Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и классификация видов рынка ценных бумаг. Инфраструктура РЦБ: институциональная, законодательная и правовая. Участники рынка ценных бумаг и их характеристика.






Выделяют следующие виды классификации рынка ценных бумаг:

1) по географическому признаку: национальный, международный, региональный, мировой рынок ценных бумаг;

2) по месту обращения ценных бумаг:

– биржевой рынок. Торговля ценными бумагами осуществляется на фондовых биржах. Фондовая биржа – особый, институционально организованный рынок, на котором обращаются специально отобранные ценные бумаги наиболее высокого инвестиционного качества и операции на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– внебиржевой рынок – организованная электронная торговля ценными бумагами (по аналогии с фондовыми биржами). Самый крупный внебиржевой рынок – американский, а крупнейшая внебиржевая торговая система – NASDAQ (автоматизированная система котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров). По основным показателям – капитализации, обороту торговли и количеству ценных бумаг – NASDAQ занимает одни из первых позиций среди торговых площадок в мире наравне с крупнейшими фондовыми биржами. Если биржевой рынок всегда есть организованный рынок, то внебиржевой рынок может быть как организованным (торговля в офисах дилеров, через фондовые магазины, с использованием электронных торговых систем и т.д.), так и неорганизованным («уличным», «стихийным»). В странах с развитой рыночной экономикой подавляющее значение имеет организованный рынок ценных бумаг;

3) по видам применяемых технологий торговли: – стихийный; – аукционный; – дилерский рынок.

4) по отношению ценных бумаг к их выпуску в обращение:

первичный рынок – рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение, это ее первое появление на рынке, так сказать стадия «производства» ценной бумаги. Результатами всех процессов, обеспечивающих выпуск ценной бумаги, должно стать приобретение их первыми владельцами.

– вторичный рынок – рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупность любых операций с данными бумагами, в результате которых осуществляется постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому;

5) по срокам обращения ценных бумаг: рынок краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг;

6) по видам ценных бумаг: рынок акций, рынок облигаций, рынок государственных обязательств, вексельный рынок, рынок производных финансовых инструментов и т.д.;

7) по видам сделок с ценными бумагами: рынок кассовых и срочных сделок с ценными бумагами.

Кассовый рынок (рынок «спот», рынок «кэш») – это рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом чисто технически их исполнение может растянуться на срок до одного-трех дней, если требуется поставка самой ценной бумаги в физическом виде.

Срочный рынок ценных бумаг – это рынок с отсроченным, обычно на несколько месяцев, исполнением сделки. Как правило, традиционные ценные бумаги (акции, облигации) обращаются на кассовом рынке.

А контракты на производные инструменты – на срочном;

8) по эмитентам: рынки государственных ценных бумаг, корпоративных ценных бумаг, банковских ценных бумаг и т.д.;

9) в зависимости от типа торговли: традиционный и компьютеризированный.

Традиционный рынок – традиционная форма торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели ценных бумаг (обычно в лице фондовых посредников) непосредственно встречаются в определенном месте и происходит публичный гласный торг (как в случае биржевой торговли) или ведутся закрытые торги, переговоры, которые по каким-либо причинам не подлежат широкой огласке.

Компьютеризированный рынок – это разнообразные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи. Для него характерны:

1) отсутствие физического места встречи продавцов и покупателей;

2) непубличный характер ценообразования, автоматизация процесса торговли ценными бумагами;

3) непрерывность во времени и пространстве процесса торговли ценными бумагами.

Элементы инфраструктуры рынка ценных бумаг

Вторым важнейшим фактором, определяющим характер рынка ценных бумаг, является его инфраструктура. Законодательная, правовая и институциональная инфраструктура создает основу для эффективной, стабильной и справедливой работы рынка ценных бумаг.

