Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы и диалектика бытия.






Отбросив мистическое и обобщив ценное в истории философии по проблеме сущего, мы приходим к следующему смыслу категории бытия:

1. " Полагание (существование, бытийствование) вещей" здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущими им свойствами

2. Единство многообразного мира заключается в общности законов и категорий диалектики, независимо от того, материальны или идеальны явления мира 3. Беспредельное существование мира как разнообразного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состоя­ний.4. Одним из проявлений соотношения " бытие -- небытие" выступает человеческая жизнь и смерть. Выделяются уровни бытия - актуальное и потенциальное Актуальное- это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зави­симости от условий.С точки зрения современной диалектико-материалистической фило­софии, основные сферы бытия составляют:

1. Универсум (Космос) - система всех физических, химических, биологических и астрономических образований, вещи и процессы " первой природы".

2. Мир* - часть Универсума, которую человек осваивает (" вторая природа"), природно-социальная реальность. Здесь не перестают действо-

3. Социум - совокупность всех социальных явлений и их связей с истории.

4. Совокупный Микрокосм - люди в единстве общего и особенного в них (" третья природа"). Бытие человека комплексно и представляет собой: единство шла и души; природного, вещественного, социального и духовного; индивидуального и родового; личностного и общественного, общечеловеческого и классового, национального и ч д Важнейшими формами бытия человека являются предметно-практическая деятель­ность, практика социального созидании; политическая деятельность; само созидание, самодеятельность. В жизни каждого человека все эти формы присутствуют, но в разной степени.

 

17. Эволюция представлений о материи в философии и науке Термин «материя» в1ые встречается у Платона. Материю он отождествлял с пространством, котор есть возможность любых геометрич фигур. Единичн бытие, полагал Аристот, есть сочетание материи и фор­мы. Материя – возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Материалисты древней Ф. рассм материю как что-то целое: вода, воздух, огонь, атом. В древнеиндийских представлениях атомы как первоначала наделялись чувственной конкретностью: вкусом, цветом, запахом, температурой, единообразием по форме и величине. Француз материалисты Ламетри, Дидро и Гольбах доказ, что природа никем не создана, вечна и подчиняется естествен причинам и закономер. Материя есть сущность, первоначало и первооснова всякого бытия, а движение - необходим результат существования материи. Гольбах считал, что материя это все то, что каким-то образом воздействует на наши чувства. Руссо материей назыв все, что чел сознает вне себя и что действует на его чувства.

Т. о, было положено начало гно­сеологич этапу в понимании материи, пришедшему на смену наглядно-чувствен представлениям и этапу, где материя отождествлялась с атомами. Диалектический материализм рассматривал материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ф. Энгельс задолго до новых открытий в физике выска­зал мысль о том, что атомы не явл-ся чем-то простым, мельчайшими частицами в-ва. Энгельс, т. о, материю отождествлял с веществом. Плеханов опреде­лял материю как то, что «непосредственно или опосредонанно действует или, при известных обстоятельствах, мо­жет действовать на наши внешние чувства». Открытия в физике на рубеже XIX — XX вв. (откры­тие радиоактивности, появление спец теории относительнос­ти) означали установление: делимости атомов, их измен­чивости; отсутствия преимущественных систем отсчета абсолютного пространства и времени; существования от­личительной от вещ-ва формы материи. Философское представление о материи складывалось как способ видения целостного мира, включая и человека в нем.Конкретно-научные воззрения на материю усложнялись по мере развития и смены картин мира.

 

 

18.Пространственно-временная организация бытия Историч сложились 2 подхода в понимании пространства и времени. 1ый — субстанциональный — рассм. пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, воплотилась в геометрии Евклида, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. 2ой - реляционный подход - наметился у Аристотеля и был развит Декартом, Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математич. обоснование в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассм-ся не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Пространство — форма существования материального мира, котор характер-ет структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяжен­ность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований.Время — форма бытия мате­рии, характеризующая преимущественно ее изменчи­вость, длительность существования объектов и последова­тельность смены их состояний. Трем модусам времени - прошлому, настоящему и будущему - соответствуют 3 состояния сознания: память, созерцание и творчество. С прогрессом общества возрастало осмысление пространства-времени как объективной реальности. Человек, начиная с Нового времени, стал задумываться о гибельности темпов цивилизации и занялся поиском причин необратимости времени и условий социального бытия, сохраняющих и продолжающих жизнь природы и общества. Ньютон считал: время ни от чего не зависит и течет с пост. скоростью из прошлого в будущее. Ускорение движения в результате использования новых транспортных, коммуникационных и информационных технологий «уплотняет» пространство и «ускоряет» время. По мере прогресса общества создаются относительные возможности для контроля за пространством и временем. Интенсивность таких процессов у разных народов и государств, отличающихся степенью развития технологий, разнится.

