Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие истины. Основные концепции истины.






Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, объективная истина представляет собой такое знание, содержание которого таково, как оно " задано" объектом, т.е. отражает его таким, какое он есть. Относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.

32 Понятие науки. Наука в системе социальных ценностей. Этос науки и социальная ответственность учёного.

Наука – общественная познавательная деятельность, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. (Авторы как бы вернулись на привычные для них марксистско-ленинские позиции, но не верь глазам своим). Комплекс значений понятия «наука»: - система знаний (факты, зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки); - производство знаний (создание мира теоретических образов); - социальный институт (система специальных учреждений: академии наук, научно-исследовательские институты, вузы, лаборатории и т.д.). Основные функции науки: - культурно-мировоззренческая; - непосредственной производительной силы; - социальной силы (направляет и организует почти все виды человеческой деятельности).

33 Уровни, методы и формы научного познания.

Эмпирический: наблюдения, эмпирические факты. Переход наблюдения -> эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания. Организация теоретического уровня знаний. 1) частные теоретические модели и законы. 2) развитая теория. Строится некоторая обобщенная модель, которая охватывает все частные случаи.Понятие метода и методологии.Сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами. Выявление и разработка таких норм, правил, методов и приемов, которые представляют собой не что иное, как аппарат сознательного контроля, регулирования деятельности по по формированию и развитию научного знания, составляет предмет логики и методологии научного знания.Методы эмпирического познания.1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент Методы теоретического познания.1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод (при аксиоматич построении теоретич знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства) 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории (сначала создается гипотическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке для уточнения и конкретизации) 4) метод восхождения от абстрактного к конкретному (вначале находится главная связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таки путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта Гипотеза и теория.

Гипотетико - дедуктивное развертывание - строится дерево гепотез сложной проблемы, которое затем подвергается опытной проверке. Теория должна быть непротиворечивой и основываться на аксиоматике.Цель теории - целостная картина. Теарии необходимо испоьзуют абстрагирование

34. Социальное и гуманитарное познание: специфика объекта и субъекта соц.гуманитарного познания.проблема истины в соц.-гум. познании.

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъектом познания является человек, отражающий в своем сознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

35.Общество как объект философского анализа.Исследовательские программы в обществоведении. Общество – это особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей. Общество не просто совокупность индивидов, это, прежде всего, система связей, отношений и связей между ними. Общество включает в себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы 1.экономическую (совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ). 2.социальную – систему внутреннего устройства общества, включающую в себя: а) большие и малые социальные группы (нации классы, слои и т.д., т.е. общности людей, объединенных по какому- либо признаку - разделение труда, национальный фактор, собственности на средства производства и т.д.); б) социальные институты – формальные и неформальные объединения, организации, учреждения, выражающие волю и защищающие интересы людей и социальных групп; 3. политическую – совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе.

Все многообразие концепций можно свести к четырем подходам: 1. натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Главный фактор, оказывающий воздействие на всю социальную жизнь – это географическое положение и климатические условия. Основатель данного подхода считается Ш.Монтескье В ХХ в.появились концепции, согласно которым судьбы народов определяются ритмами космоса. Так Л.Гумилев, автор теории этногенеза, полагал, что этнос возникает в результате мощного пассионарного толчка - космической энергии, запаса которой позволяет нации развиваться в течение 1000- 1200 лет. 2. идеалистический - в качестве объединяющего начала общества выступает духовное. Это может быть идея единого Бога, величия нации (Германия ХХ в.), построения светлого будущего (СССР) и т.д. В этом случае господствующая государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. Разложение идеи приводит к развалу государства и деградации общества. 3. материалистический - главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, которые определяют всю «идеальную» сферу – правовые, политические, нравственные взгляды, а не наоборот, как в идеалистическом подходе. Здесь можно назвать две основные концепции: теория К.Маркса и теория постиндустриального общества Ростоу. 4. плюралистический – учитывающий все факторы, воздействующие на развитие общества. В зависимости от конкретного этапа развития данного общества на первый план выходит тот или иной фактор. Другая тема, вызывающая в настоящее время бурные дискуссии при анализе общества – это ритмика его развития. Видный французский историк Ф.Бродель говорил, что исторические события – это пыль, а главное – циклы и тренды (описываются 4-, 12-, 36-, 100- и 144- летние циклы). Существует спираль истории – все повторяется в обществе через определенное количество лет, но на качественно ином уровне. Историки выделяют несколько типов цикличности: маятникообразное движение, круговое, спиралевидное и волновое (синусоидное). Тип цикличности зависит от размеров и масштаба 88общественной системы: в малых преобладают маятниковые циклы, в средних – круговые и спиралевидные, в больших – круговые и длинноволновые.

