Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональная структура городов

Крепость, именовавшаяся городом, детинцем, кремлем, и прилегающий к ней посад были основными структурными элементами подавляющего большинства древнерусских городов. Под посадом здесь, в соответствии со смыслом летописных известий, понимается поселение, окружающее крепость, а не социальная структура, характерная для XVI—XVII вв. Посад (или часть его) мог быть охвачен своей линией укреплений. Эта укрепленная часть посада именовалась окольным, внешним городом, острогом. Помимо термина “посад” для обозначения поселений вокруг главной крепости иногда употреблялось слово “предградие”: “Предградие да будет граду на вселение”, — читаем в Геннадиевой библии1. Из последующего текста ясно, что имеется в виду поселение вокруг города: “...и да будет град посреде его”. Предградием мог называться укрепленный посад. Об осаде Чернигова в 1152 г. в Суздальской летописи (Лаврентьевский список) сказано: “отъемше острог, зажгоша предгородие все”2. (Встречающийся в летописях термин “окологородье” имеет другое содержание. Он близок по смыслу к современному “пригород”: “Деревни на Вологде в окологородье”3.)

Укрепления посадов, как правило, были менее мощными, чем основной крепости. Так, Подол в Киеве в 1161 г. был огорожен “столпием”4, во Пскове до 1375 г. была “стенка с дубом, мало выше мужа, около всего посада”5.

С системой обороны была связана и функциональная структура города. Важнейшим обстоятельством было то, что деревянные, часто горевшие дома сравнительно легко возводились заново горожанами благодаря обилию леса и распространенности среди населения плотничьего мастерства. В связи с этим дома чаще всего не представляли значительной ценности и при необходимости покидались жителями, перебиравшимися в крепость. Большей охраны требовали запасы провизии и некоторое ценное домашнее имущество.

Наиболее распространено мнение, что в крепости с древнейших времен располагалась княжеская резиденция, размещалась дружина и феодально зависимое обслуживающее население, а на посаде — ремесленники и купцы13. Однако некоторые исследователи предлагают и несколько иные схемы социальной структуры древнерусского города. Так, М. X. Алешковским было высказано предположение, что князь первоначально “садился” вне стен города, поскольку территория внутри укреплений была занята жрецами и вечем”14. Имеется также мнение, что в древнейших городах крепость служила в первую очередь складом, где хранились запасы, имущество членов городской общины. Складские клети в военное время могли служить для временного проживания их владельцев15.

Традиционное представление о князе и аристократической верхушке, занимающих главную крепость, основывается на более поздних аналогах (XIV–XV вв. и XVI–XVII вв.), на летописных указаниях, встречающихся с Х в., и на данных археологии. Так, о дворце княгини Ольги в Киеве под 945 г. говорится: “двор княжъ бяше в городе... и бе вне града двор другый”16. В пределах древнейшего укрепления Киева археологами обнаружены фундаменты сооружения, трактуемого ими как остатки упоминаемого в летописи дворца”17.

Мнение о функциональном значении крепости как месте хранения запасов и ценностей членов общины основывается на ряде соображений. На эту мысль наводят поздние аналогии. Известно, что в XVI–XVII вв. население города располагало на случай вражеских нападений осадными дворами (зажиточные слои) и клетями, предназначенными для хранения товаров и имущества, но пригодными и для жилья. Причем сопоставление материалов XVI и XVII вв. выявляет тенденцию к вытеснению клетей посадских людей дворами привилегированного населения, т. е. клети выступают как более архаическая форма застройки крепости. Материалы XVI–XVII вв. дают примеры вновь возникающих общинных крепостей, имеющих функции укрепленных складов. Таковы крепости погостов Брусенский, Подосиновский, села Большого и др.33.

Среди материалов, относящихся к более раннему времени, обращают на себя внимание псковские. На XIV–XV вв. документально подтверждается функционирование в Пскове главной крепости — Крома в качестве зоны складов. В слоях IX— XV вв. археологами обнаружены ряды плотно примыкающих друг к другу клетей, подобных описанным в писцовых книгах более позднего времени34.

В ряде южнорусских городов домонгольского периода (Колодяжин, Райковецкое городище, Витичев, Изяславль) обнаружена система укреплений, где в состав внутривальных конструкций входили клети, открытые внутрь крепости. Наличие во многих клетях печей указывает на использование их в качестве жилых помещений. Наиболее распространена версия, что это жилище воинов-дружинников. Однако тесные неосвещенные клети вряд ли подходящее место для постоянного обитания этих привилегированных членов тогдашнего городского общества. Представляется более правдоподобным, что перед нами осадные клети, тем более, что в некоторых случаях (в Изяславле) в них найдено много зерна. Поскольку клети были рассчитаны на проживание во время осады, там должны быть печи. Присутствие среди находок в осадных клетях воинского инвентаря объясняется тем, что именно здесь, вблизи возможного места боевых действий, воин и должен был хранить свои доспехи.


КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ГОРОДОВ

Передерий А.А. (кафедра экономики и управления, МГТУ)

Понятие города неразрывно связано с представлением о центре в сети расселения - функциональном, населенном, жилом. В экономическом смысле город, городское поселение - это прежде всего населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством.

Главные детерминанты города - величина и функциональный профиль. Эти признаки положены в основу научной классификации и типологии городских поселений.

При подразделении городов на небольшие, малые, средние, большие, крупные и т.д. обычно применяется критерий численности населения (величины города).

Нижней границей города считается, как правило, численность населения не менее 10 тыс. чел.

Города с населением 50-100 тыс. чел. могут быть названы средними городами, города с населением свыше 100 тыс. чел. традиционно относятся к большим, а с населением менее 50 тыс. чел. - к небольшим.

В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 тыс. чел. группы городов с населением менее и более 20 тыс. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5-10 тыс. чел., максимум до 20-25 тыс. чел. и городов с населением 30-50 тыс. чел. имеет существенные различия.

Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 тыс. чел. следует относить к малым, тогда как города с населением 20-50 тыс. чел. - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым.

В градостроительной и экономико-географической литературе уже неоднократно отмечалась недостаточность группировки городов по одной лишь величине и выдвигались предложения дополнить ее научно обоснованной типологией по экономической базе городов, по сочетанию их ведущих функций.

В каждой из функций города можно выделить два аспекта: внутренний и внешний (градообслуживающий и градообразующий). Внутренний аспект связан с тем, что город должен обеспечить условия своего собственного функционирования и развития. Внешний аспект обусловлен тем, что город, являясь звеном в цепи территориального разделения труда, имеет определенные обязательства перед другими составляющими территориальной социально-экономической системы.

