Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международная миграция трудовых ресурсов.






МП - одно из направлений демографической политики, совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграц. движение нас. М. п. носит классовый характер, осн. субъектом её проведения выступает гос-во. - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.Лица, переселившиеся за пределы страны — эмигранты, переселившиеся в данную страну — иммигранты. На совр. этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов — из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы. Внешняя миграция подразделяется на эмиграцию — выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство или дли­тельный срок, и иммиграцию — въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или длительный срок.Отдельно выделяется внешняя трудовая миграция. Она означает добровольное перемещение на законном основании людей, посто­янно проживающих на территории государства, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно прожива­ющих вне пределов государства, на его территорию с целью осу­ществления ими оплачиваемой трудовой деятельности. Виды: Постоянные и временные миграции, Экономические (самые распространённые) - Выезд за границу в надежде найти высокооплачиваемую работу; переселение в связи с ухудшением экономической обстановки, сПолитические, религиозные, Семейно-бытовые- Объединение семей в результате междун браков, Природные - Переселение населения из районов, подвергшихся радиоактивному заражению (Брянская в России, Гомельская в Белоруссии), Добровольные миграции, Принудительные, Организованные миграции, Неорганизованные- Беженцы из бывших союзных республик, возвратную и безвозвратную миграциюПричины: войны, политические конфликты и природные катастрофы, различия в зп, уровне жизни, нехватка специалистов и рабочих мест,

К числу положительных последствий трудовой миграции для страны-импортера трудовых ресурсов относятся 1. Смягчение проблемы занятости благодаря ликвидации дефицита рабочей силы. 2. Стимулирование дополнительной занятости, образование доп рабочих мест и развитие инфраструктуры, 3. Улучшение уровня и качества жизни населения и развитие сферы услуг, строительства и с/х вследствие непритязательности трудовых мигрантов в выборе работ, 4. Повышение качества местной рабочей силы, т.к. привлечение неквалифицированных трудящихся-мигрантов стимулирует местное население заниматься более интеллектуальным трудом 5. Высококвалифицированные специалисты, получившие образование в других странах, приносят принимающим обществам «чистую прибыль», позволяя без предварительных затрат получить большую отдачу. 6. Рост производительности и эффек-ти труда, повышение конкурентоспособности выпускаемых страной товаров благодаря создаваемым более низкой ценой рабочей силы мигрантов 7. Решение демографической проблемы 8. Рост эк показателей принимающей страны (совокупный спрос; увеличение доходной части бюджета за счет роста поступлений от налогов и сборов Для страны-реципиента отрицательные последствия: 1. Усиление конкуренции за рабочие места, осложнение ситуации на внутреннем рынке рабочей силы 2. Рост безработицы, вызванный массовым притоком мигрантов 3. Мигранты оказывают сопровождаемое осложнением жилищных проблем давление на социальную инфраструктуру, а также увеличивают расходы на социальные, 4. Снижение эффективности и производительности труда из-за вызванных использованием более дешевой рабочей 5. Массовые экономические (контрабанда, незаконные фин операции) и уголовные правонарушения 6. Негативное отношение местного населения к мигрантам в целом Для страны-импортера положительными последствиями трудовой миграции. 1. Снижение уровня безработицы и неполной занятости в странах-донорах2. Создание рабочих мест, повышение уровня жизни населения и смягчение бедности благодаря инвестированию 3. Повышение квалификации трудовых мигрантов, работающих за границей, приобретение ими новых производственных и организационных навыков, приводящее к повышению эффективности и производительности труда в дальнейшем. 4. Трудоустройство мигрантов с низким уровнем образования; создание бизнеса в сфере услуг страны-реципиента 7. Возникновение совместных предприятий, увеличение товарооборота между страной-экспортером и страной-импортером трудовых ресурсов Отрицательные последствия трудовой миграции для страны-донора являются: 1. Снижение производственного потенциала страны и ухудшение качества кадрового обеспечения промышленности, строительства, транспорта и других отраслей экономики вследствие оттока высококвалифицированных специалистов и уменьшения численности эк. активного населения2. Обеднение интеллектуальной среды, распад интеллектуального сообщества и дефицит профессиональной рабочей силы3. Усложнение этнополитической ситуации в стране-доноре, возникновение и обострение межэтнических, региональных и клановых противоречий. 5. Ухудшение демографической ситуации в стане-доноре. Размеры междун миграции трудовых ресурсов неуклонно растут. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В междун миграции значительное увеличение среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профквалификации. В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции – США и Западную Европу – были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России, стран – членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда а с другой – стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей. Западная Европа. Высокоразвитые страны (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и другие) привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы.Нефтеперерабатывающие страны Западной Азии. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена). Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: н изкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники иммигрируют из Западной Европы, России, а также Индии.

РФПо данным ФМС России в 2013 году на территорию нашей страны въехало 17 342 369 иностранных граждан. Это и трудовые мигранты, и лица, вынужденные искать у нас политическое.В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер.

