Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и роль государства в системе государственного регулирования.






Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, Функции государственного регулирования.

 

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

 

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

 

^ Главный субъект регулирования – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.

 

Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.

 

Носители экономических интересов – это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку

 

и т.д. Их индивидуальные экономические интересы, зачастую не только различные, но и диаметрально противоположные, представляют выразители хозяйственных интересов.

 

В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.). Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления.

 

Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную.

 

Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами:

 

во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще

 

всего противоречивы;

 

во-вторых, они могут противоречить целям экономической

 

политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.;

 

в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые)

 

имеют определенные границы.

 

Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям.

 

Обратные связи проявляются в различных формах: носители хозяйственных интересов могут поддерживать правительство либо отказывать в поддержке, выступать с предупреждениями в его адрес. Парламент может выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики.

 

При изучении мнений носителей экономических интересов о принимаемых государством мерах регулирования экономики прибегают к анкетному опросу, который осуществляется специализированными научно-исследовательскими центрами.

 

Обработка данных опроса позволяет выявить и заранее распознать отношения носителей экономических интересов к общему курсу или конкретным мерам государственного регулирования экономики.

 

Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, организации и предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга – по характеру, иерархическому уровню (уровень фирмы, предприятия, региона, отрасли, сектора экономики, народного хозяйства в целом). Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т. д.

Функции государственного регулирования экономики представляют собой относительно стабильные виды управленческой деятельности, которые реализовывают субъекты управления. Они характеризуют предмет и содержание процесса регулирования экономики государственными органами и институтами для достижения поставленных целей и задач.

 

Следует отметить, что функции экономики могут расширяться, дополняться, конкретизироваться по мере развития национальной экономики, изменения внешних и внутренних условий ее функционирования.

 

^ Всю многогранную и разнонаправленную совокупность функции государственного регулирования экономики можно условно объединить в две группы.

 

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы (защита прав и собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, защита конкуренции, борьба с монополизмом

 

и т. д.). Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных «правил игры на рынке».

 

^ Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, стабилизирующие экономические процессы и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и т. д.

 

Из совокупности функций государственного регулирования экономики выделим важнейшие.

 

В условиях реформирования экономики особое место следует отвести такой функции государства, как защита экономического правопорядка и экономической безопасности. Она служит опорой любой хозяйственной системы, а для рыночной экономики, которая основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнеров, при свободе выбора является важнейшей. Без законодательной регламентации сделок, их защиты исполнительной и судебной властью открывается простор для превращения «экономики договоров» в ее противоположность – «экономику диктата». А это парализует самое важное свойство рыночного механизма – способность автоматически выправлять расхождения между спросом и предложением. Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать подобного рода диктаторские формы хозяйствования, а грубые и силовые, наносящие ущерб, пресекать. Невмешательство государства в подобные ситуации потворствует саморазрушительным силам, заложенным в рыночном механизме, так как рыночный критерий выгодности сам по себе слепо относится к способам обогащения. Государство, исходя из критериев общественного блага, может и должно не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке.

 

Правовое обеспечение функционирования смешанной экономики определяет общие условия эффективного хозяйствования.

 

^ Обеспечению экономической безопасности способствуют поддержание оптимальной структуры производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов, предотвращение криминализации хозяйственной деятельности внутри страны, расслоения общества, а также стремления промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

 

^ Целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Целевая функция включает множество целей, соединенных в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. В связи с тем, что регулирующий потенциал государства ограничен, цели в иерархической структуре размещаются по степени их важности и по времени реализации, через формирование «дерева целей».

 

Формирование целевой функции – сложный процесс, он связан с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и выработкой механизма их реализации. При постановке целевой функции государство берет на себя только то, что неподвластно рыночной системе. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов макроэкономического развития страны, последовательности и сроков их реализации.

 

^ Формирование «дерева целей» социально-экономического развития страны связано, с одной стороны, со всем обществом, с другой – с государственной властью. Это также вносит определенные сложности в процесс формирования целевой функции. Объективно цели государственного регулирования экономики должны рождаться «внизу», исходить из потребностей и интересов людей. Они должны способствовать материальному и духовному развитию народа. При формировании «дерева целей» главенствует принцип приоритета потребностей и интересов общества. Это одна сторона формирования целей.

 

Вторая сторона связана с государственной властью и с реальными трудностями в развитии экономики, которые нельзя игнорировать во избежание непредсказуемых процессов. Отсюда также вытекает необходимость выбора приоритетов. Неправильно выбранные приоритеты могут представлять большую опасность, чем нехватка ресурсов. Цели государственного регулирования необходимо формировать по определенной иерархической структуре в увязке друг с другом. Положение отдельных целей в «дереве целей» нестабильно и может меняться в зависимости от хозяйственной ситуации.

 

При формировании «дерева целей» выделяют генеральную и конкретные цели государственного регулирования экономики.

 

4. Особенности бюджетного финансирования социальной сферы.

