Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие гос-ва. Признаки гос-ва.






Что такое гос-во в научной литературе не имеет однозначного решения. О понятии гос-ва ученые спорят на протяжении многих столетий. Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

1) государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин);

2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);

3) общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования;

4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;

5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;

6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь - достижение " лучшей жизни", " общей пользы", " общего блага" или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.

Данные выводы позволяют сформулировать такое определение государства: государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. Здесь важно отметить следующее. Любое определение государства, кто бы его ни давал всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, функциональные, структурные характеристики и свойства государства

Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых.

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти

Данный признак порождает такие институты и явления, как " гражданство", " гражданин", юрисдикция", " действие государства и его законов в пространстве и по кругу лиц"

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции.

Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - " государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга. Однако это еще не означает, что государство и право являются друг для друга признаком, причиной своего возникновения.

Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива.

6. Функции гос-ва: понятие, содержание, классификация

Назначение гос-ва, его роль в жизни общ-ва выражается в его функциях. Ф-ии гос-ва это определенные направления и стороны деятельности гос-ва в которых выражается его сущность и соц-ое назначение. Исходя из этого определения необходимо отметить следующее: 1 Ф-ии гос-ва это определенные направления его деятельности т.е. ф-ии гос-ва это не сама деятельность взятая в целом, а только определенные направления этой деятельности. Кроме того ф-ии гос-ва это различные любые направления его деятельности. Т.е ф-ями гос-ва являются как основные так и не основные направления его деятельности. В отеч. ТГП ф-ии гос-ва очень часто определяются как основные направления его деятельности. В этой связи остается неясным чем же являются не основные направления деятельности гос-ва. Отсюда деятельность гос-ва выр-ся не только в основных, но и в не основных его направлениях. Во вторых ф-ии гос-ва это не только направления, но и стороны деятельности гос-ва. Понятие сторона деятельности гос-ва призвано охарактеризовать содержательную часть ф-ий гос-ва. Каждая ф-ия гос-ва это не только направления, это не только линия деятельности, но и сама деятельность (часть деятельности гос-ва). В 3их ф-ии гос-ва это направления и стороны его деятельности в которых выр-ся его сущность. Поэтому ф-ии гос-ва помогают уяснить вопрос о сущности гос-ва. Наиболее ярко сущность гос-ва проявляется в основных ф-ях гос-ва.В 4ых ф-ии гос-ва это направления и стороны деятельности гос-ва в которых выр-ся соц-ое значение гос-ва т.е. ф-ии гос-ва говорят о том какую роль играет гос-во в общ-ой жизни, в общ-ве в данное время. Классификация ф-ий гос-ва проводится по нескольким основаниям.

Во первых по сфере действия ф-ии гос-ва подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние это ф-ии которые гос-во осуществляет внутри страны. Внешние ф-ии это ф-ии которые гос-во осущ-ет за пределами страны (по отношению к др. гос-ам). В некоторых учебниках эта классификация оспаривается, поскольку гос-во якобы осущ-ет одни и те же ф-ии как внутри страны так и за её пределами, однако едва ли это так. Поскольку гос-во решает не одинаковые задачи внутри страны и за её пределами. Внутренние функции Г — это основные направления деятельности Г по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);

2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства Г в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.; кроме тою. Г- во призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую функцию (с помощью законодательства Г- во устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

Внешние функции Г — это основные направления деятельности Г по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование Г в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего) требованиям его национальной безопасности, предназначает­ся защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского Г по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) функцию сотрудничества с другими государствами и т.п. Внешняя деятельность государств в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально- экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Во вторых по продолжительности осущ-ия ф-ии гос-ва подразделяются на постоянные и временные. Постоянные это ф-ии которые гос-во осущ-ет неопределенно долго (всегда). Временные это ф-ии носящие краткосрочный характер.

По своей значимости ф-ии гос-ва подразделяются на основные и не основные. Основные это ф-ии с помощью которых решаются главные задачи стоящие перед гос-ом. Не основные это ф-ии с помощью которых решаются не основные задачи гос-ва. Если ф-ии гос-ва определять как только основные направления его деятельности данная классификация неприменима потому что основное нельзя делить на основное и не основное.

по сферам общ-ой жизни в которых гос-во осущ-ет свои ф-ии. Ф-ии гос-ва подразделяются на экономические, политические социальные, экологические. Сущ-ют и др. основания классификации ф-ий гос-ва. Но ф-ии гос-ва никогда следует смешивать с функциями гос-ых органов. Формы осуществления ф-ий гос-ва. Ф-ии гос-ва осущ-ся в различных формах: правовые и организационные. Среди правовых форм выделяют правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Правотворческая форма выр-ся в том, что деят-ть гос-ва связанная с выполнением тех или иных ф-ий регламентируется НПАми. Которые создаются в результате правотворечества. Правоисполнительная форма выр-ся в ом, что органы гос-ва исполняющие те или иные ф-ии гос-ва обязаны исполнять законы и др. НПА регламентирующие выполнение тех или иных ф-ий гос-ва. Правоохранительная форма выр-ся в том, что орг-ии, учреждения, должностные лица. Не исполняющие надлежащим образом законы и др. НПА регламентирующие ту или иную деятельность гос-ва должны привлекаться к ответственности. Организационные формы осущ-ия ф-ий гос-ва это разнообразная орг-ия деятельность связанная с выполнением тех или иных ф-ий гос-ва (подбор и расстановка кадров, орг-ия финансирования).

