Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение публичности и диспозитивности в уголовном судопроизводстве






Расширение сферы применения диспозитивного начала в уголовном судопроизводстве не умаляет и не отменяет действия публичности как основополагающего принципа российского уголовного процесса. При определении их соотношения целесообразно исходить не из противопоставления и конкуренции этих интересов, а из признания необходимости их сосуществования и начал, зависимости при учете реалий уголовного судопроизводства, чтобы на этой основе определить оптимальное для достижения задач судопроизводства соотношение государственного и частного интереса.

В ряде случаев предписания уголовного и уголовно-процессуального права носят диспозитивный характер, когда развитие уголовных правоотношений зависит от волеизъявления и реального поведения заинтересованных участников судопроизводства. Именно к таким случаям относится возможность освобождения лица от уголовной ответственности и прекращение уголовного преследования в связи с примирением сторон.

Так, если преступление совершено лицом впервые и относится к категории преступлений небольшой или средней тяжести, то существенное значение для прекращения уголовного дела имеет примирение обвиняемого и потерпевшего.

Принятие решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон возможно только при наличии определенных условий. Таковыми являются: 1) деяние, совершенное лицом, относится к категории преступлений небольшой или средней тяжести, 2) преступление совершено лицом впервые, 3) лицо загладило или готово загладить причиненный вред, что и влечет его примирение с потерпевшим. Необходимо отметить, что для принятия решения о прекращении уголовного преследования требуется совокупность всех трех указанных условий, которая и дает основание для освобождения лица от уголовной ответственности.

Если преступление совершено группой лиц, то вопрос об освобождении от уголовной ответственности необходимо решать в отношении каждого обвиняемого и потерпевшего, именно потому в законе предусмотрена возможность прекращения уголовного преследования в отношении конкретного лица, в то время как уголовное дело продолжается производством (ч. 5 ст. 213 УПК).

 

 

21. Возвращение судом уголовного дела прокурору: проблемы теории и практики.

татьей 237 УПК РФ установлена возможность возвращения уголовного дела прокурору, если по результатам предварительного слушания будут обнаружены препятствия, которые суд самостоятельно не может устранить. Часть 1 статьи 237 УПК РФ гласит:

«Судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если:

1) обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта;

2) копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому, за исключением случаев, если суд признает законным и обоснованным решение прокурора, принятое им в порядке, установленном частью четвертой статьи 222 или частью третьей статьи 226 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

3) есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

4) имеются предусмотренные статьей 153 настоящего Кодекса основания для соединения уголовных дел;

(п. 4 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

5) при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права, предусмотренные частью пятой статьи 217 настоящего Кодекса.

(п. 5 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)».

В случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, судья обязывает прокурора в течение 5 суток обеспечить устранение допущенных нарушений. При возвращении уголовного дела прокурору судья решает вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого.

Данное правило в полной мере соответствует принципу состязательности уголовного судопроизводства (ст. 15 УПК РФ), поскольку возложение на суд обязанностей по устранению недостатков обвинительного заключения или обвинительного акта, вручение им копий этих документов обвиняемому и совершение иных действий, перечисленных в ч. 1 статьи 237 УПК РФ, косвенно возлагало бы на суд функцию стороны обвинения.

Согласно УПК РФ уголовное дело может быть возвращено прокурору (что неравносильно направлению его на дополнительное расследование) лишь при предварительном слушании или судебном разбирательстве в указанных в комментируемой статье случаях, когда без устранения допущенных нарушений процессуального закона исключается возможность постановления судом приговора или вынесения другого решения.

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 8 декабря 2003 г. №18-П признал противоречащей Конституции РФ ч. 4 статьи 237 УПК РФ, в которой содержится запрет производить следственные и процессуальные действия по уголовному делу, которое было возвращено прокурору. Тем самым Конституционный Суд РФ по сути разрешил прокурору производство дополнительного расследования с целью устранения существенных нарушений закона, одновременно запретив ему собирать обвинительные доказательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 238 УПК РФ уголовное дело возвращается из предварительного слушания прокурору и в том случае, когда обвиняемый скрылся и требуется обеспечить его розыск.

