Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические основы работы учителя ф.к. и тренера с детьми младшего школьного возроста.

Содержание современного урока физкультуры, новые подходы и требования. (45)

Требования к уроку: 1.чёткость постановки целей и задач 2.соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач 3.целесообразный отбор средств и методов обучения с учётом дидактической цели и задачи урока 4.тесная связь с последующими и предыдущими уроками 5.сочетание фронтальной групповой и индивидуальной работы 6.постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения 7.обеспечение травмо-безопасности урока 8.постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности урока.9.следует обеспечить оценку ЗУНов. 10. Достижение оптимальной двигательной активности детей. Структура. Различают 3 части: 1.подготовительная часть Цель: подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части. Задачи: -обеспечить первоначальную организацию детей и психолог настроить на занятия. -активировать внимание и повысить эмоц фон. -обеспечить общую функцион готовность организма к активной мыш раб. -обеспечить спец готовность к началу основной части. Виды упр: строевые, различные виды ходьбы, бега, ОРУ. Все упр умеренной интенсивности т.к.высокая интенсивность быстро утомит детей. Продолжительность 10-20% от времени урока зависит от материала, продолжительности урока. 2.Основная часть решение оздоровительной, образовательной и воспитательной задач 25-30 минут. В начале о.ч.разучить новый материал в середине закрепить и совершенствовать старый. В нач о.ч.развиваем скорость, координацию. В сер скоростно-силовые способности, в конце- сила, выносливость и гибкость. Для поддержания эмоц фона в конце проводим игру. 3.Заключительная постоянное снижение функцион активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние. Задачи: 1.снизить физиолог возбуждение и излишнее напряжение мышц. 2.подведение итогов. 3.сообщение дом зад. Продолжительность 4-6 мин.

46. Структура и содержание многолетней спортивной подготовки. (46)

Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три состовляющих: построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки. В процессе построения спорт подготовки целостность трен процесса обеспечивается на основе опр структуры, кот представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов их закономерное отношение др с др и имеющую последовательность. Структура: 1. Порядок взаимосвязи элементов содержания тренировки (средства, методы). 2.необходимое соотношение параметров тренировочной нагрузки. 3.опр последовательности различных звеньев трен процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов). В зависимости от масштаба времени в пределах кот протекает трен процесс различают: -микроструктуру- структуру отдельного трен занятия (недельного). -мезоструктуру- структуру этапов тренировки (около месяца). -макроструктуру- структуру больших трен циклов типа годичных и многолетних. Многолетний процесс тренировки строится на основе след методических положений: 1.единая пед система обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов. Основным критерием эффективности подготовки явл наивысший спорт результат. 2.целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству. 3.оптимальное соотношение различных сторон подготовленности спортсмена. 4.неуклонный рост объема средств общей и спец подготовки, соотношение между кот постепенно изменяется. 5.поступательное увеличение объема и интенсивности трен и соревноват нагрузок. 6.строгое соблюдение постепенности в процессе использования нагрузок. 7.одновременное воспитание физ качеств. Процесс многолетней подготовки условно делится на 4 этапа: 1.этап предварительной подготовки. Длительность 3 года. Направленность трен: укрепление здоровья, овладение основами техники выполнения ФУ, приобретение разносторонней физ подготовленности, привитие интереса к занятиям, воспитание волевых качеств. 2.этап начальной спорт специализации. Длительность 2 года. Вкл: достижение всесторонней физ подготовленности, овладение основами техники, воспитание основных физ качеств, приобретение соревноват опыта путем участия в соревнованиях, опр спорт задатков и способностей. 3.этап углубленной специализации. Длительность 2-3 года. Вкл: совершенствование техники и спец физ качеств, повышение уровня подготовленности, накопление соревноват опыта, совершенствование волевых качеств. 4. Этап спортивного совершенствования. Длительность 2-3 года. Вкл: совершенствование техники и спец физ качеств, повышение тактической подготовленности, освоение должных трен нагрузок, достижение спорт результатов, совершенствование соревнов опыта и псих подготовленности.

