Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Катринка 3 страница






 

41. Основные этапы движения капитала предприятия в процессе его кругооборота. Финансовый менеджмент – система управления финансами предприятия и кругооборотом его денежных средств. Капита́ л — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Кругооборот капитала - это один цикл его движения, который охватывает процесс производства и обращения, создаваемых товаров и завершается возвращением капитала в его исходную денежную форму. Кругооборот капитала состоит из 3 стадий: Д-Т (1стадия) …Т(ГП)- 2стадия – Д(Выр), Д, кот были +∆ Д, доб ст-ть(ЧП) 1. Капитал в денежной форме инвестируется в операционные активы (оборотные / внеоборотные). Первая стадия совершается в сфере обращения, денежный капитал инвестируется на приобретение средств производства и рабочей силы, то есть капитал переходит из денежной формы в производственную. 2. Производительный капитал в процессе производства преобразуется в товарный капитал, купленные на рынке факторы производства соединяются в производственном процессе, создавая товары с нужной полезностью и содержащие вновь возникающую стоимость, в том числе и прибыль. 3. Товарный капитал в процессе реализации с вновь возросшей стоимостью вновь превращается в денежный, содержащий прибыль. Средняя продолжительность оборота характеризуется периодом в днях, месяцах, годах. Капиталы различных предприятий имеют неодинаковое время оборота, что зависит от конкретных условий производства и обращения. Предприятие заинтересовано в том, чтобы время оборота было как можно меньшим. Время обращения инвестированного капитала состоит из времени производства и времени обращения. Время производства - период пребывания капитала в промышленной сфере - включает: рабочий период; время самостоятельного воздействия сил природы на предмет труда; время пребывания товаров в форме производственных запасов. Рабочий период представляет собой количество дней, необходимых для создания готовых изделий. Его продолжительность зависит от технологических особенностей каждой отрасли производства и от характера продукта обработки. Для сокращения рабочего периода используются многочисленные способы: изменяются условия труда; повышаются численность совместно работающих людей. Время производства сокращается, если уменьшаются производственные запасы (хранящиеся на складах сырье, топливо, инструменты и т.п.), которые обеспечивают непрерывность технологического процесса. И наоборот, если накапливаются запасы сверх необходимых норм, то капитальная стоимость омертвляется. Оптимальный вариант - иметь на предприятии минимум запасов сырья и топлива и одновременно совершенствовать систему их бесперебойных поставок. Продолжительность всего оборота капитала сокращается также за счет уменьшения времени обращения, в течение которого капитал пребывает в сфере обращения. Оно складывается из: времени покупки товаров; периода реализации готовой продукции. Длительность пребывания капитала в сфере обращения определяется многими факторами: отдаленностью рынка от места производства, развитием транспортных сообщений, организацией торговли, а также емкостью рынка и покупательной способностью населения. Можно ускорить движение товаров и денег совершенствуя транспортные средства, организацию связи и информации; рекламируя свои товары; продавая в кредит. Общее время оборота капитала уменьшается благодаря улучшению состава производительного капитала. Формула: число оборотов (Чо), единица изменения (год) - О и время оборота капитала -о, то Чо = О/о, время оборота равно году, деленному на время оборота индивидуального капитала. Производительный капитал состоит из двух частей, стоимость которых проходит весь оборот и возвращается в денежной форме за совершенно разные сроки. Этими частями являются: а) основной - та доля капитала, которая в течение длительного срока полностью участвует в производстве, но переносит свою стоимость на готовые изделия постепенно и возвращается в денежной форме по частям. К нему относятся средства труда - заводские здания, машины, оборудование и т. п. Они покупаются сразу, а свою стоимость переносят на созданный продукт по мере износа. б) оборотный капитал - другая часть капитала, стоимость которой полностью переносится на продукт (з\п) и возвращается в денежной форме в течение одного кругооборота.

 

42. Управление запасами и наличностью на предприятии: модель EOQ, модель БАТ, модель Миллера –Орра. Политикауправление запасами – направлена на обеспечение непрерывного процесса производства или платежеспособности и реализации товаров, min текущих затрат по их обслуживанию. Этапы управления запасами: 1) анализ товарно – материальных запасов в предшествующем периоде: доля запасов в структуре ОС, оборачиваемость и рентабельность; 2) классификация запасов: производственные, товарные (готовая продукция для сбыта), текущие, страховые, сезонные; по отношению к производству: переходящие, подготовительные, не ликвидные, запасы в пути. Модель Уилсона по управлению запасами (EOQ) ее механизм основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на фирме: предприятие работает имея оптимальную партию запасов; потребление запасов меньше, а пополнение больше; пополнение происходит сразу же, как запасы =0.