 

22. Процессуальный порядок избрания меры пресечения – заключение под стражу.

Заключение под стражу (ст. 96 УПК) — ограничение личной свободы помещением подозреваемого или обвиняемого в специальное учреждение (следственный изолятор).

Заключение под стражу применяется в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет. В исключительных случаях по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, указанная мера пресечения может быть применена, если подозреваемый или обвиняемый нарушил ранее избранную меру пресечения либо не имеет постоянного места жительства на территории России или личность его не установлена.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу может быть применено в случае совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть к нему применена за совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

Лицо или орган, в производстве которых находится дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места содержания его под стражей.

Принципы, основания, условия и порядок содержания лиц в местах предварительного заключения; права и обязанности заключенных и администрации мест предварительного заключения, основания и порядок освобождения заключенных и другие положения детально урегулированы законом РФ от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Содержание под стражей при расследовании преступлений не может продолжаться более 2 месяцев. Этот срок может быть продлен районным прокурором в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения — до 3 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено только ввиду особой сложности дела прокурором субъекта РФ — до 6 месяцев со дня заключения под стражу.

Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений. Такое продление осуществляется заместителем Генерального прокурора РФ — до одного года и Генеральным прокурором РФ — до полутора лет. Дальнейшее продление срока не допускается, а содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Однако из этого правила существует изъятие.

В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ вправе не позднее 5 суток до истечения срока возбудить ходатайство перед судьей суда областного звена о продлении этого срока.

Судья в срок не позднее 5 суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений:

1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором дела в суд, но не более чем на 6 месяцев;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства прокурора и об освобождении лица из-под стражи.

В том же порядке срок содержания под стражей может быть продлен в случае необходимости удовлетворения ходатайства обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного следствия (ст. 97 УПК).

При возвращении судом на новое расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей не может быть изменена, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и пределах, предусмотренных ст. 97 УПК.

Продление срока содержания под стражей является поводом для обжалования в суд содержания под стражей и судебной проверки его законности и обоснованности.

 

 

23. Понятие уголовного преследования и его виды. Полномочия органов и лиц по осуществлению уголовного преследования.

Уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст.5 УПК РФ). В состязательном судопроизводстве уголовное преследование есть не что иное, как государственное обвинение перед судебным органом, т.е. выполнение функции обвинения.

Уголовное преследование в российском уголовном процессе может осуществляться в публичном, частно-публичном и частном порядке (ст. 20 УПК).

Виды уголовного преследования:

По делам публичного обвинения. В делах публичного обвинения обвинителем является государственный орган: прокурор, следователь, дознаватель, который обязан возбудить уголовное дело и принять меры по изобличению преступника вне зависимости от просьбы потерпевшего.

По делам частно-публичного обвинения (возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, но автоматическому прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат).

По делам частного обвинения (возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, подлежат прекращению в обязательном порядке в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. СТ.115, 116, 129 ч.1 и 130 УК РФ. Примирение до­пускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.).

Обязанность осуществления уголовного преследования по делам публичного и частно-публичного обвинения возлагается на государство в лице прокурора, следователя, дознавателя. Обязанность осуществления уголовного преследования по делам частного обвинения возлагается на частного обвинителя (потерпевшего), его законных представителей и представителей. Вместе с тем, уголовное преследования по делам частного обвинения может осуществляться и государством, если преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч.4 ст.20 УПК РФ).

Прокурор, а также следователь или дознаватель с со­гласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о лю­бом преступлении, и при отсутствии заявления потерпев­шего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

Все остальные уголовные дела считаются уголовными делами публичного обвинения.

Уголовное преследование от имени государства по уго­ловным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознава­тель.

Прокурор в некоторых случаях уполномочен осуще­ствлять уголовное преследование по уголовным делам не­зависимо от волеизъявления потерпевшего.

