Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Прокофьев 13 страница






Неформальные молодежные объединения – самостоятельные инициативные (любительские) общественные формирования учащихся. Их назначение – удовлетворить многообразные духовные, политические, социальные и культурные запросы молодых людей и способствовать развитию их индивидуальных способностей, интересов и склонностей. Формы организации неформальных молодежных объединений: движения, клубы, общества, кружки и др. По содержанию эти объединения могут быть религиозными, политическими, культурологическим, социальными, спортивными, бытовыми.

Нечестность – отрицательное нравственное качество личности, характеризующее человека, лишенного чувства чести, порядочности, не способного отвечать по своим обязательствам, а также творящего беззаконие, совершающего преступление. Когда-то нечестность обозначала и нравственное беспутство, порочность. В целом же это качество может характеризовать жизнь во грехе, т.е. любые нарушения нравственности.

Нечистая сила – общее название низших демонических существ и духов – чертей, дьяволов, бесов. По смыслу синонимично «злым духам», «нечисти». У древних славян были представления о вредных для людей «неведомых» силах, образы которых изображались с хвостами, рогами, копытами, черной и длинной шерстью и т.д. По представлению древних людей нечистая сила может жить рядом с людьми, но в основном – в болотах, трясинах, пещерах, колодцах, чердаках домов и т.д. Она вредит человеку, мешает ему жить по Заповедям Божиим. Христианство предлагает избавляться от нее верой в Бога и молитвой.

Нигилизм (лат. – ничто) – умонастроение, мировоззренческая позиция, выражающая тотальное отрицание любых и всяких норм, принципов, традиций и законов. существующих и принятых в обществе на данном историческом этапе. Нигилизм – это прежде всего отрицание духовных основ бытия. Нигилистическое сознание проявляется в разных формах: реализм, витализм, национал-социализм и др., обладающих разрушительной, а не созидательной силой. Нигилизм вызывает прерывание линий развития чего-нибудь. Это мировоззрение прямо противоположно христианству: оно вносит в сознание подозрительность, недоверие, ревность, зависть, гордость, нетерпимость, бунтарство и даже хулиганство. Нигилизм порождает неудовлетворенность собой, миром, обществом, Богом. Такое миропонимание, через грубое отрицание, влечет к насилию, «революционному террору», потворствует грубым страстям. Нигилизм – это духовный беспорядок. Слово вошло в обиход с романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», т.е. в 60-е годы XIX столетия. Как форма самосознания он был присущ более разночинной интеллигенции, разрушающей традиционные ценности русской жизни.

Николин день – православный престольный праздник: 19 декабря – «Никола зимний», 22 мая – «Никола вешний». Святой Николай – реальная историческая личность. Это архиепископ мирликийский, живший в IV в. и почитаемый после своей смерти как святой всей христианской церковью. Святой Николай, именуемый православным народом Николаем Чудотворцем и Николаем Угодником, считается защитником простых людей. В нужде ли, в болезни, на войне ли, в море ли – всюду и везде православному человеку помогает надежда на Николая Чудотворца. «Правилом веры и образцом кротости» называет его Церковь. На Руси многие храмы носят имя Николая Угодника.

Нимб (лат. – облако. туча) – лучезарный венец в виде светящегося круга над изображением головы богов и героев. Сегодня это иконографический символ божественности, святости и могущества. По народным верованиям греков боги, являясь на Землю в образе человека, испускают ослепительный блеск и потому воспринимаются обыкновенными людьми окруженными сияющим облаком – частицей светозарного эфира.

Ниша (лат. – гнездо) – углубление в стене, у камина для статуи. вазы, бюста. В русской печке ниша похожа на печурку как углубление для сушки мелких вещей (варежек, носок). В военном деле ниши – это углубления для запаса патронов, снарядов. Термин «ниша» в 80-е годы ХХ-го столетия стал употребляться и в педагогике, когда говорят о самоопределении человека или коллектива, о нахождении им своего места в жизни: «каждый ребенок нашел свою нишу», «нам надо занять свою общественную нишу».