Основой комплексной характеристики городского расселения служит выявление градообразующих функций города. Именно эти функции (в различных сочетаниях) определяют функциональный профиль того или иного города, его место в системе функциональных взаимосвязей, сложившихся в том или ином регионе.

Функциональный профиль может быть правильно определен только на основании анализа полной хозяйственной структуры городов, который должен опираться на систему количественных показателей. Чтобы охарактеризовать градообразующие функции, нужно выделить градообразующие контингенты трудящихся из всего населения города.

Города, где доля занятых в промышленно-транспортной сфере и в промышленности выше аналогичных среднероссийских значений, относятся к типу городов - индустриальных центров. Города, где показатели занятости в промышленно-транспортной сфере и в промышленности соответственно ниже средне-российских показателей, являются в подавляющем большинстве городами непромышленными.

34) ДИНАМИКА ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

 

Размещение и динамика городского населения весьма неравномерны по частям света и 
 странам

 

На Азию в 1994 г. приходилось около 46% городского населения мира, на Европу – 
 21%, на Латинскую Америку – 14%, на Африку – 10%, на Северную Америку – более 8%.
 Отчетлива контрастность размещения горожан по странам. В 1995 г. пять из них с 
 городским населением более 100 млн. каждая (Китай, Индия, США, Бразилия, Россия) 
 концентрировали вместе 1060 млн. горожан, или 41% городского населения Земли.


 Важная особенность мировой урбанизации последних десятилетий - выход на авансцену 
 развивающихся стран. В 1994 г. в них проживало уже 65, 5% всех горожан мира (в 1950 г. – 
 только 40, 1%), а к 2025 г., по прогнозам демографов ООН, этот показатель возрастет почти до 
 80%.
 Развивающиеся страны сильно влияют также на качественные стороны развития мировой 
 урбанизации. Подавляющая часть их горожан – вчерашние сельские жители, которые часто 
 способствуют " деревенизации" города, принося в него нормы поведения и системы ценностей, 
 свойственные сельской местности. Рост населения в городах этой группы стран, значительно 
 опережая спрос на рабочую силу, сопровождается не только абсолютным, но и подчас и 
 относительным расширением тех социальных слоев, которые не участвуют ни в современном 
 производстве, ни в современном потреблении и остаются в сущности неурбанизированными. 
 Отсюда большая поляризация городского населения развивающихся стран, недостаточное 
 приобщение значительной его части к городскому образу жизни. И все же люди продолжают 
 стекаться в города. Для этого есть основания. Исследования показали, что несмотря на все 
 проблемы и катострафические прогнозы, качество жизни в крупных городах лучше, чем в 
 малых и в сельской местности: в них выше продолжительность жизни и ниже детская 
 смертность, более квалифицированная медицинская помощь, шире возможности получить 
 образование и найти работу, большие заработки, комфорт и т.д. Или, как пишет американский 
 социолог Льюис Мамфорд, " город – символ возможностей". И хотя горожане составляют 
 немногим больше 30% населения развивающихся стран, на них приходится более 60% 
 внутреннего валового продукта этих стран. 


 

 

35) В городе имеются следующие градостроительные зоны, различные по своим функциям Промышленная зона включает промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения.

Селитебная зона - территория, предназначенная для жилья. На ней могут размещаться микрорайоны и жилые кварталы, предприятия культурно-бытового обслуживания, отдельные безвредные предприятия, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, устройства транспорта.

Санитарно-защитная зона - зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, защищающие территории от вредного влияния промышленности и транспорта.

Транспортная зона - устройства внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного).

Складская зона - территория разного рода складов.

Формирование функциональных зон и размещение на них объектов регламентируется МДС-30-1.99 и СНиП 2.07.01-89*.

Транспортная сеть больших городов превращается в систему наземных, надземных и подземных магистралей, пересекающихся в нескольких уровнях. В мировой практике уже существуют транспортные развязки в пяти уровнях. С увеличением количества и разнообразия транспортных средств возрастает степень сложности транспортной сети городов и, таким образом, улучшается система связей между функциональными зонами. Планировочная структура зависит от расположения города на рельефе. Различают компактную форму плана, расчлененную, рассредоточенную с равномерно распределенными районами, рассредоточенную с преобладающим районом и линейную. Сложность планировочной структуры больших городов заключается еще и в том, что большое разнообразие промышленных предприятий не может располагаться на территории одной промышленной зоны. Это вызывает членение селитебных территорий. Возникают новые жилые районы на периферии города, образуются новые зоны отдыха. Новые промышленные зоны приводят к появлению санитарно-защитных территорий. Рост города способствует развитию внешнего транспорта и расширению транспортной зоны.

Функциональное зонирование современного исторически сложившегося города более многогранно, особенно в его центральной части, где расположено огромное количество объектов различного назначения в непосредственной близости друг к другу.

Функциональное зонирование по назначению отражено в государственном градостроительном кадастре города в соответствии с СП-14-101-96 «Примерное положение о службе градостроительного кадастра субъекта РФ, города (района)». Так, например, для Москвы служба государственного градостроительного кадастра подразделяет территорию города в следующем порядке:

функциональные зоны специализированного назначения - административно-делового, учебно-образовательного, культурно-просветительского, торгово-бытового, лечебно-оздоровительного, спортивно-рекреационного, учебно-воспитательного, индивидуальной жилой застройки, многоквартирной жилой застройки, коммунально-складского, промышленного, специального, жилищно-коммунального, природно-рекреационного, природоохранительного;

функциональные зоны смешанного назначения - общественного, жилого производственного, природного, общественно-жилого, общественно-производственного, производственно-жилого, общественно-производственно-жилого, природно-общественного, природно-жилого, природно-производственного, природнообщественно-жилого, природнообщественно-производственного, природно-производственно-жилого.

Территории инфраструктуры подразделяются на территории улиц и дорог; территории внешнего транспорта; водные поверхности.

Градостроительное зонирование выполняют также с помощью следующих линий градостроительного регулирования:

36) Типы и элементы планировочной структуры. На решение планов городов оказывают влияние следующие факторы: место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учет перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования. Эти факторы находят отражение в планировочной структуре города, т. е. в сочетании жилой застройки с местами массового посещения (работы, отдыха, культуры, быта), связанных сетью магистральных улиц и площадей.

Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный и рассредоточенный. Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре. Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой. Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. Возникновение рассредоточенного типа обусловливается характером градообразующей группы предприятий данного города (например, добывающая промышленность) или природно-климатическими условиями.