 

Совокупные затраты (ТС) равны сумме затрат на сырье (Ссырье = Дспрос * Рцена), на хранение (Схран-е = Размер оптимальной партии (Q) /2 * Стоимость хранения единицы товара, берется как % от цены) и на затраты выполнения (Свыпол. = Д/ Q * стоимость единицы выполнения (Сед. Вып.), фиксированная денежная сумма) => Размер оптимальной партии (Q) = ед.вып/ Cхран, Д –потребность в деньгах. Политика управления наличностью – заключается в оптимизации остатка денежных средств для обеспечения постоянной платежеспособности предприятия. Остаток денежных средств делиться на: операционный остаток, для осуществления текущих платежей (закупка сырья, материалов и полуфабрикатов; оплата труда; уплата налогов; оплата услуг сторонних организаций); страховой остаток, на случай неплатежей; инвестиционный (или спекулятивный) остаток для осуществления эффективных краткосрочных финансовых инвестиций. Для определения оптимального остатка денежных средств используют модель Баумоля. В соответствии с моделью Баумоля затраты предприятия на реализацию цб в случае хранения части денежных средств в высоколиквидных бумагах сопоставляются с упущенной выгодой, которую будет иметь предприятие в том случае, если откажется от хранения средств в ценных бумагах, а следовательно не будет иметь процентов и дивидендов по ним. Модель позволяет рассчитать такую величину денежных средств, которая минимизировала бы и затраты по трансакциям и упущенную выгоду. Расчёт осуществляется по формуле: Qопт = 2Д*С/r, где Д- общие издержки, связанные с продажей ценных бумаг (затраты по трансакциям), С- общий объём денежных средств, необходимых для данного периода времени, r- процентная ставка, определяющая среднерыночную доходность по ликвидным ценным бумагам.

 

 

В том случае, когда невозможно определить объём необходимого на период размера денежных средств, а остаток денежных средств изменяется случайным образом, для определения оптимального размера денежных средств применяется модель Миллера-Орра. В этом случае устанавливаются контрольные границы величины денежных средств: верхняя (уровнь трехкратного размера страхового остатка) и нижняя (страховой остаток). Когда остаток денежных средств достигает верхнего предела, то ценные бумаги покупаются, при достижении им нижней границы бумаги продаются.

 

Рассчитывается по формуле: Qопт = , где Р- расходы по обслуживанию одной операции пополнения денежных средств, δ – дисперсия ежедневного объема отрицательного денежного потока, С- среднедневной уровень потерь альтернативных доходов при хранении денежных средств, r- среднедневная ставка процента по краткосрочным инвестиционным операциям.