 

7. Механизм гос-ва: понятие, стр-ра.

В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных организаций.

Механизм государства представляет собой систему организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается ее руководство обществом. Все государственные организации тесно связаны между собой. Каждая из них выполняет определенные задачи. Государственный механизм можно назвать " государственной властью. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру механизма государства кроме аппарата входят государственные учреждения и предприятия. Государственные учреждения — это такие организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т. п.

Государственные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей, общества, частных лиц, извлечения прибыли.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

а) органы законодательной власти — т. е. органы государственной власти в собственном смысле слова, основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) — исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению социальными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т. е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуж­дения (армия, полиция, милиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Механизм государства внутренне един. Каждый государственный орган как часть целого является носителем государственной власти.

Аппарат Г есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принпип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) Принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) Принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны:

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы Г занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органон обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет этих функций как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

Признаки органа государства'.

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

2) образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов);

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис­пользуя для этого соответствующие формы и методы;

4) наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован;

6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его ком­петенции.

По форме реализации государственной деятельности органы Г классифицируются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы, по принципу разделения властей — на законодательные, исполнительные и судебные, по иерархии — на федеральные, республиканские и естные; по срокам полномочий — на постоянные (создаются без ограничения срока действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей); по порядку осуществления компетенции — на коллегиальные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ) и единоначальные (президент); по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные, по характеру компетенции — на органы общей (правительство) и специальной компетенции (министерства) и т.п.

 

8. Принцип разделения властей: идея и практика. Система сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей – это рациональная организация гос. власти в демократическом гос-ве, при которой осуществляется взаимный контроль и взаимодействие высших органов гос-ва как единой системы через систему сдержек и противовесов. Одним из первых этот принцип предложил Монтескье. Его суть состоит в следующем. Гос. власть подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие гос. органы, которые существуют и взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянный контроль друг за другом. Высшие органы государства обладают самостоятельностью, но среди них все же должен быть лидирующий орган. Создатели учения о разделении властей полагали что таковыми должны быть законодательные органы. Исполнительная власть должна быть подзаконной. Ее главное предназначение – исполнение и реализация законов. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат и силовые ведомства. Самой большой степенью независимости должна обладать судебная власть, т.к. суд – арбитр в споре о праве. Данный принцип в той или иной степени проводится в большинстве демократических стран. Он способствует повышению эффективности деятельности гос. органов; позволяет создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов гос. власти, чем предупреждается сосредоточение власти в руках одного из органов. Однако существуют у этого принципа и негативные стороны. Зачастую органы власти пытаются переложить ответственность за ошибки друг на друга, между ними возникают противоречия и т.д.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, предус­матривается система сдержек и противовесов или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определенных условиях может быть досрочно распущен королем или президен­том. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, мини­стры во многих странах назначаются с согласия парламента. Пре­зидент за совершение преступлений может быть отстранен парла­ментом от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституцион­ный суд может признать акты других ветвей власти противореча­щими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет: предотвратить злоупотребление властью; повысить профессионализм в государственном управлении; осуществлять контроль за действиями государственных органов; возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей — это большое достижение человечества в деле социальной организации. Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь прин­ципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

С принятием Конституции России 12 декабря 1993 г. в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался новый, третий период, который продолжается вплоть до настоящего времени.

Конституция РФ 1993 г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

Согласно Конституции законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент*(328). Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110).

Судебная власть осуществляется " посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства" (ст. 118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие.

Конституционный Суд Российской Федерации выступает как судебный орган конституционного контроля, " самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства" *(329).

Верховный Суд Российской Федерации является " высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции" (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган " по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами" (ст. 127 Конституции РФ).

В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства.

Согласно Конституции РФ президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также " прав и свобод человека и гражданина". В установленном Конституцией РФ порядке президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; обеспечивает " согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ст. 80 Конституции РФ).

Являясь главой государства, президент одновременно фактически выполняет функции и главы Правительства. Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы Правительства позволяет Президенту России сосредоточить в своих руках огромную, поистине " суперпрезидентскую" власть.

Однако, как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

В особенности это касается законодательной и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, неизменно доминирует президентская, а, точнее, исполнительная власть.

Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что Президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы*(333).

Согласно Конституции РФ законодательная власть имеет определенные рычаги обратного воздействия (" сдерживания") на исполнительную власть. Среди них наиболее действенными считаются, например, такие, как полномочия Государственной Думы на решение вопроса о доверии Правительству России*(334), право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента на решение вопроса об отстранении его от должности, и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.