Нищета (ст.слав. – не иметь) – состояние крайней бедности, нужды, когда из-за отсутствия пропитания и одежды человек вынужден просить подаяния, т.е. милостыни у прохожих на улицах города, по домам сельчан или у церквей. Эти люди называются нищими. Их число, как правило, резко возрастает в периоды экономических кризисов, во время неурожаев и природных катаклизмов, войн и революций. У русского человека нищие вызывают чувство милосердия и сострадания. Подать нищему – значило проложить себе путь к прощению у Бога. В народе говорилось, что «в рай входят святой милостыней». В психиатрии, в то же время, известна болезнь «патологическое нищенство», когда желание просить милостыню, даже при отсутствии острой нужды, побуждает человека становиться в роль нищего. Чаще всего это возможно в старческом возрасте, у воров, пьяниц. В Библии, в числе блаженств называется нищенство духа, что означает смирение, скромность, повиновение, покаяние. Нищий в русской культуре иногда символизировал отшельничество, аскетизм и даже святость.

Новация (лат. – обновление) – частичное обновление, изменение чего-то уже существующего; это новшество, связанное с заменой компонента, связи, отношения, свойства и т.п. Новатор – это обновитель, человек, вносящий что-то новое, прогрессивное в существующие системы, процессы. Новаторство – это деятельность новаторов, течение, определяющее созидательную деятельность педагогов. Новации являются одной из сторон развития культуры, наравне с сохранением традиций. Это касается и образования, содержащего в себе как устойчивые, так и изменяемые моменты. Новации обеспечивают движение, развитие.

Нововведение – это новация, путем реформирования внедряемая в практику образования. Это процесс использования, внедрения новации (новшества) для удовлетворения потребностей в совершенствовании деятельности и улучшении результатов. Нововведения выполняют различные функции – замещающие старые отжившие элементы, отменяющие их без замены и вводящие, как бы открывающие что-то новое.

Новое воспитание – течение в педагогике конца XIX начала XX веков. Цель его – создание системы воспитания инициативных, разносторонне развитых людей, способных стать в перспективе предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и общественной жизни. В основу такого воспитания полагалось поставить физическое, умственное и нравственное развитие личности. В школах «нового воспитания» впервые вводились предметы по выбору учащихся, отстаивались принципы концентрированного преподавания предметов, использовались разнообразные методы и приемы обучения и воспитания, нравственное воспитание направлялось на формирование цельной гармоничной личности. Главными методами признавались авторитет, самоуправление, влияние искусства. Большое значение придавалось развитию у детей чувства религиозности, но преподавание вероучений не допускалось. «Новое воспитание» - это также проведение экспериментов, экскурсий, малые по составу учебные группы, сочетание индивидуальных и групповых занятий, много ручного труда и т.д. Новое воспитание во многом приближалось к идеям свободного воспитания. Многие элементы нового воспитания начали возрождаться в системе отечественного образования в конце XX века.

Новозаветная педагогика – условное название педагогики, построенной на нравственных идеях Нового Завета, на понимании и подходе к человеку как образу и подобию Божьему. Новозаветная педагогика противостоит языческой, где господствует наказание и подчинение. Новозаветная педагогика исходит из идей наличия у человека врожденной способности к творчеству (Богом данной), индивидуальной ответственности, способности быть высоко нравственным. Эта педагогика главным считает дух человека, а целью жизни – созидание добра и движение к спасению души.

Новоселье – это русский традиционный праздник, справляемый по поводу вселения в новый дом или квартиру. Обычай праздновать это событие очень древний. На праздник созываются гости, делается богатый стол, на нем хорошо кушают, много поют и танцуют. Хозяевам дарят подарки «на обживание», чаще хозяйственные принадлежности. В дохристианские времена въезжать в новый дом считалось опасным, если он построен на «нечистом» месте, если от него не изгнана нечистая сила или не задобрен домовой. Новоселье, празднуемое сразу после переезда, связывалось с различными приметами.