43. Долгосрочная финансовая политика предприятия: цели, инструменты реализации, методы долгосрочного финансового планирования. Финансовый менеджмент – это система управления финансами предприятия и кругооборота финансовых ресурсов. Финансовая политика – это мероприятия в области организации финансовых отношений с целью осуществления функций и задач отраженных в стратегии и тактике развития предприятия. Основой финансовой политики явл четкое определение единой концепции развития предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе и выбор целей, механизмов контроля. Цель – построение эффективной системы управления финансами. Задачи финансовой политики: избежание вероятности банкротства, max –е увеличение объема продаж и увеличение прибыли, min – я расходов, max –я прибыли. Этапы финансовой политики: 1) определение стратегического направления развития, 2) планирование: стратегическое, оперативное, бюджетное; 3) разработка концепции управления: капиталом, активами, денежными потоками, издержками, ценами; 4) контроль: аудит (независимая проверка по соблюдению законности ведения бухучета и бух отчетности), ревизия (осуществ гос органами, установление фактов нарушения), проверка выполнения планов, инвентаризация. В зависимости от сроков разработки финансовой политики различают: краткосрочную – не более 12мес, долгосрочная – включает в себя элементы краткосрочных планов и прогнозов, разрабатывается на перспективу и формируется в форме стратегии. Долгосрочная финансовая политика обеспечивает взаимодействие финансовой стратегии и тактики. Предприятия с разработанной долгосрочной финансовой политикой оказываются лучше подготовленными к работе на конкурентном рынке и являются более финансово-устойчивыми. Долгосрочная финансовая политика включает: - инвестиционную политику; - политику в области долгосрочных источников финансирования; - дивидендную политику, включает в себя систему разработанной методологии части дохода своим собственникам, виды: консервативная (выплаты по остаточному принципу, фиксированные выплаты), умеренная (min и экстра дивид.), агрессивная (стабильный уровень дивид., с возрастанием); - политику в области управления капиталом и стоимостью фирмы; - стратегическое налоговое планирование. В зависимости от характера поставленных задач и длительности периода финансовая политика предприятия подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансоваястратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач, именно в финансовой стратегии и находит выражение долгосрочная финансовая политика предприятия. Финансоваятактика - система конкретных мер и мероприятий, разработанных на предприятии с целью достижения его стратегических финансовых целей. Финансоваятактика направлена на решение задач конкретного этапа развития предприятия и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. Финансовая тактика – определяет способы и пути решения локальных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов. Долгосрочная финансовая политика предприятия выражается в финансовой стратегии, а она в свою очередь входит в состав общей стратегии развития. Стратегическими задачами финансовой политики являются: - максимизация прибыли; - оптимизация структуры капитала и поддержка финансовой устойчивости предприятия; - достижение «информационной прозрачности» предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов и кредиторов; - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; - использование рыночных механизмов привлечения денежных ресурсов (эмиссии корпоративных ценных бумаг); - эффективное управление финансами на основе диагностики финансового состояния, выбора стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Долгосрочные финансовые решения означают: -сохранение финансовой устойчивости, платежеспособности, -достижение стабильного положения на рынке. методы финансового планирования и управления предприятием: 1) Метод «гибкого бюджета» предусматривает определение капитальных затрат по проектам программы развития не в виде фиксированных сумм, а в виде нормативов расходов, используемых как базу определения показателей деятельности предприятия. 2) Метод процента от продаж используется для получения по каждому элементу прогнозируемого бюджета и уровня прибыли с запланированных объемов продаж. 3) Метод безубыточности — метод анализа точки разрыва — разрешает: определить объемы производства и продажи, которые удовлетворяют условиям безубыточности; получить информацию для определения размера прибыли, обеспечивать гибкость долгосрочных финансовых планов за счет возможностей вариации расходов, цен, объемов продажи. 4) Метод управления расходами, в основе которого лежат три принципа: полуфабрикатный метод учета расходов, системно-составляющая деятельность главного экономического управления предприятием и использование мотивационных установок отдельных производств (сегментов деятельности), которые выделены в самостоятельные центры ответственности. Данный метод эффективно используется для уже постоянной номенклатуры предприятия и может распространяться на управление расходами по крупным контрактам. Каждый центр ответственности может принимать участие в одном или нескольких контрактах предприятия.

 

44. Основные компоненты показателей долгосрочного роста компании: коэффициенты внутреннего и сбалансированного роста. MVA – этот показатель добавляется за период стоимости (за момент создания компании, 2, 5, 10лет) = рыночная стоимость активов на текущий момент – весь инвестиционный капитал (СК, ЗК); EVA = накопленная нераспр. прибыль + ДК + РК; MBR = MVA/ I, где I – весь инвестируемый капитал. EVA = EBIT (1 – Tax) – Wacc * C, где (1 – Tax) налоговый щит, Wacc * C – сумма реинвестированной прибыли в бизнес (все остатки ЧП в бизнес). Wacc = ∑ xi*yi –средневзвешенная сумма капитала, где xi – доля, yi – цена, С – весь инвестированный капитал. G (экономической рост) = P*R *A*T, факторы влияющие на экономический рост. Р (рентабельность продаж) = EBIT/ выручку; R –доля реинвестированной прибыли. (например был 1млн. ЧП, 400 т.р. распределили на дивиденды, осталось 600 т.р., которые можно вложить обратно в бизнес); А (оборачиваемость активов) = Выр/ Активы; Т= Активы/ СК. Р, А – показатели операционной деятельности; R, Т – показатели финансовой деятельности.