36.Объективность исторического развития и сознательная деятельность людей.Свобода и необходиность. История О - продукт сознательной деятельности людей, в отличии от истории П. О - объект, ограниченный в пространстве и времени - пока нет понятия, нет и объекта иследования. Формация - исторические формообразования - представляют собой органическую целостность, включающую в себя как материальные так и духовные компоненты.

Деятельность – это специфическая человеческая форма активности по отношению к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек целесообразно преобразует окружение в своих интересах. Существуют разные классификации деятельности, ее подразделяют на материальную и интеллектуальную, трудовую и нетрудовую (например, игра – это свободная от утилитарных потребностей деятельность человека), на рутинную и творческую. Функции деятельности также многообразны. Посредством деятельности: - человек обеспечивает себя средствами существования – пищей, одеждой, жильем и т.п. – это хозяйственная, экономическая деятельность; - посредством взаимодействия и общения с другими людьми человек производит различные социальные связи, можно сказать, производит и изменяет общество – это социальная

деятельность; - своей деятельностью люди преобразуют природу и творят мир культуры – «вторую природу». Структура деятельности. Всем формам деятельности присуща 100 некоторая общая структура. В ней различаются, прежде всего, субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы.

37.Идея единства и многовариантности исторического развития.Формационный культурологический и цивилизационный подходы к анализу истории общества.

В настоящее время в философии истории четко оформились две модели социального движения общества: линейная (формационная) и циклическая. Циклическая модель рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом. Социальная система не может существовать вечно. Общество проходит все стадии роста – возникновение, развитие, расцвет и разрушение - после которого либо исчезает, либо находит в себе силы и возможность все начать с начала. Одно из представлений о цикличности исторического процесса дано Полибием. Древнегреческий историк рассматривает шесть форм государственного устройства, циклически сменяющих друг друга в ходе истории. Каждой форме правления суждено нести в себе собственную погибель – свою извращенную форму вырождения.

В Х1Х-ХХ вв. цивилизационный подход представлен Н.Данилевским, К.Леонтьевым, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным, С.Хантингтоном. Появляется само понятие «цивилизация», имеющее несколько значений: 1. триумф и распространение разума не только в политической, но и моральной и религиозной области, просвещенное общество в противовес дикости и варварству 2. страна (народ) в развитом состоянии Большинство философов истории сходятся в одном, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, «большой идее», сакральной (священной) ценности. Н.Данилевский («Россия и Европа») выделяет десять цивилизаций («культурно-исторических типов в его терминологии) Русский философ проводит аналогию с жизненным циклом растений, животных и человека. Все культурно-исторические типы и народы, их составляющие, «рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают. Отношения между культурно- историческими типами определяются логикой взаимного соперничества, борьбы и вытеснения. «Око за око, зуб за зуб» - это закон внешней политики, отношения между государствами. Энергичные цивилизации – «бичи Божии» - сметают с исторической арены дряхлые культуры. Н.Данилевский подчеркивал, что не может быть привилегированных культурно-исторических типов

38.Проблема источника и движущих сил общественного развития.Роль народных масс и личности в истории. Движущая сила Ц. - творческая элита, увлекающая за собой инертное большенство.