 

47 Инновационные технологии. (47)

В настоящее время большой прогресс происходит в сфере инновацион технологий кот помогают учителям и тренерам проанализировать рез-ты и спорт достижения занимающихся. Их особенность заключается в том что ими может пользоватся даже ребенок. Например: беговая дорожка или велосипед где на циферблате задается программа, кот показывает рез-ты тренировки: скорость, пульс, затраченную энергию. Эти приспособления облегчают раб тренеру и могут воздействовать локально, регионально, обще. Не так давно появилась компьютерная диагностика с помощью кот тренер может проанализировать и контролировать весь трен процесс. Инновационные технологии облегчают раб тренеру и способствуют более быстрому развитию физ качеств, а также достижению высоких спорт рез-тов.

 

№48. Оценка эффективности физкультурно-спортивных занятий. (48)

Для измерения и оценки различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсменов используются педагогические, психологические, социометрические и медицинские методы. Педагогические исследования позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Психологические исследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Социометрические исследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста. Медицинские исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медицинских исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки. Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины. Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока. Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока. Общая плотность урока включает: - организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач - сообщение и закрепление теоретических сведений - проведение общеразвивающих упражнений - подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д. - мотивацию учащихся - использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений - педагогический контроль - подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий. Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока. Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

 

№49. Планирование и контроль процессов физического воспитания и спортивной подготовки. (49)

Планирование ФВ — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно- воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. По срокам планирования различают следующие его виды: 1- Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения). 2- Текущее планирование охватывает этапы работы (это планирование на учебную четверть). 3- Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие). Основными документами планирования в ФВ являются: учебный план, учебная про­грамма, план-график учебного процесса, рабочий (тематичес­кий) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Учебный план представляет собой основной (исходный) доку­мент, на основе которого осуществляется вся многогранная рабо­та по физическому воспитанию в государственных учебных заве­дениях всех уровней. Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжитель­ность занятий по ФВ в школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и др; б) разделы (виды) про­граммного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения. Учебная программа — это документ планирования учебной ра­боты, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: б) объем знаний, умений и навыков, перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подго­товленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нор­мативах. Расписание занятий - должно быть постоянным, стабильным и предусматривать равные промежутки времени между занятиями по ФВ. План-график учебного процесса определяет наиболее целесообраз­ную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неде­лям на протяжении одного года. В плане-графике также указывается количество отведенных часов на каждый раздел и распределение временных затрат на прохож­дение материала разделов по неделям в течение года. План-график составляется для однородных учебных групп (например, в школе для каждой параллели классов, вузе для групп одного и того же курса и учебного отделения). Рабочий план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В ра­бочем плане представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспита­ния физических качеств. План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конк­ретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и част­ные задачи урока, подбираются необходимые средства для их ре­шения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражне­ниям, разрабатываются организационно-методические указания. П р е д в а р и т е л ь н ы й к о н т р о л ь проводится для определения возможностей занимающихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы. Он позволяет внести уточнения в планирование учебных задач, средств и методов их решения. О п е р а т и в н ы й к о н т р о л ь позволяет оценить решающие моменты педагогических воздействий на занятии (в школе, преимущественно, качество освоения двигательных действий, а в спорте - регистрация нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений целостного занятия) для оперативного управления деятельностью обучаемых и достижения эффекта занятия. Т е к у щ и й к о н т р о л ь предполагает непрерывное проведение контроля на каждом занятии (от урока к уроку) в течение недели. Определяется результативность обучения и повседневное изменение состояния занимающихся. Э т а п н ы й к о н т р о л ь выявляет основные тенденции процесса физического воспитания на его относительно продолжительных этапах (четверть, семестр, период). И т о г о в ы й к о н т р о л ь- применяется для определения конечных результатов по разделу за год. Он позволяет оценить сложившуюся систему занятий, сравнить полученные результаты с планируемыми и получить данные для корректировки планирования процесса физического воспитания на очередной учебный год (цикл).

 

 

№50. Требования к оборудованию мест занятий. Спортивные сооружения. Спортивный инвентарь. (50)

Спортивные сооружения – это специализированные сооружения, обеспечивающие проведение занятий массовой оздоровительной физической культурой, учебно-тренировочной работы, спортивных соревнований. Спортивные сооружения должны отвечать определенным гигиеническим требованиям, обеспечивающим оптимальные условия лицам, занимающимся физической культурой и спортом.

Спортивные сооружения строятся с неветренной стороны от промышленных и жилищно-бытовых объектов, загрязняющих воздух (промышленных предприятий, крупных автомагистралей, свалок) на расстоянии, установленном для каждого объекта, загрязняющего воздуха (санитарно-защитная зона).