45. Оценка деловой активности и финансовой устойчивости предприятия: обнаружение сигналов банкротства. Банкротство – это признание арбитражным судом не способности должника платить по своим обязательствам. Методики оценки вероятности банкротства: 1)Z- счет Альтмана, Модель Альтмана: Х4= капитализация/ ЗКб * 100%, для ОАО, б- балансовая оценка; Х4 = СКб/ ЗКб* 100%, для ЗАО, ООО, федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП). 2) двухфакторная методика Федотовой, при составлении модели учитываются два показателя, от которых зависит вероятность банкротства, – коэффициент текущей ликвидности и были выявлены весовые коэффициенты каждого из этих факторов. Z = -0, 3877- 1, 0736* Kтл+ 0, 0579, где Ктл – коэффициент текущей ликвидности; Кзс – отношение заемных средств к валюте баланса. Если Z< 0 – вероятно, что предприятие останется платежеспособным; при Z> 0 – вероятно банкротство. Двухфакторная модель вероятности банкротства не отражает другие стороны финансового состояния предприятия: оборачиваемость активов, рентабельность активов, темпы изменения выручки от реализации. Точность оценки увеличивается, если во внимание принимается большее количество факторов, отражающих финансовое состояние предприятия. 3) Сайфулина и Кадыкова – рейтинговая оценка вероятности банкротства. R = 2K0 + 0, 1 Kтл+ 0, 08Ки +0, 45Км+ Кир, где К0 – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (K0> =0, 1); Ктл – коэффициент текущей ликвидности (Kтл> =2); Ки – интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризует объем реализуемой продукции, приходящейся на один рубль средств, вложенных в деятельность предприятия (Ки> =2, 5); Км – коэффициент менеджмента, характеризуется отношением прибыли от реализации к величине выручки от реализации (Км> =(n-1)/r, где r – учетная ставка Центробанка); Кир – рентабельность собственного капитала – отношение балансовой прибыли к собственному капиталу (Кир> =0, 2). При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным условиям рейтинговое число будет равно 1. Финансовое состояние предприятия с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное. Рейтинговая оценка финансового состояния может применяться, в целях классификации предприятий по уровню риска взаимоотношений с ними банков, инвестиционных компаний, партнеров. Однако диагностика несостоятельности на базе рейтингового числа, не позволяет оценить причины попадания предприятия в зону неплатежеспособности. Кроме того, нормативное содержание коэффициентов, используемых для рейтинговой оценки, также не учитывает отраслевых особенностей предприятий. Финансовая устойчивость предприятия - это способность предпр функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующие его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска. Ухудшение финансового состояния предприятия сопровождается уменьшением собственного капитала и неизбежными займами и кредитами. Тем самым падает финансовая устойчивость предприятия. Оценить финансовую устойчивость можно по отношению собственных и заемных средств в активах, по темпам накопления собственных средств, по соотношению долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия, по обеспеченности материальных оборотных средств собственными источниками. Основные показатели финансовой устойчивости: Коэффициент автономии - доля собственных средств предприятия в общей сумме активов баланса. Коэффициент автономии характеризует степень финансовой независимости предприятия от кредиторов. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств - это отношение привлеченного капитала к собственному капиталу, не должен превышать -1. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств рассчитывается путем деления суммы долгосрочных обязательств на сумму собственных средств и долгосрочных обязательств. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные, стоимостные и относительные показатели. Деловая активность проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. От скорости оборота средств зависит размер годового оборота. С размерами оборота, связаны расходы: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов. Ускорение на той или иной стадии кругооборота средств, влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях. Финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации, может оцениваться: скоростью оборота – количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации; периодом оборота – средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно – коммерческие операции. Коэффициенты деловой активности. А. Общие показатели оборачиваемости. 1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала, отражает скорость оборота всего капитала предприятия. Рассчитывается как соотношение: Выручка / среднее за период значение активов предприятия. 2. Коэффициент отдачи собственного капитала = выручка/ среднее за период значение собственного капитала предприятия, показывает скорость оборота собственного капитала: сколько рублей выручки приходится на 1 руб. вложенного собственного капитала. Б. Показатели управления активами. 1. Оборачиваемость материальных средств (запасов), показывает, за сколько в среднем дней оборачиваются запасы в анализируемом периоде = запасы + налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям *t/ выручку от продаж. 2. Оборачиваемость денежных средств = денежные средства *t/ выручку от продаж, показывает срок оборота денежных средств. 3. Срок погашения дебиторской задолженности = ДЗ долгосрочная или ДЗ краткосрочная *t/ выручку от продаж, показывает, за сколько в среднем дней погашается дебиторская задолженность организации. 4. Срок погашения кредиторской задолженности = кредит задолж. *t/ выручку от продаж, показывает средний срок возврата долгов организации по текущим обязательствам. Средняя величина активов для расчета коэффициентов деловой активности определяется по балансу по формуле средней арифметической: Средняя величина активов(СВА) = Он + Ок/ 2, где Он, Ок – величина активов на начало и конец анализируемого периода. Внешние причины банкротства: экономические факторы (инфляция, ставка рефинансирования, курс валюты); рыночные факторы (конкуренция, смена потребителя); банкротство должников, влечет за собой банкротство кредиторов; инновационные разработки (не успевают модернизировать производство). Внутренние причины банкротства: неквалифицированный персонал, износ оборудования, устаревшие технологии, дефицит оборотных средств, рост ДЗ и КЗ, не эффективное управление.

