Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие КД предприятий.






Развитее агропромышленного комплекса Беларуси связано с формированием и постоянным совершенствованием многоукладной экономики. При этом определяющая роль принадлежит становлению рыночных отношений.

В рыночной экономике существуют три основополагающих и тесно взаимосвязанных понятия: бизнес, предпринимательство, коммерция.

Существует множество различных определений этих понятий.

Так, например, можно встретить следующие определения.

Бизнес – любой вид предпринимательской деятельности, приносящий доход; экон-ая деятельность, дающая прибыль.

Бизнес –способ ведения дел, ориентированный на получение прибыли от использования капитала.

 

Бизнес – это деятельность частных лиц, предприятий и орг-ий по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров, оказанию услуг и обмену их на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или орг-ий и т.д.

Несмотря на большое количество определений бизнеса всех их объединяет, то что это некое дело или активность, направленная на получение личной выгоды, прибыли.

Бизнес по своей природе многолик. Можно четко указать основные сферы функционирования бизнеса: производственный бизнес (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг), коммерческий бизнес и финансовый бизнес.

Производственный бизнес реализуется в рамках конкретных производственных структур (в основном в рамках негос. предприятий), выполняющих в обществе особо важную функцию. Они производят материальные и духовные блага, которыми пользуются как физические лица (потребительские товары), так и юридические лица (средства производства). Таким образом, производственный бизнес является базисом, фундаментом, на котором строится и поддерживается на определенном уровне развития всё общество. Без бизнеса этой категории цивилизованная жизнь вообще невозможна.

Коммерческий бизнес может быть реализован через соответствующие коммерческие организации. К ним относятся торговые учреждения — магазины, ларьки, торговые палатки, товарные биржи и т.п. Сферой их основной КД является купля и продажа различных товаров и услуг. К коммерческому бизнесу относится закупочно-посредническая деятельность многочисленных орг-ий, покупающих товары у товаропроизводителей, а продающих их торговым учреждениям и извлекающих при этом свою прибыль. Чем больше посредников между товаропроизводителями и торговыми организациями, тем дороже приобретаемые потребителями товары.

Одним из направлений коммерческого бизнеса являются экспортно-импортные операции. При их выполнении товар закупается в одной стране, а продается — в другой.

Финансовый бизнес — особая, самостоятельная сфера коммерческого бизнеса, в которой продается и покупается специфический товар — деньги, иностранная валюта, ценные бумаги (акции, векселя, облигации и пр.). В этом бизнесе деньги в форме кредита «продаются» на определенное время покупателю, который впоследствии возвращает сполна всю занятую у кредитора сумму и выплачивает за пользование ею определенный процент. Последний представляет собой своеобразную цену этого товара и обеспечивает кредитной организации определенную прибыль.

Продажа и перепродажа иностранной валюты, а также ценных бумаг тоже относятся к области финансового бизнеса, где есть свой предмет труда и свой готовый товар, приносящий его владельцу при удачном ведении дела прибыль.

Финансовый бизнес реализуется через различные организации и учреждения, такие как коммерческие банки, кредитные союзы, инвестиционные и лизинговые компании, фондовые биржи, страховые и трастовые компании.

Пр-ия бизнеса по масштабам и размерам осуществляемых основных технологических операций могут быть крупными, средними и малыми.

Организационно бизнес может представлять собой как создание отдельный предприятий так и формирование сложных бизнес структур.

Предпринимательство – определённый стиль хозяйствования инициативного субъекта, деловая активность, имеющая для своего субъекта специфическую полезность, которая воплощается не только в измеряемых прибылях(убытках)но и в достижении «нематериализованных» форм удовлетворения потребностей (лидерство, самоутверждение, соперничество и т.п.).

Реформирование АПК и переориентацию предприятий на коммерческую деятельность следует осуществлять с учетом ряда обстоятельств. Во-первых, происходящие эк. перемены, особенности переходного периода обусловливают новые, отличные от прежних менталитет и поведение потребителей. Во-вторых, все элементы макро- и микросистемы должны работать как единый и слаженный механизм, обеспечивающий становление и развитие субъектов хозяйствования, действующих в новых экон-их условиях. В-третьих, рыночные преобразования в АПК необходимо проводить в соответствии с экономическими принципами рыночной системы, утвердившимися в мировой практике.

Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Рынок выступает как система экон-их отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т. е. КД. Ее цель – увеличение доходов в хозяйственной деятельности при условии удовлетворения спроса покупателей. В отечественной экономической литературе существуют различные определения КД. Приведем наиболее распространенные и них:

ƒ коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно определению из Толкового словаря В. И. Даля);

ƒ КД – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового пр-ия с ориентацией на потребности рыночного спроса;

ƒ КД – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового пр-ия;

ƒ КД – это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;

ƒ КД – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;

ƒ КД – оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса. Коммерция – слово латинского происхождения (от лат. соmmегсium – торговля). Однако термин " торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. КД связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Толковый словарь В.И. Даля определяет коммерцию как " торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы". Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли.