Требования, поручения и запросы прокурора, следова­теля, органа дознания и дознавателя обязательны для ис­полнения всеми учреждениями, предприятиями, органи­зациями, должностными лицами и гражданами.

Потерпевший, его законный представитель и (или) пред­ставитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения — выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установ­ленном уголовно-процессуальным кодексом.

Существуют особенности привлечения к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации (ст. 23 УПК РФ).

Если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интере­сам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным пред­приятием, и не причинило вреда интересам других орга­низаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

 

24. Судебная защита конституционных прав граждан на досудебных стадиях процесса

Судебное разбирательство по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и решения лиц, ведущих предварительное расследование, происходит на основе равенства сторон и состязательности.

В судебном заседании участвует заявитель и его защитник, законный представитель, представитель, если они участвуют в деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием или решением, а также прокурор.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.

В судебном заседании заявитель, явившийся в судебное заседание, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в суд лица (например, рассматривается жалоба обвиняемого на незаконность наложения ареста на имущество, но она затрагивает интересы потерпевшего, поэтому и он должен быть заслушан судом). Суд заслушивает мнение прокурора. Заявителю предоставляется право выступить с репликой.

Судья, рассмотревший жалобу, в своем решении указывает, почему он признает действие (бездействие) должностного лица или решение незаконным или необоснованным, но сам новые решения по существу вопроса не выносит, а обязывает соответствующее должностное лицо устранить допущенное нарушение (например, признав незаконным отказ в возбуждении уголовного дела, суд не вправе сам вынести постановление о возбуждении дела, что несовместимо с функцией суда в уголовном процессе). Суд может указать, нарушение каких норм УПК привело к неправильному решению о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или почему основания к прекращению дела, указанные в решении, не соответствуют УК и УПК.

В силу обязательности вступивших в законную силу решений суда для всех должностных лиц дознаватель, следователь, прокурор обязаны устранить допущенные нарушения, которые указаны судом.

Прокурор, получив решение суда, проводит те процессуальные действия, которые указаны судом или вытекают из его решения, а также устраняет ранее допущенные процессуальные нарушения.

Жалоба, оставшаяся судом без удовлетворения, может быть обжалована в вышестоящем суде.

 

 

25. Особенности уголовного преследования по делам частного обвинения.

26. Субъекты, правомочные возбуждать уголовные дела.

Ч.1 ст.146 УПК РФ в ред. от 18.12.2001 № 174-ФЗ к числу субъектов, правомочных возбуждать уголовные дела, относила дознавателя, следователя (с согласия прокурора), а также прокурора.

ФЗ от 04.07.2003 № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ» дополнила указанный перечень, включив в него орган дознания.

С принятием ФЗ от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ и ФЗ «О Прокуратуре РФ» в системе прокуратуры РФ был создан Следственный комитет при прокуратуре РФ, в функции которого вошло предварительное расследование по УД. Было произведено разграничение функций органов прокуратуры по надзору за соблюдением законности и функций по предварительному расследованию в целях обеспечения независимости органов предварительного расследования и повышения эффективности надзора. Из компетенции прокуроров был исключен ряд полномочий, связанных с расследованием уголовных дел. В частности, прокуроры были исключены из числа лиц, правомочных возбуждать уголовные дела Расширены процессуальные полномочия руководителя следственного органа. В частности, ему предоставлено право возбуждать уголовные дела, принимать их к своему производству и вести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

Руководитель следственного органа также вправе лично рассматривать сообщения о преступлении, проверять материалы проверки сообщения о преступлении и отменять при этом незаконные или необоснованные постановления следователя. Он имеет право допрашивать подозреваемого или обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий.

Прокурору предоставлено право по мотивированному письменному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. Следователям разрешено при необходимости производить осмотр трупа и освидетельствование до возбуждения уголовного дела.

Уточнен порядок применения отдельных мер процессуального принуждения. Так, вид и размер залога будет определяться только судом. При принятии решения о заключении под стражу суд не вправе руководствоваться не проверенными в ходе судебного заседания данными.

