Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы осуществления правосудия только судом и независимости судей.






В ст. 118 Конституции записано: «Правосудие в РФ осуществляется только судом». В ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ» закреплено, что суды учреждаются только в соответствии с Конституцией и названным выше Федеральным конституционным законом.

Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ РФ «О судебной системе РФ», не допус­кается.

Принцип, сформулированный в ст. 118 Конституции РФ, получает свое развитие в ст. 49 Конституции РФ, раскрывающей саму суть правосудия: признать лицо ви­новным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором. Только суд вправе принять решение о применении указанных в законе мер процессуального принуждения, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Только суд вправе принять решение о применении к лицу принудительной меры медицинского характера.

Это придает судебному разбирательству значение важнейшей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ведущих производство по делу, ставит его в особое положение, обязывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Принцип осуществления правосудия только судом не огра­ничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответ­ствуют характеру и назначению разрешаемых в данной стадии задач.

Принцип определяет такой правовой режим, при котором отме­на или изменение судебных решений допускается, не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по УД. Ни одно судебное решение не м/б отме­нено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в том числе высшей гос. властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: всту­пившие в законную силу решения суда обязательны для органов гос. власти, физических и юридических лиц.

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в разрешении уго­ловных дел, какими не располагает ни одна иная форма гос. деятельности. Этот порядок заключает в себе наиболь­шие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Самостоятельность суда определяется конституционным принци­пом разделения гос. власти на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ, гл. 7 Консти­туции РФ «Судебная власть»).

Самостоятельность суда определяют принципы правосудия и организации судебной системы РФ.

Самостоятельность суда требует реализации судебной власти независимыми судьями, присяжными и народными заседателями.

В ст. 120 Конституции РФ записано: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону». Их независимость гарантируется организационными принципами судебной системы, порядком формирования судейского корпуса и привлечением к судопроизводству присяжных и народных заседа­телей, мерами гос., социальной защиты судей, при­сяжных и народных заседателей, процессуальными принципами их деятельности, определенным в законе порядком рассмотрения и разрешения дел.

Эти гарантии нашли свое закрепление в ряде законов, приня­тых в последние годы. В них определены важные положения, обеспечивающие самостоятельность суда и независимость судей:

· формирование корпуса суда, присяжных и народных заседате­лей (ст. 13 Закона о судебной системе, ст. 3—6 Закона о статусе судей, ст. 80—85 Закона о судоустройстве);

· неприкосновенность судей, присяжных и народных заседате­лей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о судебной системе);

· меры гос. защиты судей (ФЗ «О гос. защите судей, должностных лиц правоохранительных и контроли­рующих органов» (СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 1455) и др.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону определяет также взаимоотношения судов различных инстанций. Кассационная и надзорная инстанции, отменяя приговор и направ­ляя дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предрешать выводы судей и связывать своим решением их независимость и самостоятельность (ч. 2 ст. 352, ч. 7 ст. 380 УПК).

Независимость судей и подчинение их только закону проявляет себя не только вовне, но и внутри самой судебной коллегии, усиливая в ней коллегиальное начало. Каждый судья, присяжный, народный заседатель свободно выражают свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением могут изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу.

Судья при разрешении дела должен быть свободен от собствен­ных впечатлений, ранее выраженных убеждений по рассматрива­емому делу, поэтому судья, принимавший участие в рассмотрении дела в одной судебной инстанции, не вправе участвовать в рас­смотрении того же дела в другой судебной инстанции, а равно участвовать в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции после отмены приговора или определения о прекращении дела, постановленного с его участием (ч. 1 ст. 60 УПК).

Исполнение предписаний этого принципа требует от судей высоких профессиональных и морально психологических качеств, мужества и твердости характера, обостренного чувства справедливости, осознания своей независимости, чтобы противостоять любому посягательству на нее и выполнить свой долг так, как повелевает закон и голос совести

 

 

11. Принцип равенства всех перед законом и судом и неприкосновенности личности.

Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции) действует в уголовном процессе, как и во всех сферах общественной и государственной жизни. В уголовном судопроизводстве реализация принципа равенства сторон и независимость суда состоит в точном исполнении предписаний уголовно-процессуальных законов, в соответствии с которыми правосудие по уголовным делам осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Практически это означает, что производство по делу основано на одном законе.