Строительные материалы должны обладать оптимальными физико-гигиеническими свойствами для обеспечения защиты помещений, от охлаждения зимой и перегревания летом, для защиты от шума: плохой теплопроводностью и звукопроводностью. При выборе отделочных материалов исходят из того, что они должны быть безвредны для здоровья, долговечны, обладать достаточными звукопоглощающими свойствами, отвечать требованиям противопожарной безопасности, быть удобными при уборке и эстетичными. Для полов в спортивных залах применяются деревянные покрытия, в раздевалках, гардеробах, буфетных, массажных комнатах, коридорах – линолеум, обладающий хорошими теплоизоляционными качествами, позволяющий систематически проводить влажную уборку. В помещениях, требующих хорошей гидроизоляции (душевых, туалетах, ванных), пол покрывается керамической плиткой. В СО применяется естественное и искусственное освещение. Освещение СО должно отвечать следующим основным гигиеническим требованиям: - достаточным по уровню, равномерным, без блескости - спектр искусственного освещения должен приближаться к дневному свету - искусственное освещение должно быть равномерным, немерцающим. Для искусственного освещения крытых спортивных сооружений чаще всего применяются люминесцентные лампы, имитирующие дневной свет, имеющие голубоватый и белый спектр свечения. Оптимальные микроклиматические условия в крытых СО создаются с помощью систем отопления и вентиляции. В СО применяется, как правило, центральное отопление (водяное, паровое, воздушное). Система вентиляции обеспечивает поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности. Оборудование и спортивный инвентарь должны соответствовать правилам занятий и соревнований по данному виду спорта. Для профилактики спортивного травматизма необходим своевременный и качественный контроль за состоянием технологических устройств, крепления спортивных снарядов, средств страховки и защитных спортивных приспособлений. Важны в санитарном отношении условия хранения и эксплуатации снарядов, канатов и средств страховки. Ежегодно перед началом спортивного сезона все спортивное оборудование и инвентарь обследуется специальной комиссией и представителями территориальных органов Санэпиднадзора. Результаты технического освидетельствования спортивных снарядов оформляются специальным актом дублирующегося в журнале технического освидетельствования, хранящегося у старшего инженера спортивного комплекса. Текущий осмотр спортивных снарядов и средств страховки перед каждой тренировкой проводит тренер, который при обнаружении неисправности, остаточных деформаций или трещин не должен до исправления или замены деталей разрешать тренировки на этом снаряде.

№51. Профессионально важные качества специалиста по физической культуре. (51)

ПВК специалиста по ФК. ПВК- Это такое качество без кот чел не может достичь высокого уровня профессионализма. Американские психологи выделяют 4ПВК для тренеров: 1.эмоциональный контроль и стрессоустойчивость. 2.агрессивность. 3.высокий уровень интеллектуального развития 4.независимость и твердость характера. ПВК учителя.1- высокое развитие основных св-в внимания (объем, переключение, распределение) 2-собственная хорошая физ подготовленность_ это мотивация для занятий ф.к. Учитель должен демонстрировать элементы упр-ий и осуществлять страховку. 3- к учителю ф.к. могут быть отнесены ПВК касающиеся учителя вообще: хорошее знание своего предмета и умение преподать любовь к детям, желание к педагогической дея-ти. Кроме того в шк задачи входит не только обучать но и воспитывать. Поэтому большее значение имеют личностные качества самого преподавателя – профессиональная компетентность, комуникативность, самодисциплина, уравновешенность, требовательность, внешний вид, индивидуальный подход, творческий подход, самосовершенствование, вести здоровый образ жизни, гуманность и т.д. Стили управления учителя и тренера:.. 1. авторитарный стиль. Неуверенный в себе спортсмен лучше себя чувствует в стрессовых ситуациях. Агрессивность возникающая в ответ на авторитарность тренера переносится на ситуацию спортивной борьбы. Авторитарность тренера может соответствовать потребности спортсмена. 2.демократический стиль. –демократичный тренер более доступен для общения, а значит тренер лучше будет знать о проблемах спортсмена. –спортсмен может проявлять самостоятельность это способствует формированию тактических способностей и стрессоустойчивость. –если часть ответственности перекладывается на спортсмена у него быстрее формируется эмоц зрелость. –демократичный тренер принимает людей такими какие они есть это способствует более гармоничному развитию личности. Выбор стиля зависит от: ситуации, человека.

