Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды процессуальных сроков.






¨ общие

¨ сокращенные

Дело должно быть рассмотрено с принятием решения в срок до 2 месяцев со дня поступления заявления в хозяйственный суд, если иное не предусмотрено ХПК или иными законодательными актами.

В исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен до четырех месяцев председателем хозяйственного суда или его заместителем, а по делам с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, - до двенадцати месяцев.

Кассационная жалоба (протест) может быть подана в течение десяти дней после принятия решения хозяйственным судом.

Кассационная инстанция хозяйственного суда рассматривает дело в кассационном порядке в десятидневный срок со дня его поступления. При особой сложности дела или в других исключительных случаях председатель хозяйственного суда или его заместитель могут продлить этот срок, но не более чем на двадцать дней.

Жалоба, поданная в порядке надзора, подлежит рассмотрению в срок до одного месяца со дня ее поступления в хозяйственный суд, а в случае истребования дела - в течение двух месяцев со дня поступления дела.

 

39. Судебная корреспонденция. Надлежащее извещение участников хозяйственного процесса

Извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания или совершения процессуальных действий, а также вызов в хозяйственный суд свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков осуществляются судебными повестками.

Хозяйственный суд вправе известить участников хозяйственного процесса при помощи телефонограммы или телеграммы, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование факта извещения или вызова.

Судебная повестка направляется хозяйственным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) или месту жительства индивидуального предпринимателя или гражданина.

Судебная повестка доставляется извещаемому или вызываемому лицу по адресу, указанному стороной или другим лицом, участвующим в деле. Если по указанному хозяйственному суду адресу индивидуальный предприниматель или гражданин фактически не проживают, судебная повестка может быть направлена по месту их работы.

В судебной повестке и иных извещениях хозяйственного суда указываются:

наименование хозяйственного суда и его адрес;

время и место явки;

наименование дела, по которому осуществляется вызов;

лицо, вызываемое в хозяйственный суд, его адрес, а также в качестве кого это лицо вызывается;

последствия неявки.

Одновременно с судебной повесткой судья направляет ответчику копию искового заявления, а при необходимости – копии документов, приложенных к заявлению.

Лица, участвующие в деле, и иные участники хозяйственного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия хозяйственный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного постановления, судебной повестки или иного извещения.

Лица, участвующие в деле, и иные участники хозяйственного процесса также считаются извещенными надлежащим образом, если:

адресат отказался от получения копии судебного постановления и такой отказ документально зафиксирован;

адресат не явился за получением копии судебного постановления, направленной ему хозяйственным судом в установленном порядке, о чем имеется сообщение органа связи;

копия судебного постановления, направленная хозяйственным судом по последнему известному хозяйственному суду месту нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, месту жительства индивидуального предпринимателя или гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем имеется сообщение органа связи.

40. Понятие о процессуальных документах, их реквизитах. Порядок исправления недостатков

41. Приостановление производства по делу

Хозяйственный суд обязан приостановить производство по делу в случаях:

Ø невозможности рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемому в порядке конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного или административного судопроизводства или иным компетентным органом

Ø пребывания гражданина-ответчика в действующей части ВС РБ или обращения с соответствующим ходатайством гражданина-истца, находящегося в действующей части ВС РБ

Ø выбытия стороны из дела

Ø утраты гражданином, являющимся стороной по делу, дееспособности

Ø в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Хозяйственный суд вправе приостановить производство по делу в случаях:

ü назначения хозяйственным судом экспертизы

ü привлечения гражданина - лица, участвующего в деле, для выполнения какой-либо государственной обязанности

ü направления материалов в следственные органы

ü розыска гражданина-ответчика в случаях, предусмотренных законодательными актами

ü нахождения гражданина, являющегося стороной по делу, в лечебном учреждении на излечении

ü взаимного соглашения сторон

ü в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Производство по делу возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, по заявлению лиц, участвующих в деле, или по инициативе хозяйственного суда.

О приостановлении производства по делу и его возобновлении хозяйственный суд выносит определение.

Определения хозяйственного суда о приостановлении и возобновлении производства по делу могут быть обжалованы в установленном законодательными актами порядке.

