Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ребенок и природа в лирике (Ф. Тютчев, А. Фет, Аполлон Майков)






Развитие поэзии для детей идет двумя путями, получившими ус­ловное название «поэзии чистого искусства» и «некрасовской шко­лы» (т.е. народно-демократической поэзии). Помимо пейзажной лирики получает широкое распространение гражданская лирика. В поэзию для детей начинает проникать сатира. В стихах все еще звучит главным образом голос взрослого лирического героя, но уже появляется герой-ребенок, что будет характерно для детской поэзии XX века.

В круг детского чтения к началу 60-х годов уже широко и проч­но вошли лучшие образцы русской классической поэзии (Крылов, Жуковский, Пушкин, Коль­цов, Лермонтов, Ершов). Да и современные юным читателям поэты, тоже ставшие впоследствии классиками, - это Тютчев, Фет, А.К.Толстой, А.Н.Майков... А так же поэты, которые стремились рассказать детям о народе и его нуждах, о жизни крестьян, о родной природе: Некрасов, Сури­ков, Никитин, Плещеев...

1. Под знаком «чистой поэзии», «чистого искусства» выступали те, кто развивал романтические традиции русской литературы и ее фи­лософскую, общечеловеческую направленность. Это Ф.И.Тютчев, А.А.Фет и другие поэты.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) сложился как поэт в конце 20-х - начале 30-х годов.С трастный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира в лирике Тютчева - особенно созвучен юной, развивающейся душе.Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Умение передать «душу природы» сказочные олицетворения природы ( «Зима недаром злится...»).

Тютчев беспредельно свободен в своем поэтическом языке и образности: он легко и гармонично сближает слова разного лек­сического ряда; метафора объединяет у него далекие друг от дру­га явления в цельные и яркие картины.

Вполне правомерно, что стихи Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) входят в детские хресто­матии и сборники: именно малышам свойственно чувство радост­ного постижения мира. А в таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря...», «Мама! глянь-ка из окошка...», присутст­вуют и сами дети - со своими заботами, своим восприятием окру­жающего.Многие его стихи -это непревзойденные по красоте картины природы. Лирический герой Фета полон романтических чувств, окрашивающих и пей­зажную его лирику. В ней передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею.

В детское чтение вошли такие стихи Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897), которые отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы».

Поэтам, группировавшимся вокруг Н.А.Некрасова, таким, как И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков, ближе всего были тра­диции реализма; они разделяли идею открытой гражданственности и демократизма, тяготели к социальной проблематике.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.