К основным планировочным элементам города относят: жилые и промышленные районы, объекты, формирующие систему городского обслуживания (административно-общественные, культурно-просветительные, лечебно-оздоровительные, спортивные, торгово-бытовые и массового отдыха) и объединяющие их сеть улиц и площадей.

 

Учреждения и предприятия общественного обслуживания в современном городе составляют единую систему, охватывающую жилые районы, места приложения труда и зоны отдыха. Современная градостроительная тенденция направлена на объединение объектов обслуживания в общественные центры: общегородские, планировочных районов, жилых районов и микрорайонов, промышленных и производственно-селитебных районов, зон массового отдыха. В крупнейших городах, таких, как Москва, Ленинград, Киев, общая планировочная структура включает в себя планировочные зоны со своими общественными центрами

В отдельных конкретных случаях городской застройки возможно выделение зоны общественного центра, а также организация обособленной коммунальной зоны или выделение самостоятельной складской зоны. В городах научного профиля к числу основных зон относится и зона научно-исследовательских институтов, а в курортных городах — курортная зона, в которой размещаются лечебно-оздоровительные учреждения, сады, парки, пляжи и т. д. Обособленное место в городской застройке занимают крупные спортивные сооружения, больницы, научно-исследовательские институты. В черте города находятся также прочие земли, на которых размещаются городские подсобные хозяйства, питомники, кладбища и, т. д.

Территорию сельского населенного пункта делят на две основные зоны: сёлитебную и производственную. Правильный выбор территории для размещения той или иной зоны и функционально оправданное взаиморасположение основных зон во многом определяют комфорт проживания людей данного населенного пункта и рациональную работу его промышленных (производственных) предприятий. Наиболее важно расположение селитебной и производственных зон, которое устанавливает взаимосвязь мест приложения труда и жилища, т. е. главный социальный цикл жизни города — «труд — быт».
Функциональное зонирование территории. Современный город является сложным организмом, в котором тесно переплетаются социальные, архитектурно-планировочные, инженерные и экономические начала. Для того чтобы удобно и рационально организовать жизнь этого сложного организма, в основу планировочного решения города закладывается зонирование его территории исходя из функциональных признаков и видов городского строительства.

В соответствии со СНиП 11-60—75* территория города по своему функциональному назначению делится на следующие зоны: селитебную зону, предназначенную для размещения жилых районов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), а также зеленых насаждений общего пользования;

промышленную зону, используемую для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов; коммунально-складскую зону, в которой размещаются базы и склады, гаражи, трамвайные депо, троллейбусные и автобусные парки, фабрики-прачечные, фабрики-химчистки и т. п.; зону внешнего транспорта, предназначенную для размещения транспортных устройств и сооружений (пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней.и др.).

Промышленная и коммунально-складская зоны образуют единую производственную зону города. Сюда же могут быть отнесены и научно-производственные комплексы. Учитывая это, вводят термин производственная зона, охватывающая все сферы материального производства, обслуживающей промышленности, складского и коммунального обслуживания.

В отдельных конкретных случаях городской застройки возможно выделение зоны общественного центра, а также организация обособленной коммунальной зоны или выделение самостоятельной складской зоны. В городах научного профиля к числу основных зон относится и зона научно-исследовательских институтов, а в курортных городах — курортная зона, в которой размещаются лечебно-оздоровительные учреждения, сады, парки, пляжи и т. д. Обособленное место в городской застройке занимают крупные спортивные сооружения, больницы, научно-исследовательские институты. В черте города находятся также прочие земли, на которых размещаются городские подсобные хозяйства, питомники, кладбища и, т. д.

37) Урбанизация - многогранный исторический обусловленный социально-экономический процесс, который заключается в развитии механизма городского устройства, росте городов, увеличении доли городского населения и расширенном воспроизводстве городского образа жизни. Со второй половины ХХ века современный урбанизационный процесс все больше модифицируется – его темп, формы постепенно приобрели черты и качества постиндустриальной модернизации.
Концентрация и интеграция разнообразных форм материальной и духовной деятельности способствовали процессу урбанизации, усилению важнейшей всемирной тенденции в развитии городов – глобализации, что позволило говорить об урбанизации как о глобальном социально-экономическом процессе.
В наши дни проблема глобализации как специфической тенденции урбанизации и пространственной формы социально-экономического развития становится одной из наиболее актуальных, что связано как с общей динамикой урбанизационного процесса, так и с усложнением ситуации функционирования и нового места городов в развитии общества.

 

 


38) Опережающий рост городского и несельскохозяйственного населения по сравнению с сельским и сельскохозяйственным – наиболее характерная черта современной урбанизации. В трех частях света – Австралии и Океании, Северной Америке и Европе преобладают жители городов; их догоняет быстро урбанизирующаяся Латинская Америка; в то же время население афро-азиатских стран благодаря своей большой численности создает перевес села над городом в среднем по миру. Наиболее высокий процент городского населения имеют развитые страны первого мира: в Европе – Великобритания (91%), Швеция (87%), ФРГ (85%), Дания (84%), Франция (78%), Нидерланды (76%), Испания (74%), Бельгия (72%); в Северной Америке – США (77%) и Канада (76%); в Азии – Израиль (89%) и Япония (78%); в Австралии и Океании – Австралия (89%) и Новая Зеландия (85%); в Африке – ЮАР (50%). Когда доля городского населения превышает 70%, темп ее роста, как правило, замедляется и постепенно (при подходе к 80%) приостанавливается.

В России за 1913–2002 доля городского населения выросла более чем в 3, 7 раза, при этом урбанизированность населения в России существенно колеблется по регионам.

Для урбанизации характерна концентрация населения в больших и сверхбольших городах. Именно рост больших городов (с населением свыше 100 000 чел.), связанных с ними новых форм расселения и распространения городского образа жизни наиболее ярко отражают процесс урбанизации населения.

Доля больших городов во всем населении мира увеличилась за 140 лет (с 1860 по 2000) с 1, 7% до 25%. В 1700 в мире был 31 город с населением свыше 100000 чел., в 1800 – 65, в 1850 – 114, в 1900 – 360, в 1950 – 950, в 1980 – более 2000. Не менее примечательно развитие крупнейших городов-«миллионеров». Если в 1800 году был только 1 город с числом жителей более 1 млн., то в 2000 – свыше 220.

В РСФСР, позже – РФ население также все более концентрировалось в больших городах. Если в 1926 в городах с числом жителей более 100000 чел. проживало 36% городского населения, то в 1959 – 49%, в 1970 – 57%, в 1984 – около 61%, в 1999 – около 67%. В 1999 в России было 285 городов с населением свыше 100000 чел. Динамика городов-«миллионеров» в России: в 1897 – 2, в 1939 – 2, в 1959 – 3, в 1970 – 10, в 1980 – 20, в 2000 – 22. С 1959 по 1999 их население возросло с 14, 7 до 39, 6 млн. чел., или, соответственно, с 10, 1 до 22, 3% всего городского населения страны.