Основным источником финансирования соц. сферы выступает бюджет. Существует 3 метода организации финансирования текущей деятельности бюджетных организаций: *самофинансирование (обеспечение организаций и учреждений за счет их собственных средств), *сметное финансирование (предоставление денежных средств для покрытия расходов учреждения), *смешанное финансирование (предполагает частичную компенсацию расходов из бюджетных средств). Финансовые средства предоставляются следующим организациям: *форма собственности хозяйственного субъекта должна быть государственной, *высокая значимость соц. услуг. Формы финансирования организаций соц. сферы осуществляется в двух формах: *бюджетные ассигнования (на конкретные цели), *бюджетные дотации. С 1989 г. суммы ассигнований рассчитываются с помощью нормативов бюджетного финансирования. Норматив – это цена предоставления услуги или выполнения работ.

17.Государственное внебюджетное финансирование соц. потребностей

 

Государственное внебюджетное финансирование соц. потребностей осуществляется за счет государственных социальных внебюджетных фондов, которые могут быть федеральными и региональными. Централизованные фонды обязательного соц. страхования – это пенсионный, социальное страхование и мед. страхование. Граждане со своего среднего заработка платят 1% только в пенсионный фонд. Работодатели от фонда заработной платы выплачивают: 28 % - в пенсионный фонд, 5, 4 % - в фонд соц. страхования и 3, 6 % - в фонд мед. страхования. Целевые назначения этих фондов: пенсионный – выплата пенсий, фонд соц. страхования – всевозможные пособия, фонд мед. страхования – оплата медицинской помощи и лечение. 18.Финансовые отношения и основные понятия финансового механизмав соц. сфере

 

Финансовые отношения в организациях соц. сферы существуют между: *организациями и учреждениями, *внутри организаций и учреждений, *с коммерческой финансово-кредитной системой (банки, страховые и инвестиционные компании, иные финансовые институты), *государственные бюджеты различных уровней, *государственные внебюджетные фонды. 1)Инвестирование капитальных вложение может осуществляется от учредителей или выделятся из бюджетов всех уровней. 2)Финансирование из внебюджетных фондов идет в соответствующих направлениях: обеспечение хоз. деятельности мед. учреждений, центров соц. защиты и т.д. 3)Следующий вид поступления финансов – собственная предпринимательская деятельность организаций: оказание платных услуг, сдача в аренду помещений и оборудования. 4)Спонсорские и благотворительные поступления, безвозмездные вклады юридических и физических лиц. 5)В отраслях соц. сферы относительно мала доля банковского кредитования на инвестиционные цели ввиду низкой окупаемости (за некоторым исключением – туризм…) Поэтому в соц. сфере получили широкое распространение практика различных льгот, предоставляемых организациям соц. сферы: *льготные процентные ставки по кредитам банков на конкретные целевые проекты, *гибкая форма гарантийных обязательств (поручителем выступает государство или третьи лица). Важнейшим источником финансирования текущей деятельности и соц. развития коллективов государственных и муниципальных учреждений, оплаты труда их работников служат средства, поступающие из государственных и местных бюджетов. 6)Средства, приравненные к собственным, - устойчивые пассивы, не принадлежащие организации, но постоянно находящиеся в ее обороте, также являются источниками финансирования текущей деятельности.

 

Финансовые ресурсы организаций – это выраженная в денежной форме, стоимость их имущества и денежные средства. Фин. ресурсы делятся на: *собственные, *привлеченные, *заемные. К собственным относятся: 1Уствный или аукционный капитал (включает основной, за счет которого формируются основные средства и оборотный – оборотные средства); 2Добавочный капитал (средства, полученные от продажи акций сверх их номинальной стоимости, дооценки основных средств, полученные безвозмездно в уставный капитал); 3Резервный капитал (образуется за счет отчислений от прибыли, используется на покрытие убытков, выплаты задолженности по зарплате работникам); 4Инвестиционный фонд, включает в себя фонды накопления и амортизации, другие источники (отчисляется из чистой прибыли и фин. помощи, для некоммерческих организаций может быть начислен за счет бюджетного финансир., благотворительных поступлений, предназначен для развития производства, основной деятельности); 5Валютный фонд обслуживает валютные операции с зарубежными партнерами (валюта покупается или приобретается за счет благотворительных, спонсорских поступлений); 6Фонд потребления отчисляется от чистой прибыли (расходуется на выплату дивидендов, оказание материальной помощи работникам и т.д.); 7Фонд оплаты труда формируется за счет выручки от реализации продукции или услуг (зарплата, дивиденды); 8Фонд платежей в бюджет и во внебюджетные фонды формируется в зависимости от сроков уплаты различных налогов и отчислений; 9Кроме указанных выше, организации могут формировать и другие формы денежных средств, например, для погашения кредитов банков. К привлеченным (приравненным к собственным) средствам организаций относятся: *кредиторские задолженности, *средства, получаемые от продажи акций, паевые и другие взносы граждан. К заемным средствам относят: *денежные кредиты банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.д., *имущественные кредиты (лизинг, передача товара на реализацию или консигнацию, по вексель и т.д.). 20.Инвестирование в соц. сферу

 

 

  1. Понятие и виды организации (предприятия) социальной сферы

 

Виды социальных организаций

 

1.Естественные

Семьи

Неформальные группы

Дружеские компании

Общественные движения

Группы по интересам

Эгалитарные общества

 

2.Естественно-искусственные

Поселения

Города

Нации

Партии

Церкви

Корпорации

Цивилизации

 

 

3. Искусственные

Родильные дома

Ясли, детские сады

Школы, вузы

Больницы, фирмы

Предприятия

Учреждения

Армия

 

 

1. Социальная организация – это «естественная система», которой свойственны органический рост и развитие, подчиняющиеся «естественным законам», взаимозависимость составных частей, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия.