Институциональная инфраструктура включает элементы, обеспечивающие возможность функционирования фондового рынка: посредники для проведения всех видов операций с ценными бумагами и действий с их потенциальными покупателями; информационно-технические системы и технологии для проведения на биржевом и внебиржевом рынке ценных бумаг операций, связанных с ценными бумагами и клиентурой; депозитарные, регистрационные структуры рынка ценных бумаг; финансово-аудиторские, консультационные функции и соответствующие субъекты, непосредственного участия в торговле ценными бумагами не принимающие, но обеспечивающие принятие решений по инвестированию и оценивающие полученные результаты.

Законодательная инфраструктура - это важнейший элемент, который состоит из исполнительных органов государственной власти, отвечающих за организацию и функционирование фондового рынка; частных саморегулирующихся структур (фондовые биржи, всевозможные самостоятельные организации корпоративного характера); уставов (внутренних положений) этих корпоративных организаций, ставящих своей целью регулирование технологии работы с ценными бумагами, принятых стандартов (биржевые правила, нормативы отчетности и оценки); органов, контролирующих корпоративные структуры. Правовая инфраструктура имеет черты сходства с законодательной инфраструктурой, но, в отличие от последней, выходит за рамки корпоративных норм и ограничений. Она охватывает весь спектр взаимоотношений между участниками рынка в горизонтальной и вертикальной плоскости. Система нормативных актов вместе с методикой их применения призвана обеспечить соблюдение прав субъектов рынка и эффективное разрешение всех споров, возникающих между инвесторами и эмитентами, профессиональными участниками. В качестве необходимого условия функционирования рынка ценных бумаг выступает требование об информационной прозрачности всех операций на рынке ценных бумаг, свободный доступ всех заинтересованных лиц к информации о деятельности эмитентов и профессиональных участников.

Участников рынка ценных бумаг можно сгруппировать в пять основных групп:

-эмитенты — осуществляют первичный выпуск ценных бумаг в обращение;

-инвесторы — это всегда покупатели ценных бумаг;

-фондовые посредники — это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государсвенные лицензии на соотвествующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги);

-брокеры — это участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют операции за счет средств клиента (брокер может быть только юридическим лицом).

-дилеры — участники рынка ценных бумаг, осуществляют операции с ценными бумагами за свой счет (дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией).

-организации инфраструктуры;

-организации регулирования и контроля.

61. Понятие финансов предприятия. Характеристика и содержание финансовых отношений. Функции финансов предприятий.

Финансы это экономические отношения, связанные с процессом формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Критерии отнесения денежных отношений к финансам: Реальное движение денежных средств, Распределительный характер отношений, Вторичность по отношению к деньгам

Примеры финн. Отношений

- отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

- отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

- отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

- отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

Функции финансов

1) Распределительная

А) Создание основных или певичных доходов путём распределения национального дохода среди учасников материального производства

Б) Создание вторичных или производных доходов путём перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслям материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения

2) Контроль – она заключается в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их целевом использовании

3) Стимулирующая – государство с помощью различных рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий отраслей и регионов, в нужном направлении

Рычаги: 1) Налоги 2) Бюджетные средства 3) Экспортно-импортные пошлины и тарифы 4) Цены и тарифы.

Финансовые ресурсы — это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.


