Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды, формы и методы бюджетного контроля, меры ответственности за бюджетные правонарушения.






Финансовый контроль — регламентированная законода­тельством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государ­ственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.

Финансовый контроль применяется во всех сферах на­родного хозяйства.

Субъектами финансового контроля выступают организа­ции, наделенные правом финансового контроля.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуще­ствляющих финансовый контроль, различают следующие виды контроля:

• государственный (проводится государственными орга­нами);

• ведомственный (проводится контрольными подразделе­ниями министерств);

• внутрихозяйственный (внутрифирменный);

• негосударственный (аудиторский).

По объектам контроля финансовый контроль включает следующие разновидности контроля: бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный, валютный.

Бюджетно-финансовый контроль является формой реа­лизации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета.

Задача контроля при составлении проекта бюджета со­стоит в том, чтобы полнее использовать в доходной части бюджета резервы финансовых источников.

Налоговый контроль — часть финансового контроля. Он имеет целью мобилизацию налоговых доходов бюджетов всех уровней путем обеспечения полной собираемости налогов, установленных законодательством РФ. Органы налогового контроля проводят проверки по выполнению юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед госу­дарством.

Таможенный контроль имеет целью обеспечение своев­ременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет в соответствии с законодательством РФ.

Валютный контроль имеет целью обеспечить экономи­ческую безопасность страны: соблюдение действующего за­конодательства о валютных операциях.

В соответствии с БК РФ законодательные (представи­тельные) и представительные органы местного самоуправле­ния применяют следующие формы финансового контроля:

• предварительный;

• текущий;

• последующий.

Предварительный контроль производится до соверше­ния финансовых операций по созданию, распределению и использованию денежных средств с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на ста­дии прогнозов и планов дополнительных финансовых ресур­сов. Предварительный контроль предусматривает оценку обо­снованности финансовых программ, финансовых планов, финансовых смет, учредительских договоров, обоснованнос­ти расчетов прибыли и др.

Текущий (оперативный) контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выда­чи ссуд с целью предотвращения нарушений финансовой дис­циплины, предупреждения возможных потерь на фоне быс­тро меняющейся финансовой ситуации в расходовании де­нежных средств в процессе осуществления финансовой и хозяйственной деятельности. Объектом текущего контроля в первую очередь становится документация, связанная с упла­той или получением денежных средств. Затраты сопоставля­ются с нормативами расходов.

Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации с целью выявле­ния нарушений финансового законодательства и оценки ре­зультатов финансовой деятельности. Результаты финансовой деятельности сравниваются с планами, нормативами. Эта форма контроля проводится путем анализа отчетов и балан­сов, путем проверок и ревизий непосредственно на месте в организациях и учреждениях.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Применяются следующие ме­тоды финансового контроля: наблюдение, обследование, про­верка, анализ, ревизия, надзор.

Наблюдение (мониторинг) — общее ознакомление с со­стоянием финансовой деятельности объекта контроля со сто­роны контролирующих организаций за выполнением опреде­ленных действий предприятиями. Например, наблюдение за использованием выданной ссуды, наблюдение за финансо­вым состоянием предприятия-клиента.

Наблюдение может быть по одному или нескольким по­казателям деятельности организации.

Обследование в отличие от наблюдения охватывает бо­лее широкий круг финансовых показателей обследуемого предприятия для определения его финансового состояния. При обследовании могут использоваться такие приемы, как оп­рос и анкетирование.

Проверка финансовой деятельности проводится на мес­те с использованием балансовых, отчетных и расходных до­кументов для выявления нарушений и их устранения. Про­верка касается основных вопросов финансовой деятельности на месте и проводится с целью устранения нарушений.

Анализ в переводе с греческого означает " расчлене­ние, разложение изучаемого объекта или процесса на от­дельные составляющие части, элементы, внутренне при­сущие этому объекту". В традиционном понимании финан­совый анализ представляет собой метод исследования (изу­чения) путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ — это метод научного исследования (познания) и оценки яв­лений и процессов, в основе которого лежит изучение со­ставных частей, элементов изучаемой системы (совокуп­ности).

Цель финансового анализа — оценить финансовое со­стояние организации на основе достоверной информации, определить финансовый результат, платежеспособность организации, оценить эффективность использования капи­тала.

Ревизия — это наиболее глубокий и всеобъемлющий основной метод финансового контроля. Это полное обследо­вание финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации. Законодательство предусматривает обязатель­ный и регулярный характер ревизий.

Ревизии могут быть комплексные и тематические; пла­новые и внеплановые; документальные с проверкой товар­но-материальных ценностей.

Надзор проводится контролирующими государственны­ми органами за предприятиями и организациями, получив­шими лицензию на определенный вид финансовой деятель­ности, за соблюдением нормативов. Например, надзорные функции практикует Центральный банк РФ, осуществляя надзор за деятельностью в стране коммерческих банков, Росстрахнадзор — за страховыми фирмами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.