 

2. Социальная интеграция или ощущение, что организация является единой социальной целостностью, формируется на основе согласия большинства членов организации следовать единой системе ценностей.

 

3. Социальные организации сохраняют устойчивость, поскольку в них действуют внутренние механизмы контроля, препятствующие отклонению поведения людей от социальных норм и единой системы культурных ценностей. Последняя является самой устойчивой составляющей организации.

 

4. В организациях наблюдаются дисфункции, но они преодолеваются сами по себе или же укореняются в них.

 

5. Изменения в организациях обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

 

Создавая искусственные организации по подобию естественных, человек всегда вкладывал в них свое содержание. При этом в некоторых случаях искусственные организации в определенных отношениях превосходили естественные образцы. Такие организации становились новыми прототипами для дальнейшего совершенствования.

Заключение

 

 

Социальная организация - система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации.

 

В социальной организации, центром которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует рассматривать как социально-экономическую систему, так как важнейшими отношениями в них выступают социальные и экономические.

 

В настоящее время доминирующими являются искусственные и естественно-искусственные организации, которые вытесняют естественные организации из всех сфер человеческой деятельности, что предъявляет высокие требования к социальным инженерам, от которых зависит не только эффективность создаваемых организаций, но также их жизнеспособность, а главное, социальная защищенность членов организации. Для этого социальные проекты должны включать в себе не только производственную, но и социальную составляющую.

 

 

6. Понятие ресурсов и их роль в функционировании организаций (предприятий) социальной сферы.

 

Всем организациям соц. сферы присуща общая схема построения, которая состоит из целей и ресурсов. ЦЕЛЬ создания любой организации – это удовлетворение определенных социально-общественных потребностей или реализация интересов граждан. Для коммерческих организаций существует дополнительная цель – получение прибыли или обеспечение рентабельности. РЕСУРСЫ 1Кадровые ресурсы: В настоящее время происходит расширение перечня соц. услуг. При этом одновременно наблюдается перепрофилирование организаций соц. сферы. Все это приводит к сдвигам кадрового обеспечения организаций соц. сферы. Кадры. Которые работают в соц. сфере не обладают высокой степенью профессионализма. Существуют определенные направления в соц. сфере, по которым в России нет подготовленных кадров (туризм, реклама, информационные технологии, менеджмент и т.д.) Кадровые проблемы связаны с индивидуализацией потребностей населения. Аспектом управления кадрами является разработка системы стимулирования. Проблемы стимулирования: оплата труда работников соц. сферы находится в ведении бюджета, *высокая доля женщин в организациях соц. сферы, значительную часть работников соц. сферы составляют волонтеры (бескорыстные добровольцы). 2Основу материальных ресурсов предприятия составляют основные фонды. Это обстоятельство должно приниматься во внимание при разработке стратегии управления организацией и ее инфраструктурой. 3Информационные ресурсы: *информация является основой для оказания соц. услуг, *информация связана с совершенствованием технологий получения и обработки данных. 4Финансовые ресурсы – поиск дополнительного финансирования.

Важным моментом соц. программирования является организация ресурсного обеспечения, являются следующие ресурсы: *финансы, *организационные вопросы, *материальные, *информационные, *трудовые. Существуют следующие проблемы при обосновании объемов ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели. 1)Деятельность объектов соц. программирования (соц. слоев и групп населения) носит трудно прогнозируемый характер, вследствие нерационального расходования отдельных видов ресурсов и сложной соц. психологической мотивации поведения лиц, охваченных соц. программами (например, растрата денежных пособий не по назначению). 2)Проблема стандартизации услуг и неопределенности в вопросе ценообразования вследствие участия в соц. программах негосударственных организаций (как коммерческих, так и неприбыльного сектора). Эта проблема решается в настоящее время путем сертификации и лицензирования деятельности учреждений соц. сферы. 3)Необходимость наличия четкой базы нормативов при разработке соц. программ, отсюда появление установленных государством минимальных «потребительских корзин», МРОТ и минимальных пенсий. На основе установленных вышестоящими органами финансовых нормативов деятельности организации самостоятельно определяют внутренние нормы и нормативы расходования всех видов материальных ресурсов, а также организационно-экономические нормы и нормы деятельности. 4)Тесная взаимосвязь с организационно-экономическими и научно-техническими процессами в стране (политическая нестабильность, инфляция). 5) Составление бюджета на реализацию программы (расчет объема затрат ресурсов и их распределение по исполнителям) рассчитывается в стабильных ценах с последующей индексацией.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.