 

42. Прекращение производства по делу

Хозяйственный суд прекращает производство по делу, если:

1) спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде в связи сегонеподведомственностью;

2) имеется вступившее в законную силу решение общего или хозяйственного суда, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, а также определение общего или хозяйственного суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

3) имеется вступившее в законную силу решение третейского суда, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, за исключением случаев, когда хозяйственный суд отказал в выдаче приказа на принудительное исполнение решения третейского суда, но новое рассмотрение дела в третейском суде оказалось невозможным;

4) юридическое лицо или иная организация, являющаяся стороной по делу, ликвидированы;

5) после смерти индивидуального предпринимателя или гражданина, являющегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства;

6) истец отказался от иска и отказ принят хозяйственным судом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 47 и 48 настоящего Кодекса;

7) заключено мировое соглашение и оно утверждено хозяйственным судом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.

43. Оставление искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения

Хозяйственный суд оставляет иск (заявление) без рассмотрения, если:

1) в производстве общего суда, хозяйственного суда или третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

2) имеется соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда и возможность обращения в третейский суд не утрачена, а также если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в хозяйственном суде, не позднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда;

3) иск (заявление) не подписан или подписан лицом, не имеющим полномочий подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано;

4) истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законодательными актами или договором;

5) истец (заявитель) или его представитель повторно не явились без уважительных причин в судебное заседание, не заявив о рассмотрении дела без их участия, за исключением случаев, когда иск заявлен прокурором, государственным или иным органом в интересах государства и общества;

6) при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выяснится, что спор возник о праве;

7) при рассмотрении заявления об отказе или уклонении от государственной регистрации выяснится, что спор возник о праве;

8) при рассмотрении заявления на нотариальные действия или отказ в их совершении выяснится, что спор возник о праве;

9) при рассмотрении заявления об отказе в выдаче (продлении срока действия) лицензии выяснится, что спор возник о праве;

10) не представлено исковое заявление с копиями по количеству ответчиков;

11) при рассмотрении иска (заявления) в интересах юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного прокурором, государственным или иным органом без их просьбы или согласия;

12) истцом (заявителем) подано заявление о возвращении иска (заявления), а ответчик не требует разбирательства дела по существу;

13) иск (заявление) подан недееспособным лицом.

44. Примирительная процедура в хозяйственном судопроизводстве

Примирительная процедура проводится в целях урегулирования спора в короткие сроки посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств.

Задачами примирительной процедуры являются:

1)обеспечение сторонам возможности самостоятельного урегулирования возникшего между ними спора путем признания и взаимного удовлетворения законных интересов и требований и достижения соглашения о примирении;

2)содействие сторонам в выработке взаимоприемлемых условий разрешения спора и в сохранении между ними партнерских деловых отношений.

Основными принципами примирительной процедуры являются:

1)добровольность;

2)равноправие сторон;

3)сотрудничество сторон;

4)беспристрастность (нейтральность) примирителя;

5)конфиденциальность.

Срок примирительной процедуры не должен превышать одного месяца, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций - сроков, установленных соответственно статьями 278 и 295 настоящего Кодекса.

 

45. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения

Исковое заявление, подписанное истцом или его представителем, подается в хозяйственный суд в письменной форме с копиями по числу ответчиков.

В исковом заявлении должны быть указаны:

Ø наименование хозяйственного суда, в который подается заявление

Ø имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты

Ø цена иска, если иск подлежит оценке

Ø обстоятельства, на которых основаны исковые требования

Ø доказательства, подтверждающие основания исковых требований

Ø расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы

Ø требования истца;

Ø перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

ü уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере

ü соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком,

ü обстоятельства, на которых основываются исковые требования.

К исковому заявлению также должен быть приложен текст ненормативного акта, если он оспаривается. Если исковое заявление подписано представителем истца, прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия на предъявление иска.

К заявлению о понуждении заключить, изменить договор прилагается проект договора.

Хозяйственный суд отказывает в принятии искового заявления, если:

Ø спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде в связи с его неподведомственностью

Ø имеется вступившее в законную силу решение общего или хозяйственного суда, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям

Ø имеется решение третейского суда по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям,

Об отказе в принятии искового заявления хозяйственный суд выносит определение, которое направляется истцу не позднее 5 дней со дня поступления этого искового заявления.

Хозяйственный суд возвращает исковое заявление и приложенные к нему документы, если:

ü не соблюдены требования к форме и содержанию искового заявления, а также к перечню прилагаемых к нему документов

ü в случае подачи заявления об объявлении экономической несостоятельности (банкротства) не соблюдены требования, установленные законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве)

ü исковое заявление не подписано или подписано лицом, чьи полномочия не указаны либо не подтверждены должным образом, либо лицом, должностное положение которого не указано, или недееспособным лицом

ü не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере и т.д.

