Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис науки(17)






Для определения времени появления науки является продуктивным трансцендентально-аналитический подход, в котором наука рассматривается как вид знания.

М. задать 5 важнейших особенностей научного знания:

1) предметно-практическая направленность;

2) особенность;

3) использование идеализированных объектов;

4) экспериментальная верифицируемость;

5) профессиональный характер.

С точки зрения хронологической последовательности появления этих свойств, определяют 5 возможных дат появления науки:

1) наука была всегда, т.к. она сводится к предметно-практической деятельности, которая невозможна без познания;

2) наука появилась в античности, в период с 6 по 4 в. до н. э.(Фалес – 6в., Аристотель – 4 в.), когда оформляются объективность знания и его теоретичность, т.е. отрыв от практической деятельности и оперирование идеальными объектами;

3) есть мнение, что зачатки экспериментального метода появились в 12-13 вв. (поздняя схоластика) в Оксфордском университете, где работал Роджер Бекон (алхимия):

а) создание философского камня;

б) алкогест (растворитель);

в) эликсир бессмертия.

Однако их эксперименты не выдерживают критериев научности;

4) 16-17 вв. – становление классического естествознания и экспериментально-математических методов;

5) при превращении научной деятельности в профессию (с середины 19 в. впервые стала оплачиваться научная деятельность в Германии, Берлинский университет, ректор Вильгельм Гумбодльд).

Следовательно, решение вопроса о дате появления науки зависит от того, какие ее свойства считаются основными.

Конкурируют античность и Новое время (с небольшим перевесом).

Относительно движущих сил развития науки конкурируют 2 концепции:

1) интернализм – развитие науки определяется ее внутренними резервами и запросами;

2) экстернализм – развитие науки направляют потребности общества.

Совокупность этих концепций является единственно верным решением.

Модели периодизации истории науки:

Доминирующая в отечественной науке модель ее развития предложена В.С. Степиным:

Миф → Логос → Преднаука → Наука

Логос (слово, закон, разум!) – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы.

На этой стадии оформляются 3 важнейших положения рационального мышления:

а) принцип определенности – устранение принципа «все превращается во все» и скрытая оформленность мысли по законам логики:

1. Закон тождества а≡ а.

2. Закон непротиворечия ^(a ∙ ^a) (не может быть вместе а и не а).

3. закон исключенного третьего (a + ^ a) (третьего не дано).

б) принцип естественности – это устранение мифологического смешения естественного и сверхъестественного в мифах, принципа «причина – значение (сверхъестественное)»;

в) принцип объективности – это устранение мифологического смешения вещи и образа вещи.

Преднаука.

Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай), т.к. к 10 в. до н.э. там была мощная цивилизация.

Несмотря на то, что были достигнуты огромные успехи в астрономии, геометрии, арифметике, эти знания не являлись научными в силу следующих особенностей:

1) оно не фундаментальное, не теоретическое, а исключительно прикладное;

2) были ограничения в распространении знания – кастовые, цеховые и семейные;

3) отсутствовало критическое отношение к знанию;

4) оно было не полностью рациональным, т. к. его носителями были жрецы или облеченные властью люди, авторитет которых и определял истинность знаний;

5) отсутствие систематичности знания;

6) рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности.

Наука в своем развитии проходит 3 стадии:

1) классическая;

2) неклассическая;

3) постнеклассическая.

Возникновение науки стимулируется практическими потребностями в процессе хозяйственной деятельности чел-ка. По вопросу когда, где и как возникла наука, сущ-ют 2 основн. Концепции:

1. Н. возникает в античной культуре в 5-6 в до н.э. в результате Сократовского переворота В натурфилософской досократиками были выработаны основные инструменты теоритическго познания, что позволило сократу дифференцировать предмет и метод философского и конкретно научного знания.

2 Н. возникает в эпоху нового времени на рубеже 17-18 когда вырабатывается первая научная картина мира и вся система научного знания поднимается на теоритический уровень. В общих концепциях возникновения науки связывают с теоретичностью, выробаткой теоретических инструсентов познания. Русские в середине 19 в поставили и по своему разрешили проблему генезиса науки: вопрос о возникновении науки не должен рассматриваться в зависимости от ее зрелости. Генезис науки они связывают с возникновением предмета и метода ее исследования