Новый Год – традиционный общенародный праздник в честь окончания старого года и прихода нового. Новый Год – это праздник истинного начала миросотворения. В сакральной мироорганизации это своего рода модель рождения порядка из хаоса: в эти дни как бы моделируется рождение порядка, чего-то нового в жизни человека. Этот праздник обращает нашу память к далеким «первовременам», когда закладывались первопричины последующих исторических событий и образцы социального поведения. В этом люди черпают духовные силы, которые реализуются в ритуалах, инсценировках, песнях, обычаях. Через них к человечеству периодически возвращается память о вневременном прошлом. Наиболее древний Новый Год – в Вавилоне. С III тыс. до н.э. здесь инсценировались акты сотворения мира из хаоса. До сих пор в ритуал праздника входит элемент тушения света в зале и призыв к елочке «зажечься», в христианстве святки – это время бесов, ряжения, изображения черепов, скелетов, чудовищ. У всех народов в традицию Нового Года входит его встреча дома, в семье, что утверждает единство семейного пространства и его «оберег» гирляндами, вечнозеленым деревом («древо жизни»). В России до Петра I Новый Год праздновался 1 марта по церковному календарю и 1 сентября – по гражданскому. С 1700 года был введен единый день – 1 января. В первые десятилетия советской власти он был запрещен, его функцию выполнял праздник Октября – 7 ноября. Новые традиции этого праздника – дарить друг другу подарки, красиво наряжаться во что-нибудь новенькое, украшать помещение и елку свечами, наряжать Деда Мороза и Снегурочку и т.д. К празднику делается праздничный стол, устраиваются танцы, пение, театрализованные представления. Издревле считается, каким будет Новый Год, таким будет и весь год.

Новый Завет – вторая часть Библии, состоящая из книг четырех евангелистов от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, деяний апостолов и апокалипсиса. Это канонические книги христиан. В книгах рассказывается о земной жизни Иисуса Христа, его страданиях, смерти и воскресении, о его чудотворениях и поучениях. Новый Завет это договор между Богом и человеком, переходящим из состояния рабства в свободное состояние сыновства и благодати. Новый Завет дал человечеству идеал нравственного совершенства.

Ноосфера (гр. – духовное небо) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Ноосфера создается человеческим разумом, сознанием и волей. Это «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории». Ноосфера – это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность, человеческое поведение, мысли, отношения существенно влияют на ее изменения. Человек, таким образом, становится крупнейшей геологической силой.

Ноосферное мышление – это глобальное мышление в его связи и взаимодействии с мыслительной оболочкой земли. Биосфера земли в ХХ столетии в результате деятельности человека превратилась в ноосферу. Ноосфера – сфера разума – есть высшая степень интеграции всех форм существующей материи. Формирование ноосферного мышления у современного человека связано с воспитанием у него глубокой ответственности за свой «вклад» (своими действиями, помыслами, чувствами) в дальнейшую эволюцию биосферы в целом и себя самого. Это значит формировать у человека способность быть чутким к «голосу природы», «голосу неба». Система образования ХХ века должна понять, что миру, времени нужен не «экономический человек», а «человек духовный», нуждающийся в другом человеке, в смысле своего существования, в понимании себя как микрокосма. Признание существования ноосферы стимулирует ноовоспитание ноопсихологии человека.

Ностальгия (гр. – возвращение домой) – болезненное чувство тоски по родине, родным местам, привычным и обжитым, по чему-то утраченному. Часто носит меланхолический характер, сопровождается бессонницей, депрессией. Ностальгия чаще всего возникает у людей, покинувших родину, эмигрантов, плохо адаптирующихся на чужбине. Хотя ностальгия – это болезнь, поражающая только взрослых, ее содержанием чаще всего бывают воспоминания детства и юности.

Нотация (лат. – выговор, замечание) – метод воспитания, выражающий порицание, осуждение какого-либо действия, поступка, высказывания, как правило, человека в детском и юношеском возрасте. Нотация – это наставления о том, как надо и не надо себя вести, это нравоучение, легкий выговор или упрек со стороны взрослого человека или руководителя.

Ноу-хау (англ. – знать как) – оригинальная идея, знания и опыт, имеющие большое научное или практическое значение и не защищенные охранными документами (не запатентованные, не опубликованные). Ноу-хау является товаром на национальном и международном рынке, используется в лицензиях, соглашениях, договорах о сотрудничестве.