 

46. Подготовка дела к судебному разбирательству

Подготовка к делу к судебному разбирательству стадия хозяйственного процесса, содержание которой составляют процессуальные действия судьи и лиц, участвующих в деле, совершаемые до рассмотрения дела в судебном заседании и направление на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения и разрешения хозяйственных (экономических) споров.

Задачами подготовки дела к судебному разбирательству, обязательными по каждому делу, являются:

ü разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса

ü определение законодательства, которым следует руководствоваться, и установление правоотношений сторон

ü определение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела

ü представление и истребование необходимых доказательств

ü установление времени и места судебного заседания.

Значение: обеспечение своевременного и правильного рассмотрения и разрешения хозяйственных (экономических) споров.

47. Значение стадии судебного разбирательства. Подготовительная часть судебного разбирательства

Судебное разбирательство - главная и самостоятельная стадия хозяйственного процесса, основная задача которой - рассмотрение спора по существу.

Судебное заседание делится на три части: подготовительную, рассмотрение дела по существу, окончание рассмотрения дела.

Содер-м подготовительной части судебного разб-ва является определение возможности проводить судебное заседание. Действия, совершаемых судьей в данной части судебного разб-ва:

1) открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению;

2) проверяет явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей и иных участников хоз. процесса и документы, удостоверяющие их личность и подтвержд-е их полномочия;

3) устанавливает, были ли извещены надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, какие имеются сведения о причинах их неявки;

4) выясняет вопрос о возможности слушания дела;

5) объявляет состав хозяйственного суда, сообщает, кто участвует в деле в качестве секретаря судебного заседания - помощника судьи, эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы;

6) разъясняет лицам, участвующим в деле, и иным участникам хозяйственного процесса их процессуальные права и процессуальные обязанности;

7) удаляет из зала судебного заседания свидетелей, явившихся до вызова их для допроса;

8) предупреждает: переводчика об ответств-ти за заведомо неправильный перевод, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; эксперта, специалиста - за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо за уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей; свидетеля (непосредственно перед допросом) - за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний;

9) опред-т с учетом мнений лиц, участвующих в деле, последов-ть совершения проц-х действий;

10) руководит судебным заседанием, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования док-в и обст-в дела. При этом он вправе снимать с обсуждения вопросы и прекращать исследование вопросов, которые не имеют отношения к делу, а также предлагать лицам, участвующим в деле, представить объяснения и доп-е док-ва по обст-м, имеющим значение для дела;

11) рассматривает заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;

12) принимает меры к обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка.

 

 

48. Рассмотрение дела по существу. Судебные реплики и судебные прения

Рассмотрение дела по существу заключается в исследовании док-в. При рассмотрении дела хозяйственный суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, знакомится с письменными доказат-ми, осматривает вещ-е доказательства.

Выделяют следующую последовательность рассмотрения дела по существу:

1) суд дает возможность истцу изложить свои требования и объяснения, затем лицам, участвующим в деле, предоставляется возможность задать истцу вопросы;

2) аналогичным обр. заслуш-ся объяснения ответчика, его ответы на вопросы лиц, уч-х в деле;

3) по ходатайству лиц, участвующих в деле, судом в заседание могут быть вызваны свидетели. Суд приступает к заслушиванию их показаний, установив перед этим личность. Свидетелю предлагается сообщить ХС известные ему сведения и обстоятельства с указанием источника осведомленности. Лицам, участвующим в деле, предоставляется возможность задать свидетелю вопросы.

Судебные прения представляют собой устные выступления участвующих в деле лиц и их представителей, в которых они обосновывают свою позицию по делу. Очередность выступлений определяется ХС. В прениях первыми выступают истец и (или) его представитель, затем - ответчик (его представитель). После завершения всех выступлений каждый из участников вправе повторно выступить с краткой устной репликой в отношении обоснований, высказанных в выступлениях других лиц. Право последней реплики принадлежит ответчику или его представителю.

49. Постановление и оглашение решения

Решение хозяйственного суда должно быть законным и обоснованным.

Хозяйственный суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании.

Решение принимается хозяйственным судом после окончания разбирательства дела в судебном заседании.

Хозяйственный суд решает вопросы, необходимые для принятия решения, составляет текст решения, принимает и подписывает решение в совещательной комнате в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей.

В совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав хозяйственного суда, рассматривающего дело.

При рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда решение принимается большинством голосов судей.

