Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преодоление сопротивления изменениям






Для преодоления сопротивления организационным изменениям и нововведениям менеджеру рекомендуется использовать след. принципы управления: следует максимально привлекать к управлению изменениями всю лояльно настроенную часть персонала; необходимо любым способом заинтересовать в изменениях лидеров неформальных групп; изменения нельзя начинать при временной напряженности в работе; изменения не должны быть неожиданными для персонала; первая информация об изменениях обязательно должна исходить от авторитетного источника; изменениями не должны руководить лица, лично материально в них заинтересованные (или полностью незаинтересованные); персонал должен знать все выгоды от изменений; следует открыто обсуждать идеи и направления изменений; менеджер должен любым путем облегчить персоналу тяготы изменений (трудоустраивать, направлять на переподготовку, давать дополнительное время для отдыха и т.п.); Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление организационным изменениям, оказывают методы преодоления сопротивления. Набор этих методов варьируется от мягких (косвенное воздействие на сотрудников) до жестких (принуждение). В практическом менеджменте применение каждого метода требует анализа конкретной ситуации с учетом целей, задач, сроков, характера изменений, сложившегося в организации баланса сил. Проведение изменений должно завершиться установлением статус-кво в организации. Поэтому важно не только устранить сопротивление изменениям, но и добиться, чтобы оно было поддержано сотрудниками организации и стало реальностью.Одним из основных методов снижения уровня и распространенности сопротивления изменениям со стороны сотрудников организации считается привлечение их к процессу изменений на самом раннем этапе — при подготовке и принятии решений о них.

49.Стратегия и организационная структура. Модификации организационных структур управления(реструктуризация). Изменения в организационной культуре и стиле управления. Орган-ная структура предп-я вкл.: формальную схему распределения полномочий; систему управ-я. Элементами структуры явл. отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управ-я, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, кот. принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи – это связи подчинения, необходимость в кот. возникает при иерархичности управления. Проблемными вопросами явл.: вопросы коммуникации и мотивации. Способом решения явл. децентрализация управления. Горизонтальные связи носят характер согласования и часто явл.одноуровневыми. Проблемными зонами явл. потеря контроля, сложность в измерении (например, прибыли).Связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руковод-ми, отвечающими за деят-ть компании или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации по тем или иным функциям управления.Рассмотрим основные виды организационных структур. Концепция иерархической структуры управления была сформулирована М. Вебером и содержала след. положения: - разделение труда, следствием кот. явл. необходимость в квалифицированных специалистах по каждой должности; - иерархичность управления; - наличие формальных правил и норм; - дух формальной обезличенности; - осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Иерархический тип структуры имеет много разновидностей. Самыми распространенными явл. линейно-функциональная, линейно-штабная и дивизиональная структуры управления. Стратегия управления – это направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью. Тактика – это пути и этапы движения в рамках этого направления. Основные направления модификации компании и структур управления: переход от узкой функц. специализации к интеграции в содержании и характере управленческой деят-и; дебюрократизация, т.е. отказ от формализации; сокращение числа иерархических уровней – предпочтительными явл. мелкие компании с гибкими специализированными формами труда, сети компаний; осуществление децентрализации ряда функций управ-я; повышение статуса информационных и кадровых средств интеграции (комбинация персонала) по сравнению с о структурной интеграцией; установление филиальных форм связи между самой компанией; создание автономных групп (команд), постоянное повышение творческой отдачи персонала Реструктуриза́ ция предприя́ тия — это целенаправленное изменение структуры компании и входящих в неё элементов, кот. формируют её бизнес, в связи с воздействиями, оказываемыми факторами внешней или внутренней среды. Изменения в организ-ой культуре и стиле управления. Каждая орган-я устанавливает свою собственную систему ценностей. Эта система составляет организ-ю культуру или нравственный облик орган-и Как и более крупное общество, орган-я стремится иметь свою собственную м мораль, обычаи и таббу.Культуру орган-и можно определить как совокупность видов неформальных процедур, как наилучшим способом достигать организационного целей, и определяет текущее состояние организации. Изменения во внешней среде фирмы зачастую способствуют появлению новых подходов к решению проблем, новых пове единкових стандартов, а иногда и до уточнения ценностей, которых придерживается организация, и произведенной философии Практика многих западных фирм подтверждает, что организ-ная культура может оказывать значительное позитивное или негативное влияние на процесс реализации стратегииії.

