Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как социальный институт.(7)






Институциализация науки - это тип организации исследований и способ воспроизводства субъекта науч. деят-ти.

Как соц. инст- т Н. начала начала оформляться в 17-18 вв, когда в Европе возникли первые научные общ-ва, академии и науч. журналы.

Первые университеты возникли еще в XII—ХШ вв. (Парижский — 1160 г., Оксфордский — 1167 г., Кембриджский — 1209 г., Падуанский — 1222 г., Неапольский — 1224 г. и т.д.) на базе духовных школ и создавалисьак центры по подготовке духовенства. Длительное время в преподавании главное внимание уделялось проблеме гуманитарного знания. Однако в конце XVIII — начале XIX в. ситуация меняется. Большинство университетов включают в число преподаваемых курсов естественнонаучные и технические дисциплины. Открывались и новые центры подготовки специалистов, такие, как известная политехническая школа в Париже (1795).

В науке XYII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга (манускрипт, фолиант). Она выступала базисом обучения, дополняя традиционную систему непосредственных коммуникаций «учитель—ученик».

По мере развития науки и расширения поля исследовательской деятельности в XVII столетии возникает особая форма закрепления и передачи знаний — переписка между учеными.

Переписка велась на латыни. Так возникает особый тип сообщества, которое избрало письмо в качестве средства научного общения и объединило исследователей Европы в т. наз. «Республику ученых».

Во второй половине XVIII в. образуются сообщества исследователей-специалистов. Пример: сообщество немецких химиков — одно из первых национальных дисциплинарно ориентированных объединений исследователей, сложившееся в Германии к концу XVIIIв.

Место частных писем занимает статья в научном журнале. Статья приобретает особую значимость: в отличие от книги она меньше по объему, в ней не требуется излагать всю систему взглядов, поэтому время появления ее в свет сокращается. Более широкое применение находят национальные языки.

Возникают в XVII — начале XVIII столетия (Лондонское королевское общество — 1660 г., Парижская академия наук — 1666 г., Берлинская академия наук — 1700 г., Петербургская академия — 1724 г. и др.), Исследователи, работавшие в различных областях знания, начинают объединяться в научные общества (физическое, химическое, биологическое).

Специальная подготовка научных кадров (воспроизводство субъекта науки) оформляла особую профессию научного работника. Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.

В 20 в Н. превратилась в особый тип производства науч. знаний, включающий многообразные объединения ученых, крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу иссл. программ, их соц. поддержку, специальную промышленно- техн. базу, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров.

К концу XX столетия в мире насчитывалось около 5 млн.

Крупные исследовательские коллективы (НИИ, национальные лаборатории, исследовательские центры) сосредоточиваются только на решении исследовательских задач в соответствующей области знания. Открытиям предшествует работа исследовательских коллективов над определенными задачами и проблемами.

Современная дисциплинарно-организованная наука с четырьмя основными блоками научных дисциплин — математикой, естествознанием, техническими и социально-гуманитарными науками — характеризуется внутридисциплинарными и междисциплинарными механизмами порождения знаний, которые обеспечивают ее систематические прорывы в новые предметные миры.

Характер научной деят-ти:

1. социальный

2. целеустремленный

3. методический

4. самокорректируемый

5. поступательный

6. творческй

Цели научной деятельности: внешние (прикладные) и внутренние (теорет.).

Р. Мертона - основоположник «институциональной» социологии науки. Социальный институт с точки зрения структурно-функционального анализа — это специфическая система отношений, ценностей и норм поведения.

Цель науки по Мертону: «Постоянный рост массива удостоверенного научного знания».

Мертон: императивы ( (от лат. imperativus - повелительный)) научного этоса ( Этос - в древнегреческой философии - совокупность стабильных черт индивидуального характера. ), обеспечивающие нормативную составляющую научного сообщества.

Универсализм подчеркивает внеличностный характер научного знания.

Коллективизм предписывает ученому незамедлительно передавать результаты своих исследований в пользование сообществу.

Бескорыстие предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких других интересов.

Организованный скептицизм ( Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. ), требующий по отношению к любому предмету детального объективного анализа и исключающего возможность некритического приятия.

В основу модели становления научной специальности положены две характеристики коммуникации между участниками: 1) типы коммуникации и 2) фазы развития.

Научная коммуникация — совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способов осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов.

Научное сообщество — совокупность ученых-профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии.

Внутри системы научной коммуникации обнаруживаются четыре типа связей между учеными:

1) коммуникация — серьезное обсуждение текущих исследований;

2) соавторство — более тесная форма ассоциации, когда два или большее число ученых вместе сообщают о результатах исследовании;

3) наставничество — ученик проходит подготовку под влиянием своего учителя;

4) коллегиальность — два ученых работают в одной и той же лаборатории.

«Невидимый колледж» — не институционализированная группа исследователей, согласованно работающая над общей проблематикой. Термин, введенный в науковедение Д. Берналом, был развернут Д. Прайсом в гипотезу о «невидимых колледжах» как коммуникационных объединениях, имеющих определенную, достаточно устойчивую структуру, функции и объем.

Фазы развития научной специальности («невидимого колледжа»), через которые проходит научная специальность в своем становлении.

Нормальная фаза. Это период относительно разрозненной работы будущих участников и их небольших групп над близкой по содержанию проблематикой.

Фаза формирования и развития сети характеризуется интеллектуальными и организационными сдвигами, приводящими к объединению исследователей.

Фаза интенсивного развития программы нового направления

Фаза институционализации новой специальности.

Научная дисциплина — базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания в сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрас-ли науки как профессии.

Междисциплинарные исследования — организация исследовательской деятельности, предусматривающая взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин.

Санкции. Самой высокой и престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г., а в экономике v с 1969 г. является Нобелевская премия.

Одним из признаков науки сегодня является секретность. Это связано с тем, что 40 % научных исследований ведется по заказам военных ведомств, а также тесной связью науки с промышленностью и, следовательно, с коммерческой тайной.

Наука сегодня охватывает огромную область знаний включая около 15 тыс. дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом.

Внутренняя дифференциация. Фундаментальные науки в целом направлены на изучение объективной реальности, прикладные должны отвечать тем целям, которые ставит перед ним производственный процесс. Их автономия и независимость значительно снижена в сравнении с фундаментальными науками.

Происходит специализация и в среде ученых. Этот процесс имел прогрессивное значение, углубляя познание, но вместе с тем он заключал в себе и отрицательную сторону: узкая специализация делает знания ученых ограниченными, что не только снижает продуктивность самого научного творчества, но и способствует дестабилизации культуры.

Внешняя зависимость науки от других социальных сфер имеет своей обратной стороной опасность утраты внутренней свободы ученого. Суть проблемы сводится к праву ученого выбирать и предмет, и средства исследования. Это право должно быть гарантировано научному сообществу. Разумеется, на это право накладываются ограничения — прежде всего этического и материально-финансового характера.

Проблема внешнего давления на науку сегодня столь серьезна, что ученые говорят даже о необходимости особых нормативов международного права или кодекса научной этики и деонтологии с детальным изложением того, что является неприемлемым для научного сообщества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.