Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптимальная организация труда на каждом рабочем месте, обеспечивающая эффективное использование рабочего времени.






13. Государственное и договорное регулирование оплаты труда.

 

Известно всего два способа правового регулирования оплаты труда - это государственное нормирование и договорное регулирование.

 

Государственное нормирование - это установление государством обязательных для сторон любого трудового договора норм оплаты. Государству оставлена защитная функция, при этом оно охраняет не только интересы наемных работников, но и условия производства как таковые. Защищая интересы работников, государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, нормы, которые обеспечивают защиту доходов работника и нормы закрепляющие региональное различие оплаты труда; одновременно государство выступает работодателем в отношениях с госслужащими, оно нормирует их заработок. В данных случаях государство использует прямые предписания - способ прямого нормирования. Если же государство прямо не устанавливает размеры оплаты, а влияет на них через налоговые механизмы (налоги на доходы работника и на доходы предприятия) - это способ косвенного нормирования.

Подоходный налог осуществляется по прогрессивной шкале - та часть дохода, которая не превышает размера минимального заработка, не облагается налогом, а по мере роста доходов увеличивается и ставка налога.

В соответствии с законодательством о налогообложении прибыли предприятий, в составе затрат, входящих в себестоимость продукции, должна учитываться величина расходов на зарплату работников, которая не превышает 4-кратного размера минимального заработка в России в среднем на одного работника. Если же предприятие превышает этот предел, - сумма превышения облагается налогом.

 

Договорное регулирование заключается в том, что оплата труда, которая является основным условием использования труда наемного работника, подвержена влиянию не только со стороны стоимости рабочей силы, но и многих иных факторов, следовательно, зарплата может быть предметом соглашения. Причем, чем больше экономической и правовой свободы у сторон трудового договора, - тем шире радиус этого соглашения.

Фактически во всех странах с рыночной экономикой договорное регулирование с большим отрывом преобладает над нормативным, - это характерная черта их правовых систем.

Нормативная база договорного регулирования оплаты труда - Закон РФ " О предприятиях и предпринимательской деятельности", закрепляющий за предприятием право по собственному усмотрению определять размер, системы и формы оплаты труда; вышеназванное право реализуется в коллективном договоре.

Коллективно-договорное регулирование выражается в двух правовых формах - в коллективном договоре и коллективном соглашении.

Коллективный договор является основной правовой формой договорного регулирования, в нем устанавливаются системы, формы, размер оплаты труда. Содержание коллективного договора не может ухудшать положение работника и по сравнению с законодательством, и по сравнению с коллективными соглашениями, действие которых распространяется на данное предприятие.

Коллективные соглашения заключаются между объединениями работодателей и государственными органами, а также между объединениями органов, уполномоченных работниками. Они предусматривают общие принципы политики в оплате труда - генеральное соглашение; условия оплаты труда работников конкретной отрасли - тарифное, или отраслевое, соглашение либо конкретного района - специальное, или региональное, соглашение. Их содержание не может ухудшать положение работников по сравнению с законодательством; они обязательны для всех предприятий, на которые коллективные соглашения распространяются.

Индивидуально-трудовое регулирование (работник - работодатель) конкретизирует условия оплаты, содержащиеся в законодательстве, коллективных соглашениях и договорах, относительно определенного трудового отношения. Кроме общих условий оплаты, возможна и договоренность между сторонами об индивидуальных (при этом положение работника не должно ухудшаться. Также индивидуально определяется размер тарифной ставки (должностного) оклада работника, размер надбавок и доплат и иные условия. Данные соглашения сторон, касающиеся условий оплаты, обязательно должны быть включены в трудовой договор.

Договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе системы социально-партнерских соглашений, которые заключаются на государственном (Генеральное соглашение), отраслевом (отраслевое соглашение), региональном (региональное соглашение) и производственном (коллективный договор).

 

Главным принципом при этом является недопущение ухудшения положения работников путем снижения гарантий, предусмотренных соглашением более высокого уровня либо законодательством. Однако Закон допускает для преодоления финансовых трудностей временно, на период до 6 месяцев, в коллективных договорах предусматривать нормы по оплате труда ниже, чем в Генеральном и отраслевом соглашениях, однако не ниже государственных норм и гарантий.

 

Предметом регулирования отношений в области оплаты труда на государственном уровне выступают: основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений; минимальные социальные гарантии оплаты труда и доходов населения на достаточном жизненном уровне; размер прожиточного минимума, минимальных стандартов; условия роста фондов оплаты труда и установления межотраслевых соотношений в оплате труда.

 

На отраслевом уровне соглашением сторон коллективных переговоров устанавливаются отраслевые нормы оплаты труда, в частности: нормы труда и нормативы оплаты труда, минимальные гарантии зарплаты на основе единой тарифной сетки, минимальные размеры доплат и надбавок с учетом специфики, условий труда отдельных профессиональных групп и категорий работников отрасли (подотрасли); условия роста фондов оплаты труда; межквалификационные (междолжностные) соотношения в оплате труда работников данной отрасли

Отраслевое соглашение не может ухудшать положение работников по сравнению с Генеральным соглашением. В то же время в отраслевых и региональных соглашениях могут предусматриваться повышенные социальные гарантии для работников в сфере оплаты труда.

 

Наконец, особое место в системе договорного регулирования оплаты труда занимает нижнее звено этой системы — коллективный договор. Именно здесь происходит конкретизация правовых норм более высокого уровня, установленных коллективными соглашениями и законодательством.

 

Следует подчеркнуть, что многие нормы в оплате труда, сформулированные в законодательстве и генеральном, отраслевом и региональных соглашениях как общие модели, вообще не могут быть реализованы без их конкретизации в коллективном договоре.

 

Реальное внедрение договорного регулирования в сфере трудовых отношений, и в частности в сфере оплаты труда, — проявление процессов децентрализации, которые являются новыми и подчас сложными для правового сознания не только наемных работников, но, главным образом, для собственников, руководителей конкретных предприятий. Правовая модель договорного регулирования требует от субъектов трудовых правоотношений более глубоких знаний не только трудового законодательства, но также и правовой культуры, которая предполагает умение применить, конкретизировать централизованные нормы на конкретном предприятии, знать все возможные варианты правового решения конкретных вопросов оплаты труда, установления дополнительных социальных льгот и гарантий в этой сфере.

 

 

30. Организационная структура управления социальной сферой.

Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям:

образование;

культура и искусство;

здравоохранение;

туризм;

отдых;

физическая культура и спорт;

наука и инновации;

жилищный фонд;

коммунальное хозяйство.

 

Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

 

Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов.[6]

 

Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организации отличаются друг от друга по следующим параметрам: [7]

 

1. сложность – степень разделения деятельности на различные функции;

 

2. формализация – степень использования заранее установленных правил и процедур;

 

3. соотношение централизации и децентрализации – уровни, на которых принимаются управленческие решения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.