 

№52. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры. (52)

Организация познавательной дея-ти учащихся на уроках физической культуры. На уроках ф.к развиваются следующие познавательные процессы: 1-Восприятие - это психический процесс отражение в сознании чел предметов и явл в целом, в совокупности св-в при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является необходимым условием для управления человеком своим поведением и дея-тью. Различают восприятие величины и формы предметов, их удаленности от наблюдателя, восприятие пространства, движения, времени. Организация восприятия на уроках ф.к. во многом повторяет приемы организации внимания, поскольку без привлечения внимания восприятие учебного материала невозможно. В тоже время следует формировать у учащихся умения наблюдать, предъявление учащимся оптимального объема информации, учет инд особенностей восприятия. 2-Память - это псих процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения чел какой то информации или жизненного опыта в целом. Виды памяти: 1-по участию процессов воли(произвольная-волевые усилия чтобы запомнить и воспроизвести; не произвольные-а тут нет) 2-по характеру псих активности(двигательная- на движения или на комплексы движений; эмоциональная- на пережитые эмоции состояния; образная память- на представления; словесно логическая- на слова, мысли, предложения) 3-по длительности сохранения информации- сенсорная(инф сохраняется несколько сек); кратковременныя (от нескольких мин до нескольких часов); оперативная (до тех пор пока действие не завершено); долговременная(всю жизнь). При организации урока следует учитывать, что особенностью запоминания явл закон проактивного рэтроактивного тарможения- хуже всего запоминается середина информации т.к. начало оказывает проактивное а конец ретроактивное торможение. 3-Мышление- это псих процесс отражения в сознании сущности вещей и закономерных связей между предметами и явл окр среды. Мышление возникает только тогда, когда перед человеком встает проблема. Виды: 1основание классификации видов мышления с кот они работают а)наглядно-действенное- для решения проблем ей нужно видеть и совершать с ней действия б)наглядно-образное- проблему надо видеть в)обстрактно-логическое- только словами и мышлением 2основанием будет характер мышления а)конвергентное мышление- у каждой проблемы есть только одно правильное решение б)дивергентное мышление-проблема решается разными способами. 4-Представление -это сохранившиеся в сознании образы объектов кот возникли на основе ощущений и восприятий. Виды: 1по особенности предмета- визуальные и абстрактно-логические 2по модальному признаку- зрительные слуховые обонятельные осязательные вкусовые 3по формам существования материи- о времени о движении о пространстве 4по временной отнесенности- репродуктивные (о прошлом) и антиципирующие (о будущем).

№53. Особенности проведения занятий физическими упражнениями с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. (53)

Особенности проведения занятий физическими упражнениями с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготов. и спец группам. В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физ подготовленности все школьники распределяются на три медицинские группы: основную (не имеющие отклонений в состоянии здоровья); подготовительную и специальную. Пдготовит.гр. формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физ развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физ подготовленность. Основными задачами занятий физ упр-ми с учащимися этой гр являются укрепление их здоровья, улучшение физ развития и физ подготовленности, и перевод в основную гр. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходит с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упр связанные с большими мышечными напряжениями. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми так и индивидуальными. В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья). Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются: - укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью- повышение физической и умственной работоспособности- формирование правильной осанки, а при необходимости ее корреляция- обучение рациональному дыханию- освоение основных двигательных умений и навыков- воспитание морально-волевых качеств- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся. Спец А формируетмя по схожим видам заболеваний и по возможности по возрасту. В группе должны заниматься не более 15 чел. Занятия проводятся в первой смене после урок, во второй между сменами. Занятия проводятся 2-5 раз в неделю, по 30 мин. Дом. Задание обязательно. Эти дети не сдают контрольных нормативов, оценка выставляется за посещение уроков и теорию. Спец группа Б. это дети которым нельзя заниматься ФК на уроках или показано ЛФК в диспансере или в поликлиниках по месту жительства. Оценка ставится по справке от врача и теории. Переход из одной группы в другую производится по медицинским показаниям ежегодно. Основные задачи: укрепление здоровья; повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; повышение физической и умственной работоспособности.