Ночь (ст.слав.) – в астрономии это часть суток, в течение которых Солнце находится под горизонтом, т.е. это промежуток времени между заходом Солнца и его восходом. На экваторе день и ночь равны, на полюсах – по полгода тянутся день и ночь. В древнерусской культуре Ночь – это бессмертное существо, символизирующее тьму, мрак, враждебность к человеку, когда выходит против него вся нечистая сила. Ночь - сестра Дня, хотя не любящая брата, строящая против него козни. Символически «ночь» двойственна: это власть злых духов, но и женское начало, мир, сон, мечты, обновление.

Ноябрь (лат. – девять) – одиннадцатый месяц календарного года. До реформы календаря Юлием Цезарем был девятым месяцем в году. В русском народе говорят: «Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной брат». Народное название ноября – грудень, что связано с замерзшей грудами грязи дорогой (грудная дорога, грудной путь). Это очень сложный и противоречивый месяц: землю то закует морозом и наградит гололедом, то расквасит грязью. Это обманчивый месяц короткого времени, связанный с убывающей силой Солнца. В народе он считался временем супружеских измен, но и удачных свадеб, обещающих долгую и счастливую семейную жизнь. В ноябре завершается осенний отлет птиц – последними улетают грачи, чайки, утки. Этот месяц богат на праздники. 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери, установленный по случаю избавления Москвы от власти Литвы в 1612 году. 6 ноября – Димитриевская родительская суббота. 10 ноября – день Святой Параскевы Пяжницы, покровительницы полей и скота на Руси. 14 ноября – день бессеребренников Косьмы и Демиана. 21 ноября – день Архистратига Михаила (Михайлов день). В этом месяце много гражданских праздников, рожденных советским временем: дни учителя, рыбака, железнодорожника, молодежи, стариков. И особый день – 7 ноября, когда свершилась большевистская революция в России, положившая начало новому государству – Союзу Советских Социалистических республик и новому общественно-экономическому устройству жизни народа – социализму. Для школьников этот последний месяц осени начинается с завершением первой четверти, продолжается – осенними каникулами, а заканчивается – началом 2-ой четверти.

Нравственная автономия – теоретическая идея о существовании особых, независимых от окружающей действительности и воспитания, внутренних законов духа. Эти законы, а не внешние регулирующие факторы, определяют нравственное начало в человеке – нравственные мысли, чувства и поведение. Человек внутренним зрением, совестью изначально чувствует и знает разницу между добром и злом, должным и недолжным. Некоторые ученые утверждают существование нравственно-генетического кода, формирующегося как синтез многих личностных качеств предшествующих поколений. Разрушение кода происходит посредством утверждения идеи превосходства человека над всем миром, восприятия мира как враждебной силы, которую надо завоевать, покорить, подчинить себе. Нравственная автономия, как генетически чистое образование, поддерживается соблюдением Законов Божиих.

Нравственная деятельность – деятельность, исходящая и соответствующая нравственным законом и принципам, регулируемая и саморегулиремая ими. Мотивы такой деятельности носят только высоконравственный характер. Нравственная деятельность не может возникать ни из какого другого побуждения, кроме идеального, а идеальное побуждение возникает из идеала и веры. Нравственная деятельность есть критерий нравственности человека.

Нравственная дихотомия – принцип построения системы нравственных понятий, основанный на делении целого на две полярные и взаимно исключающие части. В основе данного принципа лежат основные модусы духовности – Добро и Зло. Добро – это высшее проявление божественного начала в человеке и средство его выживания. Зло – это отступление от добра в противоположную сторону, ко греху, падению и смерти. Отсюда и возникла естественная дихотомия нравственных качеств личности и поведения (деятельности) человека: честность – нечестность, доверчивость – замкнутость, злобность – доброжелательность, любовь – ненависть, вера – безверие и т.д. Но это крайние формы нравственной дихотомии, между которыми лежит бездна оттенков конкретного проявления этих качеств: по соотношению (по доле присутствия) между собой, по силе, устойчивости, конкретным формам и видам и т.д. В зависимости от этих характеристик нравственная дихотомия проявляет себя не только во всей системе нравственных качеств, но и в каждом из них в отдельности: в каждом есть и добро и зло, и человек всегда стоит перед выбором чего-то большего или меньшего. Через нравственные качества Добро и Зло, как основные модусы духовности, реализуются в жизни человека и становятся предметом его воспитания и образования. Воспитание, формирование, развитие, корректировка, оценка нравственных качеств в зависимости от удаленности от полюсов Добра и Зла становится функцией любого педагога, в том числе и родителей. Он должен создать тенденцию движения к Добру, т.е. к устранению порчи человеческой натуры (снижению греховности). На это направлена и деятельность земной Церкви. Согласно данного принципа термин «безнравственный» не имеет смысла, разве что для условного обозначения степени удаленности качества от Добра, и приближенности ко Злу.