Процесс урбанизации в различных регионах и странах мира имеет свои особенности. Современный тип урбанизации в развитых странах – это уже не столько быстрый темп роста доли городского населения, сколько особенно интенсивное развитие процессов субурбанизации и образования на этой основе новых пространственных форм городского населения – городских агломераций, мегалополисов. Экономически развитые страны в полной мере ощущают последствия стихийной урбанизации и неуправляемого роста сверхгородов. Кризис больших городов является закономерным следствием обострения социальных, культурно-цивилизационных и расово-этнических противоречий. Загрязнение воздуха и воды, обострение экологических проблем вызывает все большее беспокойство людей. Существуют серьезные проблемы в сфере использования территориального и жилого фонда, инженерного оборудования. В некоторых крупных городах имеет место процесс некоторого обесценения недвижимой собственности.

В развивающихся странах мира демографическому взрыву сопутствует «взрыв урбанистический». При сравнительно низких показателях урбанизированности населения многие развивающиеся страны отличаются относительно высокими темпами урбанизации. Несоразмерный рост столиц ряда государств Азии и Африки связан с особым типом урбанизации, который отличает массовая тяга в большие города крестьян, надеющихся избавиться в них от голода и нищеты. Приток сельского населения в города, как правило, сильно опережает рост потребности в рабочей силе. В результате урбанизация протекает быстрее, чем индустриализация, иммиграция из села в город увеличивает армию безработных и полубезработных, расширяет городские районы трущоб. В развивающихся странах происходит формирование многомиллионных городских агломераций (например, Мехико, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Калькутта, Бомбей и др.). Процесс урбанизации в развивающихся странах крайне противоречив: с одной стороны, он способствует прогрессу этих стран, приобщает новые миллионы людей к информационным и культурно-цивилизационным ресурсам современного мира; с другой – обостряет и без того очень серьезные социально-экономические проблемы, порожденные феноменом догоняющей модернизации и, что чрезвычайно важно, создает эффект демографического давления на большие города.

В России в советский период ее истории осуществлялась система мер, направленных на ограничение роста многих больших городов, прежде всего, крупнейших городских агломераций, развитие средних и малых городских поселений – центров систем расселения на уровне одного или нескольких смежных низовых административных районов. В то же время в процессе развития т.н. «опорного каркаса расселения» в ходе хозяйственного строительства и освоения новых территорий в ряде регионов страны сеть больших городов неуклонно расширялась (имеется ввиду, например, создание таких крупных индустриальных центров, как Тольятти, Набережные Челны, Волгодонск, развитие Тынды как центра освоения зоны БАМа в Сибири и др.).

 

 

39)

Концентрация населения в больших, крупных и крупнейших городах сопровождается в последние годы повышением плотности населения и этажности зданий

Первая чертабыстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых 
 странах.

Пример. В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в 1950 г.—29%, а в 1995 г.—45%. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 60 млн. человек. В 2010 г., согласно прогнозам демографов, доля горожан должна составить около 50 %.

 

Вторая чертаконцентрациянаселения и хозяйства в основном в больших городах. Это объясняется 
 прежде всего характером производства, усложнение его связей с наукой, образованием. Кроме 
 того, большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше 
 обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.

Пример. В начале XX в. в мире насчитывалось 360 больших городов (с населением свыше 100 тыс. жителей), в которых проживало лишь 5% всего населения. В конце 80-х гг. таких городов было уже 2, 5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 1/3. К началу XXI в. число больших городов, очевидно, достигнет 4 тыс. Среди больших городов принято особо выделять крупнейшие города-«миллионеры» с населением свыше 1 млн. жителей. Исторически первым таким городом был Рим во времена Юлия Цезаря. В начале XX в. их было всего 10, в начале 80-х гг.— более 200, в 1995 г.— 325, а к концу столетия число их, видимо, превысит 400.

 

Третья черта" расползание" города расширение их территорий. Для современной 
 урбанизации особенно характерен переход от компактного города к городским агломерациям - территориальным группировкам городских и сельских поселений. Ядрами крупнейших 
 городских агломераций чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и 
 портовые центры. 
 Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Токио, Сан-Паулу и Нью-
 Йорка: в них проживают по 16-20 млн. человек.

Пример. В 1970 г. в мире было всего три городских агломерации с населением свыше 10 млн человек — Токио, Нью-Йорк и Шанхай. В 1990 г. таких «сверхгородов» стало уже 12, а к 2000 г. число их предположительно возрастет до 20. При этом самой крупной агломерацией мира была и остается Токийская, но последующий их порядок должен заметно измениться.

 

40) увеличение радиусов расселения в пределах агломераций и урбанизированных районов, связанного с местами приложения труда, зонами отдыха и др., и вызывающего территориальный рост городских систем; соответственно происходит увеличение площадей высоко урбанизированных территорий за счет расширения старых и появления новых очагов урбанизации [15, с.16].

Для пространственного развития урбанизации далее характерны превращение сети городских поселений в системы расселения, дифференциация городского пространства, вовлечение новых территорий в сферу влияния городов различного типа и ранга, расширение ареалов урбанизированной среды.

При определении характера урбанизации страны или района используются понятия урбанистическая структура и территориально-урбанистическая структура. Урбанистическая структура – это соотношение поселений различной величины (людности) в общем их числе, суммарной численности населения. Под территориально-урбанистической структурой понимается соотношение и взаимное расположение территорий, которым свойственно:

1. развитие урбанизации вширь (развитие новых ячеек) или вглубь (усложнение форм и структур расселения);

2. выраженность и рисунок сети опорных городских центров;

3. степень зрелости городских агломераций;

4. пространственная дифференциация региональных городских систем.

Урбанизация – всеобъемлющий процесс, он охватывает в территориальном плане не только городскую, но все в большей мере и сельскую местность, во многом определяя ее трансформацию – демографическую, социальную, экономическую, пространственную и т. д. Вот почему многие сельские проблемы (подвижность, изменение структуры сельского населения, депопуляция) очень тесно ныне связаны с урбанизацией. Города оказывают разностороннее влияние на окружающую сельскую территорию, постепенно как бы «перерабатывая» ее, сокращая размеры сельской местности. В результате происходит стремительное развитие пригородов крупных городов – субурбанизация (дословно «урбанизация пригородов»). Одновременно наблюдается внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения, т. е. Рурбанизация (сельская урбанизация). Урбанизация сельской местности ведет и качественным ее изменениям: растут несельскохозяйственные занятия сельского населения, увеличивается его маятниковая миграция, особенно в города и пригородную зону крупных центров, меняется социально-профессиональная и демографическая структура сельских жителей, их образ жизни, уровень благоустройства сельских поселений и т. д. Формируются обширные зоны тяготения крупных центров, в которых складываются тесные прямые и обратные связи между городом и сельской местностью.