 

№55. Организация и методика физкультурно-оздоровительной работы с лицами пожилого возраста. (55)

В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и долголетия, явл физ упр и гигиенические факторы. К числу основных средств сохранения и восстановления функций опорно- двигательного аппарата относится гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Специальные комплексы гимнастических упр (без предмета, с предметом, на снарядах и др.) В общеоздоровительных целях для сердечно- сосудистой и дыхательной систем широко используют дозированную ходьбу, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание идр. Эффективными явл циклические упр, которых выполняются не менее 10 мин с интенсивностью, приводящие к легкому утомлению. Применяются так же игры, бадминтон, теннис, эффективным средством явл дыхательная гимнастика (улучшить дыхание во время выполнения упр, совершенствовать дыхательный аппарат, вырабатывать умение дышать правильно). Занятия проходят как в группах так и инд-но. Занятия в гр проводятся 2-3раза в неделю под руководством инструктора, продолжительность 45мин, потом увеличивается до 60-75мин. Занятия так же делятся на подготовительную и заключительную части, после основных упр предусматривается отдых, проводятся дыхательные упр, упр на расслабление. В самостоятельные занятия входит: УГ, оздоровительная ходьба, плавание, спортивные упр с ограничениями. При проведении занятий необходимо поддерживаться основных правил: 1-упр должны быть дозированы по кол-ву повторений, темпу выполнения, амплитуде движений 2-упр с силовыми напряжениями (с гантелями) следует чередовать с упр на расслабление 3-после каждой гр из 3-4 упр выполнять дыхательные упр 4-чередовать упр для верхних и нижних конечностей, чтоб избежать перегрузки 5-во время занятий сердце должно работать с определенной, но не мак-ной нагрузкой. 5. У нетренированных людей в начале занятий физическими упражнениями пульс не должен учащаться более чем на 30 уд./мин по сравнению с частотой пульса в состоянии покоя. Применяются субъективные (оценка общего самочувствия, сна, физ и умственной работоспособности, настроения) и объективные (наблюдение за чсс и артериальным давлением, изменение массы тела) методы самоконтроля.

 

№56. Эмоционально-волевая сфера школьника и ее возрастные особенности. (56)

Развитие волевой сферы имеет выраженные возрастные особенности. Они связаны с поэтапным формированием к произвольности проявления и познавательной сферы. В норме произвольность (способность контролировать самого себя) формируется в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет). Произвольность поведения является условием психологической готовности к школе, но у многих современных детей проявляется задержка волевого развития, которая снижает эффективность учебной деятельности в 1-2 классах. Физическая культура является одним из средств развития воли. ФК, как и спорт, влияет на формирование волевых качеств личности таких, как дисциплинированность, целеустремленность, самообладание (умение сдерживать себя в сложных ситуациях), инициативность, смелость и т.д. Наиболее благоприятным возрастом для развития воли является подростковый возраст (5-9 класс). Возрастные особенности волевых проявлений. С возрастом происходят изменения в выраженности разных волевых качеств, притом не всегда в лучшую сторону.

Младший школьный возраст. В 1 и 2 классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, но уже в 3 классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физической культурой. Постепенно формируется выдержка, т.е. способность сдерживать сои чувства, ослабевает импульсивность как черта личности. Нельзя не отметить и высокое проявление уже в 3 классе такого волевого качества, как решительность, которая в определенной мере может быть связана с все еще достаточно высокой импульсивностью этих школьников. Подростковый возраст. Возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления), но снижается выдержка, самообладание. Настойчивость проявляется только в интересной работе. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства. Старший школьный возраст. Они проявляют достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивается способность к терпению, например при физической работе на фоне усталости. Однако у девочек в старших классах резко снижается смелость, что создает определенные трудности в их ФВ. Усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Эмоциональная сфера. Эмоции в школьном возрасте развиваются неравномерно. На школьный возраст выпадают 3 жизненных кризиса и 1 кризисная ситуация: - Кризис 7 лет – рождение социального Я- Кризисная ситуация при переходе в среднее звено- Кризис 13 лет – переходного возраста- Кризис 17 лет – окончания школы. Младший школьник характеризуется: легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями; непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний – радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия; частой сменой настроений. К 3 классу у школьников формируется чувство товарищества, коллективизма, солидарности. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, чувство долга. Подросток: очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью; большая устойчивость эмоциональных переживаний; долго не забывает обиды, нанесенные ему учителем; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства; подростки предъявляют высокие требования к дружбе; дружба у подростков более избирательна и длительна; формируется своеобразное чувство взрослости, являющееся центральным новообразованием личности. Чувство взрослости – это переживание отношения к самому себе как взрослому. Старшеклассники: многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических; способностью к сопереживанию, т.е. способностью откликаться на чувства других, близких им людей; появлением чувства любви; развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности.

