Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основа и окончание.






В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа.
Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.
Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число.
Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

Вопрос

Все корневые и служебные морфемы, используемые для образования слов, — материально выраженные значимые части, представляющие собой звук или комплекс звуков. Что касается формообразующих аффиксов, то среди них есть и такие, которые являются нулевыми. Это некоторые окончания и два формообразующих суффикса (о них см. в § 21).
Под нулевой морфемой понимается такая материально не выраженная морфема, которая выделяется в слове по сопоставлению соотносительных форм, имеющих материально выраженные морфемы того же ряда. Так, в слове нос по соотношению с формами носа, носом, носы, носах и т. п., имеющими материально выраженные окончания -а, -ом, -ы, -ах и др., выделяется нулевое окончание, указывающее на именительно-винительный падеж единственного числа; в слове полок по соотношению с формами полка, полку, полки, полками и т. д., имеющими материально выраженные окончания -а, -у, -и, -ами и пр., выделяется нулевое окончание, указывающее на родительный падеж множественного числа; в словах типа брось, встань по соотношению со словами возьми, неси, пиши и т. п., имеющими материально выраженный суффикс -и, выделяется нулевой суффикс «повелительного значения» и т. д.
Все существующие в современном русском языке нулевые морфемы стали таковыми в результате фонетических процессов утраты редуцированных гласных ъ, ь и неударного гласного полного образования и на конце слова. Так, нулевое окончание именительно-винительного падежа единственного числа в словах типа боль является по своему происхождению материально выраженным окончанием — именно окончанием -ь (где ь — редуцированный гласный переднего ряда среднего подъема, исчезнувший в результате падения слабых редуцированных).

Вопрос

Схема морфемного анализа слова

1. Назвать часть речи.

Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.

2. Выделить окончание (доказать).

Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.

3. Выделить основу.

Определить её состав и характер: простая — сложная, членимая — нечленимая, прерывистая или непрерывная.

4. Выделить суффиксы.

Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.

5. Выделить приставки.

Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.

6. Выделить корень.

Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать). 7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.

 

Примеры морфемного анализа слов

 

Дождался (дождалØ ся)

1. Глагол, изменяемое слово.

2. Дождалась, дождались. Нулевое окончание (Ø) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показалØ ся, смеялØ ся.

3. Основа дождал-ся — простая, членимая, прерывистая.

4. Суффикс -а- — основообразующий, суффикс -л- — формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс -ся- — словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купался, ругался.

5. Приставка до- — словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: доехал, дошёл, долетел.

6. Корень -жд-; ждал — ждёт — ожидавший; -жд-//-жд'-//-жид- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.

7. Исторических изменений в составе слова нет.

 

Кольцо (кольцо)

1. Существительное, изменяемое слово.

2. Кольца, кольцом, о кольце. Окончание -о указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко, облако.

3. Основа слова кольц- — простая, нечленимая, непрерывная.

4. —

5. —

6. Корень кольц-; кольца — колец — колечко; кольц-//колец-//колеч'- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.

7. В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кольцо (родственными словами были кол, колодец). Опрощение. Причина — изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.

Условные обозначения:

Ø — нулевое окончание, -и — окончание, **** — основа слова, ** — суффикс, Ø — нулевой суффикс, *** — приставка, **** — корень слова: подписчикØ — подписчики.

Вопрос

Словообразова́ ние (дериватоло́ гия) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.

Являясь наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба).

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. При синхронном словообразовании для того чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная). Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. При диахроническом словообразовании для того чтобы установить производность слова и, следовательно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, то есть какое имеет производящую основу, а какое — производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачев). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Вопрос