 

41) На сегодня в мире существуют две основные формы расселения населения - сельская и городская.

Основной формой расселения людей все в большей степени становятся города. Они оказывают возрастающее влияние на всю окружающую их местность.
Город - населенный пункт, который отнесен согласно законодательству государства к категории городов с определенной населением, выполняющей специфические функции - административно-политические, промышленные, транспортные, культурные. Кроме показателя людности и значительной плотности населения для города характерна занятости населения не в сельском хозяйстве, специфическая компактная застройка и высокий уровень благоустройства.
К числу важнейших социально-экономических процессов относится урбанизация — процесс роста городов и городского населения, усиление их роли, широкое распространение городского образа жизни. Урбанизированные территории занимают чуть более 1% территории суши, но на них сосредоточено 45% всего населения мира. Современный процесс урбанизации, начавшийся во второй половине XX в., характеризуется тремя чертами: 1) быстрыми темпами роста городского населения, особенно в развивающихся странах;
2) расползанием городов, формированием городских агломераций и мегалополисов, представляющих собой скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом;
3) концентрацией населения и хозяйства в основном в больших городах и их наиболее быстрым ростом.
В настоящее время около 50% населения живет в городах. Особо выделяются города-миллионеры, число которых превысило 300. Близко расположенные города зачастую сливаются, образуя агломерации. Ядрами крупнейших городских агломераций становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры. Примером городских агломераций могут служить Мехико, Сан-Паулу, Токио, Нью-Йорк, Москва. Общим для мирового процесса урбанизации является его стихийное течение. Общие черты не исключают серьезных различий в странах разного типа. Это «возраст» урбанизации, ее уровень и темпы. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения растет медленнее. Число жителей в столицах и других крупных городах даже уменьшается. Многие горожане теперь предпочитают жить не в центрах больших городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется транспортными проблемами, ухудшением экологических условий в связи с концентрацией промышленности.
В развивающихся странах урбанизация приняла стремительный, неуправляемый характер. Выше всего доля городского населения в Латинской Америке — 2/3, в Африке — 30%, в зарубежной Азии — 27%. Безземелье и отсутствие шансов получить работу «выталкивает» миллионы людей в город. В результате возникают трущобные районы с антисанитарными условиями проживания, так называемая «ложная урбанизация».

Несмотря на быстрый рост городов, половина населения мира проживает в сельской местности. Существует две формы расселения сельского населения — групповое и рассеянное. Групповая характерна для России, Европы, Китая, Японии, развивающихся стран. Рассеянная (фермы) — для США, Канады, Австралии.

Агломерация – это и есть город с его районами и пригородами, или несколько тесно связанных, местами сросшихся между собой городов. Но стоит отметить, что совсем не обязательно соседние города и населенные пункты представляют собой агломерацию. У нее есть определенные критерии. Один из них – так называемые маятниковые миграции. За этим сложным термином скрываются хорошо знакомые поездки, например, из пригорода в город или из маленького населенного пункта в более крупный на работу, учебу, за покупками и т. д.

Еще один важный признак, по которому мы можем узнать агломерацию – транспортная доступность. Проще говоря, у жителей агломерации нет проблем с передвижением внутри нее – населенные пункты связаны между собой автомобильными и железными дорогами, иногда – водными видами транспорта.

Агломерации бывают двух видов – моноцентрические и полицентрические. Из названия становится ясно, что в первых есть одно ядро – крупный город, который притягивает к себе более мелкие населенные пункты. Моноцентрической, например, считается московская агломерация. Что же касается полицентрических агломераций, то здесь есть несколько центров, связанных между собой. Их также называют конурбациями. Самый известный пример конурбации – скопление городов в Рурском регионе Германии.

Чемпионом в номинации «самая большая агломерация» является Япония – в Токийской агломерации проживает около 35 миллионов жителей. В России, как и следовало ожидать, самыми крупными являются Московская и Петербургская агломерации, а вот третьей по размеру считается Самаро-Тольяттинская.

Нельзя однозначно сказать, хорош ли факт слияния городов в агломерации. С одной стороны, процесс этот обычно экономически выгоден, предприятия объединяются не только функционально, но и территориально, строится соответствующая инфраструктура, объединяются административные ресурсы.

С другой стороны, как и всяким большим образованием, агломерацией крайне сложно управлять, ряд важных вопросов, которые могли бы решаться на местах, уходят в «центр», создается почва для коррупции.


 


42) Урбанизация представляет собой сложное комплексное явление, измерить котороеспомощью одного показателя практически невозможно. Урбанизациярассматривается учеными и общественным мнением как, в общем, позитивная тенденция развития мира, как некий объективный процесс, связанный собеспечением для все большего числа жителей планеты условий дляболее удобной и комфортабельной жизни, дляболее полного развития способностей, для боее спокойной и защищенной жизни. Американский географ Джиббс выделил 5 основных стадий расселения, которые прошли или пройдут все страны мира к определенному этапу развития. Главный критерий выделения пяти стадий урбанизации это соотношение динамики городского и сельского населения.

Первая стадия урбанизации по Джиббсу имеет следующие характеристики: доиндустриальный уклад хозяйства, традиционный тип воспроизводства, густая и сравнительно равномерная сеть сельских поселений. На этой стадии развития урбанизации городское население растет медленно и потому доля горожан может даже снижаться, при абсолютном преобладании сельского населения.

Вторая стадия урбанизации общества проявляется во время прохождения им процесса индустриализации. На этой стадии урбанизации сельское население мигрирует в города массовыми потоками, но за счёт естественного прироста доля сельских жителей во всем население страны ещё пока незначительно растёт. Городское население увеличивается более резко.

Третья стадия урбанизации общества характеризуется следующими чертами: демографический переход уже завершен; миграционный оттек и естественная убыль приводит к снижению сельского населения. Рост доли городского населения обуславливает преобладание над долей сельского населения.

На четвертой стадии урбанизации продолжает слабо расти городское население, так же слабо уменьшается сельское население.