 

46. Антикризисное управление: первичное оздоровление должника, управление активами и реструктуризация задолжности. В з-не о банкр-ве говориться, что организация считается неспособной удовлетворять требованиякредиторов по денежным обязательствам, если соответ обяз-ва не исполнены ею в течение З мес с даты исполнения в сумме более 500МРОТ. Финансовое оздоровление - одна из процедур банкротства, применимая к должнику в целях восстановления платежеспособности и погашения задолженности(вводится на срокне более, чем 2 года). Этапы фин оздор-я: 1. оценка причин банкротства и определение стадий и прогнозирования банкротства (до 0, 6м.) 2. восстановление платежеспособности (первичное, вторичное оздоровление- от 2 и более лет, долгосрочное развитие предпр, реструктуризация собственности и производства) З. контроль ликвидности- формирование эффекта ликвидной массы и прогнозирование будущего финансового положения. Первичное оздоровление - срок 1 год, цель- управление текущими активами и пассивами, т.е как можно больше получить денежной массы и погасить долги. 2 стратегии оздоровления: 1. управление текущие активы (ТА), (текущие пассивы (ТП) реализуются вместе, т.к. возмещаются долги.) Цель-взыскание ДЗ и перевод неиспользованных активов в ЛС. Управление происходит по трем направлениям: 1. управление запасами: поставки точно в срок (отказ от ведения запасов, З=0 СиМ=0 ГП=0), «+»: снижение складских расходов, возможность получения доп дохода от сдачи в аренду, «-«: риски не поставки в срок; обеспеч-е по дефициту: (Зап.СиМ =мин. Страх. Зап., ГП=0), «+»теже и снижение рисков срыва поставки, «-»: трудоемкость расчетов и ведения остатков; (выбор способа учета- метод ФИФО - снижение с/с, возрастание Пр (декларировать высокую Пр, привлекательность для инвесторов и банков) -> налог на прибыль возрастает, запасы возрастают; метод ЛИФО -увелич-е с/с, мин. Пр (завышение налогооблагаемой базы) -> налог на Пр. минимален, запасы мин. (высокая оборачиваемость Зап) (сейчас временно не используется)) 2. управление Д3 (1. контроль за должниками (текущие долги) - постоянная оценка ликвидности долгов, контроль за состоянием безнадежных долгов, повышение коэф.инкассации (скидка за оплату наличкой). 2. мероприятия по взысканию (просроченные долги) - обращение в органы, кот взыскивают долги, страхование, реструктуризация долга (изменения в условиях возврата долга, наприм. должнику предоставляются отсрочка, увеличение сроков погашения), факторинг- продажа платежных требований, вознаграждение факторинговой компании от 7-15% взависимсти от суммы и срока ДЗ). З. управление ЛС: мин остаток ДС- поддержание пост платежеспособности (эффективный портфель ц.б: спекулятивные бумаги –разница м/д курсами и низкодоходный (облигации, депозиты)), уплата налогов, % и з/п. 2. управление текущими пассивами: цель- погашение К3, З направления: 1. Погашение обязательств перед коммерч. Кредиторами (обмен активов предпр. на различные уступки со стороны кредитора: снижание суммы или %ставки, обмен в счет долга ОС и запасов; продажа контрольного пакета предпр.) 2. Расплатиться с персоналом З. отчисления в бюджет, внебюджет фонды(отсрочка, расс-ка (по основной сумме долга на 6 лет, по пенни и штрафам на 4 года), налоговый кредит- изменение срока уплаты налога и уменьшение платежа по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных %, (налог на приб. Орган., и налоги принятые решением финансового органа субъекта РФ) срок от 1-5 лет.

