Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы местного управления и самоуправления на территории Западной Беларуси в 1921 – 1939 гг. 4 страница






29. Образование и деятельность Облисполкома Западной области и фронта как центрального органа советской власти в Беларуси.

Советская власть в Беларуси была установлена в октябре–ноябре 1917 г. (на неоккупированной немцами территории).

Главный принцип новой власти – общественная собственность на средства производства. Точной программы экономического развития у большевиков при этом не было.

Прежде всего большевики создали структуру политической власти. Все органы Временного правительства ликвидированы. В Минске на съезде Советов рабочих и солдатских депутатов Западного фронта (вторая половина ноября 1917 г.) создается Областной исполнительный комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта – высший орган власти в крае. 26 ноября 1917 г. создан Совет народных комиссаров Западной области и фронта, ответственный перед Областным исполнительным комитетом. Он направлял деятельность комиссаров; руководил всей хозяйственной и культурной жизнью области; руководил демобилизацией с фронта; руководил борьбой против контрреволюционных выступлений; принимал меры по ликвидации старых учреждений. 22 ноября 1917 г. одной из первых ликвидирована старая судебная система. Создается сеть контрреволюционных трибуналов. Для разрешения проблемного продовольственного вопроса принимается ряд мер:

- взяты под контроль финансы (национализированы все частные банки и создан единый Государственный банк с филиалами на местах);

- вводится рабочий контроль на предприятиях с целью борьбы с саботажем;

- проводится национализация промышленности (первый этап – национализированы железнодорожные мастерские по ремонту паровозов и вагонов, вся ж/д – сеть; второй этап – лесообрабатывающие заводы, торфообрабатывающие предприятия и др. объекты, интересующие военное ведомство;

- принято Положение об организации губернских советов народного хозяйства (совнархозы). Совнархозы в соответствующих губерниях имели право конфисковывать капиталы, движимое и недвижимое имущество частников на предприятиях губернского масштаба; финансировать государственные предприятия; выдавать предприятиям кредиты; обеспечивать предприятия материалами; организовывать сбыт готовой продукции; решить ряд организационных вопросов;

- введен 8-часовой рабочий день, запрещено работать малолетним, для подростков рабочий день уменьшили до 4–6 часов. Созданы инспекции труда по учету сверхурочных работ. Введены еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый отпуск. Созданы инспекции по охране труда, технике безопасности.

- ликвидировано право владения на государственную недвижимость.

- осуществляется переселение рабочих в квартиры буржуазии, ввели коммунальные квартиры.

- национализированы частные медицинские учреждения, отменена плата за лечение и др.

- созданы биржи труда с целью ликвидации безработицы.

- созданы специальные органы по контролю продовольствия. Введены монопольные (твердые) цены на хлеб, открываются столовые.

- открываются учреждения образования с целью ликвидации безграмотности, открываются библиотеки и др., налажен выпуск газет " Советская правда", " Бедняк" и др.

- поддерживается создание коллективных хозяйств (коммуны, сельхозартели, товарищества по совместной обработке земли). Коммуны– объединения, в которых обобщались постройки, жилье, скот, птица, инвентарь (наивысшая ступень объединения средств производства).

- созданы комитеты бедноты по борьбе с голодом. Разрешалось расстреливать тех, кто прятал хлеб и т.д.

 

30. Историко-правовой анализ провозглашения Белорусской Народной Республики в 1918 году.

15 – 17 декабря 1917 г. проходил Первый Всебелорусский съезд. На съезде было принято решение отложить вопрос о будущем государственном устройстве Беларуси до созыва Белорусского учредительного собрания. До его созыва власть должна была быть передана Всебелорусскому Совету крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, остальные органы власти должны были прекратить свое существование. В результате Первый Всебелорусский съезд был разогнан большевистским СНК Западной обрасти. На подпольном заседании Первого Всебелорусского съезда было принято решение отстаивать национальную независимость.

После наступления германских войск в феврале 1918 г. Облисполкомзап и СНК Западной области переехали в Смоленск.

21 февраля исполком Первого всебелорусского съезда принял Первую уставную грамоту. В ней провозглашалось: функции правительства до созыва Белорусского учредительного собрания (сейма) будет исполнять Народный секретариат Беларуси (председатель – Я. Воронка); формально о создании белорусского государства объявлено не было. Согласно Уставу, Беларусь должна была являться автономией в составе России.

После заключения между Советской Россией и Германией Брестского мира 9 марта 1918 г. Исполком Рады Всебелорусского съезда принял Вторую уставную грамоту. В ней провозглашалось создание Белорусской народной республики; БНР являлась демократической страной; полнота власти передавалась Раде Всебелорусского съезда.