Пятая стадия урбанизации свойственна постиндустриальным странам, когда исчезают социальные различия между городом и селем. Все преимущества города появляются в сельской местности. Повышается ценность экологического фактора в сознании населения. Рост психологического фактора заставляет перемещаться горожан в село. Снижается ценность городского населения и растет- численность сельского. Система расселения снова приходит в состояние равновесия.

Ход урбанизации в XXI в. показывает сложность этого процесса, его волнообразный характер, многообразие форм. Но в основной своей сути урбанизация - это исторический процессповышения роли городов в развитии общества. Будучи весьма многообразным, имея социально - экономические, демографические, политические, этнокультурные и географические составляющие, этот процесс отражает и выражает изменения в территориальнойорганизации жизни общества, его производительных сил, расселения. Он развертывается на основе углубления общественного разделения труда, в том числе территориального и географического.

Урбанизация приводит к принципиальным изменениям в структуре занятости, в образе жизни, в характере социальных отношений.

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.

В ряде международных документов (в частности, в резолюции Международного банка Реконструкции и Развития) говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

Таким образом, урбанизация как весьма показательный фактор регионального развития подтверждает целесообразность изменения его вектора в России. Эта концепция предусматривает перелом тенденций прошлых десятилетий - от фронтального крупномасштабного движения не считаясь с огромными затратами, к выборочному, тщательно продуманному освоению районов. Основное же внимание должно уделяться в ближайшие годы дальнейшему развитию урбанизированных сельских территорий с целью совершенствования их промышленного и экономического развития.

 


43) Перечень показателей для делимитации городских агломераций6:
– наличие хотя бы одного крупного города;
– непрерывность застройки;
– плотность населения;
– удельный вес населения, не связанного в экономическом отношении с сельским хозяйством;
– отдаленность от центрального города по кратчайшим путям сообщения (выраженная во времени);
– интенсивность деловых и бытовых связей;
– рост населения за определенный период.

Критерии делимитации Российских агломераций7
Исходный базовый интегральный критерий наличия агломерации – относительная целостность системы городских и сельских поселений.
1. Наличие большого города с численностью населения более 100 тыс. чел.
2. Наличие не менее 2 городских поселений во внешней зоне агломерации, жители которых имеют относительно более высокую связь с большим (главным) городом, при этом их общая людность должна составлять не менее 10% от числа жителей города-центра.
3. Сельское население агломерации выступает на равных с городским (сельская местность включается на основе построения изохрон транспортной доступности каждого i-го сельского поселения, вовлеченного в пригородное автобусное обслуживание).
4. Интенсивность связей поселений внешней зоны с главным городом агломераций. Интенсивность определяется наличием устойчивых трудовых маятниковых корреспонденций с главным городом, наличием и границами пороговых межселенных связей населения.
5. Производственно-технологические связи градообразующих предприятий главного города и городов его внешней зоны.
6. Выявление зоны влияния рекреационных функций главного города на его окружение (определяется по размещению дачных поселений и учреждений отдыха и рекреации, зон массового отдыха жителей главного города).
7. Наличие сельскохозяйственных предприятий и их сельхозугодий, призванных обеспечивать главный город продовольствием.
8. Большой разрыв качества среды обитания между городом и сельской местностью.
9. Уровень и качество развитости агломерации.
Методы выявления агломераций:
– статистический – предполагает анализ данных изменения численности населения главного города агломерации, изменения динамики населения и расселения в ее внешней зоне и сопоставление этих данных с динамикой расселения в регионе;
– графоаналитический (картографический) – ключевой метод выявления агломерации. Он включает закономерности и тенденции пространственного развития сети поселений в динамике, их транспортную и инженерную инфраструктуру, желательно представление их развития во времени, так как они являются индикаторами зонального развития агломерации и роста привлекательности главного города;
– функциональный – предусматривает выявление функций городов и сел в агломерации (города, технологически связанные с градообразующими отраслями главного города; города, обслуживающие филиалы основных производств в главном городе; дачные поселения, детские лагеря, дома отдыха и другие рекреационные поселения; пригородные зоны сельского хозяйства и лесного хозяйства первой категории; зоны пригородного транспорта, особенно конечные пункты следования электропоездов);
– экологический – устанавливает наличие и границы градоэкологического метаболизма агломерации;
– стратегический – представляет собой проект или программу развития реальной или в недалеком будущем очевидной агломерации.

 

 


44) Мегало́ полис (род. падеж др.-греч. μ ε γ ά λ ο υ от μ έ γ α ς — большой + π ό λ ι ς — город), редко сверхагломерация (суперагломерация) — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседнихгородских агломераций. Часто встречающийся термин «мегаполис» (используемый к вообще любому городу населением свыше 1 миллиона жителей) не является синонимом термина «мегалополис».

Мегалополис — крайне урбанизированная, как правило, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде стран, в которых имеются регионы с большими масштабами урбанизации. Иногда называется гигаполис [1] Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего в результате слияния более 36 поселений Аркадии.

Основные черты мегалополиса:

· линейный характер застройки, вытянутой в основном вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей (иногда судоходных рек или морских побережий);

· общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов-центров агломераций, формирующих мегалополис;

Побочный эффект формирования современных мегаполисов: нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природной средой.

 

Городская агломерация — это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций — одна из стадий урбанизации.

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Нью-Йоркская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейнеГермании).

Современный мегаполис состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфия, Балтимора, Вашингтона (отсюда его более позднее название Босвам) и некоторых других общей площадью 170 тыс. км2. Население этой " главной улицы" страны насчитывает около 50 млн. человек, здесь производят примерно 1/4 промышленной продукции США.
Другой мегалополис Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер в результате слияние 35 агломераций. Его площадь 160 тыс. км2, население - примерно 35 млн. жителей. Наиболее молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего. Он насчитывает 20 млн. жителей.
Самый большой на Земле по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн. человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии (Токио-Осака). В нем сосредоточено почти 60% населения этой страны и 2/3 ее промышленного производства.
В Западной Европе выделяются своими размерами Английский мегаполис (объединяет агломерации Лондона Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и др.) и Рейнский (кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур и Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью около 50 тыс. км2 и с населением по 30-35 млн. человек. Все отчетливее намечается формирование межгосударственного мегалополиса в Северо-Западной Европе. Он охватывает сопредельные урбанизованные районы пяти стран. Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, Бельгийско-Французский (район Антверпен-Брюссель-Дилль) и Парижский.