Изменен порядок возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

, а также была исключена необходимость получения согласия прокурора на возбуждение УД дознавателем и следователем.

ФЗ от 02.12.2008 № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УПК РФ» был направлен на расширение процессуальных полномочий руководителя следственного органа (руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель).В частности, руководителю следственного органа было предоставлено право возбуждать уголовные дела, принимать их к своему производству и вести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.

ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» в связи с принятием ФЗ «О Следственном комитете РФ» внес также изменения в УПК: из наименования Следственного комитета исключены слова «при прокуратуре», он стал федеральным государственным органом, расследующим преступления, полностью отграниченным от прокуратуры.

 

 

27. Особенности участия потерпевшего в уголовном преследовании.

Потерпевшим (ст. 42 УПК) является физическое лицо, ко­торому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, в случае при­чинения преступлением вреда его имуществу и деловой репу­тации. Потерпевшим лицо признается постановлением дозна­вателя, следователя, прокурора и суда.

Потерпевший вправе: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания; отказаться свидетельствовать против самого себя, своих близких родственников; представлять доказательства, заявлять ходатайства и от­воды; пользоваться бесплатно помощью переводчика; иметь представителя; участвовать с разрешения следователя (дознавателя) в следственных действиях, проводимых по его ходатайству; знакомиться с протоколами следственных действий, про­водимых с его участием; знакомиться с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта; по окончании предварительного расследования знако­миться со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения в любом объеме, снимать копии с материалов дела. При участии в деле нескольких потерпевших каждый зна­комится с делом только в части, касающейся причинения ему вреда; получать копии постановлений о возбуждении дела, при­знании его потерпевшим, о прекращении и приостановлении производства по делу, копии приговора и решений вышестоя­щих судов; участвовать в судебном разбирательстве в судах первой, второй и надзорной инстанций; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение; знакомиться с протоколом судебного заседания и прино­сить на него замечания; приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; обжаловать решения суда; знать о принесенных по Делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения; ходатайствовать о применении мер безопасности в отно­шении себя и своих близких; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. Потерпевшему обеспечивается возмещение причиненного преступлением вреда и расходов, понесенных в связи с его уча­стием в ходе предварительного расследования и суда, включая расходы на представителя.

Потерпевший не вправе: уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора и суда; давать заведомо ложные показания или уклоняться от дачи показаний; разглашать данные предварительного расследования. При неявке потерпевшего без уважительных причин он мо­жет быть подвергнут принудительному приводу. За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных по­казаний потерпевший несет ответственность по ст. 307, 308 УК; за разглашение данных предварительного расследования — по ст. 310 УК.

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, его права переходят к одному из его близких родственников. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель. Участие в деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его прав, предусмотренных УПК.

Потерпевший, его законный представитель и (или) представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения - выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установленном УПК РФ.

Потерпевший как участник процесса выполняет функцию обвинения (уголовного преследования). Однако формы выполнения им этой функции и объем полномочий различаются в зависимости от того, по каким делам потерпевший участвует в судопроизводстве. По делам публичного и частно-публичного обвинения он осуществляет так называемое добавочное обвинение, т.е. выполняет на основании решения следователя, дознавателя, суда о признании его потерпевшим лишь вспомогательную роль по отношению к государственным органам уголовного преследования. Потерпевший пользуется при этом правомочиями, предусмотренными ст. 42. По делам частного обвинения потерпевший может выступать как основной частный обвинитель, имея более широкие полномочия, которые включают как те, которые указаны в ст. 42, так и предусмотренные ч. 4 - 6 ст. 246. В качестве частного обвинителя он, руководствуясь лишь собственным усмотрением, вправе инициировать возбуждение уголовного дела путем подачи заявления и поддерживать обвинение в мировом суде в порядке, установленном гл. 41

Потерпевший участвует лишь в уголовном преследовании обвиняемого, однако понятие обвиняемого используется здесь в широком смысле, охватывая и понятие подозреваемого. Более того, потерпевший может принимать участие в уголовном преследовании еще до появления конкретного подозреваемого при признании его потерпевшим еще до установления лица, подозреваемого в совершении преступления (ст. 42), или в случае подачи им заявления о совершении преступления по делам частно-публичного обвинения (ст. 147).