47. Понятие оценки бизнеса. Основные методы оценки бизнеса. Выбор итоговой величины стоимости при оценке бизнеса. Оценка стоимости бизнеса - это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. Определяется стоимость всех активов компании: недвижимого имущества, оборудования, запасов, финансовых вложений, нематериальных активов. Отдельно оценивается эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами. На основании всего этого, определяется реальная оценка стоимости бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль. Влияют риски, систематические –риски оказывающие влияние на рынок в целом: инфляция, ставка % по кредитам, экономический кризис; такие риски предпр не может устранить самостоятельно, доля всех рисков от 25-50%; не систематические – возникают внутри предпр, устраняется самостоятельно (влияние конкуренции, получение крупных контрактов, ДЗ). Основные методы оценки бизнеса: 1) ДОХОДНЫЙ ПОДХОД – предприятие оценивается как действующее, и стоимость бизнеса определяется величиной ожидаемых доходов, базируется на том, что потенциальный владелец не заплатит за бизнес сумму большую, чем можно получить от будущих доходов. При этом на оценку бизнеса, не влияет стоимость имущества препр. Два основных метода оценки: 1 - метод капитализации дохода, применяется, если в прогнозном периоде доходы останутся примерно на одном уровне, близком к нынешнему. Будущий доход (может быть чистая прибыль, прибыль до уплаты налогов, валовая прибыль) за один временной период (обычно год) преобразуется в текущую стоимость путем деления на ставку капитализации: V=DR, где V - стоимость бизнеса, D – будущий доход компании за год, R – ставка капитализации - отношение рыночной стоимости бизнеса к приносимому им чистому годовому доходу. 2-метод дисконтирования денежных потоков - применяется в случае прогнозирования изменяющихся доходов. Стоимость компании определяется: устанавливается период, на который компания интересна инвестору; вычисляются будущие денежные потоки компании за каждый год в течение этого периода; будущие денежные потоки приводятся к их сегодняшней стоимости с учетом предполагаемых темпов роста компании, времени и периодичности получения доходов, инфляции. В качестве ставки дисконтирования могут использоваться ставки по банковским депозитам (в России 13-17% в рублях и 7-9% в валюте). Этот подход больше всего подходит для оценки бизнеса в РФ 2) РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД – объект оценки закрытая компания, оценивается по аналогам среди открытых компаний, за основу берется рыночная стоимость акций и их количество. Стоимость оцениваемой компании (VI) определяется как произведение отношения рыночной цены компании-аналога (V2) и ее базового показателя (R2) на базовый показатель (R1) оцениваемой компании: Vl=V2/R2xRl В качестве базовых показателей могут использоваться: а) прибыль до выплаты процентов и налогов, чистая прибыль, балансовая стоимость компании и т.д — метод рынка капитала (основан на рыночных ценах акций компании аналога, с такой же долей ЗС, рынками сбыта и закупок, стадии жизненного цикла предприятия, территориального место расположения. За базу оценки стоимости компании беруться оценочные мультипликаторы: цена/ чистую балансовую стоимость, цена/ Пр, цена/ ден.поток); б) мультипликаторы (коэффициенты), рассчитанные на основе рыночной стоимости акций компании-аналога при продаже контрольного (или крупного) пакета акций — метод сделок, разновидность метода рынка капитала (цена берется, как цена акций компании аналога, которая была относительно не давно, при купли- продажи крупного пакета акций, который позволил покупателю войти в состав совета директоров компании аналога. Мультипликаторы такие же как в методе рынка капитала). В) метод отраслевой специфики, позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой специфики (отрасли (топливно –сырьевой комплекс) в которых наблюдается надежная рыночная стоимость с ликвидными акциями и постоянным объемом реализации своей продукции): мультипликатор: цена/вал.доход, цена/выручку, цена/объем реализации. Пока в России не сформируется полноценный рынок покупки-продажи компаний, данный подход будет оставаться наиболее недостоверным. 3) ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД - стоимость бизнеса определяется суммой затрат ресурсов на его воспроизводство или замещение с учетом физического и морального износа. Этот подход наиболее эффективен, когда покупатель собирается сравнить затраты на приобретение бизнеса с затратами по созданию аналогичного предприятия. Недостаток подхода заключается в том, что проведение индивидуальной оценки стоимости нематериальных активов, таких как ноу-хау, товарная марка, клиентская база, — достаточно сложный процесс. Кроме того, методы затратного подхода дают большие погрешности, чем больше возраст оцениваемого объекта: А) метод ликвидационной стоимости: определяется как разность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию. Если ограничен срок ликвидации: балансовая стоимость активов – износ. Срок не ограничен, имущество ликвидное: Активы – износ. Виды износа: физический- материальное изнашивание основных средств производства, потеря ими физических свойств, качеств, размеров, работоспособности; экономический- существует только для Активов длительного использования, обесценение вследствие изменения спроса и предложения на рынке; технологический –обесценение оборудование, на рынке появились аналоги, с лучшем соотношением цены и качества; функциональный- обесценение активов, если оно функционально не доработано (оборудование из первой партии, в последующих оно изменено). Б) метод чистых активов: определение рыночной стоимости каждого актива и пассива баланса, с дальнейшим вычитанием из суммы активов всех задолженностей предприятия. Оценка рыночной стоимости: нематериальных активов (патенты, лицензии, ноу-хау, деловая репутация, товарный знак, персонал, клиентура- это все Гудвил), материальных активов: недвижимого имущества (земля, сооружения), оборудования, товарно-материальных запасов, дз(возврат долгов, если безнадежная дз, то она не учитывается в оценки), финансовые вложения (ц.б, ден.ср-ва, исходя из рыночной стоимости на дату оценки), пассивов: целевого финансирования и поступлений; зс; кз; прочих пассивов (долгосрочных и краткосрочных). Выбор итоговой величины стоимости при оценке бизнеса. Для каждого конкретного случая подходы комбинируются в зависимости от специфики бизнеса: для производственной компания со значительными активами, нужна оценка с применением затратного и рыночного подходов (в отношении активов) одновременно с оценкой будущих доходов; для торговой компании, преобладает сочетание доходного и рыночного подходов. Наиболее точная картина оценки получится при применении всех трех подходов с последующим итоговым согласованием стоимости, и определением, итоговой стоимости бизнеса. Важно при оценке бизнеса провести анализ отрасли (текущее состояние и перспективы развития данного бизнеса), кратко охарактеризовать экономическое состояние региона, в котором находится компания.