50. Система контроллинга в стратегическом управлении. Оценка эффективности стратегического управления в организации, экономические и внеэкономические факторы эффективности стратегии. Оценка реализации и корректировка стратегии. Задача стратегического контроллинга — поддержка стратег-го управления, обеспечение взаимодействия планирования и контроля на страт-ском уровне. Кроме этого, важной задачей явл. и обеспечение высшего руков-ва компании качественной и своевременной информацией, достаточной для принятия взвешенных управленческих решений. Т о, стратегический контроллинг выполняет функцию реализации стратегии - от стратег-го планирования до стратег-го управ-я. Система стратег-го контроллинга помогает при стратегическом планировании за счет предоставления нужных инструментов. При их помощи проводится ситуационный анализ и с учетом его разрабатывается стратегия. В арсенале стратег-го контроллинга достаточно много инструментов, вот некоторые из них: SWOT-анализ - один из важнейших инструментов; анализ разрыва - классический инструмент страт-кого планирования; метод портфельного анализа; Сбалансированная система показателей.Страт-кое управление – это такое управление, кот. опирается на человеческий потенциал как основу орган-и, ориентирует производственную деят-ть на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в орган-и, что в совокупности дает возможность орган-и выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Эффек-ть страт-го управ-я зависит от след-х факторов: качества целеполагания, т.е. ответственности запланированных целей требованиям внешней среды, возможностям и интересам предпр-я персонала; силы и направленности мотиваций, кот. мотивируют участников орган-и к достижению целей; адекватности выбранных стратегий поставленным целям. Оценка эффект-ти имеет две составляющие: объективную - количественные и качественные показатели работы, результативности орган-и и страт-ких решений руков-ва; восприятие рук-лем, подчиненными и другими заинтересованными лицами результативности усилий достижения стратегических целей и решения задач. Эффект-ть страт-го управления в значительной степени зависит от правильного выбора и эффект-ти разработки реализации стратегий деят-ти предп-ия. Оценку эффект-ти страт-кого управления предпр-м целесообразно осуществлять по следующим направлениям: оценка внутренней эффект-ти страт-ского управления; оценка внешней эффект-ти страт-го управления. Оценка реализации и корректировка стратегии. В соответствии с канонами современного стратег-го менеджмента гибкая коррекция реализуемой стратегии осуществляется постоянно. На практике это проявляется в виде необходимых конкретных изменений, которые осуществляются в режиме реального времени как в части отдельных специализированных стратегий организации, так и по ее общей стратегии в целом.При правильно поставленном, т. е. хорошем, стратегическом менеджменте переходы от одной корпоративной стратегии к другой осуществляются осознанно, профессионально и эффективно.

51. Понятие денежной системы, исторические типы денежных систем. Принципы построения современной денежной системы. Денежная масса и агрегаты денежной массы. Денежная система - это установленная государством форма организации денежного обращения в стране. Денежная система формируется исторически и закрепляется законами государства. Тип денежной системы каждого исторического периода в значительной степени зависел от той формы, которую принимали деньги. С учетом этого различают: денежные системы металлического обращения; денежные системы обращения кредитных и бумажных денег.Для металлического обращения характерны два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм (XVI—XVIII вв.). Биметаллизм — денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль денег за двумя металлами (обычно золотом и серебром). Монеты из этих металлов свободно чеканятся и обращаются на равных условиях. Монометаллизм — денежная система, при которой один металл явл. всеобщим эквивалентом денег, но в обращении одновременно функционируют и другие знаки стоимости (банкноты), разменные на золото, монеты. Денежная система рыночного типа основана на следующих принципах: прогнозного планирования денежного оборота; устойчивости и эластичности денежного оборота; кредитного характера денежной эмиссии; обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков: относительной свободы центрального банка и подотчетности его парламенту; предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования; комплексного использования инструментов кредитного регулирования (норма обязательных резервов, учетная ставка, валютная интервенция); контроля и надзора за денежным оборотом; функционирования только национальной валюты на территории страны. Денежная масса — это запас денег в государстве. Денежная масса обслуживает движение денежных потоков, называемых денежным обращением. Денежную массу делят на денежные агрегаты, в которые входят различные виды денег. Денежные агрегаты — группировка банковских счетов по степени быстроты превращения средств на этих счетах в наличные деньги. Чем быстрее средства на счетах можно перевести в денежную форму, тем более ликвидным считается агрегат.Система агрегатов денежной массы представляет собой «матрешку», в которой каждый предыдущий агрегат «вставлен» в каждый последующий.