Нравственная культура – это состояние общества с точки зрения соблюдения им (большинством членов общества) моральных норм и правил. Нравственная культура выражается в обычаях, нормах поведения, нравах, ценностных ориентациях, в оценках добра и зла, в понимании счастья, героизма, в отношениях к любви и дружбе. Граждане в обществе с высокой нравственной культурой живут в согласии со своей совестью, в гармонии с внешним миром и властью, они никому не причиняют ущерба и живут по «золотому правилу», никому не причиняя зла. «Нравственная культура» является важной этической и культурологической категорией.

Нравственная педагогика – новая отрасль педагогического знания, формирующегося вокруг базисных категорий духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Важнейшими понятиями и категориями нравственной педагогики являются «нравственное воспитание», «духовность», «нравственное сознание», «нравственное поведение» и др. Нравственная педагогика исходит из идеи, что нравственное нельзя познать извне, а лишь изнутри, что делает чрезвычайно важным самопознание и самооценку. В этой ветви педагогики разрабатываются нравственные требования к ребенку, критерии нравственного учителя, пути к достижению таких нравственных качеств, как единство слова и дела, любовь к человеку, к труду и т.д. Здесь вся педагогическая система простраивается с нравственных позиций и направлена на воспитание именно нравственного человека. Эту педагогику иногда именуют этической. Она носит христиански ориентированный характер.

Нравственная психология – это новая ветвь психологического знания, возникшая на стыке собственно психологии человека и этики. Предметом ее является нравственное становление и развитие человека. Здесь исследуются проблемы внутреннего нравственного пространства человека, понимания самого человека как нравственного феномена. В основе новой системы знаний лежит идея общности психологии и этики через отношение человека к человеку. Нравственная ориентация здесь рассматривается не как результат внешнего давления, а прежде всего как суть, имманентно составляющая человека и являющаяся путеводной нитью его нормального развития. В нравственной психологии утверждаются идеи обеспечения личного здоровья путем бескорыстного отношения друг к другу. Она полагает нравственное развитие человека как норму. Нравственная психология рассматривает человека как образ и подобие Божие, а его нормальное развитие как реальный опыт подражания Христу.

Нравственная устойчивость личности – интегративное качество личности, как условие ее нормальной жизнедеятельности. Это способность личности сохранять, активно защищать и реализовывать свои нравственные позиции, принципы, убеждения, а также проявлять стойкий иммунитет к отрицательным воздействиям. В основе данного интегративного образования лежат такие качества личности, как сознательность, гуманность, достоинство, чувство долга и личной ответственности, верность нравственным нормам (законам), инициативность в их соблюдении. Механизмом нравственной устойчивости является нравственно-волевая саморегуляция. Основами этого качества считаются синзитивные для данного возраста свойства, отчего нравственная устойчивость личности имеет возрастные особенности.

Нравственное богословие – христианское учение о морали, практическое богословие, систематически излагающее учение Христа, апостолов и отцов Церкви о нравственности. Здесь рассматриваются возможные человеческие грехи (пороки) и способы борьбы с ними. Нравственное богословие обосновывает необходимость христианской морали, показывает ее преимущества. Эта наука и учебная дисциплина основывается на тех законах нравственности, которые изложены в Старом Завете и Новом Завете. Нравственное сознание, поведение и чувства, формируемые как следование этим законам, являются неотъемлемой принадлежностью человеческой личности как образа Божьего. Нравственное богословие изучается как учебная дисциплина в духовных училищах и семинариях.