Судья хозяйственного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии решения, о позиции отдельных судей, входящих в состав хозяйственного суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

Решение хозяйственного суда после его принятия объявляется судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) в том же судебном заседании, в котором заканчивается рассмотрение дела. В необходимых случаях составление мотивированного решения хозяйственного суда может быть отложено на срок не более пяти дней со дня удаления хозяйственного суда в совещательную комнату.

При отсутствии в решении хозяйственного суда мотивировочной части хозяйственный суд оглашает его резолютивную часть.

Резолютивная часть решения хозяйственного суда объявляется в том же судебном заседании, в котором заканчивается рассмотрение дела. Одновременно судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) объявляет, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным решением, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Объявленная резолютивная часть решения хозяйственного суда должна быть подписана судьей (судьями) хозяйственного суда и приобщена к делу.

Судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) разъясняет порядок и срок обжалования (опротестования) решения хозяйственного суда, порядок и срок представления замечаний на протокол судебного заседания.

Решение хозяйственного суда может быть опубликовано в порядке, установленном законодательными актами.

50. Судебное решение (сущность и значение; требования, которым должно оно удовлетворять)

Решение хозяйственного суда принимается именем РБ. Решение хозяйственного суда должно быть законным и обоснованным. Решение принимается хозяйственным судом после окончания разбирательства дела в судебном заседании.

Решение хозяйственного суда излагается в виде отдельного документа и должно быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств. Решение хоз. суда подписывается судьей хоз. суда, а в случае рассмотрения дела коллегиальным составом хозяйственного суда – всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение. Исправления в решении хозяйственного суда должны быть оговорены и удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до его объявления.

Решение хозяйственного суда оформляется в одном экземпляре и приобщается к делу.

Требования, предъявляемые к решению хозяйственного суда:

- законность – соотв. решения ХС требованиям норм права. Законность заключается в соблюдении регламента вынесения судебного решения и наличия необходимых реквизитов в соотв. с ХПК;

- обоснованность - это изложение всех имеющих значение для дела обстоятельств, выясненных в судебном заседании, и приведение доказательств в подтверждение выводов хоз.суда об установленных им обстоятельствах дела.

Содержание решения хозяйственного суда

Решение хозяйственного суда состоит из:

1) вводной;

2) описательной;

3) мотивировочной;

4) резолютивной частей.

Во вводной части решения хозяйственного суда указываются наименование и состав хозяйственного суда, принявшего решение; наименование и номер дела; дата и место вынесения решения; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии и инициалы присутствующих в заседании лиц с указанием их полномочий; фамилия и инициалы лица, которое вело протокол судебного заседания.

Описательная часть решения хозяйственного суда должна содержать краткое изложение искового заявления, отзыва на него, других объяснений.

В мотивировочной части решения хозяйственного суда указываются:

обстоятельства дела, установленные хоз. судом; доказательства, на которых основаны выводы хоз. суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым хоз. суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Резолютивная часть решения хозяйственного суда должна содержать выводы об удовлетворении каждого заявленного требования в целом или его части или об отказе в удовлетворении. В резолютивной части решения хозяйственного суда также указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, право на обжалование и срок обжалования решения.

51. Содержание судебного решения. Порядок и основания составления мотивировочной части

Содержание решения хозяйственного суда

Решение хозяйственного суда состоит из:

5) вводной;

6) описательной;

7) мотивировочной;

8) резолютивной частей.

Во вводной части решения хозяйственного суда указываются наименование и состав хозяйственного суда, принявшего решение; наименование и номер дела; дата и место вынесения решения; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии и инициалы присутствующих в заседании лиц с указанием их полномочий; фамилия и инициалы лица, которое вело протокол судебного заседания.

Описательная часть решения хозяйственного суда должна содержать краткое изложение искового заявления, отзыва на него, других объяснений.

Мотивировочная часть решения хозяйственного суда составляется:

ü по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);

ü по делам о признании недействительным (в целом или части) ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

ü если лицом, участвующим в деле, является иностранное лицо;

ü если настоящим Кодексом установлено, что решение не подлежит обжалованию (опротестованию) в апелляционном порядке;

ü в связи с обжалованием решения в апелляционном порядке;

ü при рассмотрении дел, направленных на новое рассмотрение хозяйственным судом кассационной или надзорной инстанции;

ü по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); о защите деловой репутации; о признании оспариваемой сделки недействительной; об установлении факта ничтожности сделки; о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

ü в иных случаях – по письменному заявлению лиц, участвующих в деле, которое может быть подано до удаления суда в совещательную комнату или в течение десяти дней со дня оглашения решения.