52. Понятие финансов, их функции (распределительная и перераспеределительная, контрольная и регулирующая). Роль финансов в воспроизводственном процессе. Финансы— совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Функции финансов: 1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета; 2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета; 3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики; 4. Перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Процесс общественного воспроизводства состоит из четырех стадий: это воспроизводство, распределение, обмен и потребление.Роль финансов охватывают все 4 стадии воспроизводственного процесса и влияют на все его составляющие: Создают условия для самофинансирования и частично регулируют структуру цен и расходов хозяйствующих субъектов, Обеспечивают хозяйствующим субъектам заинтересованность в инновационной и инвестиционной деят-ти, Способствуют росту доверия организаций ко всей кредитной системе и государству с целью перераспределения свободных денежных средств.

53. Понятие финансовой системы. Звенья финансовой системы. Институциональная структура финансовой системы и ее роль в движении финансовых потоков. Финансовая система — это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков. Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит; (первые 3 звена обычно объединяет в одно общее – государственные финансы)фонды имущественного и личного страхования; финансы предприятий различных форм собственности. Госбюджет включает три звена: — федеральный бюджет; — бюджеты субъектов федерации; — местные бюджеты. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики. Важнейшими среди них являются Пенсионный фонд, Фонд соц. страхования и Федеральный фонд обязательного мед. страхования. Государственный кредит представляет собой форму кредитных отношений между государством и юр. и физ. лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) оставляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны. Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональная подсистема как совокупность финансовых рынков, организаций (учреждений) - посредников, финансовых инструментов и информационных технологий обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком этих ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, имеющим недостаток этих ресурсов. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков. Важную роль в движении финансовых потоков играют финансовые рынки и финансовые посредники, т.е. организации, основной деятельностью которых является предоставление финансовых услуг и продуктов. К ним относятся банки, страховые и инвестиционные компании, использующие для оказания этих услуг различные финансовые инструменты.


54. Внебюджетные фонды, источники их формирования и направления использования. Государственный кредит. Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и органов местного самоуправления, не входящих в состав соответствующих бюджетов и имеющих строго целевое назначение. Расходование внебюджетных фондов носит строго целевой характер, направление денежных средств ограничивается одной сферой. Источниками формирования внебюджетных фондов явл.: обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти; добровольные взносы физических и юридических лиц; прибыль от коммерческой деят-ти, осуществляемой фондами – юрид-ми лицами; другие доходы, предусмотренные соответствующими законодат-ми актами. Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости. Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Сущность государственного кредита проявляется в его функциях: - распределительная; - регулирующая; - контрольная. Распределительная функция заключается в формировании централизованных фондов денежных средств и их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает денежные средства для финансирования своих ресурсов. Регулирующая функция проявляется в формировании основных общеэкономических пропорций и стимулировании развития отдельных отраслей предприятий, территорий путем выделения целевых кредитов. Посредством государственного кредита осуществляется регулирование экономики, и создаются предпосылки для проведения финансовой политики. Гос-тво регулирует учет денежного обращения, размещая займы среди различных групп инвесторов. Выступая в качестве заемщика на финансовом рынке, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита; чем выше спрос гос-ва, тем больше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, и тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Контрольная функция заключается в контроле за целевым и рациональным использованием целевых средств.