62. Финансовые ресурсы предприятия, их источники. Понятие доходов предприятия, их классификация. Расходы предприятия и их классификация. Финансовые ресурсы пред-я, их источники.Финансовые ресурсы предп-я - это денежные и приравненные к ним средства, используемые с целью финансирования деят-ти предп-я. Они отличаются от материальных, нематериальных и трудовых ресурсов. Несмотря на неоднородность состава, уровень ликвидности финансовых ресурсов максимален и выше, чем у материальных ресурсов. Только финансовые ресурсы можно преобразовать в любой другой вид ресурсов. В зависимости от источников формирования финансовые ресурсы пред-я можно разделить на собственные, заемные и привлеченные средства. Источники финансовых ресурсов, как и сами ресурсы, также могут быть собственными, заемными привлеченными. Могут быть также дополнительные источники, кот. возникли при положительном сальдо денежных потоков пред-я. Они делятся на внешние и внутренние. Внешние дополнительные источники представляют собой полученные дивиденды, проценты, дотации, средства от эмиссии ценных бумаг и пр. К внутренним дополнительным источникам относятся взносы учредителей, доходы от всех видов деятельности, задолженность по заработной плате персонала и пр. Если внутренних источников достаточно для формирования собственных финан-х ресурсов, то внешние источники не привлекаются. К источникам финансовых ресурсов также можно отнести такую форму кредиторской задолженности, как устойчивые пассивы, т.е. постоянно находящиеся в обороте предприятия, приравненные к собственным, но не принадлежащие ему оборотные средства. Источниками финансовых ресурсов явл. финансовая помощь со стороны физических и юридических лиц, государственные субсидии и дотации, гранты и др.Понятие доходов предп-я, их классификация. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы орган-и» (17) «доходами орган-и признается увеличение эконом-х выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой орган-и, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».Не признаются доходами орган-и поступления от других юридических и физических лиц: сумм НДС, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.; суммы, полученные в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; в виде авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг; задатка; в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности подразделяются на: а) доходы от обычных видов деятельности; б) прочие поступления. Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Доходы от обычных видов деятельности от-ражают на счете 90 «Продажи». В органи-ях, предметом деят-ти кот. явл. предоставление за плату во временное пользование своих активов по дого вору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентом на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности. Доходы, получаемые организацией от указанных видов деят-ти, когда это не явл. предметом деят-ти орган-и, относятся к прочим доходам. Расходы пред-я и их классификация.Затраты орган-и представляют собой величину тех или иных расходов, необходимых для обеспечения ее функционирования и осуществления производственной и сбытовой деят-ти. Издержки – неизбежное явление, они имеются у каждой фирмы, юридически оформленной. Но они различны для каждой из них в отдельности и зависят от экономической грамотности рук-тва и финансовых отделов, кот.планируют объем деят-ти и, как следствие, величину затрат. Все затраты в соответствии с их направленностью и способом образования могут быть классифицированы с помощью след.критериев. 1.Затраты играют абсолютно разную роль в формировании себестоимости продукции, работ, услуг. Основные затраты имеют непосредственную связь с технологическим и производственным процессом, посредством кот-го изготавливается определенный объем товаров и услуг общественного и иного потребления. Накладные расходы связаны с обеспечением процесса производства и его организации, созданием благоприятных условий трудовой деятельности. Это так называемые цеховые и общезаводские расходы. 2.В соответствии с тем, к чему относятся данные расходы, они могут быть: 1) прямыми – представлены затратами на покупку и распределение материальных ресурсов и выплатами работникам окладов и премиальных. Можно сказать, что прямые расходы являются составной частью основных, поскольку опять-таки обеспечивают процесс производства факторами производства в виде сырья и рабочей силы; 2) косвенными, которые напрямую связаны с изготовлением различных видов продукции. 3.По степени однородности затраты делят на: 1) простые, т. е. однородные, затраты. Они осуществляются в соответствии с направлением деятельности предприятия и включают все расходы по покупке и поставке необходимых факторов производства на склады предприятия, а также по оплате фактора «рабочая сила»; 2) комплексные затраты – представляют собой расходы всех производственных подразделений и отделов организации в их совокупности. 4. По времени возникновения все затраты организации можно поделить на 3 вида: 1) текущие. Они осуществляются непосредственно в настоящем периоде, т. е. на тот момент времени, когда реально происходит процесс производства или осуществления других видов деятельности; 2)будущие расходы – это те расходы, которые предстоит в будущем понести организации. Их можно предугадать посредством анализа рынка факторов производства и рынка товаров и услуг, динамики цен на них; 3)кроме того, для удобства составляются экономические модели деятельности.