 

№57. Мотивация к занятиям физическими упражнениями. Пути повышения мотивации. (57)

Мотивация к занятиям физ упр-ми. Пути повышения мотивации. Спорт мотивы разнообразны и могут изменятся. Прибалтийский спорт психолог Палайма выделил 13 гр мотивов, наиболее часто встречаются: 1-моральные- мотивы долга, ответственности, патриотизма. 2- мотивы самоутверждения 3- эстетические-мотив красоты 4- собственно-соревновательные- азартность 5-меркантильные-выгода 6-мотив отношения к тренеру и противнику. Спортивные мотивы явл динамичным образованием, формируются постепенно и проходят 3 стадии (по пуни): 1-начальная-спортивные интересы на этой стадии размыты. Дети занимаются разными видами спорта, меняют секции. Наиболее активно действует мотив связанный с естественным движением. В связи с этим мотивы не естественны – связаны с процессом а не с результатом. Имеют значения климатические условия. 2стадия специализации- возникает интерес к определенному виду спорта. Это происходит особенно если достигнуты результаты или открыты специальные способности. Мотивы более опосредованы. Физ.нагрузки становятся органической потребностью. 3-спортивного мастерства. Основные мотивы- достижение максимально высоких результатов. На этой стадии могут возникнуть моральные мотивы. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные. Иерархия потребностей по Маслоу: 1- естественные потребности (физиологисеские-пища, вода, кислород, в защите от чрезмерного тепла или холода, отдых, сексуальные потребности) 2- безопасность (физиологическаяи психологическа: потребность в здоровье, защите от прямых физ угроз) 3- потребность в привязанности, любви (любовь, привязанность к живому существу) 4-потребность в уважении, признании, компитентности (признание как специалиста) 5-когнитивные (познавательные) и эстетические потребности (информация для себя, порядок, справедливость, красота и симметрия) 6- потребности в самореализации (воплотить все свои способности в реальные дела, реализовать себя как личность). В основе этой схемы лежит допущение, что потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

 

№58. Методика обучения двигательным действиям. (58)

