Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образы научной рациональности в философии ХХ века




НР-деятельность, направленная на получение, разработку, совершенствование, уточнение теорий, признанных истинными в настоящее время. В философии ХХ века можно выделить четыре этапа НР: первый позитивизм (Конт, Спенсер, Миль), второй –эмпириокритицизм (Мах, Авенаруис), третий – неопозитивизм, логический позитивизм (Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап), постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд). Основоположник позитивизма, Конт ученик Сен-Симона (социалистутописта). Основ. идеи: автор закона интл.эволюции человечества-3 ступени: 1) теологическая - основа постижения мира фантастическое и религ. познание 2) метафизическая-основа философия 3)позитивная-основа точное конкретное (позитивное) научное познание (наука по принципам физики-физикализм). Цель поз.науки - установление законов природы, также исследовал отншение м\у спец.науками. Основа общ. прогресса - развитие знания. Принцип классификации наук - историчность: мат-ка, астрономия, физика, химия, биология, социология. Введя социологию, он утверждает равные права обществознания и естествознания на научность. Миль, Спенсер развивают общ.принципы поз-ма, объяв-сь конец традиционной метафизики с её псевдонаучными идеями ДобраКрасоты итд. Спенсер дополняет идеи эволюции, которую понимает чисто механистически. Второй позитивизм связан с кризисом в науке(делимость атома, радиоактивность)Крах мех.картины мира принципа физикализма. Мах считает, что материя исчезла и мир-комплекс наших ощущений (суб.идеализм) –эмпириокритицизм. Ощущения-элементы структуры бытия ни физические, ни психические, ни S, ни О-нейтральные.-принцип «экономии мышления»-идеал чисто описательной науки. Авенариус -позитивная философия как мышление обо всей совокупности данных опыта по принципу наименьшей траты сил «всякое бытие по содержанию мыслится как ощущение, по форме как движение». Принцип координации S и О: без S нет О и безO нет S. Вместе с Пуанкаре разработал принцип коннвенциализма (договор), в соответствии с которым законы природы соотносимы с S и поэтому научное их выражение представляет собой соглашение в рамках научного сообщества. Неопозитивисты продолжают преодалевать последствия кризиса идеала позитивного научного знания. Предмет философии- от анализа языка науки до анализа языка вообще. Язык-фундаметн бытия человека и средство конвенции. Вводят принцип верификации- истинным считается то знание, которое можно свести к простейшим высказываниям, названными протокольными предложениями и доступными для проверки на опыте с помощью органов чувств. Одноко верифицировать можно не все понятия в научных теориях. Во 2 половине ХХ на первый план выходят исследования ист. Динамики науки с учётом влияния не неё социокультурных факторов. Критический рационализм Поппера в фундаменте осн. науки-гипотетико-дедуктивная модель роста знаний-процесс выдвижения научных гипотез с последующим их опровержением. Отсюда принцип фальсификации- гипотеза и теория научна, если они имеют возможность опровергаться опытом, те также легко док-ся как и опр-ся. Его модель развития знаний не явл. Накопительной, нет фунд.-го источника знаний, признаёт влияние философии на науку(отл. от позитивистов).Метод науки-дедукция, индукцию отвергает(отл. от позитивистов). Концепция научно- исследовательских программ НИП Лакатоса- развитие наук как соперничествоНИП. Фундаментальные проблемы, идеи, понятия-ядроНИП. При появлении опровергающих положений ядро сохраняется, так как исследователи выдвигают вспомогательные гипотезы и защищают ядро.Развитие наук-конкуренция НИП. Из двух НИП побеждает та, кот. обеспечивает способность объяснять новые факты. Теория, кот.проигрывает-вырождается. Концепция ист. динамики Куна В основании науки - парадигма- модель (образец) постановки и решения научных проблем. Ученые видят мир сквозь призму принятой парадигмы. Она находит отражение в классических работах ученых, определяющих на долгий срок круг проблем и совокупность методов их решения в той или иной сфере научной деятельности. Важным элементом, входящим в основание науки является деятельность научного сообщества, которое составляют исследователи с определенной специальностью, сходной научной подготовкой и профессиональными навыками. Парадигма объединяет ученых в сообщество и ориентирует их на постановку и решение конкретных исследовательских задач. Цель нормальной науки заключается в решении исследовательских задач, в открытии новых фактов и порождении теоретических знаний, которые углубляют и конкретизируют парадигму. Смена научных парадигм означает научную революцию. Она выводит новую парадигму и по-новому организует научное сообщество. Если новая парадигма обеспечивает успех открытий, новых теоретических моделей, то она завоевывает все больше сторонников. Пережив революцию, научное сообщество вновь вступает в период развития Переход от одной парадигмы к другой определен: Во-первых, внутринаучными факторами. Например, объяснение анамолий в рамках новой парадигмы, с которыми не справлялась прежняя парадигма. Во-вторых, вненаучные факторы, философские, эстетические, даже религиозные, стимулирующие отказ от старого видения и переход к новому видению мира. Согласно Куну, наука- это не непрерывный рост знания с накоплением истин, как это считали сторонники Поппера, а процесс дискретный, связанный с этапами революций как перерывов в постепенном, «нормальном» накоплении новых знаний. Кун обратил внимание на новые аспекты проблематики научных традиций и преемственность знаний. В эпохи научных революций, когда меняется стратегия исследований, происходит ломка традиций. Анархическая эпистемология Фейерабенда он отождествляет науку с любыми формами иррационального верования (религия, миф) модель развития науки, основанная на идее накопления истинного знания, не соответствует реальной истории науки, а представляет собой предрассудок. Старые теории нельзя логически вывести из новых, а теоретические термины и их смысл не могут быть логически получены из терминов новой теории. Смысл терминов определяется всеми их связями в системе теории, поэтому их нельзя отделить от прежнего теоретического целого и вывести из нового целого. В процессе развития научной дисциплины старые теории не отбрасываются, а переформулируются. Причем их переформулировки могут осуществляться и до появления новой теории. Отбросив идеи преемственности, Фейерабенд сосредоточил внимание на идее размножения теорий, выводящих разные понятия и разные способы описания реальности. Т.е. принцип «полиферации». Согласно этому принципу, исследователи должны постоянно изобретать теории и концепции, предлагающие новую точку зрения на факты. Эти теории конкурируют, через их взаимную критику осуществляется развитие науки. Есть и др. модели, в этой шпоре самые известные.

 




Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.