48 вопрос. Рынок ценных бумаг: структура, участники, роль в экономике. Особенности рынка акций в России. РЦБ -это совокуп-ть эк.отн-ий по поводу вып-ка и обращ-я ц/б м/у его уч-ками. Структкра РЦБ: 1. рынки отд. видов ц/б; 2. рынок гос.ц/б и рынок корпоратив. ц/б.; 3. рынок первичн (рынок, на котором эмитенты продают вновь выпущенные ценные бумаги. Первичная продажа ценных бумаг производится по подписке или в форме непосредственной продажи первичным покупателям.), вторичн (фондовый рынок, на котором ценные бумаги, эмитированные и купленные на первичном рынке, перепродаются другим инвесторам. Вторичный рынок обеспечивает условия для справедливой и быстрой перепродажи ценных бумаг), производных ц/б (фьючерсы и опционы). Рынок производ. ц/б наз-ют срочным рынком. Срочный контракт – это соглаш-е о буд. поставке предмета контракта. В момент его закл-я оговар-ся все усл-я, на к-рых он будет испол-ся. В основе контракта могут лежать разл. активы: ц/б, банк. депозиты, валюта, товары. Актив, лежащий в основе срочного контракта, наз-ют базовым активом. Срочн. рынок выполняет 2 важные функции: позволяет соглас-ть планы на будущее и застраховать ценовые риски в усл-ях неопред-ти эк. конъюн-ры. Произв. ц/б явл-ся высокодоходными, но при этом высокорискован-ми. Фью́ черс (фьюч. контракт) производ. фин. инструмент — стандарт.срочн. биржев. контракт купли-продажи базового актива, при закл-и к-го стороны (продавец и пок-ль) договар-ся только об ур-не цены и сроке поставки актива, оговаривая заранее все парам-ры актива и несут обяз-ва п/д биржей вплоть до его исполнения. Опцион –д-р, по к-рому пок-ль получает право (но не обяз-во) сов-ть покупку или продажу актива по заранее оговорённой цене. Виды опциона: -биржевые (при закл-и сделок уч-ками торгов оговар-ся только величина премии по опциону, все ост.пар-ры и стандартны установлены биржей); -внебиржевые (закл-ся на произвольных усл-ях, к-рые оговаривают уч-ки при заключении сделки). Типы опциона: -опцион Cal l- предост-ет пок-лю право купить базовый актив; -опцион Put – предост-ет пок-лю право продать базовый актив. В России уч-ками РЦБ являются эмитенты, инвесторы, инв.институты и проф.уч-ки рынка. Эмитент – юр.лицо, гос. орган или орган местной адм-ции, вып-щий ц/б и несущий от своего имени обяз-ва по ним перед владельцами ц/б. Инвестор – физ или юр. лицо, приобретающее ц/б от своего имени и за свой счет и получающее на них право собственности. Проф. уч-ки РЦБ – юр. лица, в т.ч. кред. орг-ции, а также граждане (физ. лица), зарег-ные и осущ-ют след. виды деятельности: 1) Брок-я дея-ть (профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий право совершать операции с ценными бумагами по поручению клиента и за его счёт, вознаграждение за счет коммисионных); 2)дилерская деят-ть (имеющий право совершать операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет.); 3) клиринговая деят-ть (безналичные расчёты между странами, компаниями, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта); 4)депозитарная деят-ть (услуги, связанные с хранением сертификатов ценных бумаг, и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.); 5)деят-ть по ведению реестра владельцев ц/б; 6) деят-ть по орг-ции торг-ли на РЦБ; 7)деят-ть по упр-ю ц/б. Роль РЦБ состоит в привлечении в экономику временно свободных денежных ресурсов. Фондовый рынок обеспечивает перераспределение ресурсов между различными сферами, отраслями экономики в пользу перспективных, развивающихся производств. РЦБ в России – Государством были приняты меры и с 1990г рынок ц.б начал свое функционирование и развитие, как гос. ц.б. Рынок корпаративных ц.б. начал активно работать в 2000г., развивается более активно рынок акций (голубые фишки). Наш рынок испытывает на себе в той или иной степени все основные тенденции развития, которые отмечаются на мировых фондовых рынка: вовлекаются новые участники, для которых это является сферой деятельности. Выделяются крупные торговые системы, а также фондовые компании, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке ценных бумаг. Одновременно расширяется спектр предоставляемых услуг, создаются новые, более сложные инструменты, больший объем финансовых ресурсов проходит через рынок ценных бумаг. Отмечается заметное присутствие на нем иностранных инвесторов, т.е формирование мирового рынка. А так же развивается надежность РЦБ, т.е уверенность инвесторов в надежности приобретаемых ценных бумаг.