 

 

28. Прекращение уголовного преследования: основания и процессуальный порядок.

Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям: 1) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; 2) прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 6 части первой статьи 24 УПК РФ; 3) вследствие акта об амнистии; 4) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению; 5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела; 6) отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных частью первой статьи 75 УК РФ.

Основанием прекращения уголовного преследования, позволяющим сделать вывод о деятельном раскаянии, является одновременное наличие следующих обстоятельств: а) лицо добровольно явилось с повинной; б) способствовало раскрытию преступления; в) возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления (ч. 1 ст. 75 УК).

Прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями УК РФ.

Прекращение уголовного преследования по основаниям деятельного раскаяния не допускается, если лицо, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против этого возражает. В данном случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

 

 

29. Собирание доказательств и его субъекты.

Собирание доказательств включает в себя их поиск, обнаружение и извлечение содержащейся в них информации способами, установленными уголовно-процессуальным законом (производство следственных и иных процессуальных действий).

Каждому виду доказательства соответствует определенный способ собирания, оформления и закрепления информации (например, показания обвиняемого, данные в ходе предварительного расследования, закрепляются протоколом допроса).

Доказательства должны собираться компетентными органами и лицами по собственной инициативе либо по ходатайству иных участников уголовного судопроизводства.

Помимо следственных действий (допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, судебная экспертиза, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, их осмотр и выемка, контроль и запись переговоров, осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, эксгумация трупа) в целях собирания доказательств используются такие процессуальные действия как истребование предметов и доказательств в порядке ч.4 ст.21 УПК РФ, представление письменных доказательств и предметов подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, их представителями. Следует отметить, что, в соответствии со ст.6 Федерального закона " Об адвокатской деятельности и адвокатуре", адвокаты вправе собирать предметы и доказательства, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами в порядке, установленном действующим федеральным законодательством РФ.

Стадии собирания доказательств:

  1. Обнаружение.
  2. Изъятие.
  3. Закрепление.

 

30. Подсудность и подследственность уголовных дел.

Подсудность есть совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный суд, который правомочен рассмотреть это дело в качестве суда первой инстанции. Статья 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Предметный (родовой) признак подсудности определяется особенностями предмета производства по уголовному делу, т.е. родом и характером рассматриваемых уголовных дел. Род уголовных дел определяется квалификацией деяния по статьям Особенной части УК, характер — некоторыми другими признаками, например наличием в материалах дела сведений, составляющих государственную тайну. С помощью предметной подсудности обеспечивается разграничение компетенции судов разных уровней (звеньев) судебной системы.

УПК прежде всего устанавливает предметную подсудность мировых судей (ч. 1 ст. 31). Уголовные дела, подсудные мировому судье, о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном для производства у мирового судьи.

Подавляющее большинство уголовных дел рассматривают районные суды. Поэтому их предметная подсудность определяется методом исключения.

Предметная подсудность верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов определяется в УПК двумя способами. Во-первых, путем прямого указания видов преступлений, дела о которых отнесены к компетенции судов этого уровня.

В случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом (ч. 1 ст. 33).

Персональный признак устанавливает специальные нормы о подсудности уголовных дел в зависимости от того или иного социального положения обвиняемого (подсудимого), что является определенным изъятием из принципа о равенстве всех перед законом и судом. Персональную подсудность закон устанавливает в отношении:

а) военнослужащих и приравненных к ним лиц; б) отдельных категорий должностных лиц, пользующихся служебным иммунитетом.

Кроме того, Верховному Суду РФ также подсудны уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности.

