Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука в системе культуры.






Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Н. взаимодействует с др. видами познания: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. А поскольку в ней могут преобразовываться любые объекты, постольку все они, развиваясь по своим законам, могут стать предметами научного исследования. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объектный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает её от других способов познания, в частности от искусства, где отражение действительности всегда происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из её сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и т.д.

Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой науки, но он еще не недостаточен для определения её специфики, поскольку отдельные объективные и предметные значения может давать и обыденное познание. Но в отличие от него наука не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры; объектами практического освоения они станут лишь на будущих этапах развития цивилизации.

Знание приобретается во всех сферах человеческой жизни. Во всех сферах кроме научного познания не является самоцелью.

Искусство предназначено для создания эстетических ценностей. В искусстве на первом плане стоит отношение художника к миру, а не объективное отражение мира. Наука отражает объективную реальность, искусство не отражает, а выражает реальность.

Наука познает мир в понятиях, познает внутренние, существенные, всеобщие, необходимые свойства, связи, отн - ния. Искусство – все многообразие и полноту человеческой жизни, перерабатывает и воспроизводит опыт человека.

Познавательный компонент искусства сегодня не может обойтись без использования научных достижений и идей. Влияние науки на искусство сказывается прежде всего в общем «онаучивании» искусства.

Искусство традиционно использует научные знания. Например, из истории искусства известно, что математические и оптические представления влияли на состояние архитектуры и живописи.

Культурная сущность науки влечет за собой её этическую и ценностную наполненность. Наука- источник нравственных ценностей (честность, объективность). Этика науки изучает деятельность ученых, их нравственную культуру, общение между учеными и обществом, гос – вом. Неотъемлемой частью научной деятельности стало обсуждение ее проблем в социально-этическом контексте. Результатом осознания важности этического анализа научной деятельности является совокупность ограничений на научные исследования по этическим соображениям.

Наука и власть. Власть либо курирует науку, либо диктует властные приоритеты. Существуют такие понятия, как национальная наука, престиж государства, крепкая оборона. С точки зрения государства и власти наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и улучшения благосостояния народа. Тем не менее, жесткий диктат власти неприемлем.

Современное состояние науки вызывает к жизни необходимость государственного регулирования и гуманитарного контроля над темпами и последствиями научно-технического развития. Когда же наука ориентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала во благо человечества.

Свою роль играет наука в международной политике, оказывая существенное влияние на престиж государства и подкрепляя его державные амбиции.

Наука и религия. Многие ученые и философы сегодня пытаются найти далеко идущий новый синтез философии, науки и религии. Научное устремление требует для своей полноты какой-то высшей, ведущей идеи, которую сама наука сформировать не может. Однако в более широких кругах и ученых, и общественности по-прежнему остаются популярными взгляды о несовместимости научного познания и религиозной веры.

Становление новоевропейской науки проходило в религиозном контексте.

Религия – историческая форма мировоззрения, которая формирует систему взглядов на мир, а также основанное на вере в реальное существование Бога и чувстве связанности с ним жизненное поведение, включающее совершение определенных ритуальных действий.

Вера –мощнейший духовный механизм познания мира. Вера – экзистенциальная (выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать) открытость трансцендентному (потустороннему). Вера – специфическое отношение к действительным или воображаемым явлениям, когда их существование принимается без оснований.

Свойства науки, выделяющие её из общей системы культуры:

1. наука инновационна заострена. Она выделяется из остальной культуры своей динамикой, предельно быстрым обновлением.

2. деятельность науки регулируется принципиально познавательной деятельностью. Прочие цели науки имеют для нее лишь побочную значимость.

3. для науки характерна ведущая роль профессионального сообщества. Жесткие критерии отбора.

4. наука представляет собой деят-ть, стремящуюся в пределе к идеальной рациональности. В прочих сферах культуры внерациональные составляющие играют более значимую роль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.