В процессе ФВ занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способнос­ти управлять своими движениями, а также в целях познания зако­номерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве ОРУ для управления физическим развитием. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль­нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека. Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным «правлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов. Роль двигательных умений в ФВ может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель­ного действия. В других случаях двигательные умения вырабатывается без последующего перевода их в навыки. Двигательный навык — это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. Эффективность процесса обучения, продолжительность пере­хода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося; 2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); 4) профессионального мастерства преподавателя; 5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др. Формирование двигательных навыков на своем протяжении протекает в соответствии с рядом законов: I. Закон изменения скорости в развитии двигательного навыка. Навык формируется не тоько постепенно и не равномерно что вырожается в разной степени качественного прироста его становления. Две разновидности: 1-в начале происходит овладение действием, затем прирост навыка замедляется-для обучения легкими движениями 2-в начале обучения прирост навыка не значителен, а потом резко возростает- это неравномерность хар-ся обучения сложными действиями. II. Закон " Плато". Задержки в развитии навыка. 1-внутреняя причина кот хар-ся протеканием незаметных приспособительных изменений в организме кот стечением времени приходит в заметное улучшение еавыков.2- внешнее-может быть вызвана неправильной методикой обучения, недостаточным развитием физ способностей. III. Закон угасания навыка. Появляется тогда, когда долгое время не выполняется двиг действия. Угасание происходит постоянно. Полностью навык не теряется его основы остаются и после повторения восстанавливаются. IV. Закон отсутствия предела в развитии навыка. Совершенствование навыка происходит на протяжении всего времени занятий. V. Закон переноса двигательного навыка. Протикает в 2 направлениях: положительном и отрицательном. Структура обучения: 1этап начального разучивания. Цель: сформировать у ученика основы техники изучаемого действия и добиться его выполнения. Задачи: 1-сформировать смысловое и зритеьное представление о двигат действии.2- создать двигат-е представление по ООТ путем освоения подводящх упр.3- добиться целосного выполнения4- предупредить о предстоящих ошибках. Решение этих задач: Представление о технике формируется в результате объяснения, показа. В зависимости от подготовленности и сложности оно разучивается по частям. Ошибки: лишнее движение, искожение движения, закрепощенность. Причины ошибок: недостаточное развитие физ способностей, неуверенность, повышенная возбудимость, утомление. Исправить ошибки можно: указать на них, показать правильное выполнение, предоставить ученику дополнительную возможность. Продолжительность этапа зависит: степень сложности изучаемого дей-я, уровень подготовленности. 2-Этап углублённого разучивания. Цель: сформировать полноценное двигательное умение. Задачи: 1. уточнить действия во всех опорных как в деталях так и в основе. 2.добиться целостного выполнения двигат. действия на основе пространственных временных характеристик техники. 3.уточнить мелкие ошибки в основном звене. Все эти задачи могут решаться параллельно. Эффективность зависит от правильности оптимального подбора методов, приёмов и средств обучения. Используя метод целостного упражнения в комплексе с ним широко применяют зрительную, звуковую и двигательную наглядность. Метод словесного воздействия меняет свои формы и ведущим становится анализ и разбор техники. Средства: а)применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учётом особенностей двигат. действия. б)используются подводящие упражнения которые подготавливают организм к основному действию путём имитации в упрощённой форме. в)двигательные упражнения зависят от сложности разучиваемого действия. Эффективность упражнений зависит от: цели и задачи упр, структурной взаимосвязи, дозировки, контроля и самоконтроля. В рамках 1 занятия обучение на этом этапе планируется в первой половине основной части. 3- Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель: двигат умение перевести в навык, который обладает возможностью его целнвого использования. Задачи: 1.добиться стабильности выполнения действий. 2.довести до совершенства индивид. черты техники. 3.добиться выполнения двигательного действия с практическим использованием. 4. вариативного использования в зависимости от конкретных ситуаций. Решаются постепенно и параллельно на этом этапе повышается количество повторений в обычных условиях, в новых непривычных ситуациях → гибкий навык. В целях совершенствования движений применяются следующие методические приёмы: а)↑ высоты снарядов б)↑ амплитуды и скорости в)поточное выполнение упр г)повторение в игровой форме, в соревноват форме.

№59. Сущность здорового образа жизни. (59)

Здоровье- это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно явл важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению, и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. Признаками здоровья явл: 1-устойчивость действию повреждающих факторов 2-показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы 3-функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы 4-наличие резервных возможностей организма 5-отсутствие какого либо заболевания или дефектов развития 6-высокие уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Формами риска для здоровья явл избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем и курением. Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средой обеспечивается комплексом факторов – биологических, социальных, политических, экономических, культурных, психологических. Существует деление факторов повреждающих здоровье так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным относится: плохая экология, фактор наследственности, психоэмоциональные напряжения (стресс), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. К субъективным: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо-эмоциональные напряжения. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется то и значительные перегрузки.

 

Психологические основы работы учителя ф.к. и тренера с детьми младшего школьного возроста.

Возраст от 6, 6-9, 10. Ведущая дея-ть-учебная. Начинается кризисом 6, 7 заканчивается кризисной ситуацией 9, 10лет. Связано с переходом из начальной шк в среднюю. Психические новообразования. Психические новообразования. 1. рефлексия – способность отражать собственный внутренний мир. Дети начинают задумываться о себе и своих переживаниях, что то скрывать от взрослых. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. 2. внутренний план действия. Прежде чем совершить действие в реальности ребенок может представить порядок этих действий в уме. 3. следующий этап становление произвольности поведения - Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам В этом возрасте у детей объем информации ограничен; внимание в значительной степени остается непроизвольным, устойчивость внимания на одном виде дея-ти 10-20 мин, после надо переходить на др вид дея-ти; Восприятие неустойчивое; учителей начальной школы широко используют наглядность в процессе обучения. Но полное и глубокое усвоение программного материала предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление; при объяснении элемента тренер должен с начало произвести показ; Кризис 7 лет-формирование социального Я, ребенок в первые в жизни занимает социальный статус –школьника. В результате школьных успехов или неудач у ребенка может формироваться комплекс- трудолюбия, либо комплекс неполноценности. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Таким образом, поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.