В истории науки можно выделить четыре основных периода

1) с I тыс. до н.э. до XVI века. Этот период можно назвать периодом преднауки. Период, когда возникают первые философские представления о природе (натурфилософия), носившие характер очень общих и абстрактных умозрительных теорий. Зачатки научного знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы. Накапливались приемы, методы, используемые для решения матем., астрономич., медицин.??, что привело к образ-ю соотв-щих разделов, кот-е постепенно обособляются в отдельные науки. В философских трудах Аристот. можно усмотреть зачатки физики, зоолгии, эмбриологии, минералогии, географии. В III-II в. до н.э. в составе философ. знания выделяются статистич. механика, гидростатика, геометрич. оптика, где обобщаются отдельн. случайн. наблюд-я и данные практики, но эксперим-е методы еще не используются, а многие теоретич. положения – продукты беспочвенных и недоступных проверке спекуляций. Т.о. науки, как отдельной от философии сферы деят-ти еще не существовало. Она развивалась в основном в рамках философии, параллельно с другим источником научных знаний – жизненной практикой и ремесленным искусством. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, предшествующий ее рождению в качестве особой формы культуры.

2)XVI-XVII в.– эпоха научной революции. Положили начало исследования Коперника и Галилея, увенчивают эту эпоху физ.-мат. труды Ньютона и Лейбница. Период новаторских открытий и острой борьбы создателей новых научных идей со схоластикой и догматизмом религиозного мировоззрения. Были заложены основы современного естествознания. Факты, добытые ремесленниками, врачами-практиками, алхимиками начинают систематически анализироваться и обобщаться. Образуются новые нормы и идеалы построения научного знания, связанные с математической формулировкой законов природы, экспериментальной проверкой теорий, критическим отношением к религиозным и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования. Н. обретает собственную методологию, и все активнее начинает направляться на решение вопросов, связанных с нуждами практической деятельности. Н. все больше дистанцируется от философии. К концу данного периода, она уже понимается как система знаний, кот-ую можно развивать независимо от философских, религиозных, теологических догматов. Н. оформляется как особая, самостоятельная область деятельности. Появляются ученые профессионалы, развивается система университетского образования. Возникает научное сообщество, с формами и правилами его деятельности, общения и обмена инфо. XVII в. – первые научные академии. Лондонское Королевское Общество (1660), Парижская Академия Наук (1666), Научн. Академия в Берлине (1700), СПб (1724) и др.

3)XVIII-XIX вв. Н. этого периода называют классической. Образуется множество отдельных научных дисциплин, где накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, геологии, биологии, психологии и др. Технические науки играют все более заметную роль в материальном производстве. Возрастает соц. роль Н. Н. теперь - важное условие общественного прогресса. Число ученых достигает 100 тыс. человек (сер. XVIII- 10 тыс.). 1850 г. – издаются более 1000 научных журналов в мире. Н. все больше начинает привлекать бизнесменов, которые стали финансировать работы ученых, имеющие промышленное значение.

4)XX век – постклассическая эпоха в развитии науки. На пороге этого века, Н. пережила революцию, в результате которой стала существенно отличаться от классической науки предшествующего периода. Революционные открытия на рубеже XIX-XX в. потрясают основы целого ряда наук. В физике создаются теория относительности и квантовая механика. В биологии развивается генетика. В математике – возникает ряд новых дисциплин, подвергается критическому анализу теория множеств и логические основания математического мышления. Появляются новые фундаментальные теории в медицине, психологии. Крупнейшие изменения претерпевает весь облик научного знания, методология науки, содержание и формы научной деятельности, ее нормы и идеалы. Вторая пол. XX в. – новые революционные преобразования, –НТР- которые связаны с тем, что после второй мировой в экономически развитых странах достижения науки внедряются в практику в неслыханных масштабах – в промышленность, в с/х, здравоохранение, быт. Большие сдвиги в: энергетике, электронике, транспорте. Развитие науки – главное условие создание военной техники. Гонка вооружений заставила тратить на научно-тех. исследования огромные средства. Вторая пол. XX в. наука бурно разрастается и превращается в одну из важнейших отраслей общественного труда. Наступает эра «большой науки». Научна деятельность в наше время – это дело крупных коллективов, работающих по заказу, обязанных выполнить его в определенный срок и отчитаться за свою работу. Научный труд ныне – это вид индустриального труда. Современная наука стала могущественной силой, но чем больше становиться эта сила, тем осторожнее нужно пользоваться ее, дабы не причинить вреда человечеству. Общество в наше время – на грани самоуничтожения, благодаря грандиозным успехам науки. Это не значит, что надо остановить научный прогресс. Гуманистическая ориентация научного поиска, нравственная оценка его путей и последствий – это серьезнейшие проблемы нашего времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.