КД – более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного пр-ия, сельской фермы, торгового пр-ия, пр-ия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде ком. деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы КД могут присутствовать во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.

Следовательно, коммерческая работа в любой сфере народного хозяйства. представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых орг-ий и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Поэтому коммерческая работа в торговле, промышленности, с/х–более широкое понятие, чем простая купля-продажа товара. Для осуществления акта купли-продажи предпринимателю необходимо совершить оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.

Таким образом, КД — деятельность юридических и физических лиц, связанная с осуществлением операций купли-продажи в целях удовлетворения платёжеспособного спроса и получения прибыли. Особо следует подчеркнуть, что любое предприятие помимо бизнес функций несёт большое социальное значение, поэтому современные предприниматели при осуществлении КД удовлетворяют определённые социальные потребности общества.


Содержание и принципы реализации ком-их интересов на рынке товаров и услуг.

Развитие КД, предпринимательства, бизнеса невозможно без существования рыночной экономики. При этом рыночная экономика предполагает наличие сложной саморегулирующейся системы экон-их отношений между товаропроизводителями и потребителями.

Главными фигурантами на рынке являются два основных участника – товаропроизводители (продавцы и потребители (покупатели). Именно они осуществляют акты купли-продажи и таким образом реализуют свои коммерческие, эк., социальные интересы.

Полноценное представление о рынке заключается в его абстрактном и конкретном толковании. Первая точка зрения на данный вопрос предполагает, что рынок – это совокупность общественно-экон-их отношений, складывающихся по поводу обмена. В связи с этим, довольно часто рынок отождествляется с одной из самых распространенных в мире форм общественно-экономического устройства – капитализмом. Являясь категорией обмена и товарно-денежных отношений, рынок предполагает наличие взаимных связей между спросом и предложением. Сущность явлений, происходящих на рынке, раскрывается этими взаимосвязями и представляет собой механизм или основной принцип функционирования рынка.

Сама по себе зависимость между спросом и предложением является диалектичной. Спрос на рынке естественным образом инициирует предложение товаров и услуг. Количественные параметры предложения увязываются со спросом при помощи цены, которая активно его регулирует. Скорректированный спрос вновь задает параметры предложения (см. рис. 1.1). Важно, чтобы при этом соблюдался принцип свободы ценообразования или невмешательства государства в вопросы установления цен.

Рис. 1.1. Диалектика взаимосвязи “спрос – предложение”

Роль рынка как регулятора отношений в обществе и экономике хорошо известна. Следует, тем не менее, выделить несколько конкретных функций, которые определяют значение рынка для всей системы ком-их отношений:

· рынок формирует условия для оценки общественной значимости труда, затрачиваемого на создание товаров. Акт обмена, совершенный на рынке по известной схеме “товар–деньги”, означает, что труд создателя данного товара является общественно-полезным. Предпосылкой для этого служит реальная возможность для покупателя свободного выбора необходимого ему товара и, соответственно, источника (продавца) данного товара;

· рынок регулирует размер общественно-необходимых затрат на производство товара. В процессе обмена формируется четкое представление об уровне общественно-необходимых затрат труда на производство того или иного продукта. При этом рынок косвенным способом воздействует на эк. показатели предприятий, в частности, на себестоимость и прибыль: убыточные фирмы “уходят” с рынка;

· рынок формирует основные пропорции экономики, состав и структуру общественного продукта. Причиной служит естественное стремление предпринимателей производить и продавать товары, которые пользуются спросом в первую очередь. Иначе говоря, капитал концентрируется в тех отраслях, где параметры спроса наиболее близко встречаются с предложением.

Необходимо отметить, что товаропроизводители поначалу выступают в роли покупателей, приобретая факторы производства и выплачивая стоимость производственных ресурсов, заработную плату, дивиденды, ренту, арендную плату и др. Затем они становятся продавцами товара, работ, услуг.

Продукция – материально-вещественный продукт труда, который может использоваться в технологическом процессе, переработке или реализован для конечного потребления.

Товар – готовый продукт труда, являющийся предметом купли-продажи, подлежащий обмену на другой продукт или деньги.

Работы –трудовая деятельность по созданию, изготовлению, обработке и перемещению материально-вещественного продукта (строительные, с/х, ремонтные и др.).

Услуги – вид работ и действий одного субъекта, приносящих пользу другому субъекту, основным полезным результатом которого является сама деятельность(перевозка, товаров, услуги связи, консультирование и т.д.).

Таким образом, сущность реализации ком-их интересов на рынке продовольственных товаров заключается в том, что платёжеспособный спрос и предложение экономического продукта (с учётом его количества, качества и ассортимента) по установленной цене определяют эквивалентность обмена, конкретное соотношение денежных и товарных потоков.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.