Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение права.






Применение права — одна из форм государственной деятельности, на­правленная на реализацию правовых предписаний в жизнь с помощью индиви­дуальных правовых актов. Путем применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для обще­ства и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.

Государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регули­рование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от на­рушения.

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права — это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписа­ний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных пра­воотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основ­ной способ организации исполнения положительных велений права.

Правоохранительная деятельность — это деятельность компетентных ор­ганов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель право-охраны — контроль за соответствием деятельности субъектов права юридиче­ским предписаниям, за ее

правомерностью, а в случае обнаружения правона­рушения — принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушите­лям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюде­ния, исполнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как органи­зующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочива­ется общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.

Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных си­туаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государст­во определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т. д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т. д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли гра­ждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуще­ствляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на ра­боту или назначении пенсии и т. д.).

Следовательно, применить норму права — это не просто осуществить, а реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому го­сударство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализа­цию права.

Цель применения права — удовлетворение не личных потребностей пра­воприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязан­ности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по срав­нению с другими формами реализации права1.

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название право­применительных отношений. Правовое положение участников в подобных пра­воотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъек­ту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, которые он обязан использовать на удовлетворение не своих собственных ин­тересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. — такова задача субъектов правоприменения»2.

Субъект правоприменения — это наделенный государством соответст­вующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах, в силу чего правопримени­тельный процесс становится целенаправленным, в значительной мере ограж­денным от влияния случайных факторов и непродуманных решений. Это спо­собствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации — сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными фор­мами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права — это не одноактное действие, а система дей­ствий, образующих определенный процесс, имеющий начало и окончание и со­стоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т. д.).

В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индиви­дуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Все изложенное позволяет сделать вывод, что применение права — важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности.

Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую дея­тельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном юри­дическом деле и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

 

73. Правоприменительные акты: понятие, стр-ра, виды.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной дея­тельности выступают акты применения права, посредством которых закрепля­ются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфически­ми чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.

Во-первых, акт применения права — это решение по конкретному делу официального компетентного органа, который государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное ве­ление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму: протокола, решения, приказа, приговора и др. В законодатель­стве нередко указываются специальные реквизиты для данного вида актов (на­пример, приговоров и решений судов, следственных протоколов).

В-четвертых, акт применения права нацелен на индивидуальное регули­рование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (пер­сонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения права регу­лирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.

В-пятых, правоприменительный акт представляет собой элемент сложно­го юридического факта, без которого не может реализоваться конкретная пра­вовая норма. Он всегда носит дополнительный характер, ибо необходим в том случае, когда налицо другие элементы сложного юридического факта. Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда налицо нужный возраст, стаж и заявление, то есть уже имеются три других юридиче­ских факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, при­дает им достоверность и влечет возникновение гарантированных государством персональных субъективных прав и юридических обязанностей.

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права — это выраженный в определенной форме инди­видуально-правовой акт властного характера, совершаемый компетентным органом и определяющий на основе нормы права субъективные права и юриди­ческие обязанности лица по конкретному юридическому делу.

Акты применения права должны отвечать следующим требованиям: а) строго соответствовать нормативно-правовым актам, на основе которых они совершаются; б) издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица и в установленных законом процессуальных формах; в) содержать полное и всестороннее обоснование принимаемого реше­ния; г) быть законными и справедливыми; д) иметь все необходимые реквизи­ты, придающие актам применения официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, на­личие соответствующей печати, подписи и т. п.).

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в ча­стности, от нормативных правовых. Это отличие состоит в следующем.

Нормативный правовой акт носит общий характер, регулирует опреде­ленный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный ха­рактер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкрет­ным лицам, его действие распространяется на конкретный случай, поэтому его называют индивидуально-правовым актом.

Нормативный правой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования, в силу чего выступает источником права. Акт применения права не является источни­ком права. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных норма­тивных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применитель­но к конкретным людям. Например, суд, реализуя норму уголовного закона
(нормативный акт), выносит приговор (акт применения права), посредством которого определяет вид и меру уголовной ответственности в отношении кон­кретного лица за совершенное им уголовное преступление.

В отличие от нормативных правовых актов, акты применения права не­посредственно влекут за собой юридические последствия, выступают в каче­стве юридических фактов, служат в основном

для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения. Например, только после нота­риального оформления договора купли-продажи квартиры (акт применения права) у покупателя возникает отношение собственности на эту квартиру, а у продавца — прекращается.

Правоприменительные акты принимают практически все органы государ­ства в различных сферах общественной жизни в связи с урегулированием раз­личных жизненных ситуаций и т. д., что и обусловливает их разнообразие. По­этому классификация правоприменительных актов может проводиться по раз­личным основаниям1.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются: а) на акты государственных органов и общественных организаций; б) акты гла­вы государства — Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Феде­рации; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; ж) акты ор­ганов надзора и контроля; и) акты коллегиальные и единоличные.

По предмету правового регулирования, то есть по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно

правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права и др.

По юридической природе — на правоохранительные, правообеспечитель-ные, правоисполнительные, правовосстановительные.

По последствиям — на правообразующие, правоизменяющие, правопре-кращающие.

По названию акта применения права — указы, постановления, распоряже­ния, приказы, протоколы, приговоры, решения, указания и др. Как видно, неко­торые из них совпадают с названиями нормативных актов. Однако, как отмеча­лось выше, акты применения права носят индивидуальный характер и являются средством реализации нормативного акта.

По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение су­да). Вспомогательными считаются такие акты (надзора и контроля, процедур­но-процессуальные), которые содержат предписания, обеспечивающие вынесе­ние основных актов.

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делят­ся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистра­ция брака, назначение пенсии и др.).

Правоприменительные акты — документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из че­тырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое при­нимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющие­ся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических об­стоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснова­ние, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юриди­ческой ответственности, об установлении юридического фак­та и т.д.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.