Аффиксальные способы словообразования очень разнообразны, с их помощью создается основной массив производных слов. Эти способы разграничивают исходя из того, какого рода аффиксы (суффиксы, префиксы) принимают участие в выражении деривационного значения. С другой точки зрения, различают смешанные и несмешанные (чистые) аффиксальные способы словообразования. В несмешанных способах в качестве форманта используется одно средство (например, суффикс или префикс). Всмешанных способах в состав форманта входят несколько словообразовательных средств (например, суффикс и префикс).
Суффиксальный способ словообразования (суффиксация) — выражение деривационного значения с помощью суффикса и системы флексий производного слова. Как правило, производные одного и того же словообразовательного типа относятся к одному и тому же типу словоизменения. Однако среди суффиксальных существительных есть такие типы, в которых производные в зависимости от каких-то причин имеют разные
парадигмы словоизменения. Выбор парадигмы производного может зависеть от грамматических признаков производящего, например категории одушевленности. Так, отглагольные существительные с суффиксом -л-, обозначающие производителя действия, относятся к общему роду, если они обозначают лицо (объедала, обдирала, зубрила), а если они обозначают предмет, то к среднему роду (пугало, кадило).
Суффиксация действует в словообразовании всех частей речи. Производные могут относиться как к той же части речи, что и производящие, так и к иной.
Существительные; переплёт — переплёт-чик, учитель — учитель-ница; жёлтый — желт-ок; мечтать — мечта-тель.
Прилагательные: мама — мам-ин, асфальт — ас- фальт-ов-ый, глаз — глаз-аст-ый, разрезать — разрез-н-ой.
Глаголы: лентяй — лентяй-нича-ть, белый —бе- л-е-ть.
Наречия: быстрый — быстр-о, светлый — светл-о.
Сложносуффиксальный способ — выражение деривационного значения производного с помощью словосложения и суффиксации — действует в словообразовании имен существительных: орденоносец, канатоходец, землепроходец (не существует ни слов «орденонос», «канатоход» и т. д., ни слов «носец», «ходец» и т.д.).
Префиксальный способ словообразования (префиксация) — выражение деривационного значения производного слова с помощью префиксов — действует в словообразовании всех частей речи, но при префиксации (в отличие от суффиксации) производное всегда относится к той части речи, что и производящее.
Существительные: город — при-город, радикал — ультра-радикал, атака — контр-атака, удача — сверхудача, фашист — анти-фашист, красавица — рас-красавица, автор — со-автор.
Прилагательные: умный — пре-умный, прочный — сверх-прочный, военный — анти-военный.
Глаголы: читать — пере-читать, бежать — вы-бе-
жать, думать — раз-думать, звенеть — за-звенеть.
Наречия: быстро — пре-быстро, глупо — сверх-
глупо.
Префиксальн о-с уффиксальный способ — в качестве форманта используются префикс и суффикс. Оба аффикса участвуют в едином акте словообразования одновременно. Внутри префиксальносуффиксального способа словообразования различаются два подвида:

1.производящим является сочетание существительного с предлогом. Предлог в составе производного преобразуется в приставку ', наряду с приставкой в состав производного входит суффикс.


Существительные: без денег — без-денеж-і(е), за рекой — за-реч-](е), под окном — под-окон-ник, на рукаве — на-рукав-ник.
Прилагательные: на столе — на-столь-н(ый), при школе—при-школь-н(ый), меж колхозами — межколхоз-н(ый);

2.в качестве производящей используется основа какой-либо части речи, к которой одновременно присоединяются приставка и суффикс. Производное не соотносится с сочетанием с предлогом.


Существительные: накипь — анти-накип-ин, сын — па-сын-ок, курс — со-курс-ник, нос — пере-нос-ица, звезда — со-звезд-uj-e.
Прилагательные: размер — со-размер-н(ый), предел — со-предель-н(ый).
Глаголы: читать — в-читать-ся, думать — за-ду-
мать-ся, бегать — на-бегать-ся, простой — у-прост-и-ть, близкий — при-близ-ить, меньше — у-меньш-ить.
Наречия: умный — по-умн-ому, честный — по-честному, благородный — по-благородн-ому; французский — по французск-и.
Нулевая суффиксация — выражение деривационного значения производного слова с помощью нулевого суффикса — может выступать в чистом виде и в сочетании с другими словообразовательными средствами. Нулевая суффиксация без применения других средств словообразования представлена только в словообразовании имен существительных. Сюда относятся отглагольные и отадъективные существительные со значением отвлеченного действия (приход, вывоз), отвлеченного признака (синь, сушь, гниль), лица, названного по действию (обжора, заика), и некоторые другие.
Нулевая суффиксация рассматривается иногда как бессуффиксный способ словообразования. При таком подходе не дается ответа на вопрос, какое средство является выразителем деривациоиного
1 См. об этом: Виноградов В. В. Русский язык. С. 97—98, 120— 121, 190.
значения. Между тем задача синхронного словообразования — объяснить, с помощью какого средства выражается то или иное деривационное значение. Если мы считаем, что таким средством является нулевой суффикс, мы соотносим данное производное слово с другими производными словами, имеющими синонимичные деривационные значения, и тем самым определяем место анализируемого слова в словообразовательной системе. Если же мы интерпретируем то или иное производное как бессуффиксное, мы не отвечаем на вопрос о том, с помощью какого средства выражается его деривационное значение, соотносится ли оно с другими типами словообразования. Такое толкование имеет меньшую объяснительную силу.
Префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией — выражение деривационного значения слова с помощью префикса и нулевого суффикса — обнаруживается в словообразовании существительных (седой — проседь, синий — просинь) и прилагательных (без ноги — безногий, без головы — безголовый).
Сложение в сочетании с нулевой суффиксацией— выражение деривационного значения производного слова с помощью словосложения и нулевой суффиксации — действует в словообразовании существительных (например, с общим значением действия — ледоход, сенокос, со значением действующего лица — скалолаз, блюдолиз, зубоскал) и прилагательных (светловолосый, белозубый).