В начале марта 1918 г. Рада Всебелорусского съезда преобразована в Раду БНР. Германия отказалась признать юридическую силу Второй уставной грамоты и рассматривала Беларусь как оккупированную часть России. Но несмотря на это, Народный комиссариат Беларуси рассчитывал на провозглашение независимости.

25 марта 1918 г. была принята Третья уставная грамота, которая касалась следующего: Беларусь провозглашалась независимым и свободным государством; признавались достижения Февральской и (частично) Октябрьской революции (национализация земли и ее передача крестьянам; 8-часовой рабочий день).

После этого германские оккупационные войска разогнали Раду и Народны секретариат и запретили их деятельность. В результате националистическое движение в Раде БНР раскололось на два направления, каждое из которых сформировало свое правительство БНР. Правые организовали Народный секретариат БНР (пытались восстановить независимость Беларуси с помощью германских оккупационных войск). Левые организовали Раду пяти. В июне 1918 г. оба крыла объединились и сформировали новый состав Народного секретариата, который нашел поддержку у немецких властей. Представители Рады были назначены на должности советников при немецких комендатурах. В октябре 1918 г. Рада утвердила временную конституцию БНР и переименовала Народный секретариат в Раду народных министров БНР. Вскоре новое правительство БНР переехало в Литовскую республику.

Вывод: вопрос об определении белорусской государственности так и не был решен, но это послужило первым толчком к, по-настоящему, активным действиям по самоопределению белорусского народа и формированию его собственной государственности.

 

31. Деятельность органов советской власти по образованию национальной белорусской государственности.

32. Государственно-правовое значение первого съезда компартии Беларуси.

30 декабря 1918 г. он был проведен в Смоленске. На нем рассматривался вопрос о государственности Беларуси, по которому принято постановление о создании Социалистической Советской Республики Беларусь во главе в Временным рабоче-крестьянским Советским правительством. Съезд обратился к населению с воззванием, в котором провозглашалось образование ССРБ. Съезд также определил территорию Беларуси в составе 7 районов и 53 подрайонов, расположенных в Минской, Смоленской, Могилевской, Витебской и Гродненской губерниях, образовал 1 января 1919 г. первое советское правительство ССРБ. Временным рабоче-крестьянским Советским правительством был опубликован Манифест о провозглашении независимости ССРБ. В нем провозглашалось:

- образование Советской Социалистической Республики Беларусь.

- передача власти Советам рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов.

- руководящие органы БНР были объявлены вне закона.

- равенство всех трудящихся независимо от национальности.

- переход земель, лесов и вод, железных дорог, фабрик, заводов и банков в собственность народа.

- 8-часовой рабочий день.

 

33. Первый Всебелорусский съезд Советов и его значение в государственном строительстве БССР.

2-3 декабря 1919 г. в Минске проходил Первый Всебелорусский съезд Советов, в результате которого были принята Конституция ССРБ и избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) ССРБ. Конституция включала в свой состав " Декларацию прав трудового и эксплуатируемого народа" и 3 раздела. Провозглашалось и декларировалось следующее:

- ССРБ провозглашалась республикой Советов рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов.

- целью государства провозглашалось установление диктатуры пролетариата, подавление сопротивления свергнутых классов, уничтожение эксплуатации человека человеком, построение социализма.

- отменялась частная собственность на землю и прочие средства производства.

- закреплялись равные права и обязанности граждан.

- провозглашались демократические свободы – совести, слова, собраний, митингов, шествий, союзов.

- гражданам других государств, подвергнутых политическому и религиозному преследованию, давались права убежища.

- труд признавался обязанностью всех граждан.

- вводилась всеобщая воинская обязанность.

 

34. Историко-правовой анализ Брест-Литовского мирного договора 1918 г.

35. Историко-правовой анализ Конституции ССРБ 1919 года.

2-3 декабря 1919 г. в Минске проходил Первый Всебелорусский съезд Советов, в результате которого были принята Конституция ССРБ и избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) ССРБ. Конституция включала в свой состав " Декларацию прав трудового и эксплуатируемого народа" и 3 раздела (32 статьи) – Общие положения Конституции, Конструкция Советской власти, О гербе и флаге.

Провозглашалось и декларировалось следующее:

- ССРБ провозглашалась республикой Советов рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов.

- целью государства провозглашалось установление диктатуры пролетариата, подавление сопротивления свергнутых классов, уничтожение эксплуатации человека человеком, построение социализма.

- отменялась частная собственность на землю и прочие средства производства.

- закреплялись равные права и обязанности граждан.