В настоящее время таким законом является Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». Согласно ст. 9 этого Закона Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции, в частности, дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые

Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Территориальный признак подсудности состоит в том, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Это способствует более полному исследованию обстоятельств дела и учету местных условий. Если определить место совершения преступления невозможно (например, кража совершена в поезде дальнего следования и точный момент ее окончания неизвестен), дело подсудно тому суду, в районе деятельности которого закончено предварительное следствие или дознание по делу. Когда же преступления совершены в разных местах, то уголовное дело по постановлению вышестоящего суда передается тому суду, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство преступлений, подлежащих рассмотрению по данному делу, или где совершено наиболее тяжкое из них.

Согласно ст. 35 УПК территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена в следующих случаях:

— по ходатайству стороны — в случае удовлетворения заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда;

— по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело:

а) если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода (ст. 63),

б) если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.

При этом изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается лишь до начала судебного разбирательства. Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном для судебного порядка рассмотрения жалоб (ч. 3, 4, 6 ст. 125).

Судья, установив в порядке подготовки к судебному заседанию, что поступившее к нему дело неподсудно данному суду, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 227 обязан вынести постановление о направлении дела по подсудности. Уголовное дело направляется по подсудности непосредственно в тот суд, которому оно подсудно. Вместе с тем закон предписывает и исключение из этого общего правила. Так, суд впра­ве оставить уголовное дело, подсудное другому суду того же уровня, в своем производстве, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании, а подсудимый на это согласен. Однако когда уголовное дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, то оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности (ст. 34).

Споры о подсудности между судами не допускаются. Любое уголовное дело, переданное из одного суда в другой в рассмотренном выше порядке, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, которому оно передано (ст. 36). Данная норма направлена на предотвращение случаев волокиты и препирательств между судами по поводу подсудности. Суд не вправе отказываться от рассмотрения уголовного дела, направленного ему в соответствии со ст. 34 и 35.

 

 

31. Уголовно-процессуальные правоотношения. Предпосылки возникновения и развития.

Уголовно-процессуальные правоотношения – специфические правовые отношения, являющиеся предметом правового регулирования уголовного процесса как отрасли права. Уголовно-процессуальные правоотношения имеют ярко выраженный государственно-властный характер (одним из субъектов является компетентный государственный орган либо должностное лицо), находятся в неразрывной связи с уголовно-правовыми отношениями (соотносятся как форма и содержание), складываются только в связи с деятельностью участников уголовного судопроизводства, отличаются специфическим кругом субъектов, их особым правовым статусом, являются корреспондирующими (праву управомоченного лица всегда корреспондирует конкретная обязанность обязанного лица).

Юридическим факто, влекущим возникновение уголовно-процессуальных отношений, является поступление сведений о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении (А.Александров). В большинстве случаев в качестве юридических фактов, влекущих за собой возникновение, изменение или прекращение уголовно-процессуальных отношений, выступают действия и решения компетентных государственных органов, связанные с выполнением возложенных на них задач (А.Александров). Однако, наряду с этим, значение юридических фактов имеют предусмотренные законом действия других участников процесса, а также некоторые виды событий, например, смерть или душевное заболевание обвиняемого, влекущие необходимость соответственно прекращения или приостановления уголовного дела (А.Александров).

 

 

32. Дифференциация уголовного судопроизводства и её перспективы.

33. Основания и порядок заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.

34. Процессуальные полномочия председательствующего в судебном заседании.

Судебным заседанием руководит председательствующий судья. Согласно ст. 34, п. 5а, и ст. 243 УПК председательствующий выполняет одинаковые функции и при коллегиальном и при единоличном рассмотрении дела. В коллегии из трех профессиональных судей или из судьи и народных заседателей, рассматривающих дело в суде первой инстанции, судьи пользуются равными правами в решении всех вопросов. Вместе с тем судья, председательствующий по делу, осуществляет ряд дополнительных задач процессуально-организационного характера. Он ведет судебное заседание и совещания судей, т. е. организует деятельность как всех участников процесса, так и состава суда.