55. Методы регулирования финансов: косвенные методы государственного регулирования и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Различаются прямые и косвенные формы регулирования экономики. Прямые формы государственного финансового регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на финансовые отношения. Эти средства характер-ся непосредственным властным воздействием государственных органов и органов местного самоуправления на регулируемые отношения и поведение соответствующих экономических субъектов. Формы прямого финансового регулирования в основном сводятся к административному воздействию на деятельность эконом-х субъектов. Эти меры предполагают, что экон-кие субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде госуд-ных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах - аграрное произв-во, обрабатывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои преимущества и недостатки - высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и ослабление деятельности рыночного механизма, с другой. Прямое финансовое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных орган-ий. К нему относятся субвенции или субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (федерального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. Косвенные методы государственного финансового регулирования основываются на финансовых средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственной власти и местного самоуправления. Они опосредованно через экономические интересы без прямого воздействия отражаются на поведении участников финансовых отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством финансовых стимулов. Формы косвенного финансового регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими стратегическим целям развития экономики и общества. Косвенными формами считаются регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.Прямые и косвенные формы государственного финансового регулирования социально-экономическими процессами и соответственно административные и экономические средства государственного финансового регулирования имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

56. Бюджетная система и ее уровни. Консолидированный бюджет, его характеристика. Принципы построения бюджетной системы РФ. Бюджетное устройство. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней: - I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; - II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - III уровень - местные бюджеты.Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированныйбюджет, кот. представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов: 1. Принцип единства бюджетной системы, кот. обеспечивается единством бюджетного закон-тва, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. 3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению 4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами. 5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств. 6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. 7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке. 8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати. 9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию.


57. Налоговая система Российской Федерации. Уровни налоговой системы государства. Общие принципы налогообложения в РФ. Налоги и сборы – понятие и сущность. Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, опред- ых Налоговым кодексом. Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач гос-ва. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Т.о., структура и орган-я налоговой системы страны характ-т уровень ее государственного и эконом-го развития. Прин-пы построения налоговой системы. Принципы построения на-вой системы в РФ определены Конституцией и НК. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств. В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ): виды налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов; права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов); формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушение закон-ва о налогах и сборах; порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц. Принципы налог. сист. РФ. НС РФ основана на ключевых принципах, в соответствии с кот. и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся: Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате. При-п всеобщности и равенства налогообложения. Он закл-ся в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собств-ти, гражданства физич-х лиц или места происхождения капитала. При-п экон-кой обоснованности налого-я. Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь эконом-е основание, и не могут быть произв-ми. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. При-п единства эконом-го пространства РФ. не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое эконом-е пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финан-х средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Прин-п установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные нк, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. При-п определенности налоговой обязанности.. В соответствии с данной нормой при устан-и налогов должны быть определены все элементы налого-я.. Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации); В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ). При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ): объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Федеральные налоги и сборы. Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. Региональные налоги. Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами госуд-й власти субъектов России в порядке и пределах, кот.предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных НК(п. 3 ст. 12 НК РФ). К регион-м налогам относятся (ст. 14 НК РФ): налог на имущество орган-й; налог на игорный бизнес; транспортный налог. Местные налоги. Устанавливаются НК и норм-ми правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ). К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ): земельный налог; налог на имущество физиче-х лиц. Специальные налоговые режимы. Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, кот. могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ). К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ): система налогообложения для сельскох-ных товаропроизв-ей (единый сельскох-ый налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деят-ти; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе прод-и.

 