 

 

45)

 

46) Нередко считают, что экологическое состояние городов заметно ухудшилось в последние десятилетия в результате бурного развития промышленного производства. Но это – заблуждение. Экологические проблемы городов возникли вместе с их рождением. Города древнего мира отличались большой скученностью населения. Например, в Александрии плотность населения в I–II вв. достигала 760 человек, в Риме – 1500 человек на 1 га (для сравнения скажем, что в центре современного Нью-Йорка живет не более 1 тыс. человек на 1 га). Ширина улиц в Риме не превышала 1, 5–4, в Вавилоне – 1, 5–3 м. Санитарное благоустройство городов было на чрезвычайно низком уровне. Все это приводило к частым вспышкам эпидемий, пандемий, при которых болезни охватывали всю страну, а то и несколько соседних стран. Первая зарегистрированная пандемия чумы (она вошла в литературу под названием «Юстиниановой чумы») возникла в VI в. в Восточной Римской империи и охватила многие страны мира. За 50 лет чума унесла около 100 млн человеческих жизней.

Сейчас трудно даже представить, как древние города с их многотысячным населением могли обходиться без общественного транспорта, без уличного освещения, без канализации и других элементов городского благоустройства. И, наверное, не случайно именно в те времена у многих философов стали возникать сомнения относительно целесообразности существования больших городов. Аристотель, Платон, Гипподам Милетский, позднее Витрувий неоднократно выступали с трактатами, в которых рассматривались вопросы оптимальных размеров поселений и их устройства, проблемы планировки, строительного искусства, архитектуры и даже взаимосвязи с природной средой.

Средневековые города уже значительно уступали по размерам своим классическим собратьям и редко насчитывали более нескольких десятков тысяч жителей Так, в XIV в. население наиболее крупных европейских городов – Лондона и Парижа – составляло соответственно 100 и 30 тыс. жителей. Однако экологические проблемы городов не стали менее острыми. По-прежнему главным бичом оставались эпидемии. Вторая пандемия чумы – «Черная смерть» – вспыхнула в XIV в. и унесла почти треть населения Европы.

С развитием промышленности стремительно растущие капиталистические города быстро превзошли по численности населения своих предшественников. В 1850 г. миллионный рубеж перешагнул Лондон, затем Париж. К началу XX в. в мире было уже 12 городов – «миллионеров» (в том числе два в России). Рост крупных городов шел все более высокими темпами. И снова как самое грозное проявление дисгармонии человека и природы начались одна за другой вспышки эпидемий дизентерии, холеры, брюшного тифа. Реки в городах были чудовищно загрязнены. Темзу в Лондоне стали называть «черной рекой». Зловонные водотоки и водоемы в других крупных городах становились источниками кишечно-желудочных эпидемий. Так, в 1837 г. в Лондоне, Глазго и Эдинбурге брюшным тифом заболела десятая часть населения и примерно треть больных умерла. С 1817 по 1926 г. в Европе отмечено шесть пандемий холеры. В России только в 1848 г. от холеры погибло около 700 тыс. человек. Однако со временем благодаря достижениям науки и техники, успехам биологии и медицины, развитию водопроводного и канализационного хозяйств эпидемиологическая опасность стала значительно ослабевать. Можно сказать, что на том этапе экологический кризис крупных городов был преодолен. Конечно, такое преодоление каждый раз стоило колоссальных усилий и жертв, но коллективный разум, настойчивость и изобретательность людей всегда оказывались сильнее созданных ими же кризисных ситуаций.

Научно-техническая достижения, основанные на выдающихся естественно-научных открытиях XX в. способствовали бурному развитию производительных сил. Это не только огромные успехи ядерной физики, молекулярной биологии, химии, освоение космического пространства, но и стремительный, не прекращающийся рост числа крупных городов и городского населения. Объемы промышленного производства увеличились в сотни и тысячи раз, энерговооруженность человечества возросла более чем в 1000 раз, скорость передвижения – в 400 раз, скорость передачи информации – в миллионы раз и т. д. Такая активная деятельность человека, конечно, не проходит для природы бесследно, поскольку ресурсы черпаются непосредственно из биосферы

И это лишь одна сторона экологических проблем большого города. Другая – в том, что помимо потребления природных ресурсов и энергии, стягиваемых с обширных пространств, современный город с миллионным населением дает огромное количество отходов. Такой город ежегодно выбрасывает в атмосферу не менее 10–11 млн т водяных паров, 1, 5– 2 млн т пыли, 1, 5 млн т окиси углерода, 0, 25 млн т сернистого ангидрида, 0, 3 млн т окислов азота и большое количество иных загрязнений, не безразличных для здоровья человека и окружающей его среды. По масштабам воздействия на атмосферу современный город можно сравнить с вулканом.

В чем же особенности нынешних экологических проблем больших городов? Прежде всего – многочисленность источников воздействия на окружающую среду и их масштабность. Промышленность и транспорт – а это сотни крупных предприятий, сотни тысяч или даже миллионы транспортных средств – основные виновники загрязнения окружающей городской среды. Изменился в наше время и характер отходов. Раньше практически все отходы были естественного происхождения (кости, шерсть, натуральные ткани, дерево, бумага, навоз и др.), и они легко включались в кругооборот природы. Сейчас значительная часть отходов – синтетические вещества. Их превращение в естественных условиях происходит крайне медленно.

Одна из экологических проблем связана с интенсивным ростом нетрадиционных «загрязнений», имеющих волновую природу. Усиливаются электромагнитные поля линий электропередач высокого напряжения, радиотрансляционных и телевизионных станций, а также большого числа электромоторов. Повышаются общий уровень акустического шума (из-за высоких скоростей транспорта, из-за работы различных механизмов и машин). Ультрафиолетовая радиация, наоборот, понижается (из-за загрязнения воздуха). Растут затраты энергии на единицу площади, и, следовательно, увеличиваются отдача тепла, тепловое загрязнение. Под влиянием огромных масс многоэтажных домов меняются свойства геологических пород, на которых стоит город.

Последствия таких явлений для людей и окружающей среды изучены еще недостаточно. Но они не менее опасны, чем загрязнения водного и воздушного бассейнов и почвенно-растительного покрова. Для жителей крупных городов все это в комплексе оборачивается большим перенапряжением нервной системы. Горожане быстро утомляются, подвержены различным заболеваниям и неврозам, страдают повышенной раздражительностью. Хронически плохое самочувствие значительной части городских жителей в некоторых западных странах считают специфическим заболеванием. Оно получило название «урбанит».

