Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фокус-группы, их численность и состав участников






Метод фокус-группы представляет собой нестандартизированное интервью, которое проводится не с одним человеком, а с группой людей.

Суть метода заключается в глубинном исследовании какого-либо вопроса или проблема в группе людей, тщательно подобранных по принадлежности к целевым группам, используя при этом ограниченный круг вопросов. Данный метод исследования более сложен, чем интервью, поскольку направлен на групповое взаимодействие и порождает более сложную реакцию на вопрос ведущего (модератора), который играет важную роль в этом виде социологического исследования. Главная его задача – уловить мнение каждого члена фокус-группы, дать ему возможность высказаться.

Фокус-группа может состоять из экспертов, в таком случае главной задачей будет сгенерировать общими усилиями возможные решения интересующих проблем. Если в фокус-группе участвуют «обычные» люди, то исследователя интересует не генерирование идей, а поиск объяснения потребительского, политического, социального поведения, либо отношение конкретных социальных групп к тем или иным процессам и явлениям.

Процедура проведения фокус-групп: это интервью в форме обсуждения по заранее подготовленному сценарию предлагаемых вопросов с небольшой группой людей. Размер фокус-группы редко превышает 10 человек. Поэтому, как правило, в группе от 5 до 8 человек. Состав участников фокус-группы должен быть социально однороден, то есть примерно с одинаковым доходом, одного возраста и т.д. В фокус-группе есть человек, который ведет работу группы – модератор, он управляет ходом дискуссии, ведет ее по заранее подготовленному сценарию. Сам модератор не должен участвовать в обсуждении.

Сценарий для группы, как правило, составляет 10 контрольных вопросов и серию подвопросов. Их обсуждение в фокус-группе может длиться 1, 5 – 2, 5 часа и фиксируется на аудио- или видеоплёнку.

Достоинства и недостатки: Если говорить о достоинствах данного метода, то, в первую очередь, фокус-группа позволяет создать естественную обстановку – человек чувствует себя свободнее, что значительно влияет на его ответы; во-вторых, результаты фокус-групп, как правило, наглядны и легко понимаемы потребителем информации. Также плюсом является быстрота данного метода – результаты могут быть получены очень быстро. И немаловажно, то, что стоимость фокус-группы, довольно невысока по сравнению с остальными методами исследования. Что касается недостатков метода, то единственным недостатком является то, что этот метод не универсален и не может быть применим для любого исследования.

Применение в PR: в PR-деятельности метод фокус-группы может использоваться для генерирования идей нового товара или выяснения реакции людей на рекламное обращение, для выявления реакции людей в малой группе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.