 

49.Акции: понятие, виды, хар-ки. Особ-ти рынка акции в России. Акция -это эмиссионная ц/б, закрепл. права её владельца на получение части прибыли АО в виде див-дов, на уч-е в упр-и АО и на часть им-ва, остающегося после его ликвидации. Св-ва акции: 1.бессрочная не имеет опред. срока сущ-я; 2. титул соб-ти (владелец акции явл-ся совладельцем АО); 3. хар-а огранич-ная отв-ть, акц не отв по обяз-м АО; 4. Могут расщипляться (сплит) и консолидир-ся- неск-ко акц превращ-я в одну. Див-д -это доход, к-рый может получить акц-р за счет части чист. приб. текущего года АО. сущ случае когда з-н запрещает выплату дивидендов: 1сущ финансовая неустойч (банкротство) 2 в случ выплаты дивид происходит банкр-ва 3 пока полностью не оплачен УК, решение о выплате дивид принимают общее собрание акц. Акция явл именной ц.б. Виды акций: 1Объем прав: обыкновенные (простые) дают право голоса на собрании, право получ дивиденда, получ часть имущ после ликвидации АО; привилегированные, не дают право голоса на собрание за искл: если не выплачивают див, если решается вопрос о реорганизации и ликвидации предприятия, решение по вопросу изменения устава организации, изменяющий или огрнанич-й права влад акц. Привелиг-е акц классифицируются: -кумулятивные (невыплач. див-ды накапливаются и выпл-ся в послед-щие годы) -конвертир-мые (при их вып-ке опр-ся усл-я обмена на акции др. видов) -ретрективные (срок погаш-я опред-ет сам инвестор) - с долей участия (экстра див-д) в уставе опр-н допол дивид –гарантированные (выпускаются дочер предп) 2типа АО: ЗАО (не рыночные акции), ОАО (рыночные акции). 2 Отраж-е в УК размещенные (уже приобретены сразу после выпуска); объявленные (м.б выпущены АО) 3. Привлеч-е ср-в на развитие пр-я: акции труд. коллектива; акции пр-я как юр.лица. Виды стоимостной оценки акций: 1 номинальная ст-ть доля в УК ОА 2эмиссионная с-ть, чуть больше чем наминальная, 3рыночная (курсовая) с-ть текущ сделки купли-продажи на рынке ц.б, обоз-я как оферта, со стороны покупателя БИД. СПРЕД -разница м/у ценной продажи и ценной спроса. 4ликвидационная с-ть, опред-я в случае ликвидации АО факт с-ть/ обыкновенные акции. Факторы влияющие на уровень дох-ти: уров-ь инфляции, у-нь налогооблож, колебание рыночных цен, размер дивид выплат. Отличия Акций от Облигаций: 1.А-дает право на участие в общем собрание акционеров, О-не дает, 2А бессрочная, О-срочная, А-не фик.дох, О-фик.дох. Особ-ти рынка акций в РФ: Рынок ц.б начал формироваться 90 г, это было связанно с привотизацией (гос.пред-я в частные). акции гос. пред находились в основном у трудового коллектива. Рынок с 90 г развивался как рынок гос.ц.б. Рынок акций получил развитие ближе к 2000г появилось большое кол-во эмитентов, разв-я р-к акций (разделение акции первого эшелона более ликвидные и 2 эшелона менее лик). В современных условиях акции являются эффек-м инструментом для инвестора. Достаточно развит. Реквезиты: фирменное наз-е АО и место нахожд, наимен-е ц.б, порядковый номер, дата выпусук, вид акции (прос, прив), наминальная ст-ть, т.е доля в УК, размер уставфонда, на день выпуска акций, имя владельца, кол-во выпущ акций, для прив акц уст ставка диск(%, руб), подпись и печать.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.