 

47) «Города – великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежит решающая роль в территориальной организации общества. Они служат зеркалом своих стран и районов» – такую восхищенную характеристику городу дал Георгий Михайлович Лаппо в своей книге «География городов». В ходе своего становления все города прошли стадию малого города, что говорит об общих чертах формирования городской сети в различных регионах России. Большинство монопромышленных малых городов возникло в связи с индустриализацией страны. Развитие таких городов связано с добычей полезных ископаемых или строительством крупных предприятий агропромышленного комплекса. На 1 января 2010г. всего было 1099 городов, из них 778 малые или ⅔ всех городов России, в них проживает 17, 4% от всех горожан. Преобладающая часть всего городского населения (67%) местом жительства в больших городах с численностью 100 тыс. человек и более1. Значительное их число преобладает в Центральном федеральном округе, в частности в Московской области.

Несмотря на то, что многие российские малые города испытывают проблемы, такие как однородность экономики, отдаленность от крупных промышленных центров, слабое развитие производственной и социальной инфраструктуры, безработица и бедность, они в современных рыночных условиях занимают определенное место в обществе.

По характеру динамики социально-экономического развития малые города подразделяются на быстро развивающиеся, умеренно развивающиеся, слабо развивающиеся, стагнирующие и умирающие [1].

Население малых городов по своим демографическим и социальным характеристикам близко к сельскому населению, тесно взаимодействует с ним, но отличается от населения крупных городов. Поэтому демографические проблемы малых городов и крупных сел имеет смысл рассматривать как имеющие больше сходств, чем различий. Механический прирост населения в последние годы стал основным источником пополнения общей численности городов. Основная часть мигрантов – население репродуктивного и трудоспособного возрастов из сельских населенных пунктов, которыми окружены малые города, что оказало позитивное воздействие на общую демографическую обстановку в них. С другой стороны коренное население малых городов, особенно молодежь, неудовлетворенная условиями жизни, предпочитает выбирать местом жительства и учебы более крупные города

Миграционная активность населения малых городов сохраняется на высоком уровне. В течение 20 лет число прибывших в малые города несколько превосходит число выбывших. В постиндустриализационное время с общим повышением экономического и культурного уровня республики, окончанием строительства крупных промышленных предприятий произошло ослабление внешнего миграционного потока в города. Вследствие притока мигрантов из сельской местности, не успевающих приобщиться к городскому образу жизни, освоить и усвоить городские ценности, сформировался значительный маргинальный слой. По некоторым оценкам, городские жители, которым свойственен полугородской образ жизни, составляют почти ¼ городского населения


Динамика смертности в малых городах по причинам смертности с учетом «вклада» экологических и социальных факторов показали уменьшение зависимости от болезней, тесно связанных с состоянием окружающей среды. В таких городах как Учалы, Благовещенск, Янаул показатели смертности от новообразований выше данных по республике. В этих же городах, а также городе Баймак наблюдается стабильный рост умерших от несчастных случаев: самоубийств, убийств, отравлений и травм.

Улучшение системы здравоохранения, увеличение бюджетного финансирования социальной сферы в монопрофильных городах позволит в будущем увеличить среднюю продолжительность жизни.

48) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДОВ

К ним относятся использование ЭГП, значение которого заметно возрастает при рыночных отношениях. Одна из важнейших проблем экономического развития городов - трансформация функциональной структуры. Ее цель - более рациональное использование народнохозяйственного потенциала и установление большего соответствия функциональной структуры города его ЭГП и месту в системе расселения страны и региона. Трансформация имеет характер естественного процесса, в ходе которого город последовательно освобождается от ставших неуместными для него производств. Можно также сказать, что город покидают те производства и виды деятельности, которые уже не выдерживают затрат, необходимых при пользовании городскими ресурсами (по мере роста города это затраты естественно возрастают, ресурсы становятся все дороже).

Трансформация - это и " обогащение" народнохозяйственной (функциональной) структуры города путем образования в ней новых блоков. Переход от однофункциональных городов к многофункциональным означает, во-первых, более полное и рациональное использование городских ресурсов. Во-вторых, это придает городу большее социальное разнообразие. Он меняет не только свой производственный профиль, но и среду.

Типичен такой способ трансформации, как внедрение в горнопромышленные центры предприятий легкой промышленности и машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций, обычно связанных с ведущей отраслью, средних специальных и высших учебных заведений и других видов деятельности.

Это позволяет вовлекать в производство свободные трудовые ресурсы (преимущественно женщин), расширяет возможности выбора работы и профессии, делает город более привлекательным для молодежи, решающей вопросы своего будущего после окончания школы.

Обогащение функциональной структуры, сулящее жителям города многие материальные и социальные блага, делающее город менее подверженным спадам производства, - на практике непростое решение. Например, город-курорт, в силу своей монофункциональности имеющий социальные изъяны и в случае неблагоприятной ситуации оказывающийся в весьма неустойчивом положении, заинтересован в расширении своей градообразующей базы путем привлечения новых видов деятельности, например, промышленности.

Но это негативно скажется на его окружающей среде, уменьшит привлекательность. Кроме того, промышленность вызовет рост населения. Возникнет эффект мультипликатора. Для новых жителей потребуется дополнительная территория под жилищное строительство. А в курортных городах, чаще всего приморских или горных, обычен большой дефицит территории. В результате емкость города по отношению к отдыхающим и лечащимся снизится. Дополнительно разместить какое-то число рекреантов уже не удастся, так как их место в городе уже занято. Подсчитано, что увеличение численности постоянного населения города-курорта на одного человека лишает возможности отдыха и лечения 12 человек (при стандартном месячном пребывании).

Привлекательность шахтерских городов для других видов деятельности невелика вследствие специфики угледобычи (занятие территории отвалами, просадки грунта, загрязнение водоемов шахтными водами, рассеченность территории подъездными путями).

Особый случай - перепрофилизация горнодобывающих центров, которым необходимо " сменить профессию" после исчерпания запасов в месторождениях. Она должна готовиться заранее, обеспечивая постепенность в смене профиля, эластичный переход к " новой профессии" и, следовательно, в занятиях жителей. Подобные мероприятия осуществлены в угольных городах Московского бассейна, возникших на ограниченных по запасам месторождениях.

В результате градообразующая база таких городов была существенно расширена. В то же время проявилась и характерная особенность, о которой не предполагали плановики и проектировщики: шахтеры не проявили склонности к переходу в другие отрасли промышленности, что потребовало бы от них переквалификации, и предпочли после закрытия шахт искать работу в других центрах угледобычи. А на новые предприятия приходилось дополнительно привлекать население из сельской местности, что привело к ухудшению и без того тяжелого ее состояния.

И совершенно особая ситуация возникает с ресурсными городами Крайнего Севера, в районах, отличающихся экстремальными природными условиями. Здесь перепрофилизация, дающая " вторую жизнь" ресурсному городу, возможна лишь в отдельных случаях. Чаще всего число го

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Именно такие методы излагаются в последующих главах книги. | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.