63. Прибыль предприятия, денежные накопления. Состав прибыли, ее распределение и использование. Факторы роста прибыли. Рентабельность и ее показатели. Прибыль пред-я, денежные накопления.В народнохозяйственной практике и экономической литературе денежными накоплениями называют чистый доход общества, реализуемый в денежной форме на предприятиях сферы материального производства.Чистый доход-это категория производства, связанная с процессом деления труда на необходимый и прибавочный. Прибавочный продукт-это продукт, созданный трудом людей на предприятиях, который выступает как чистый доход общества. Прибавочный продукт выступает в двух формах: натурально-вещественной (в виде определенной массы потребительной стоимости) и стоимости. В условиях товарно-денежных отношений стоимость прибавочного продукта (чистый доход общества) реализуется в денежной форме и обособляется в самостоятельную категорию - денежные накопления. Несмотря на то что основой возникновения чистого дохода и денежных накоплений является прибавочный продукт, созданный в сфере материального производства, по своей сути они-самостоятельные категории Первый чистый доход-категория любого общественного производства, второй (денежные накопления) является категорией распределительной. Только в условиях товарно-денежных отношении чистый доход реализуется в денежной форме и обособляется в самостоятельную финансовую категорию - денежные накопления.Денежные накопления реализуются в виде прибыли, акцизов налога на добавленную стоимость, отчислений на социальное и медицинское страхование и прочих. Большая часть денежных накоплении ревизуется в форме прибыли. По экономическому одержанию прибыль есть денежное выражение части стоимости прибавочного продукта. Как финансовая категория прибыль выполняет функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную. Воспроизводственная функция-один из основных источив финансирования расширенного воспроизводства Сти.мулирующая Сти.мулирующая-источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива предприятия.__ Контрольная-один из основных показателей результативности хоз-ной деят-ти пред-тия. Прибыль-важнейшая финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной деят-ти. Состав прибыли, ее распределение и использование. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых пред-ями любой формы собственности. Она харак-ет финансовый результат предприним-кой деят-ти предп-я. Прибыль явл. показателем, наиболее полно отражающим эффективность произ-ва, объем и качество произв-ной прод-и, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль – один из основных финансовых показа-й плана и оценки хоз-ной деят-ти предп-й. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-эконом-му развитию предп-й, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она явл-ся не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, кот.позволял бы предпр-ю не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей прод-и, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Поэтому каждое пред-е, прежде чем начать произ-во продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль явл. основной целью предприним-кой деят-ти, ее конечным результатом. Важной задачей каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Основной источник денежных накоплений пред-я – выручка от реализации прод-и, а именно та ее часть, кот. остается за вычетом на производство и реализацию этой продукции. Факторы роста прибыли. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деят-ти предприятий, явл-я рост объема производимой прод-и в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение кач-ва, улучшение ассортимента, повышение эффект-ти испол-я производственных фондов, рост производительности труда. К факторам, не зависящим от деят-ти орган-й, относятся изменения государственных регулируемых цеп на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.Рентаб-ть и ее показатели. Прибыль отражает экономический эффект, а не экономическую эффективность. Рентаб-ть означает результат, эффективность, прибыльность, доходность. Она рассматривается как способность пред-я к приращению капитала. Рентабельность – относительный показатель, характеризующий эффективность работы предприятия, уровень отдачи и степень использования ресурсов. Показатели рентаб-ти, как относит. показатели практически не подвержены влиянию инфляции. Основные показатели рентабельности: Общая рентабельность — отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств. Рентаб-ть собственного капитала — отношение прибыли к среднему за период размеру собственного капитала. Рентаб-ть активов — отношение чистой прибыли, полученной за период к средней величине активов предприятия за период. Показывает способность активов компании порождать прибыль, индикатор доходности деятельности компании, свободный от влияния объема заемных средств. Используется при расчете одного из важнейших финансовых показ-й —финансового рычага. Рентаб-ть прод-и — отношение всей полученной прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Рентабельность конкретного изделия — отношение прибыли от реализации изделия к полной себестоимости изделия. Этот показатель очень важен для принятия решений по управлению производством. Он показывает степень рентабельности производимого изделия. Учитывая, что цель предприн-кой деят-сти— получение максимальной прибыли, предприятие после анализа рентабельности изделия должно принять решение — избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и увеличить выпуск высокорентабельных видов продукции. Рентабельность оборота — отношение прибыль к валовой выручке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.