58. Критерии классификации налогов. Виды налогов: прямые, косвенные, закрепленные, регулирующие. Роль и значение налогов в образовании доходов бюджетов всех уровней. Классиф-я налогов — это систематизированная группировка налогов в соответствии с однородными признаками. Классификационные признаки явл. объективными критериями разграничения налогов. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении всей истории развития податных систем стран мира. Наука неоднозначно объясняет причины существования различных налогов. Классиф-я налогов предусматривает их разделение на прямые и косвенные. Существует несколько критериев деления налогов на прямые и косвенные: По способу обложения и взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги имеют постоянное основание для их взимания. Это налоги непосредственно на доходы или имущество налогоплательщиков. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно, другими словами, у прямого налога субъект и носитель налога — одно лицо и прямо пропорциональны платежеспособности. Прямое налогообложение по сравнению с косвенным более точно учитывает доходы налогоплательщиков, при этом, возможно, адресное применение льгот. По мнению К. Маркса: «Прямое налогообложение, как простейшая форма налогообложения, является вместе с тем его первоначальной и самой древней формой — современницей того общественного строя, который основывался на земельной собственности». В зависимости от принц-в исчисления прямые налоги подразделяются на реальные и личные Реальные — это прямые налоги, кот.облагаются отдельные имущественные объекты. Они не учитывают фактический доход от имущества, состояние этого имущества, положение налогоплат-ка. Первоначально возникли такие реальные налоги как поземельный, подушный, подомовой и т. д. Для современных налоговых систем характерно преобладание прямых личных налогов. Личными налогами называются налоги, объектом обложения кот.явл. не имущество, а учтенный доход или часть дохода налогоп-ка. Личный налог отличается от реального тем, что при его исчислении учитываются индивидуальные харак-ки налогоп-ка: размер семьи, наличие иждивенцев, социальный статус, фактический размер дохода.Между реальными и личными налогами существуют определенные различия.1. Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, а личные в прогрессивных. 2. Реальные налоги взимаются по доходу, исчисленному по внешнему признаку, а личные — по фактич-му доходу. Косвенные налоги отражают изменчивость обстоятельств. Это налоги на определенные товары и услуги (например, акцизы, налог на добавленную стоимость). Косвенные налоги явл. надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости. Практика показала, что косвенные налоги явл. наиболее перелагаемыми и они наиболее обременительны для потребителей товаров, работ и услуг. Косв-е налоги не учитывают доходы граждан, их социальное положение, а потому способствуют поляризации общества. При косвенном налого-и происходит многократное обложение одного и того же объекта, и в силу этого служат мощным фактором инфляционных процессов. Исходя из названных критериев различия между прямыми и косвенными налогами можно свести к подоходно-расходному принципу. Налоги, падающие непосредственно на налогоплат-ка и кот. не могут быть переложены в сфере обращения рассматриваются как прямые налоги. По способу оценки платежеспособности налогоплательщика. Прямые налоги взимаются при непосредственном, а косвенные — при опосредованном установлении платежеспособности. Классификация по плательщикам включает три группы налогов: — с юридических лиц (налог на прибыль орган-й), — с физических лиц (налог на доходы физ-х лиц, на наследование или дарение), — с юрид-их и физич- лиц (транспортный налог). Классиф-я по объектам налого-я предполагает деление на следующие группы: 1. налоги на доходы (налог на прибыль организаций, на доходы физических лиц), налоги на имущество (налог на имущество организаций, физических лиц), 2. налоги на действия (наследование, дарение, операции с ценными бумагами, использование объектов животного мира). По назначению выделяют налоги: 1. Общие налоги поступают в бюджеты разных уровней в зависимости от устройства государства. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. 2. Специальные налоги имеют строго определенную направленность и предназначены для реализации определенных задач (например, транспортный налог, отчисления на социальное страхование). По принадлежности государственные доходы делятся на доходы центральных органов власти и управления, доходы субъектов федерации и муниципальные доходы. Федеративный характер Российского государства, включающий национально-государственные и админис-но-территор-ьные образования, имеющие существенные различия в социально-экономическом развитии, требует закрепления определенных налогов за соответствующими уровнями и перераспределения между регионами. Поэтому часть федеральных и один региональный налог (налог на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. 