Нравственное воспитание – создание педагогических условий для становления и развития нравственных качеств личности как стержневых и системообразующих. Цель – помочь человеку с малых лет принимать нравственные решения, действовать в любых ситуациях согласно нравственных законам, понимать смысл и ценность нравственных правил, способствовать нравственной зрелости человека, проявлению чувства свободы, способности понимать других и сопереживать им, выражать свое отношение к нравственным проблемам, вырабатывать нравственные мотивы поведения. Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение, нравственную деятельность и воспитание веры в Творца. Результатом его должна быть нравственная устойчивая личность. Для нравственного воспитания нужна широкая, чистая, всепоглощающая деятельность, чтобы у людей не оставалось места для вражды, зависти и других страстей.

Нравственное сознание – сознательно усвоенная и внутренне принятая система принципов, норм, правил нравственной деятельности и поведения, регулирующая отношения людей друг к другу и к обществу. Нравственное сознание, формируемое в основном через нравственно просвещение, выражается в форме нравственных понятий, суждений, умозаключений о совести, стыде, грехе, добре и зле, любви и верности и т.д. Различают житейский и теоретический уровни нравственного сознания.

Нравственность (ст.слав. – нрав, характер) – способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии с нормами морали, с нравственными законами. Нравственность определяется действенным стремлением людей добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями. Отказ от нравственности – это отказ быть человеком в единстве и гармонии со всем миром, со своим народом, близкими людьми, с самим собой и своей совестью.

Нравственный императив (лат. – повеление) – это общий закон, высшее требование, важнейший принцип, которому надо следовать безоговорочно, без рассуждения, без сомнения. Это та нравственная максима, которая распространяется на все человечество без исключения. Термин введен И. Кантом (XVIII в.). Кант считал, что нравственный закон благодаря свободе является каузальным (причинным) законом и предписывается безусловно, категорически, не считаясь ни с эмпирическими целями, ни с эмпирическими условиями.

Нравственный кризис – разновидность духовного кризиса человека, пришедшего в противоречие с внешним миром. Суть нравственного кризиса в потере веры, в кризисе принятых смыслов, в потере ответственности и невыполнении долга.

Нравственный облик – отличительные черты человека, его характер, миропонимание и поведение и их соответствие нравственным законам. Нравственный облик включает в себя полный перечень положительных нравственных качеств и присутствие отрицательных в данном человеке. Нравственный облик – это целостная характеристика личности, в единстве ее сознания и поведения, внутреннего и внешнего. Иногда в личности эта целостность проявляется через доминирующую черту характера, например, «моралист», «агнец Божий», «чистая душа» и т.д. Нравственный облик описывается в характеристиках на личность.

Нравственный подвиг – преодоление нравственно-волевыми усилиями страстей, греха; победа над собой, непозволение себе думать и говорить, а также поступать вопреки вечной правде. Для совершения нравственного героизма нужна большая вера, сильный дух, нравственная устойчивость личности.

Нравы – эмоционально окрашенные и имеющие нравственное значение обычаи, нормы поведения, добровольно выполняемые людьми в условиях определенной общественной формации или сообщества (коллектива, класса, нации). Так, можно говорить о нравах русских людей, о нравах в школе, нравах, царящих в любой профессиональной среде. Нравы вытекают из постоянного и свободного соблюдения каких-либо норм, традиционно из поколения в поколение передаваемых в сообществе, в среде. О нравах чаще говорят тогда, когда сталкиваются с нарушением норм нравственности, со своеволием и произволом.

Нужда (ц.слав.) – форма потребности в чем-либо, ощущаемая как бедность, как неспособность ее удовлетворить. Нужда – это также сам недостаток чего-то для удовлетворения потребности, это бедность, отсутствие необходимого.

Нуклеарная семья (лат. – ядерный) – это семья, состоящая из двух близ стоящих поколений – родителей и детей. Это семейное ядро без бабушек и дедушек. Такая семья является наиболее типичной для общества, но она считается недостаточно эффективной, ибо в ней исчезают важные аспекты развития личности ребенка вне связи с более старшим поколением.

Няня (ст.слав.) – это женщина, занимающаяся уходом за маленьким ребенком, за больным, за детьми в школе или детском саду. Когда-то это была сестра матери, помогающая растить малыша. Она ухаживала, возилась с ним, играла, качала, купала, т.е. делала то, что и называлось – нянчилась.

 

 

«В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.