В мотивировочной части решения хоз.суда указываются: обстоятельства дела, установленные хоз. судом; доказательства, на которых основаны выводы хоз. суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым хозяйственный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Резолютивная часть решения хоз. суда должна содержать выводы об удовлетворении каждого заявленного требования в целом или его части или об отказе в удовлетворении. В резолютивной части решения хозяйственного суда также указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, право на обжалование и срок обжалования решения.

52. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом

К т недостаткам относятся:

1) неполнота решения;

2) неясность решения;

3) наличие в решении описок, опечаток, арифметических ошибок. Порядок устранения указанных недостатков определен ХПК.

Так, одним из способов исправления такого недостатка судебного решения, как его неполнота, является дополнительное решение. Требование полноты - одно из существенных требований, предъяв­ляемых к решению хозяйственного суда.

Вопрос о принятии хозяйственным судом дополнительного решения решается в судебном заседании. При этом лица, участву­ющие в деле, извещаются о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка извещенных надлежащим образом лиц, участву­ющих в деле, не препятствует рассмотрению вопроса о принятии дополнительного решения. Дополнительное решение принимает­ся по общим правилам, установленным для вынесения основного решения.

В случае отказа в принятии дополнительного решения хозяй­ственный суд выносит определение.

Дополнительное решение хозяйственного суда и определение хозяйственного суда об отказе в принятии дополнительного реше­ния могут быть обжалованы в установленном порядке.

Исправление допущенных описок, опечаток или арифметичес­ких ошибок относится к тем случаям, когда они выявляются уже после вынесения решения. По вопросам исправления описок, опе­чаток и арифметических ошибок хозяйственный суд в течение де­сяти дней со дня поступления заявления в суд выносит определе­ние, которое может быть обжаловано.

53. Законная сила судебного решения

Хозяйственный суд направляет заказным письмом с уведомлением о вручении копии решения хозяйственного суда лицам, участвующим в деле (иным заинтересованным лицам), не позднее пяти дней со дня принятия решения или вручает им копии решения под расписку.

Решение ХС первой инстанции, вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение хозяйственного суда, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления хозяйственным судом апелляционной инстанции.

Решение ВХС вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании.

 

54. Определение хозяйственного суда первой инстанции, виды

Определение выносится в письменной форме в виде отдельного судебного постановления или протокольного определения.

Определение в виде отдельного судебного постановления ХС выносит во всех случаях, если ХПК предусмотрена возможность обжалования определения ХС отдельно от суд. постановления, кот. заканчивается рассмотрение дела по существу. В иных случаях ХС вправе вынести определение как в виде отдельного судебного постановления, так и в виде протокольного определения.

Определение в виде отдельного судебного постановления ХС выносит в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей, по правилам, устан-м для принятия решения ХС.

Протокольное определение м.б. вынесено ХС без удаления из зала судебного заседания. Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания.

В определении ХС, выносимом в виде отдельного судебного постановления, д.б. указаны:

- наименование и состав ХС, принявшего определение; наименование и номер дела; дата и место вынесения опред-я ХС; фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле; предмет спора;

- вопрос, по которому выносится определение;

- мотивы, по которым ХС пришел к своим выводам, со ссылкой на законодательные и иные НПА;

- вывод по рассматриваемому вопросу;

- подлежит ли опред-е обж-ю и опрот-ю, порядок и сроки его обжалования и опротестования.

Определение ХС, выносимое в виде отдельного судебного постановления, подписывается судьей хозяйственного суда или коллегиальным составом хозяйственного суда, вынесшим его.

ХС направляет заказным письмом с уведомлением о вручении копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного постановления, лицам, участвующим в деле, и иным заинтересованным лицам не позднее пяти дней со дня вынесения определения ХС, если иной срок не предусмотрен ХПК, или вручает им копии определения под расписку.

Определение ХС м.б. обжаловано отдельно от судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в случае, если в соответствии с ХПК предусмотрено обжалование этого определения, а также если оно препятствует дальнейшему движению дела.

Жалоба на определение ХС может быть подана не позднее пятнадцати дней со дня вынесения определения, если иной срок не предусмотрен ХПК.

55. Приказное производство в хозяйственном процессе

Приказное производство - это упрощенная процедура взыскания в судебном порядке задолженности в виде денежных средств, в том числе путем обращения взыскания на имущество должника, опосредованная вынесением хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон.