1. Закрепленные налоги. Доход от этих налогов полностью или в твердо фиксированной доле поступает в бюджет, за которым они закреплены. Существует ряд критериев закрепления налогов, за определенным уровнем государственной власти. Наиболее существенными из них являются: 1.1. Мобильность налогооблагаемой базы. Наиболее мобильные налоги закрепляются за федеральным бюджетом. Высокий уровень налогообложения исключает их миграцию за пределы данной юрисдикции. Менее мобильная налоговая база закрепляется и облагается на более низком уровне государственной власти, так как относительное повышение уровня налогообложения такой базы не может повлечь за собой ее миграцию за пределы субнациональой юрисдикции. Достаточно высокой степенью мобильности характеризуются труд и капитал (в денежной форме), а самой низкой — недвижимость и природные ресурсы. 1.2. Степень равномерности распределения налогооблагаемой базы по территории государства. Относительно равномерно размещенная база налогообложения предполагает закрепление ее за федеральным бюджетом. Неравномерно размещенные налоговые источники закрепляются за региональными бюджетами. 1.3. Эконом-я эф-ть работы налоговых органов. Значительные масштабы налогового источника, закрепленные за федеральным бюджетом, позволяют снизить административные издержки налогообложения. Раздробленная налоговая база закрепляется и облагается на самом низком уровне власти. 1.4. Закрепление налогов за определенным уровнем не должно создавать барьеры для свободного перелива капитала, рабочей силы и товаров между региональными образованиями в рамках единого экономического пространства. 2. Регулирующие налоги передаются в виде процентных отчислений из выше стоящего бюджета в ниже стоящий для полного покрытия расходов, предусмотренных соответствующим бюджетом. К регулирующим относятся федеральные налоги НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций и другие. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы РФ в налоговом закон-ве широко распространена статусная классификация налогов по прин-у админис-го устр-ва. Налоговая система выполняет фун-ю бюджетного регулирования. В налоговой системе Российской Федерации налоги разделены на три вида и закреплены в части первой Налогового кодекса РФ. • федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на прибыль орган-й, налог на доходы физ-х лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.); • региональные налоги и сборы (налог на имущество орган-й, налог на игорный бизнес, транспортный налог.); • местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц, земельный налог.). Главную роль в распределении налогов играет федеральный (общегосударственный) бюджет. Как видно, каждый бюджетный уровень привязан к определенным налогам. Важной проблемой является распределение налогов по отдельным уровням. В России распределение по бюджетным уровням осуществляются по принципу долевого участия всех уровней в налоговых поступлениях. Наличие бюджетных уровней предполагает перераспределение части налоговых поступлений от высоких бюджетных уровней (доноров) к низким бюджетным (дотационным) уровням. Расширение самостоятельности админис-но-территориальных образований сопровождается перераспределением федеральных налогов с помощью закрепленных и регулирующих налогов. Регион-е налоги устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ. Законод-е акты субъектов РФ. определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормат-ми правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право предусматривать льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Таким образом, один и тот же вид налога может иметь различные ставки, сроки и порядок уплаты в зависимости от места его взимания. В условиях инфляции эконом-кие субъекты фактически выплачивают еще один налог, не предусмотренный налоговой системой — так называемый инфляционный налог. Инфляционный налог представляет собой метод изъятия денег путем эмиссии денег. Инфляционная денежная политика выражается в ведении скрытых налогов, которыми облагаются все обладатели денег и имущества в стране. Получателем инфляционного налога явл. госу-во. Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их изготовление. Этот доход называется сеньораж. Он достается власти без каких-либо больших финансовых затрат. Кроме того, государство получает дополнительный доход, основанный на прогрессивной шкале налогообложения, так как инфляция способствует росту номинальных доходов. В результате темп прироста номинальных налоговых поступлений опережает темп инфляции (так как налог уплачивается по более высоким ставкам), а также доход, связанный с уменьшением, вследствие инфляции, реальной величины государственного долга. Опасность политики инфляционного денежного накопления заключается в том, что дефицит государственного бюджета приводит к ряду негативных последствий: налоги перестают платить; налоги, получаемые благодаря денежной эмиссий «съедаются» ростом цен. Правительство, в конечном итоге, теряет рычаги управления экономикой. Подсчитано, что уже при 10 % бюджетного дефицита по отношению к ВНП, доход от инфляционного налога приближается к нулю.В целях избежания негативных последствий «сеньоража» с помощью простого печатания денег, в настоящее время применяется создание резервов коммерческих банков. Происходит это в следующем порядке. Казначейство печатает казначейские векселя и продает их Центральному банку страны. Центральный банк расплачивается с казначейством за векселя предоставлением кредита на его счет. Казначейство выписывает чеки на этот счет. Владельцы чеков вкладывают полученные средства в коммерческие банки. Это ведет к созданию дополнительных банковских резервов







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.