Председательствующий должен: а) принимать все предусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и установлению истины: б) устранять из судебного разбирательства все не имеющее отношения к делу: в) создавать в судебном заседании атмосферу, соответствующую авторитету суда, способствующую правильному восприятию судебного процесса: г) следить за поддержанием порядка в зале судебного заседания.

В связи с этим председательствующий имеет ряд специальных прав и обязанностей. Он открывает судебное заседание по делу, (Объявляет состав суда, принимает меры к тому, чтобы допрошенные свидетели не общались с еще не допрошенными, разъясняет участникам процесса их права, переводчику - его обязанности, эксперту и специалисту -их права и обязанности, устанавливает личность подсудимого и свидетелей, разъясняет подсудимому сущность обвинения, объявляет в судебном заседании о совершении всех процессуальных действий, следит за соблюдением установленного законом порядка их осуществления, руководит исследованием доказательств, выясняет мнения участников процесса по вопросам, подлежащим разрешению в ходе судебного разбирательства, обеспечивает правильное ведение протокола судебного заседания. Председательствующий ставит на обсуждение судей все вопросы, подлежащие решению в ходе заседания и в совещательной комнате, объявляет решения суда, как правило, сам провозглашает приговор и разъясняет порядок его обжалования. Теоретически бесспорно, что на председательствующего не могут возлагаться обязанности, присущие обвинительной деятельности: в судопроизводстве, построенном на началах состязательности, функции суда должны быть отделены от функций обвинения. Однако по действующему УПК председательствующий в суде имеет некоторые прерогативы обвинительной власти, а именно - оглашает обвинительное заключение, первым допрашивает подсудимого и других лиц, вызываемых в суд, принимает меры к выявлению обвинительных доказательств. В соответствии с назначением суда как органа правосудия такие полномочия председательствующего, и суда в целом, должны быть исключены.

 

35. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Их права и обязанности.

Уго­ловно-процессуальный кодекс РФ, который, в отличие от прежнего, дает четкое определение участников уголовного судопроизводства - это лица, принимающие участие в уголовном процессе (п. 58 ст. 5).

В зависимости от выполняемых процессуальных функций УПК РФ классифицирует участников уголовного процесса следу­ющим образом:

1) суд, выполняющий функцию правосудия;

2) участники уголовного судопроизводства со стороны обвине­ния, выполняющие функцию обвинения и осуществляющие уголов­ное преследование (прокурор, следователь, начальник следствен­ного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя);

3) участники уголовного судопроизводства со стороны защиты, выполняющие функцию защиты -подозреваемый, обвиняемый, за­конные представители несовершеннолетнего обвиняемого, защит­ник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика;

4) иные участники уголовного судопроизводства. Они не вы­полняют уголовно-процессуальных функций, их участие, как пра­вило, носит эпизодический характер и собственного интереса в де­ле они не имеют. К этой группе относятся перечисленные в гл. 8 УПК свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. К ним можно также отнести поручителей, залогодателей, секрета­рей судебных заседаний.

В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК прокурор — Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями ФЗ о прокуратуре. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия и основные направления деятельности прокурора определены в ст. 37 УПК. Полномочия прокурора условно можно разделить на полномочия в досудебном производстве, основная составляющая которых — осуществление надзора, и на полномочия в судебном производстве — поддержание обвинения в суде.

В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование.

Полномочия следователя: возбуждать уголовное дело (с согласия прокурора); принимать уголовное дело к своему производству и направлять его другому следователю или дознавателю в соответствии с правилами подследственности (или по указанию, или через прокурора); самостоятельно направлять ход расследования; принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкция прокурора; давать органу дознания письменные поручения о производстве отдельных следственных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Согласно п. 18 ст. 5 УПК начальник следственного отдела — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Начальник следственного отдела уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Не совсем понятно, как это согласуется с правилом, согласно которому следственная группа создается решением прокурора по ходатайству начальника следственного отдела (ст. 163 УПК.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.