- провозглашались демократические свободы – совести, слова, собраний, митингов, шествий, союзов.

- гражданам других государств, подвергнутых политическому и религиозному преследованию, давались права убежища.

- труд признавался обязанностью всех граждан.

- вводилась всеобщая воинская обязанность.

 

36. Образование Литовско-Белорусской Советской Республики и формирование высших органов государственной и партийной власти Литовско-Белорусской ССР.

В связи с продвижением польских войск в ходе советско-польской войны московское правительство РСФСР в декабре 1919 г. предложило объединить Литовскую и Белорусскую ССР в единое государственное образование – Социалистическую Советскую Республику Литвы и Беларуси (ЛитБел). В ее состав вошли Минская, Гродненская, Виленская, Ковенская и часть Сувалковской губерний с населением более 4 млн. человек. Столица – Вильно. Разработан проект Конституции ЛитБел. Во главе ЛитБел стояли органы – СНК в составе 16 народных комиссариатов (наркоматов) во главе с Мицкявичусом-Капсукасом..; ЦИК во главе с Циховским. Основные цели нового государства:

- обеспечение независимости трудящихся ЛитБел.

- обеспечение неприкосновенности границ ЛитБел.

В августе 1919 г. территория ЛитБел была полностью оккупирована польскими войсками.

 

37. Ликвидация Литовско-Белорусской ССР и восстановление независимости ССРБ.

Наступление польской армии на территорию Литвы, а затем и Беларуси прервало советское государственно-правовое строительство на территории ЛитБел, которое вновь было возобновлено только после ее освобождения от польской оккупации.

31 июля 1920 г. на заседании Минского губернского военно-революционного комитета, Минского губернского комитета компартии Литвы и Беларуси и представителей профсоюзов и других общественных организаций Минска и Минской области была принята " Декларация о провозглашении независимости Социалистической Советской Республики Белоруссии", что фактически означало прекращение существования ЛитБел. В декларации подчеркивалось, что ССРБ строится на принципах беспощадной диктатуры пролетариата и использования всего опыта Советской России. Отменялись все законы польской оккупационной власти о восстановлении частной собственности.

 

38. Второй Всебелорусский съезд Советов. Дополнения к Конституции ССРБ 1919 г.

После освобождения Восточной Белоруссии от польских войск власть в регионе постепенно перешла к Минскому губернскому военно-революционному комитету, который 31 июля 1920 г. принял " Декларацию о провозглашении независимости ССРБ" (положения соответствовали ранее принятому Манифесту). Территориальное будущее Беларуси было под вопросом из-за советско-польской войны, закончившейся в 1920 г. подписанием Рижского мирного договора, по которому Западная Беларусь вошла в состав Польши (4 млн. населения и 108000 км2 территории).

Второй Всебелорусский съезд Советов, созванный в Минске в декабре 1920 г., принял дополнение к Конституции 1919 г. В результате система властных органов в БССР приобрела следующий вид:

- съезд Советов – высший орган власти.

- в перерывах между созывом съезда высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти является ЦИК БССР, который избирается съездом и состоит из 60 человек;

- в перерывах между сессиями ЦИК его полномочия передаются Президиуму ЦИК БССР, состоящему из 5 человек;

- СНК БССР – высший исполнительный орган, включающий 15 наркоматов, главы которых назначались Президиумом ЦИК: по иностранным делам, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов, земледелия, народной связи, труда, социального обеспечения, рабоче-крестьянской инспекции, продовольствия, народного просвещения, Совет народного хозяйства, чрезвычайная комиссия.

 

39. Договор 1921 года БССР и РСФСР – правовая предпосылка вхождения БССР в состав СССР.

После образования ССРБ 1 января 1919 г. необходимо было решать вопрос об урегулировании взаимоотношений между ССРБ и РСФСР.

1 июня 1919 г. ВЦИК РСФСР с целью объединения усилий всех советских республик в условиях гражданской войны принимает декрет " Об объединении советских республик", что оформило военный союз между ними.

Качественно новые взаимоотношения между ССРБ и РСФСР законодательно закрепил Союзный рабоче-крестьянский договор от 16 января 1921 г. В нем признавалась независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон.

Далее образуются совместные органы по восстановлению промышленности и т.д. с целью упрочнения промышленного и хозяйственного союза – наркоматы военных и морских дел, внешней торговли и др.

 

40. Уголовное и уголовно-процессуальное право БССР в 1920 – 1930 гг.

Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 июля 1922 г. состоял из общей и особенной частей. Из 227 статей 56 составляли общую часть. Особенная часть состояла из 8 глав, затрагивающих уголовно-правовые отношения по преступлениям:

- государственные.

