Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стихи А Блока для детей.






А.А.Блок (1880-1921) - один из крупнейших поэтов-симво­листов младшего поколения. Главная тема его поэзии - Родина, древняя, современная и будущая, та, чей лик, подобно лику Не­знакомки, скрыт «за темною вуалью».

Блок представлял воспитание детей, кото­рым предстоит войти «во все более тесное общение с народом», столкнуться «с так называемым невежеством, темнотой, циниз­мом, жестокостью и т.п.». Детям нужно учиться технике, ибо «...нельзя забывать о том, что наш век - «век железный» и что вся­кая сентиментальность по отношению к детям в наше время есть великий грех, потому что может развить в них бездеятельность, апатичность, неприспособленность к жизни, следовательно, сделать из них несчастных безвольных людей» - так звучит педагоги­ческая заповедь Блока в тех же «Записных книжках».

Специально для детей поэт не писал, по из стихов 1905-1906 годов им были отобраны для «Синодального Букваря», для детского журнала «Тропинка», для детских сборников «Круг­лый год» и «Сказки» около десятка стихотворений. Все они отли­чаются спокойствием чувств, реализмом описаний. Их лирический герой - «дитя добра и света», живущее в «золотом», а не в «железном» веке.

Для сборника «Сказки» Блок отобрал стихотворения, в кото­рых были использованы мотивы русской мифологии: «Гамаюн, птица вещая», «Болотные чертенята», «В голубой далекой спален­ке», «Сын и мать», «Колыбельная песня». Вероятно, поэт считал, что стихи трагического накала, воскрешающие Древнюю Русь в современной национальной памяти, особенно нужны детям в на­чале «тревожных и мятежных дней».

Большую популярность имело стихотворение «Вербочки», предназначенное для «Синодального Букваря». Его сюжет связан с обычаем приносить в вербную субботу огонек из церкви домой. Прозрачные, легкие, как светлая акварель, стихи передают гармо­нию, царящую в душах детей и взрослых накануне «святого дня».

Среди классических стихотворений «детской» лирики кроме упомянутых можно назвать также стихи Блока «На лугу», «Зай­чик», «Учитель», «Колыбельная песня». Однако стихотворения о детях, отобранные Блоком, - «В голубой далекой спаленке...», «Поэт», «У моря» - не прижились в детской литературе, их содер­жание оказалось далеким от интересов детей. Поэзия И. Бунина для детей и о детях.

И.А.Бунин (1870-1953) - один из крупнейших русских писате­лей-реалистов, в равной степени владевший искусством прозы и поэзии. России и русской душе посвящены его рассказы и стихо­творения.

Тема детства также была в поле зрения писателя. Он не раз публиковал для детей свои произведения. В издательстве «Детское чтение» вышел большой сборник его стихов «Под открытым небом» (1898), вслед за ним - «Стихи и рассказы» (1900), «Полевые цветы» (1901).

Мощно бьющий родник детских воспоминаний был для Бунина одним из источников вдохновения. «Сердцем помню только детст­во: Все другое - не мое», - признавался он в стихотворении «При свече» (1906). С детства сохраненное художническое зрение позво­ляло писателю наслаждаться подробностями, мелкими деталями природы и вместе с тем обозревать разом целый мир вокруг

Воспоминания о детстве связаны для поэта со старым орлов­ским поместьем - его родовым гнездом. Детство Бунина было овеяно духом минувшего века с его устоявшейся, расцветшей в покое культурой. Дом хранил «домашние» ценности культуры и был открыт для ценностей природы. В стихотворении «Летняя ночь» (1912) передана духовная атмосфера поместья - малой ро­дины лирического героя:

Среди стихотворений о детстве выделяется глубиной осмысле­ния детской игры жанровая сценка «Христя»: на бахче деревен­ская девочка Христя играет в куклы, а игра ее - в сговор невесты - напоминает о давно прошедшем в жизни бабушки и матери и пророчит будущее самой Христи. Поэт связал вечный смысл этой игры со всем живым на разомлевшей от зноя земле.

Тема материнства, связанная с мотивами природы и христи­анства, звучит в стихотворениях «Мать», «Матери», «На пути из Назарета», «Помню - долгий, зимний вечер...».

Своему малень­кому сыну поэт посвятил колыбельную «На глазки синие, преле­стные...».

«Всё снится: дочь есть у меня...» - так начинается замечатель­ное по искренности «взрослое» стихотворение «Дочь» (1923).

Жи­вя в эмиграции, Бунин переписывался с девочкой Олей, и по тону его шутливых стихов заметно, какое удовольствие доставляло ему общение с ребенком:

Бунинская проза, как и поэзия, не полна без произведений о детстве.

Это художественная автобиография «Жизнь Арсеньева» (ee начало), рассказы «Танька», «Другие берега», «Красные лапти».

Произведения И.А.Бунина, в особенности стихи, - богатый источник для пополнения круга чтения детей, начиная с дошкольного возраста. Творчество С. Есенина для детей.

Виднейший крестьянский поэт Сергей Есенин (1895-1925) вхо­дил в группу писателей-имажинистов, утверждавших пластичный, живой образ первоосновой искусства. Однако его творчество, как явление гениальное, не вмещается в рамки имажинистского течения.

Ведущий лирический мотив его ранней поэзии - умиленное со­зерцание жизни. Природа и человек пребывают в состоянии по­коя, взаимосогласия. Крестьянский мир устроен Богом, и печать его присутствия лежит на всем: «Гляну в поле, гляну в небо - И в полях и в небе рай...»

Первая публикация -стихотворение «Береза» - состоялась в детском журнале «Мирок» (1914). Один из первых составленных им сборников - «Зарянка» (1914-1915), сборник так и не вышел) - был целиком посвящен де­тям. Да и в позднейшие годы стихотворения Есенина появлялись в детских журналах. Для детей он не писал стихов, но его поэтиче­ский голос был столь чист и звонок, столь светел был его взгляд на все живое и родное, что маленькие читатели так же легко вхо­дят в мир Есенина, как и в мир Пушкина.

В своих ранних стихах поэт шел от традиций народной песен­ной лирики. Его образы достоверны благодаря теплоте и живости чувства. Лирический герой видит картину мира не внешним, а внутренним зрением, пропуская видимое через сердце.

В самые тяжелые времена Сергей Есенин обращался к детству как к родине, чтобы там, в первозданном раю, черпать силы для воспевания «шестой части земли С названьем кратким Русь».

Движение детской литературы в 20-30-е годы в целом повто­ряло линию движения взрослой литературы. Родоначальниками советской детской литературы называют М.Горького, К.Чуков­ского, С. Маршака.

Поэзия для детей развивалась главным образом в русле новей­ших поисков, в том числе авангардных течений. Обозначились два ответвления в поэзии: одно - развлекательно-игровое, обращен­ное к интеллекту и фантазии ребенка (К. Чуковский, «обэриуты»); другое - нравственно-дидактическое, близкое к сатире и публици­стике (Маяковский, Барто, Михалков). С.Маршак стал признан­ным главой детской поэзии; в его творчестве представлены оба ответвления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.