Гумилев развил теорию этносов. Этнос зарождается из - за небольшой горстки одухотворенных людей. Затем, как и цивилизация, проходит стадии: зарождения, развития, надлом, разложение.

 

39.Экономическая сфера жизни общества.Понятие общественного производства.Способ производства.

Произ-во - в самом шир. смысле сп-б развития чел-ка, общ-ва. Сп-б - производительный(произ-во и развитие чел-ка, спос-ей, потреб-ей; особенность: творческий хар-р - создание нового), раньше - собирательный, хотя и сейчас присуща чел-ку. Произ-во как сп-б $ 2ст.: маьериальное(вещей, произ.отн-ий, чел-ка), духовное(идей, дух.отн-ий, чел-ка). МП основа сп-ба $. Структура: 1) сф. непоср. произ-ва; 2)сф. распределения; 3) сф. обмена; 4) сф. потреб-ия.

Сп-б произ-ва: конкрет. ист. этап в развитии МП(в более шир. см. - сп-б каким дан. продукт произ-ся). 2ст.: ПС, ПО.

ПС - соц. ф-ры, эл-ты общ-ва, к-рые задейст. в произ. процессе. 3 эл-ты - личностный (люди); веществ. (орудия труда, в шир.см. - ср-ва произ-ва); духовн. (наука). ПС - основа внутр. сп-ба произ-ва, все особ-ти сп-ба произ-ва - от ур-ня развития ПС. Источник развития ПС - противоречия м/д эл-тами.

Предмет труда - то, на что направлен труд; средства труда - то, что служит проводником воздействия на предмет труда: образуют ср-ва произ-ва. В ср-х труда различают орудия труда и ср-ва для хранения предметов труда. Продукт труда. Т. носит опосредованный хар-р.

Источники развития: человек

ПО - отн-ия м/д агентами произ-ва, в конеч. Счете м/д людьми в процессе произ-ва жизн. ср-в. 4типа ПО - 1)организ-тех. отн-ия; 2)по поводу опред. доли и получение ее; 3) отн. обмена; 4)отн-ия потреб-ия - исп-ие продукта(производственный и непроиз.) ПО на основе отн-ий собственности(общественная, коллективная, индивидуальная: личная и частная). 2 подхода к ч/с: Гегель - пр. соб-ти - одно из условий св-ды чел-ка; Маркс - ч/с - зло - эксплуатация.

Связь ПС и ПО в сп-бе произ-ва: диалектич.; ПС - противоречивая ст. - определяет ПО; $ обратная связь, м. ускорять или замедлять развитие ПС. ПО отстают от ПС®конфликт®соц. рев-ция (ликв-ия старого типа переход к новому сп-бу произ-ва) - причина перехода на новую ст. развития.

40 Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально –классовая, социально – этническая, социально – демографическая.

Комплекс определений социальной структуры: 1) совокупность относительно устойчивых общностей людей; 2) формы организации совместной деятельности; 3) система связей и взаимодействий. В широком смысле это система основных социальных сфер вообще (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения. Основные компоненты социальной структуры: индивид, общность (группа, класс, страта и т.п. с общими признаками пол, возврат, собственность, образование, профессия и др.), социальный институт (система органов, механизмов и норм, регулирующих общественные отношения). Традиционные типы социальных структур (различаются компонентным составом): - этническая (род, племя, народность и нация): по мере развития обществ кровнородственное единство сменяется социально-территориальным, поддерживаемым общностью территории, экономической жизни; -классовая. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Понятие " класс" обозначает большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории.

41.Политическая сфера жизни общества.Государство как социальный институт.Понятие гражданского общества Гражданское общество – внегосударственная форма общественной жизни, сфера реализации частных (индивидуальных и коллективных) инициатив, интересов и потребностей. Его наличие ‑ главный признак демократических систем. Термин употребляли еще в античности, но современный смысл сформирован просветителями в XVIII в.

Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Главный социально- политический институт - государство (система властных органов - законодательных, исполнительных, судебных, осуществляющих руководство обществом). Политические организации (партии, движения, группы давления) призваны влиять на формирование государственных структур и выражать интересы различных социальных групп.

Первоначально власть и управление в чел. общн-х не имели полит. хар-ра. Биол. предпос. - отн-ия доминирования. Власть - влияние, несмотря на сопротивление, с пом. авторитета, права или насилия. Над-ся по наследству или на осн. выборов. 2сп-ба функц-ия власти: принуждение, стимулирование. Формы власти: авторитарная, демократич. Власть порождает сис. управления. Критерий: субъект-гос., общ., партийная, военная и т.д.; объект - полит., экон., дух, религ.

Пол.сис. - сов-ть пол. и общест. институтов и учреждений, пол. отн-ий и норм, при пом. к-рых реализ-ся гос. власть, обесп-ся сбалан-ть интересов разных соц. гр., орган-ся пол. жизнь общ-ва. Ф-ции: выражение интересов, обощение их, выработка общих правил, применение их, контроль за этим, ф-ция полит. коммуникации. Центральное место - гос-во.

Государство, возникновение, сущность, признаки и функции.

Гос-во - гл. эл-т поли. сис.; страна, особая организация общ. жизни, гос. аппарат. Признаки: единая территория, население, публичная власть, право, налоги.

Возникновение: Т. договора(Гоббс, Руссо): дикость - отн-ия не регул-сь, анархия, “война всех против всех”, рост населения®вывод - надо договриться®надо создать органы, к-рые будут ограничивать свои права - гос-во. Т. насилия(Дюринг): гос-во®т.к. люди неравны®кто-то захватывает власть®гос-во. Маркс. Т. - гл. причина - появл-ие классов, расслоение общ-ва из-за соб-ти, гос-во - орудие госп-ва классов.

Гос-во - из-за небх-ти управ-ия общ-вом, до классов. Сущность - система общ. власти, призван. заниматься решением общих дел.

Функции: внутренние - рег-ие отн-ий м/д гр., эк. задачи, воспит-ие; внешние - рег-ие отн-ий с др. странами(дипломатия, война)

42.Духовная сфера жизни общества.Уровни и формы общественного сознания, их значение в жизни общества и личности. Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

 

духовную – духовное производство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей. Ядром 86 духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, настроений людей, присущих обществу на определенном этапе развития. Общественное сознание различается по уровням и формам. Первый уровень – обыденное сознание (непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности). Ему соответствует общественная психология – чувства, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается целенаправленное планомерное формирование. Второй уровень – теоретическое сознание. Ему соответствует общественная идеология – совокупность теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология формируется целенаправленно.

К формам общественного сознания относятся политические, правовые, моральные, научные и религиозные взгляды. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, господствовала религия, в новое и новейшее время – политика и наука).

43.Социальная(внепроизводственная) сфера жизни общества.Общество, как система социальных отношений.(социальное взаимодействие)

Иcторичеcкие типы взаимоотношений человека и общеcтва

К.Маркс выделял три основные исторические типа социальности: отношения лично зависимости (1), отношения вещной зависимости при личной независимости (2) отношения свободных индивидуальностей (3).1.Отношения личной зависимости характерны для всехдокапиталистически обществ, как доклассовых, так и для классово-антогонистических.Общим для ни явл.включение индивида в жестко регламентированную локализованную систем общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.).И эта систем явл.весьма устойчивой, замкнутой и давлеющей над чело-веком, определяе существенные особенности его поведения

социальную – систему внутреннего устройства общества, включающую в себя: а) большие и малые социальные группы (нации классы, слои и т.д., т.е. общности людей, объединенных по какому- либо признаку - разделение труда, национальный фактор, собственности на средства производства и т.д.); б) социальные институты – формальные и неформальные объединения, организации, учреждения, выражающие волю и защищающие интересы людей и социальных групп;

 

44 Понятие культуры. Концепция культуры. Культура как форма самореализации человека.