Мигр.полит России: - создание условий для привлечения в РФ квалифицированных легальных труд ресурсов, совершенствование миграционного учета.- сбор и анализ качественной и подробной информации о миграции. - разработка социальных программ, обеспечивающих более эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию. необходимы сегодня в связи с нависшей угрозой потери национальной идентичности в России и размывания этнокультурного фона. - Проблема кадрового дефицита в ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) должна решаться, в первую очередь, за счет экономического стимулирования увеличения темпов внутренней миграции, - Все бюрократические проволочки, препятствующие возврату на Родину русских из стран СНГ и дальнего зарубежья, должны быть устранены в кратчайшие сроки - Заполнение иммигрантами пустующих ниш на рынке труда - речь идёт, прежде всего, о низкооплачиваемой работе, которая так и не стала привлекательной для отечественных кадров. – это трудности с ассимиляцией, рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России

 

22. Интеграционные процессы в системе междун экономических отношений. Понятие междунэкономической интеграции. Региональная и отраслевая интеграция. Предпосылки, цели и сущность международной экономической интеграции. Типы региональной экономической интеграции стран и их характеристика: преференциальные торговые соглашения; зоны свободной торговли; тамож союзы; общие рынки; экономические союзы; политические союзы. Последствия экономической интеграции стран. Примеры экономической интеграции стран: ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АТЭС, Таможенный Союз (Россия, Белоруссия, Казахстан) и др. Проблемы развития экономической интеграции в СНГ.

Международная эк интегра́ ция — процесс объединения эк стран, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях эк и имеет ряд выраженных последствий. К ним относятся закон одной цены (выравнивание цен), резкое увеличение объема торговли, увеличение производительности труда, миграции трудовых потоков, выравнивание величины внутренних сбережений, появление единой сетки тарифов на границах экономического объединения. Предпосылки: идентичность уровней эк развития и рыночной зрелости объединяющихся стран; · географическая близость, наличие, как правило, общей границы, исторически сложившихся эк взаимосвязей; · общность социально-эк, политических и иных проблем, стоящих перед интегрирующимися странами. Междуня эк интеграция должна решать конкретные проблемы объединяющихся государств. Цели интеграции: · увеличение объемов производства и расширение номенклатуры поставляемых товаров и услуг; · реализация преимуществ экономики масштаба; · формирование благоприятной внешнеполитической среды; · решение задач торговой политики; · содействие структурной перестройке нац экономик; · поддержка отдельных отраслей промышленности, сферы услуг, сельского хозяйства. Международной отраслевой интеграцией обычно понимается сотрудничество двух и более стран в определенной отрасли на уровне государств или отдельных предприятий. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой, т. е. объединять предприятия как одной отрасли (например, предприятия химической промышленности или транспорта), так и различных отраслей (например, сельского хозяйства и легкой промышленности и т. д.). Эти отраслевые связи, основанные на специализации и кооперации производства. Региональная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, который, охватывая внешнеэк обмен и сферу производства, ведет к тесному переплетению национальных хозяйств и созданию единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе. Преференциальные торговые соглашения —соглашение стран о предоставлении друг другу определенных преференций (преимуществ) перед третьими странами, которые не участвуют в данном соглашении. На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговыес оглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. Зона свободной торговли (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются тамож пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов. Между странами-участницами сохраняются тамож границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы. Таможенный союз – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

Общие рынки или принцип 4х свобод – достижение свободного передвижения товаров, услуг, людей и капитала. Общий рынок – тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз. Эк союз – тип междун интеграции, предусматривающий наряду с общим тамож тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экинтеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за эк развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Политические союзы. Союз политический или международный, соглашение между двумя государствами на определенный срок для достижения какой-либо общей цели, преимущественно для целей обороны или для выполнения какого-либо военного предприятия. Последствия экономической интеграции стран. Позитивные последствия интеграции расширение масштабов рынка, которое повышает скорость оборота капитала благодаря эффекту увеличения предложения, что имеет особенно большое значение для малых и средних стран, нац рынок которых ограничен; развитие производственной и непроизводственной инфраструктуры стран-участниц, которое снижает накладные расходы; увеличение миграционного оборота между странами, позволяющего урегулировать многие социально-эк проблемы; ускорение темпов информационно-технологического обмена, содействующего снижению себестоимости, повышению качества и конкурентоспособности экспортной продукции; возрастание авторитета и престижа члена интеграционного блока, что обеспечивает ему лучшие позиции в ходе различного рода торгово-эк переговоров. Негативные последствия интеграции отток ресурсов из стран с более слабой экономикой в пользу сильнейших партнеров – это может привести к появлению «застойных, отсталых зон» внутри группировки; возрастание роли ТНК и национальных монополий как результат слияний и заключения негласных картельных соглашений между компаниями, которые ограничивают «здоровую» рыночную конкуренцию; значительные издержки, связанных с функц-нием бюрократических институтов интеграционного блока, о чем свидетельствует опыт ЕС. Примеры экономической интеграции стран: Европе́ йский сою́ з — эки политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. Штаб-квартира –Брюссель.С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Восемнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счётная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС, занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности.

НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле— соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994. Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.

МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой. Цель соглашения выражается в содействии свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. МЕРКОСУР возник в 1985 году. В МЕРКОСУР сосредоточено 55, 3 % населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн чел.), 40 % прямых зарубежных инвестиций, 33 % объема внешней торговли стран региона.Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу в настоящее время имеют статус ассоциированных членов. Мексика и Новая Зеландия квалифицируются как официальные наблюдатели.

АСЕАН- Ассоциация стран Юго-Восточной Азии — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Страны-члены БрунейВьетнамИндонезияКамбоджаЛаосМалайзияМьянмаСингапурТаиландФилиппины. Азиатско-Тихоокеанское эксотрудничество (АТЭС) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В эк.х-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.Состав: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Новая Зеландия, Филлипины, Сингапур, Тайланд, США, Китайский Тайбей, Гонконг(Китай), КНР, Мексика, Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам. Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана, Армении и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются тамож пошлины и ограничения эк характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые тамож тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую тамож территорию Таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана Армении и России, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможсоюза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.