Все субъекты уголовного судопроизводства, занимающие одинаковое процессуальное положение, равны перед законом и судом, прокурором и органами предварительного расследования. Каждый из них в рамках своего процессуального положения обладает равной возможностью пользоваться предусмотренными законом процессуальными правами и в равной мере исполнять возложенные на него обязанности. В отношении подозреваемых и обвиняемых это проявляется в их равном праве на квалифицированную юридическую помощь. Принцип равенства сторон и независимость суда являются залогом обеспечения подлинной состязательности на стадии судебного разбирательства.

Равенство граждан перед законом и судом проявляется также в равной обязанности всех подчиняться уголовному закону и нести равную ответственность за его нарушение. Лица, совершившие преступления, привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются действию одного и того же уголовного закона независимо от занимаемой должности, рода занятий и других факторов.

Согласно ч.4 ст. 1 УПК установленный законом порядок судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Для последовательного осуществления принципа особенно значима роль законного и обоснованного приговора по каждому уголовному делу. Приговор, не отвечающий этим требованиям, всегда вызывает сомнение в своей справедливости, а значит, в реальности равенства всех перед законом и судом.

Принцип неприкосновенности личности: никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу кроме как в порядке, установленном УПК РФ, максимальный срок задержания до судебного решения – 48 часов (ст.22 Конституции РФ, ст.10 УПК РФ).

Принцип неприкосновенности личности в уголовном процессе подчеркивает значение обоснованности и законных оснований для ареста и задержания человека в качестве подозреваемого в совершении преступления, соблюдения норм его содержания под стражей, а также помещения в медицинское учреждение лишь на основании решения суда.

Для заключения под стражу как крайней меры ограничения свободы требуются особо веские основания. Оно возможно лишь по делам о преступлениях, которые предусматривают наказание в виде лишения свободы, и если суд придет к выводу, что привлекаемый к уголовной ответственности, будучи на свободе, может скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать ходу следствия либо встанет на путь совершения нового преступления.

Некоторые процессуальные меры реализации принципа неприкосновенности личности:

О произведенном задержании в течение 12 часов в письменном виде следует уведомить прокурора, дабы последний мог проверить законность (ч.3 ст.92 УПК РФ).

Установление исчерпывающего перечня оснований задержания подозреваемого (ст.91 УПК РФ).

Императивное правило незамедлительного освобождения подозреваемого, если по истечении 48 часов с момента его задержания судом не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо срок задержания не продлен судом (ч.2 ст.94 УПК РФ).

 

 

12. Институт реабилитации в уголовном судопроизводства.

Реабилитация – порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда (п.34 ст.5 УПК РФ). Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Основания права на реабилитацию:

  1. Вынесение оправдательного приговора.
  2. Отказ государственного обвинителя от обвинения.
  3. Уголовное преследование прекращено в связи с отсутствием события преступления.
  4. Уголовное преследование прекращено в связи с отсутствием состава преступления.
  5. Уголовное преследование прекращено в связи с отсутствием заявления потерпевшего по делам частно-публичного обвинения (кроме случая ч.4 ст.20 УПК РФ).
  6. Отсутствие согласия суда (судебной коллегии, судьи) на возбуждение уголовного дела по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Генеральный прокурор РФ, судьи, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, следователи, адвокаты).
  7. Уголовное преследование прекращено в связи с непричастностью к совершению преступления.
  8. Уголовное преследование прекращено в связи с наличием по тому же делу вступившего в законную силу приговора суда, либо вступившего в законную силу определения суда (постановления судьи) о прекращении уголовного дела, либо неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела (отказе в возбуждении уголовного дела).
  9. Признание незаконным (отмена вышестоящим судом) применения судом принудительных мер медицинского характера.
  10. Иные случаи незаконного (что подтверждено судебным или прокурорским решением) применения к лицам мер процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.

Признание права на реабилитацию осуществляется путем:

1. Указания в приговоре, определении, постановлении суда, постановлении прокурора, следователя, дознавателя на признание права на реабилитацию за оправданным, лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование.

2. Направления реабилитированному извещения с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.

 

 

13. Реализация принципа состязательности на досудебных стадиях уголовного процесса

14. Состязательность судебного разбирательства: понятие и сущность

В ст.123 Конституции РФ состязательность упомянута как общий принцип осуществления судопроизводства в Российской Федерации. Состязательность в уголовном судопроизводстве как таковая проявляется только на стадии судебного разбирательства.

Содержание принципа состязательности уголовного судопроизводства (Н.Комарова):

1. Разделение уголовно-процессуальных функций правосудия (разрешения уголовного дела по существу), обвинения и защиты.