Под понятием культуры понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни, " вторая" искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть. В структуре данного феномена можно выделить два класса элементов: 1) включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни. 2) состоит из социальных институтов и учреждений культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе. 1 класс элементов характеризует культуру как систему эталонов общественного поведения людей, а 2 - как систему, осуществляющую социальный контроль над ценностями и идеями. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Социально-регулятивная функция воплощается в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры - коммуникативно-репродуктивная. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Функция культуры - ценностно-ориентационная. Главный родовой признак культуры - это неприродный, деятельностный, общественный источник ее происхождения и развития.

45.Культура и цивилизация.Диалог культур в современном мире.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех " предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется " социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

46.Социокультурная ситуация современности и ее репрезентация в философии.

Постмодернизм 70 годы 19 в.Критика реализма(эмпириокритицизм).Открытие микромира в замену атому.В культуре-полная свобода творчества.

Философские вопросы антропосоциогенеза.

В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека: 1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел-ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного и произошел человек.в) чел-к всегда существовал на Земле, но для этого надо допустить вечное существование Земли. Это не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.2. идеалистическая. Наиболее четко выражена Гегелем. В предке чел-ка “дремал”мировой разум, а затем проснулся. Обнаружение мир.разума в чел-ке выразилось в становлении ознания, прямой походке и развитии правой руки. Культурные ценности формируют чел-ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт мрового разума..3. выражается в трудовой теории возникновения чел-ка. С момента появления мат.производства начинается процесс возникновения чел-ка и общ-ва. Общ-во выступает как способ бытия человека. Отсюда берет начало антропосоциогенез. Труд. теория говорит о том, что, благодаря труд. деят-ти появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с их помощью материальные ценности.появл. речи и языка. С помощью орудий труда общаться нельзя. Вырабатывается язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир-ся символы. Символы в матер. смысле - слова и графич. изображение - это средство изобрет. человеком для общения. Слово - инструмент к формированию людского коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.

48.Философская антропология: человек как предмет философского анализа в классической и пост классической философии.

Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Так, Т.Мальтус (ХУ111 в.) предложил рассматривать общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за свое существование, где побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром). Социал-дарвинизм на рубеже Х1Х-ХХ вв. продолжают эту идею, вооружившись учением Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социобиология в ХХ в. делает акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, какой бы она не была – плохой или хорошей (общество здесь тоже не помощник). Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко 96проявилось в фашистской идеологии, призывавшей к «расовой чистоте» и «расовой гигиене». В большей степени эти идеи опирались на евгенику – учение о том, какими средствами и каким образом можно достигать «высшего качества наследственности человека». Фрейдизм с его пониманием культуры как сублимации сексуальных влечений тоже относится к биологизаторскому направлению. Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. В нем, как в зеркале отражаются пороки общества или его добродетели. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Создайте человеку идеальные условия, и он будет совершенным. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в действительность – социализмом. Однако, в действительности оказалось все сложнее. Человек – это не tabula rasa (чистая доска), на которой общество пишет свои письмена (какие захочет). Не учитываются не только генетические особенности данного индивида, но и сознательный свободный выбор ценностей и направления жизненного движения, зачастую совершенно необъяснимый (и противоположный) окружающей социальной средой. В формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание и собственный выбор (Я). Ни одно из этих трех факторов современная наука не называет в качестве определяющего. Все важно и необходимо. Человек – это целостная система, открытая миру и возможностям.

49.Человек: индивид, индивидуальность.Проблема личности в философии.

Индивид. Индивидуальность. Личность. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность – это итог взаимодействия человека и общества. Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре: 1) физическая личность или физическое Я – это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека. 98 2) социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности. 3) духовная личность – ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни. Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности. Эта черта, выходящая на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип – «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя. Второй тип – «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения. Третий тип – люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична. 99Четвертый тип – гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.