- должностные.

- нарушение правил об отделении церкви от государства.

- хозяйственные.

- против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.

- имущественные.

- воинские.

- нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и публичный порядок.

За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и другие особо опасные преступления – расстрел.

Два вида преступлений: а – против основ нового порядка или признаваемые наиболее опасными; б – все остальные.

Перечень наказаний:

- лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой.

- изгнание из пределов страны на срок или бессрочно.

- принудительные работы без содержания под стражей.

- условное осуждение.

- поражение прав и др.

В 1930 – х годах политика наказаний ужесточается, вводятся статьи об измене Родине и др.

 

41. Гражданское и гражданско-процессуальное законодательство БССР в 1920 – 1930 гг.

Законодательство здесь было направлено прежде всего на укрепление государственной собственности. Законодательные акты БССР конкретизировали и дополняли законы РСФСР. Гражданский кодекс закрепил общее правило неотчуждаемости государственных предприятий в собственность частных лиц.

Однако в связи с НЭП и постановлением ЦИК от 31 января 1925 г. было разрешено отчуждение бездействующих предприятий, но наибольшую исковую защиту получила государственная собственность. Ее можно было истребовать из любого незаконного владения, исковая давность при этом не применялась. Объявлялись недействительными сделки, которые повлекли явный убыток для государства. Частным лицам разрешалось открывать торговые и промышленные предприятия (кооперация поощрялась). Расширялись имущественные права, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновленных и других по нисходящей линии.

 

42. Историко-правовой анализ мирного договора РСФСР и УССР с Польшей 1921 г.

 

43. БССР как одна из учредителей СССР.

После образования ССРБ 1 января 1919 г. необходимо было решать вопрос об урегулировании взаимоотношений между ССРБ и РСФСР.

1 июня 1919 г. ВЦИК РСФСР с целью объединения усилий всех советских республик в условиях гражданской войны принимает декрет " Об объединении советских республик", что оформило военный союз между ними.

Качественно новые взаимоотношения между ССРБ и РСФСР законодательно закрепил Союзный рабоче-крестьянский договор от 16 января 1921 г. В нем признавалась независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон.

Далее образуются совместные органы по восстановлению промышленности и т.д. с целью упрочнения промышленного и хозяйственного союза – наркоматы военных и морских дел, внешней торговли и др.

В августе 1922 г. ЦК РКП создал специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях советских республик.

14 декабря 1922 г. 4 Всебелорусский съезд Советов принял постановление о необходимости объединения республик на основе взаимного равенства, тесных экономических и политических отношений.

30 декабря 1922 г. 1 съезд Советов СССР утвердил проекты Договора об образовании СССР и Декларации об образовании СССР, которые ввиду чрезвычайной важности передавались на рассмотрение всем республикам. Произошло юридическое оформление СССР. Договор закреплял объединение РСФСР, БССР, УССР и ЗСФСР в одно союзное государство. Первыми председателями ЦИК СССР от России был Калинин, а от Беларуси – Червяков. Затем весной 1923 г. образована комиссия для изучения проекта Конституции СССР. ЦИК ССРБ, его Президиум, СНК ССРБ приняли активное участие в выработке окончательного варианта Конституции СССР.

 

44. Административно-территориальная реформа БССР в 1920 – 1930-ых гг.

В марте 1924 г. было принято постановление ЦИК СССР о передаче БССР 15 уездов и отдельных волостей Витебской, Смоленской и Гомельской губерний. В результате территория БССР увеличилась более чем в 2 раза (110500 км2), а численность населения возросла до 4, 2 млн. человек (почти в 3 раза).

6 чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. законодательно закрепил акт укрупнения республики. Одновременно было изменено административно-территориальное деление БССР – вместо уездов, волостей и сельских советов создавались округа, районы и сельсоветы. В декабре 1926 г. БССР были возвращены Гомельский и Речицкий уезды. В результате после второго укрупнения территория республики увеличилась до 125800 км2, а численность населения достигла 5 млн. человек.

 

45. Общие тенденции развития законодательства БССР в 1920 – 1930 гг.

Развитие права шло по направлениям:

а) специальными постановлениями ЦИК вводились в действие на территории БССР законодательные акты РСФСР (Гражданский кодекс РСФСР 1923 г., Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г., Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г.). Это было вызвано тем, что из-за войн, оккупации опыта и возможностей правотворческой деятельности у Белоруссии было меньше, чем у России.

б) органы власти и управления БССР принимали собственные нормативно-правовые акты (Земельный кодекс 1923, 1925 гг., Лесной кодекс 1924 г., Исправительно-трудовой кодекс 1926 г., Кодекс законов о браке и семье, опеке 1927 г., Кодекс законов о труде 1929 г.).