2. Суд гарантирует справедливое и беспристрастное рассмотрение уголовного дела, обеспечивая сторонам возможность отстаивать свои интересы, участвовать в доказывании, заявлять ходатайства и жалобы и пр.

3. Суд не вправе сам принимать решение о возбуждении уголовного дела (отказе в возбуждении уголовного дела).

4. Суд не вправе возвращать уголовное дело на дополнительное расследование.

5. Суд не может продолжить разбирательство уголовного дела и его разрешение в общем порядке, если государственный обвинитель отказался от поддержания обвинения.

6. Суд не может по своей инициативе исследовать новые обвинительные доказательства.

7. Суд не может по своей инициативе формулировать и обосновывать обвинение.

Проблема пассивности суда (соотношение англо-американского и континентального подходов): насколько суд должен использовать свои процессуальные возможности (например, вызывать и допрашивать свидетелей, назначать экспертизу по собственной инициативе), отступая таким образом от принципа состязательности сторон в его чистом проявлении.

 

 

15. Обеспечение судом функции разрешения дела.

16. Особенности производства дознания.

Дознание как форма предварительного расследования производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела, этот срок может быть продлен прокурором не более чем на 10 суток. При этом, если избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, дознание должно быть завершено составление обвинительным актом в течение 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.

Обвинительный акт, по содержанию напоминающий обвинительное заключение, составляется дознавателем, утверждается начальником органа дознания, направляется прокурору, который, помимо утверждения обвинительного акта и направления дела в суд, возвращения уголовного дела для производства дополнительного дознания (может дать 10 суток) либо пересоставления обвинительного акта (может дать 3 суток), прекращения уголовного дела, может принять решение также о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Составление обвинительного акта при дознании означает завершение предварительного расследования, признание соответствующего лица обвиняемым.

 

 

17. Процессуальные сроки в уголовном процессе.

Процессуальный срок — это промежуток времени, в течение которого должно совершаться уголовно-процессуальное действие или требуется воздержаться от его совершения.

Процессуальные сроки исчисляются часами, сутками, месяцами. Вместе с тем закон иногда предписывает и немедленное выполнение процессуального действия. Например, копия постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем или органом дознания, немедленно направляется прокурору.

При исчислении сроков не принимаются в расчет час и сутки, которыми начинается течение сроков.

При исчислении сроков сутками срок истекает в двенадцать часов ночи последних суток. При исчислении сроков месяцами срок истекает в соответствующее число последнего месяца, если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий затем рабочий день.

Наличие процессуальных сроков дисциплинирует всех участников процесса, обязывает их своевременно осуществлять определенные действия. Нарушение сроков может повлечь для лиц, обязанных их соблюдать, соответствующие последствия.

Срок не считается пропущенным, если жалоба или иной документ сданы до истечения срока на почту, а для лиц, содержащихся под стражей, — если жалоба или иной документ сданы до истечения срока администрации места заключения.

Соблюдение процессуальных сроков является одним из показателей соблюдения законности в уголовном судопроизводстве. В числе многих важных задач на органы прокурорского надзора в России возложено обеспечение соблюдения установленных законом порядка возбуждения и расследования уголовных дел, сроков их рассмотрения, прав участников процесса и других граждан.

В исключительных случаях отдельные процессуальные сроки, например, дознания, предварительного следствия, содержания обвиняемого под стражей, могут быть продлены соответствующим прокурором или судьей. По делам, возвращенным судом на дополнительное расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и пределах, установленных ч. 1 и 2 ст. 97 УПК.

Сроки проверки материалов о совершенных преступлениях, задержания или содержания под стражей подозреваемого и ряд других продлению не подлежат.

Некоторые сроки, если они пропущены по уважительной причине, должны быть восстановлены. Решение о восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи, определением суда, в производстве которого находится уголовное дело.

По ходатайству заинтересованного лица исполнение решения, обжалованного с пропуском установленного срока, может быть приостановлено до разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока.

К уважительным причинам пропуска срока могут быть отнесены тяжелая болезнь, стихийное бедствие и иные обстоятельства, лишившие фактической возможности совершения процессуального действия.