Вопрос

Безаффиксный способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий - глубь, тихий - тишь, бегать - бег, заливать - залив и т.п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

Вопрос

Слова в языке образуются серийно, для этого используются определенные схемы, формулы. Слова приобретают типовые словообразовательные значения. Для синхронного словообразования важно определить, что такое словообразовательное значение, тип, модель и формант.
Словообразоватеьное значение – это комплексное явление, которое определяется:

-значением части речи мотивирующего слова;

-значением словообразовательного элемента;

-значением части речи мотивированного слова.

Рассмотрим глагол краснеть. Он мотивирован прилагательным красный (элемент признака), образован с помощью суффикса -э- (имеющего значение " приобретать признак") и имеет стандартный компонент значения глагола – процессуальность, поэтому словообразовательным значением глагола краснеть будет " становиться красным".
Словообразовательный тип – это формальная схема, образец, абстрагированный от лексического значения единиц, который харатеризуется общностью:

-частеречной отнесенности мотивированного слова;

-формального показателя, отличающего мотивирующее слово от мотивированного;

-словообразовательного значения.

То есть к одному словообразовательному типу относятся слова, образованные от одной части речи с помощью одного словообразовательного форманта, характеризующиеся одним и тем же словообразовательным значением. Так, к одному словообразовательному типу относятся слова краснеть, белеть, синеть и другие, обладающие словообразовательным значением " становиться каким-то".
При этом если хотя бы один из компонентов словообразовательного типа нарушен, слова не относятся к одной группе. Так, слова писатель, издатель, преподаватель – это представители одного словообразовательного типа, а слова писатель и нагреватель представляют разные словообразовательные типы, так как имеют разные значения.
Словообразовательная модель – это определенная морфонологическая разновидность внутри словообразовательного типа. Соответственно, слова калужский и томский входят в состав одной словообразовательной модели, а слова калужский и архангельский – нет.

Вопрос

Словообразовательный анализ (разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.
1.У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно. 2.К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы. Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен < спорт, во-первых < первый и т. п.). Однако есть случаи, когда одно и то же слово может иметь разные производящие и, следовательно, образовываться различными способами, например: невесело < весело (приставочный способ образования) и невесело < невеселый (суффиксальный способ образования), перевоспитание < перевоспитать (суффиксальный способ образования) и перевоспитание < воспитание (приставочный способ образования). 1.Устанавливается, что является производящей базой: основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний - весна, невесело - весело, собкор - собственный корреспондент, диван-кровать - диван, кровать. 2.Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово: подберезовик < под березой. 3.Определяется способ образования слова.
Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику: канатоходец < ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса); лесник < лесной (суффиксальный); переход < переходить (бессуффиксный); выходной < выходной (день) - (переход из одной части речи в другую). Словообразовательный анализ предполагает выяснение способа образования нового слова. Его необходимо отграничивать от формообразовательного разбора. Различие между новым словом и формой слова заключается в том, что с новым словом всегда связано новое лексическое значение, форма же слова по значению не отличается от исходного слова. Например, от прилагательного грубый при помощи суффикса образовано слово грубость, у которого иное значение, к тому же оно относится к другой части речи. От того же прилагательного при помощи суффикса образована форма сравнительной степени грубее, не отличающаяся от исходного слова лексическим значением. В некоторых случаях при словообразовательном разборе бывает удобно проводить его в два этапа. Например: расцветший 1) расцветший < расцвести (формообразование). Причастие расцветший образовано от неопределенной формы глагола расцвести. 2) расцвести < цвести (приставочный). Глагол расцвести образован от глагола цвести приставочным способом.
Пример
Словообразовательный разбор отобранного 1) отобранного < - отобрать (ступень формообразования); 2) отобрать < - брать. Глагол отобрать образован от глагола брать приставочным способом.
обижает < - обидеть Глагол обижает образован от глагола обидеть суффиксальным способом. В качестве средства образования данного слова выступает и чередование согласных д//ж.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.