в) действовали законодательные акты РСФСР, которые постановлением ВЦИК РСФСР вводились в действие на всей территории РСФСР и всех союзных и автономных республик (Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. и др.).

г) на территории БССР действовали законодательные акты СССР. Так, в 1924 г. были утверждены Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1928 г. ЦИК СССР издал Общие начала землепользования и землеустройства. На территории БССР действовала Конституция СССР 1924 г.

 

46. Кодификация отраслевого законодательства БССР в 1920 – 1930-х гг. (в вопросе 45)

 

47. Историко-правовой анализ Конституции БССР 1927 года.

Социально-экономические и политические изменения, произошедшие с 1919 г. (второе провозглашение БССР, образование СССР, укрупнение территории республики, проведение НЭП и политики белорусизации), потребовали разработки новой Конституции БССР. Она была принята 8 Всебелорусским съездом Советов в апреле 1927 г.

Ее текст был подготовлен в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав.

Основные черты:

- она оформила добровольное и свободное вхождение БССР в состав СССР. Закреплен принцип равноправия наций, государственных языков – белорусского, русского, еврейского, польского. Определен статус белорусского языка как языка межнационального общения. Признано право получения образования на родном языке, издания всех законодательных актов на всех местных языках.

- четко определен классовый характер советского государства. Закреплялась государственная собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики, заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи.

- оговорен вопрос о статусе БССР в связи с образованием СССР: "...БССР как союзная республика передает Союзу полномочия, определенные ст. 1-й Конституции СССР", "...БССР как союзная республика сохраняет право свободного выхода из союза...". Однако сам механизм выхода раскрыт не был.

- носителем верховной власти в республике являлись Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – ЦИК БССР.

- согласно ст. 40 для общего управления страной образовывался Совет Народных Комиссаров (СНК). Он наделялся правом издавать декреты и постановления, а также был ответственен перед Всебелорусским съездом Советов.

- на территории округа или района высшим органом власти были местные съезды советов и их исполнительные органы.

- ярко выраженный классовый принцип при комплектовании органов власти и управления. Выборы были неравными, например, от 2000 рабочих избирался 1 депутат и 1 депутат избирался от 10000 крестьян.

- на граждан возлагались обязанности трудиться и всеобщей воинской повинности.

- провозглашались свобода митингов, шествий и т.д. Но только формально.

- не закреплялся принцип разделения властей. Реально законодательная власть принадлежала Съезду Cоветов, ЦИК, Президиуму ЦИК, СНК. В Конституции ничего не говорилось о судебной системе.

 

48. Историко-правовой анализ Конституции БССР 1937 года.

К середине 30 – х годов в СССР произошли значительные изменения: отменена НЭП, осуществлены коллективизация, индустриализация, культурная революция, в экономике установилась единая марксистско-ленинская идеология, ликвидированы буржуазия и зажиточные слои города и деревни. На основании этого посчитали, что переход от капитализма к социализму завершен и это требует конституционного закрепления.

19 февраля 1937 г. принята Конституция БССР. Она полностью соответствовала Конституции СССР – 122 статьи, 11 глав.

Черты:

- впервые объявлялось, что БССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян при руководящей роли рабочего класса, а не государство диктатуры пролетариата, как было раньше. Служащие и интеллигенция не упоминаются.

- закреплялись важнейшие принципы социализма: полное политическое и социальное равноправие всех граждан БССР независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания. Провозглашались право на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери работоспособности.

- высшим органом власти в БССР является Верховный Совет, а между его сессиями – Президиум Верховного Совета. При этом Совет утверждал правительство – Совет Народных Комиссаров БССР – и контролировал их деятельность. Совет избирался на 4 года, 1 депутат от 20000 населения. Законы принимались большинством голосов.

- высший судебный орган – Верховный суд БССР, избираемый Верховным Советом на 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только закону, но это только формально. По факту Верховный суд не являлся судом конституционным.

- высший надзор за исполнением законов – Прокуратура республики. Но органы НКВД действовали самостоятельно при репрессиях и т.д.

- принципиальные изменения в избирательной системе: выборы в Советы осуществлялись на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, но всегда был только 1 кандидат, т.е. фактически выбирать было не из кого.

- БССР имела право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, иметь свои воинские формирования, но только формально.

- территория БССР не могла быть изменена без ее согласия.

Вывод: чисто декларативный характер большинства положений. Она могла быть изменена только по решению Верховного Совета БССР квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов.

 

Органы местного управления и самоуправления на территории Западной Беларуси в 1921 – 1939 гг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.