Требования взыскателя о возбуждении приказного производства с просьбой о взыскании денежной суммы рассматриваются без проведения судебного заседания и заслушивания объяснений сторон, с исследованием только письменных доказательств.

Сторонами приказного производства являются взыскатель и должник.

Основания для возбуждения приказного производства:

- требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

- требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и (или) недатировании акцепта;

- заявлено требование о взыскании с должника налогов, сборов (пошлины) во исполнение налогового обязательства;

- требование основано на представленных взыскателем документах, устанавливающих имущественные обязательства должника, которые им признаются, но не выполняются;

- заявлено требование соотв-м органом о взыскании расходов по розыску ответчика или дол-ка;

- требование основано на представлении суд. исполнителя о неперечислении торгующей организацией в течение трех банковских дней вырученных денежных средств от реализации имущества, переданного судебным исполнителем;

- в иных случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами.

Срок рассмотрения дел в порядке приказного производства - не более 20 дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства в хозяйственный суд.

Заявление о возбуждении приказного производства должно соотв-ть предъявляемым к нему требованиям, предусмотренным ХПК. В нем д.б. указаны наименование хозяйственного суда, в который подается заявление; полные имена (наименования) взыскателя и должника, их почтовые адреса; требование взыскателя со ссылкой на нормы законодательства; обстоятельства, на которых основано требование, и доказательства, подтверждающие их; расчет взыскиваемой суммы; перечень прилагаемых документов. Заявление подписывается взыскателем или его представителем.

Средствами защиты интересов должника в приказном производстве являются его возражения против требований взыскателя.

Определение о судебном приказе является исполнительным документом, и взыскание по нему производится в порядке, установленном для исполнения решений суда. К исполнению определение о судебном приказе может быть предъявлено в течение шести месяцев с момента его вынесения

56. Производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц и иным делам, возникающим из административных и иных публичных отношений

В соответствии со ст. 227 ХПК юр. лицо, ИП или гражданин, а также прокурор впра­ве подать в хоз. суд заявления о признании недействи­тельным ненормативного правового акта:

1) государственного органа;

2) органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпри­нимателей или граждан,

3) об обжаловании действий (бездействия):

· государственного органа;

· органа местного управления и самоуправления;

· должностного лица, если считают, что нарушены права и законные интересы юр. лица, ИП или гражданина в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономиче­ской) деятельности, а также что оспариваемый ненормативный пра­вовой акт, обжалуемые действия (бездействие) противоречат зако­нодательному или иному нормативному правовому акту.

Заявление об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия) подается в хоз. суд в письменной форме и должно быть подписано заявителем или его представителем. В нем должны быть указаны: наименование хоз. суда, в который подается заявление; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, бан­ковские реквизиты; обстоятельства, на которых основаны требова­ния; доказательства, подтверждающие основания требований; тре­бования заявителя со ссылкой на акты законодательства; перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

По делам данной категории спец. в отношении заяв­лений о признании недействительным ненормативного акта явля­ется требование о приложении текста (копии) оспариваемого акта.

Закон предписывает, что подача заявления об оспаривании ненормативного правового акта в хозяйственный суд и принятие его к рассмотрению не приостанавливают действия оспаривае­мого ненормативного правового акта.

Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт или обжалуемые действия (бездействие) не соответствуют зако­нодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, хозяйственный суд принимает решение о признании НПА недействительным или о признании действий (бездействия) соответствующего органа или должностного лица незаконными.

Признав заявление обоснованным, хозяйственный суд выно­сит решение об обязанности соответствующего органа или долж­ностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина.

Решение хоз. суда направляется руководителю го­с. органа, органа местного управления и самоуправ­ления или должностному лицу, ненормативный правовой акт или действия (бездействие) которых были оспорены (обжалованы), либо в вышестоящий в порядке подчиненности гос. орган, либо должностному лицу для устранения допущенных нарушений законодательства в течение пяти дней со дня вступления в закон­ную силу решения хозяйственного суда.

 

57. Производство по делам об установлении фактов, имеющих юр. значение в сфере предпринимательской и иной хоз. деятельности

В теории процессуального права дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подразделяют на три группы:

1) подведомственные только суду;

2) неподведомственные суду;

3) подведомственные суду при условии невозможности установления определенных юридических фактов в ином порядке.

При определении подведомственности хоз. суду дел об установлении фактов, имеющих юридическое значе­ние в предпринимательской деятельности, принимаются во вни­мание две группы условий: общие и специальные.

Дела данного производства рассматриваются по общим пра­вилам хозяйственного процесса, т.е. они проходят все стадии су­дебного процесса.