 

19. Диалектика как философская теория развития; исторические формы диалектики Содержание диал-ки формировалось в течение длительного периода дух. развития чел-ва. В Др. мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диал-ки. После зарождения развитие диал-ки надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в ф-ой системе Гегеля (в открытых мыслите­лем законах) диал-ка получила новую (теор.) базу для своего раз­вития. В том же столетии вслед за гегелевской диал-кой создается система марксистской диал-ки. Т.о., можно выделить 3ее истор. формы - стихийную диал-ку древних, диал-ку Гегеля и марксистскую диал-ку. Каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это происходило в " снятом" виде, как в случае со­здания марксистской диал-ки.

Многие древнегреч.ф-фы были диал-ами. Сократ ввел в культурный оборот термин " диал-а" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал " изобретателем диал-и", имея в виду ряд по­ставленных им диал-х проблем: противоречивость понятия движе­ния (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия.

В ф-й мысли Др.реции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом(" нельзя дважды всту­пить в ту же самую реку", " ничто не постоянно... одно и то же: удовольствие - неудовольствие... все сменяется в игре Века... Все возни­кает через вражду и взаимообразно")

В отличие от указанных ф-в Гераклит был занят обоснованием идеи диал-го развития мира в целом. «Нет ни одного положения Ге­раклита, - пишет Гегель, - к-ого бы я не принял в свою «Логику».

Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно к-ой развитие мира есть результат творения духа (абсолют­ного разума, Бога). Поэтому открытые им диал-ие законы, по суще­ству, явились законами развития духа. И созданная Гегелем диал-ка получила идеалистический характер.

В материалистической диал-ке смысловые акценты расставлены по-иному. Во-1ых, смысл социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс уви­дели в противоречивом движении чел-ва в направлении об-ой.гармонии, к-ая представлялась им в форме коммунизма. Во-2ых, пока­зав земной источник возникновения духа, они не только развеяли гегелевский мистицизм в получении каждым народом своего духовного назначения, но и раскрыли то, как из объективных условий об-ой жизни рождается общечел-ий идеал коммунистической гармонии. В-3их, Маркс и Энгельс отказываются признать превосходство любой национальной формы капиталистического гос-ва при шествии к коммунизму, подчеркивая, что никакой из стран в отдельности не будет принадлежать слава уничтожения капитализма.

Конкретно-исторический смысл диал-ки изменяется, но данные изменения целенаправленны. Они осуществляются в горизонте общего замысла диал-ки - раскрытия перс­пектив развития мира. Для реализации этого замысла диал-ими мыслителящими ф-ми сделано немало. Однако диал-ому осмыс­лению подлежит еще большое кол-во проблем мирового развития.

 

 

21.Диалектика и синергетика В связи с развитием синерге­тики позиции диалектики усилились. Термин " синергетика", обозначающий новое направление междисциплинарных исследований в науке, которое вобрало в се­бя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, и т.п. ввел Хакен. Основоположники синергетики Пригожин, Майнцер и др. Синергетика рассматр. системы, существование, само­действие которых поддерживается постоянным обменом с внеш­ней средой, веществом, энергией и информацией. Развитие в сфере неорганических, биологических и социальных явлений вы­ступает как преодоление противоположности между порядком и хаосом, как рост степени синтеза порядка и хаоса, как стремле­ние к максимальной устойчивости. Синергетика преимущественно обращена к макросоциальным процессам и общим тенденциям развития общества, где суммиро­ваны личностные решения и акты выбора индивидов. Она приме­нима к коллективным, массовым процессам, где один или некото­рое число детерминирующих факторов м.б. выделено для изучения. Предметом синергетики является также человек во всём многообразии его культурных, психологических, антропологических и социологических измерений.Синергетика дает возможность прояснить тот или иной аспект соц. жизни в зависимости от конкретных задач исследования. Это м.б., например, поли­тическая ориентация индивидов (подать или не подать свой голос за определенного кандидата), финансовое решение (продать или купить определенные акции) и др. Трудно­сти приложения синергетики к социальной жизни заключаются в том, что с переходом на более высокие уровни организации воз­растает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального явления, при этом недос­таточно учитывается роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы, возможности отдельного человека в слож­ной динамике социума. В обществе проблемы решаются самим человеком, и если при этом он владеет диалектической культурой мышления, то имеется больше шансов на успешность его практических действий. Диалек­тика как инструмент познания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреж­дает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает гото­вых ответов. Когда первоначально родоначальник этого научного направления Г. Хакен применил термин " синергетика", то он добавил следующее пояснение - " си­нергетика - учение о взаимодействии".Основные положения, раскрывающие сущность синергетики, по Г.Хакену.1. Исслед. системы сост. из неск. или многих одинак. или разнородных частей, кот. нах. во взаимод. др. с др.2. Эти системы называют нелинейными.3. При рассмотрении физич., химич. и биологич. систем речь идет об открытых системах.4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.5. Системы м.б. нестабильными.6. Происходят качественные изменения.7. В этих системах наблюдаются новые качества.8.Возникают пространств., временные, пространственно-времен­ные или функциональные структуры.9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.10. Во многих случаях возможна математизация.Сопоставление диалектики и синергетики лишь в наиболее существенных аспектах: 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях. 2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира. 3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Единство мира отражено в диалектике в принципе «единство в многообразии». Согласно диалектике, с исследования взаимодействия начинается и заканчивается познание. Если сравнить содержательные элементы диалектики и синергетики, то следует заметить, что это не противоположные научные теории, объясняю­щие сущность взаимодействия и развития. Их можно считать дополняющими друг друга.

