Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теории о сущности и природе местного самоуправления.






Наиболее верной представляется классификация Л. Велихова, который выделяет следующие теории местного самоуправления: свободной общины, общественную (хозяйственную) и государственную.

Теория свободной общины опиралась на идеи естественного права. Основной идеей теории свободной общины было обоснование ограничения вмешательства государства в деятельность общины.Согласно теории свободной общины государство не создает общину, а лишь признает ее. В теории свободной общины признавалось существование не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной, но и четвертой - муниципальной власти. Теория свободной общины получила свое отражение в ряде законодательных актов 30 - 40-х гг. XIX в. А Конституция Бельгии 1831 г. даже имела специальную статью об общинном управлении. Именно в этой Конституции наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями закреплялась и общинная (муниципальная) власть.

Общественная (хозяйственная) теория самоуправления, как и теория свободной общины, во многом основывалась на идее противопоставления гос-ой власти и местных сообществ. Согласно общественной теории самоуправление - это, в первую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Собственные дела общины - это дела общинного хозяйства, и, следовательно, самоуправление есть управление делами местного хозяйства.

Теория общественного самоуправления получила широкое развитие в российской дореволюционной юридической науке. Н.М. Коркунов так определил содержание этой теории: Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами.

Гос-ая теория самоуправления сменила общественную (хозяйственную) теорию. Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами гос-го управления, что их компетенция яв-ся не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется гос-ом.В России положения гос-ой теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в. Согласно мнению сторонников государственной теории того времени местное самоуправление представляет собой децентрализованное гос-ое управление Гос-ая концепция местного самоуправления базировалась на том положении, что учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в гос-ых интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником гос-ую власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется гос-ом, формулируя вывод о соотношении гос-ва и местного самоуправления.

 

21. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в РФ, яв-ся Конституция РФ ст. 12 которой признает и гарантирует местное самоуправление. В этой статье также подчеркивается, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов гос-ой власти. Местное самоуправление в конституционной модели предполагает децентрализацию гос-ой власти с выделением местного самоуправления в качестве негос-го элемента публичной власти и разделение понятий «гос-ая власть» и «публичная власть» См.: Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации. — М.: Норма, 2007. — С. 58.. Следовательно, можно говорить о верховной публичной власти в лице муниципальных и гос-ых органов власти. Следуя логике ст. 3 Конституции РФ можно сделать вывод о том, что публичная власть — это политическая власть, осуществляемая народом непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление — это публичное управление, имеющее властную природу. Деятельность по решению вопросов местного значения осуществляется посредством издания обязательных для исполнения населением муниципального образования муниципально-правовых актов и, наоборот, принятых народом решений, обязательных для исполнения муниципальными органами власти. Публичная власть может быть и муниципальной. Т.о., согласно позиции Конституционного Суда РФ органы местного самоуправления осуществляют не государственную, а муниципальную власть, т.е. их природа не является гос-ой. Т.о., муниципальная власть — это публичная власть особого рода, которая от гос-ой власти отличается следующими признаками: территориальной ограниченностью; более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями; системой принуждения в местном самоуправлении; законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства; подконтрольностью государству реализации передаваемых местной власти государственных полномочий.В целом местное самоуправление — это многозначное понятие, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

· местное самоуправление — это одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства (ст. 3, 8, 12, 15 Конституции РФ);

· местное самоуправление — это право граждан (населения) данной территории на самостоятельное заведование местными делами;

· местное самоуправление — это сама деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения;

· местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;

· структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно — посредством референдума;

· местное самоуправление — это одна из предусмотренных Конституцией РФ форм народовластия;

Сущность местного самоуправления обуславливается его тремя основными аспектами. Во-первых, оно является одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности, поскольку в Конституции РФ установлено положение о том, что местное самоуправление — это право граждан (в том числе и иностранцев, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального оброзования — прим. авт.).

Примечательно, что отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления население не может, поскольку в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции закона Курской области от 22 марта 1999 г. ''О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области''» это правило может возникнуть на основании Конституции Российской Федерации и закона, «а не на основании волеизъявления населения муниципального образования».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.