Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль науки в современном обществе.(6)






Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука — это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки. Роль науки в развитии производства возрастала по мере расширения и обобществления производства. Весь ход истории представляет собой неуклонный и все углубляющийся процесс «онаучивания» производства.

Вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни.

Сциентизм — абсолютизация роли науки в системе культуры, основанная на представлении о науч. знании, отождествляемом прежде всего с достижениями естественных наук, как о наивысшей культур, ценности; на абсолютизации и позитивной соц. роли науки, проявлением чего является технократический подход к обществу.

Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества.

Взаимосвязь научного и материального производства постоянно углубляется и совершенствуется. Сегодня этот процесс выражается во все большей автоматизации производства вплоть до частичной замены работы человеческого мозга компьютерами. Создание действительного богатства общества становится менее зависимым от рабочего времени и количества затраченного труда, а более от общего состояния науки и степени развития технологии или от применения этой науки в производстве. С ращение науки и техники является важнейшей отличительной чертой нынешнего уровня цивилизации.

Повышение мощи производства достигается путем совершенствования управления экономикой, что также является предметом специального изучения соответствующих наук.

Современная наука благодаря своим открытиям и изобретениям сделала очень многое для облегчения жизни и деятельности людей. Но сокровища науки пока не принесли счастья в одинаковой мере всем людям. Прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.

Функция науки - внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. Функции науки принято делить на когнитивные и социальные. Социальные функции внешние для науки, они возникают как побочный результат исследовательского поиска. Общество же, наоборот, выносит оценку науке именно по ее социальным проявлениям.

1) познавательная функция -ее внутренняя, или основ. функция(это описание, объяснение, предвидение, понимание).;

2) мировоззренческая функция тесно связана с1), главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания. Наука предстает как наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношения человека к миру;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества;

4) наука выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. Необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей.

5) Наука в функции фактора социальной регуляции воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление регулятивной функции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.

6) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности.

Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Она стоит перед лицом проблем социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора.

7) Проективно - конструктивная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.