребности в обмене идеалами и ценностями.
Основным свойством духовного потребления, отличающим его от материального, является его всеобщий характер. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они являются достоянием всего человечества.

Есть три вида духовного производства: 1) наука; 2) искусство; 3) религия
Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований.
На начальных этапах своего существования наука не оказывала заметного влияния на развитие общества, однако с течением времени положение изменилось, с XIX в. Н. начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.).

Огромную роль приобретают т.н. научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Как и другие виды духовного производства, Н. создает идеальный мир параллельный реальному, где реальность воспроизводится не целиком, а лишь в самых существенных чертах.

Н. возникает не в противовес религии, а как бы рядом с ней. Это новый способ духовного освоения мира, у которого своя необходимость, свои задачи. Ведь не случайно настоящий атеизм встречается у научных мыслителей крайне редко. Н. может обойтись и без религии, но вытеснить ее из общественного сознания она до сих пор не может. Ибо, Н. не в состоянии обеспечить человеку прочную духовную защиту.
Обычно в заслугу Н. ставят то, что она обратила человека к практике, принесла ощутимые материальные выгоды, существенно подняла комфортность человеческого существования.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.