Дела об установлении юридических фактов рассматриваются хозяйственным судом с участием заявителя и заинтересованных в исходе дела лиц.

В соответствии ХПК хозяйственный суд рассматри­вает дела об установлении:

1) факта принадлежности недвижимого имущества на праве собственности юридическому лицу, индивидуальному предприни­мателю или гражданину;

2) факта добросовестного, открытого и непрерывного владе­ния юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином недвижимым имуществом либо иным имуществом как своим собственным;

3) факта регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в определенное время и в опре­деленном месте и др.

Заявление об установлении юридического факта подается в хозяйственный суд в письменной форме, должно быть подписано заявителем или его представителем.

Судебные постановления по делам данного производства име­ют свою специфику. В делах данного вида производства только устанав­ливается юридический факт либо юридическое состояние, а су­дебное постановление лишь констатирует этот факт, но не решает вопрос о правоотношениях заинтересованных лиц, поскольку ре­шение данного вопроса происходит за пределами данного произ­водства. В ходе рассмотрения дела заявитель должен доказать, что факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы.

При удовлетворении судом заявления об установлении юриди­ческого факта в решении хозяйственного суда указывается наличие юридического факта и излагается установленный факт. Решение хо­зяйственного суда об установлении юридического факта является документом: 1) подтверждающим юридический факт; 2) основанием для регистрации такого факта или оформления соответствующими орга­нами прав, возникающих в связи с установленным юридическим фак­том, но не заменяет собой документы, издаваемые этими органами.

Содержание резолютивной части решения предопределяется характером заявленных требований. (Например, удовлетворяя за­явление об установлении факта владения строением на праве соб­ственности, суд в решении указывает: местонахождение строения, когда, где и за какой организацией или индивидуальным предпри­нимателем оно было зарегистрировано.)

 

58. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

В соответствии со ст. 245 ХПК решения иностранных судов и иностранные арбитражные решения признаются и приводятся в ис­полнение хоз. судами в РБ, если при­знание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено:

1) законодательством или международным договором Республики Беларусь;

2) на основе взаимности.

Вопросы о признании и приведении в исполнение решения ин. суда или иностранного арбитражного решения ре­шаются хоз. судом по заявлению стороны спора, рас­смотренного ин. судом, или стороны третейского разби­рательства.

Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения по­даются взыскателем в хозяйственный суд в Республике Беларусь по правилам альтернативной подсудности:

1) по месту нахождения или месту жительства должника;

2) по месту нахождения имущества должника, если место на­хождения или место жительства его неизвестны.

Заявления подаются в письменной форме, они должны быть подписаны взыскателем или его представителем и содержать сле­дующие сведения: наименование хозяйственного суда, в который подается заявление; наименование и место нахождения иностран­ного суда, принявшего решение, либо наименование, место нахож­дения и состав иностранного международного арбитражного (тре­тейского) суда, принявшего решение; наименование взыскателя, его место нахождения или место жительства; и т.д..

Заявление подается той стороной в споре, в пользу которой иностранный суд или иностранный межд. арбитражный (третейский) суд вынес свое решение.

К заявлению о признании и приведении в исполнение реше­ния иностранного суда, если иное не установлено международным договором РБ, прилагаются:

1) надлежащим образом удостоверенная копия решения ино­странного суда, о признании и приведении в исполнение которого ходатайствует взыскатель;

2) надлежащим образом удостоверенный документ, подтвер­ждающий вступление решения ин. суда в законную силу, если это не указано в тексте решения;

3) надлежащим образом удостоверенный документ, подтвер­ждающий, что должник был своевременно извещен надлежащим образом о разбирательстве дела в иностранном суде, о признании и приведении в исполнение решения которого ходатайствует взыс­катель; и др.

Закон устанавливает, что заявления о признании и приведе­нии в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения рассматриваются в судебном заседании су­дьей хозяйственного суда единолично в срок не более одного меся­ца со дня их поступления в хозяйственный суд.

При рассмотрении дела хозяйственный суд не вправе пере­сматривать решение иностранного суда, иностранное арбитраж­ное решение по существу.

По результатам рассмотрения заявлений хозяйственный суд выносит определение, в котором обязательно содержится указание на признание и приведение в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения либо на отказ в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения.

Указанное определение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в суде кассационной или надзорной инстанции.

 

59. Производство по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории РБ, и о выдаче исполнительного документа

Основания для отмены решения международного арбитраж­ного (третейского) суда, указанные в ст. 255 ХПК, являются исчер­пывающими.