 

24. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Для появления сознания должны были сформироваться биологические пред­посылки и к ним относят: 1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием ЦНС и головным мозгом; 2) зачатки орудий­ной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, потребо­вавший освободить передние конечности в сочетании с прямохождением и 3) стадная форма обитания животных и возникновение звуковой сигнализации для передачи информации. Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания.

Этот качественный скачок наука связывает с историей становления чело­веческого общества. Отечественные ученые, осмысливая процесс антропосо-циогенеза и опираясь на данные археологии, создали теорию двух скачков, соответствующих началу и концу антропосоциогенеза.

Первый скачок связан с началом изготовления орудий труда, что явилось поворотным пунктом в эволюции живого. С этого момента начинает свою историю процесс формирования человека как особого биосоциального вида и зарождения общ-ых отношений.

Второй скачок завершился сменой неоантропа Homo sapiens (человек ра­зумный) чел-ком современного вида, а также установлением и господством социальных закономерностей.

В связи с переходом чел-ка к производству орудий труда можно гово­рить о 3х взаимосвязанных следствиях этого процесса.

Во-первых, принципиально новое качество жизнедеятельности чел-ка с неизбежностью обуславливает изменение физиологических функций организма и соответственно изменение его существенных биофизиологических качеств.

Во-вторых, сам процесс изготовления орудий труда, миллиарды раз из по­коления в поколение повторяемые производственные операции с помощью орудий труда накапливают опыт человека

В-третьих, совершенствующийся производственный процесс одновременно усложняет и всю гамму жизненных проявлений индивидов.

Сознание есть связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной фор­ме, способность целенаправленно, творчески активно, опережающе и конст­руктивно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интере­сах.

 

25. Сознание и бессознательное, самосознание. Материльная фил-я рассматр-ет сознание в его сочетании с материей, с отражением как ее свойством. Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практической деятельности людей. Сознание – особое сост-е чел-ка, в кот. Ему доступен и мир и он сам.

Функции созн-я:

-идеальность – способ освоения человеком мира, когда осв-ся первонач-но без физического на них воздействия.

- идеальное созн-е дополн-ся свойством интонциональности.

- идеаторность- способность сознания творить и воспроизводить идеи.

- сознание универсально т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов вовлекаемых в деятельность.

-с-е обладает свойством объективности, т.е. отражение вещей и процессов такими какие они есть в действительности.

- объективность сознания сочет. с его субъективностью- отражение тех или иных вещей и процессов

- способность целеполагаться т.е.предварительное создание идеального проекта будущего результата, через сознание чел-к проектирует свой способ бытия.

- сознание потенциально заряжено творчеством

-сознание обладает неразрывной связью с языком, кот.выступ. матер-е формы выраж. матер. сознания.

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессозна­тельно. Проблемой бессознательного занимались Б.Спиноза, Г.Гегель, К Маркс, З.Фрейд. Преодоление бессознательного (а один из главных его источников есть стихийное разделение труда) может произойти, по Мар­ксу, только в ходе общественных изменений. Практика, однако, продемон­стрировала огромную трудность установлении полного контроля со сторо­ны людей за делами в обществе, З.Фрейд (подробнее см. 3.2) к бессо­знательному относил, прежде всего, психологические и биологические пот­ребности людей, вызывающие неосознаваемые переживания.

С точки зрения материалистической философии первый уровень бессознательного — неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете); высвобождает сферу сознания для решения творческих операций.

Второй уровень бессознательного — процессы и состояния, до опре­деленной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, от тре­вожных, болезненных впечатлений и т.д.).

Третий уровень бессознательного -- некоторые процессы художествен­ной, научной, философской и иной интуиции.

 

27. Структура и основные характеристики познавательного процесса. В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания. " Все люди от природы стремят­ся к знанию". Принцип познаваемости является вы­водом из всей истории познания и практики человече­ства. Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Вещи, процессы, явления (в том числе духовные), на которые направлена познавательная активность людей, есть объект позна­ния*. Субъектом познания выступает отдельный индивид, та или иная социальная общность, общество в целом, обладающие спо­собностями к эвристической деятельности и располагающие оп­ределенными средствами и методами познания. Цель познания -обеспечение моделей и программ, управляющих освоением объ­екта в соответствии с потребностями субъекта.Суть познания составляет адекватное воспроизведение, отражение действительности, позволяющее человеку ориенти­роваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершен­ствовать самого себя. Современное состояние философской и ес­тественнонаучной мысли различает отражение как процесс и от­ражение как результат, учитывает не только созерцательно-отражательный, но и активно-преобразующий характер позна­ния. Диалектика объективного мира обусловливает диалектиче­ский характер познания. Сложность процесса познания обуслов­лена тем, что познание всегда субъективно-объективно, что фор­ма проявления и сущность вещей не совпадают. К тому же нако­пление новых данных приходит в несоответствие с прежними представлениями и теориями. Это ведет к уточнению прежних теорий или замене старых теорий новыми, соответствующими новым данным науки и практики.Структура и динамика познавательного процесса.Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания -мифологическая, со способно­стью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художе­ственно-образное и философское познание. Парал­лельно развивалось обыденно-практическое познание -получение элементарных сведений о повседневной жизни, прак­тике людей и игровое познание, способствовавшее становле­нию культуры, удовлетворению любознательности, формирова­нию определенных навыков общения. На более зрелой ступени общества возникло научное познание.Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуще­ствляется посредством органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса), которые есть продукт биологической и соци­альной эволюции человека. С позиций материалистической науки механизм познания включает воспринимающие рецепторы (органы чувств), передающие нервы - проводники и отделы мозга. Основные формы рационального мышления - понятие, суж­дение и умозаключение. Познание предполагает наличие некоторой общей основы, на которой происходит взаимосвязь и взаимодействие между субъ­ектом и объектом. Познание возникло и функционирует постоль­ку, поскольку обслуживает определенным образом процесс жиз­недеятельности людей, т. е. имеет социальную ценность. Итак, практическое и познавательное освоение человеком мира нераз­рывно сопряжено с его ценностным освоением. Знание в неявном виде всегда содержит в себе определенную систему прагматиче­ских правил. Помимо чувственного отражения, абстрактного мышления и практики, познавательный процесс включает в себя различные формы психической деятельности: волю, желания, нормы, цен­ностное отношение к отображаемой действительности, выра­жающееся через призму интересов человека. Познание осущест­вляется в обрамлении осознания и неосознанной деятельности, творчества и интуиции, веры и знания.

 

34.Культура как предмет философского анализа; формы культуротворчества (мораль, религия, искусство). Термин " культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Слово " культура", начиная с древних эллинов и римлян, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. 3 основное значение слова " культура" - поклонение, почитание. Понятия " культура" и " технология" характеризуют общественную практику. Технология представляет собой материально-практическую сторону реализации взаимодействия общества (человека) и природы, а культура - духовно-практическую сторону этого взаимодействия. В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая (Вольтер, Руссо, Гольбах) своди-культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, шдела в культуре человеческое продолжение природы. В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается от зависимости от природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте). В марксистской философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму: культура понимается не как чисто духовное воспитание и просвещение индивида, а как создание необходимых условий (материальных прежде всего) для всестороннего развития человека. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека. Эта модель отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове.Культура есть самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура - совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура - сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало (способности людей), а продукты духовной культуры облечены в материальную форму. Материальная и духовная культуры - две стороны ее целостного феномена. Нередко называют подуровни единой культуры: физическая, экологическая, художественная и т. п. Существует также узкое понимание культуры как отрасли народного хозяйства, осуществляющей культурно-просветительскую деятельность через библиотеки, музеи, клубные учреждения, театры и т. д.В культуре выражен ее надбиологический характер. Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. На основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Различаются " живая" культура — система ценностей, создаваемых в каждый данный момент жизни человека, и освоенная культура как воплощенная соц. память (в виде открытий в науке и технике, творений архитектуры и скульптуры, произведений литературы, живописи, музыки, народного творчества и т.д.). Через устойчивую сторону культуры (традиции) происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории. Традиция как выражение преемственности, как истор. память - непременное условие новаторского развития культуры. Тиражирование известного, уже сотворенного ранее - это распространение культуры. Оно приобщает шир. круг людей к процессу функционирования культуры в обществе. Творчество культуры предполагает включение нового в процесс истор. развития

37. духовная жизнь общества Духовная жизнь чела и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры» и т.д. Духовность есть обретение смысла. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема «жизнетворчества. Нравственность же является определителем духовной культуры личности.Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития человека и общества. Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.Духовное общение-процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; 1 из необход. и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.