1) одна из сторон при заключении арбитражного соглашения была полностью или частично недееспособна или это соглашение недей­ствительно по праву, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания - по праву Республики Беларусь;

2) хотя бы одна из сторон не была надлежащим образом уве­домлена об избрании (назначении) арбитров или об арбитражном разбирательстве дела либо по другим уважительным причинам не могла представить в международный арбитражный (третейский) суд свои объяснения;

3) решение вынесено по спору, не предусмотренному арбит­ражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы ар­битражного соглашения;

4) состав международного арбитражного (третейского) суда или процедура арбитражного разбирательства дела не соответство­вали соглашению сторон, при условии, что такое соглашение не противоречит ХПК;

5) если предмет спора не может быть предметом арбитражно­го разбирательства согласно законодательству РБ или если решение международного арбитражного (третейского) суда противоречит публичному порядку РБ.

Хозяйственный суд, отменяя арбитражное решение, не вправе изменять арбитражное решение или выносить новое постановление.

Ходатайство об отмене решения междунар. арбитражного суда заявляется стороной по делу, рассмотренному меж­дун. арбитражным (третейским) судом, в письменной форме, подписывается лицом, заявляющим ходатайство, или его представи­телем.

В случае несоблюдения указанных требований, предъявляе­мых процессуальным законом к форме и содержанию ходатайства, наступают неблагоприятные процессуально-правовые последствия: оно возвращается лицу, его заявившему. О возвращении ходатай­ства хозяйственный суд не позднее пяти дней со дня его поступле­ния в суд выносит определение

По результатам рассмотрения ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются: 1) сведения об обжалуемом решении и о месте его принятия; 2) сведения о наиме­новании и составе международного арбитражного (третейского) суда, принявшего обжалуемое решение; 3) наименования сторон арбитражного разбирательства; 4) указания на отмену решения международного арбитражного (третейского) суда в целом или его части либо на отказ в удовлетворении требования заявителя в це­лом или его части.

Определение хоз. суда по делу об обжаловании решения международного арбитражного суда может быть обжаловано в установленном ХПК порядке.

Вопрос о выдаче исполнительного документа на принудитель­ное исполнение решения междун. арбитражного суда по спору, возникшему из гражд. правоотношений при осущ. предприн. и иной хоз. деятельности, рассматривается хоз. су­дом по заявлению стороны арбитражного разбирательства, в пользу которой принято решение международного арбитражного (третейс­кого) суда.

 

60. Сущность и значение апелляционного производства. Право обжалования и опротестования

Апелляционное производство - стадия хоз. процесса, направленная на проверку обоснованности и законности не вступивших в силу судебных решений, а также иных постановлений суда.

Главное предназн-е апелляции состоит в устранении ошибок и недостатков, допущенных судом первой инстанции, путем проверки обосн-ти и законности его решения. Апелляционное рассмотрение дела позволяет без возвращения на новое рассмотрение в хозяйственный суд первой инстанции исследовать имеющиеся и новые док-ва, принять новое решение, именуемое постановлением.

Апелляционные жалобы (протесты) рассматривает хозяйственный суд апелляционной инстанции хозяйственного суда области и приравненного к нему суда.

Состав хозяйственного суда апелляционной инстанции назначается председателем соответствующего хозяйственного суда или его заместителем в количестве не менее трех судей хозяйственного суда.

Апелляция характеризуется следующими признаками:

1) апелляция приносится на судебное постан-е (решение, опред-е), не вступившее в зак-ую силу;

2) подача апелляц-ой жалобы обуславливается необоснованностью постановления суда первой инстанции, которая, по мнению заявителя, выражается в неправильном установлении фактических обстоятельств дела, неправильном применении правовых норм либо неполном исследовании материалов дела или несоотв-ии выводов ХС материалам дела и фактическим обстоятельствам;

3) апелляционная жалоба приостанавливает исполнение решения суда первой инстанции;

4) апелляционная инстанция проверяет как правовую, так и фактическую сторону дела в том объеме, что и суд первой инстанции;

Апелляционные жалобы рассматриваются специализированной апелляционной инстанцией, создаваемой в хозяйственных судах областей и города Минска, т.е. тех же хозяйственных судов, которые выносили решение или определение по делу в первой инстанции. Персональный состав хозяйственного суда апелляционной инстанции назначается председателем соответствующего хозяйственного суда или его заместителем в количестве не менее трех судей хозяйственного суда.

Лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях, вправе подать апелляционную жалобу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.