С учетом сказанного, процессуальные сроки представляют собой одну из разновидностей уголовно-процессуальных гарантий. С этой точки зрения все сроки можно классифицировать на следующие группы: 1) сроки, гарантирующие быстроту судопроизводства: разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела, дознания, предварительного следствия, выполнения отдельного поручения, рассмотрения прокурором дела с обвинительным заключением и др., сроки, гарантирующие права и законные интересы участников процесса:

задержания и допроса подозреваемого, применения меры пресечения в отношении подозреваемого, предъявления обвинения и допроса обвиняемого, содержания под стражей и др.; сроки, гарантирующие осуществление прокурорского надзора за соблюдением законов в уголовном судопроизводстве: уведомление прокурора об обнаруженном преступлении и начатом дознании, направлении прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела, начала производства предварительного следствия, окончания или приостановления, сообщения прокурору о произведенном без его санкции обыске и др.

Эта классификация хотя и является условной, но она носит познавательный характер и вместе с тем, как представляется, наиболее точно отражает сущность процессуальных сроков.

 

 

18. Понятие и сущность ходатайств в уголовном судопроизводстве, порядок их разрешения.

Ходатайство — официальная просьба участника судопроизводства, адресованная дознавателю, следователю, прокурору либо суду.

Ходатайство может быть заявлено письменно или путем устного обращения с просьбой о производстве следственных или судебных действий, принятий, отмене или изменении тех или иных решений по делу.

Право каждого участника судопроизводства заявлять ходатайства указано в соответствующей статье УПК, регулирующей процессуальное положение того или иного участника.

Право заявлять ходатайство имеют подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, а также эксперт.

В силу равенства прав сторон в судебном разбирательстве формой обращения государственного обвинителя к суду также является ходатайство.

Участники судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений (например, обвиняемый ходатайствует о допросе указанного им лица в качестве свидетеля, защитник о приобщении к делу представленного им документа, гражданский истец просит принять решение о наложении ареста на имущество обвиняемого для обеспечения гражданского иска и т.п.).

Эксперт вправе ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК).

Ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений обосновывается их необходимостью для установления обстоятельств, имеющих значение по делу, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство или представляемого им лица.

Разъяснение права на заявление ходатайств и обеспечение этого права является обязанностью дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Субъектам права на заявление ходатайств должно быть разъяснено, что ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по делу. Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство как в пределах одной стадии, так и в последующих стадиях судопроизводства.

Сроки рассмотрения ходатайств. В УПК не установлены сроки рассмотрения ходатайств, исчисляемые в сутках или часах. В ст. 121 УПК употребляются слова «непосредственно», «немедленно», что свидетельствует о том, что ходатайство требует рассмотрения и принятия решения непосредственно после его заявления и только в случаях, когда это невозможно, не позднее трек суток со дня его заявления.

Ходатайство о производстве следственных действий по собиранию доказательств должно быть удовлетворено, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствует заявитель, могут иметь значение для дела. Вопрос о том, могут ли иметь значение для дела обстоятельства, об установлении которых ходатайствует тот или иной участник судопроизводства, т.е. иначе говоря, вопрос об относимости доказательства, решают дознаватель, следователь, прокурор, судья, суд.

Заявленное в судебном следствии ходатайство должно быть рассмотрено и по нему принято решение немедленно после его заявления. Заявитель должен получить ответ о том, удовлетворено или отклонено его ходатайство, что дает ему право вновь обратиться с ходатайством в дальнейшем ходе судебного следствия.

Ходатайство может быть удовлетворено или отклонено (полностью или частично). При полном или частичном отказе в ходатайстве должно быть вынесено постановление дознавателя, следователя, прокурора, судьи, определение суда с указанием мотива отказа.

О результатах рассмотрения ходатайства должно быть поставлено в известность лицо, его заявившее.

Решения по заявленным в суде первой инстанции ходатайствам об исследовании доказательств подлежат обжалованию вместе с приговором (постановлением) (см. постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-п; п. 1 ч. 5 ст. 355 УПК).

 

 

19. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.

Задержание обвиняемого - это неотложная мера процессуального принуждения, которая состоит в кратковременном ограничении свободы (и необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу) (при отсутствии судебного решения сроком до 48 часов и с правом его продления судьей районного суда, но не более чем до 72 часов) с помещением лица, подозреваемого в совершении преступления, в изолятор временного содержания (ИВС) с целью установить его причастность к совершению преступления.

Основания задержания:

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое м/б назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление По этому основанию обычно задерживают лиц, подозреваемых в совершении так называемых уличных или бытовых преступлений;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т.д.), оно м/б задержано, если это лицо: 1) пыталось скрыться, 2) не имеет постоянного места жительства, 3) не установлена его личность, 4) если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Порядок задержания:

1. доставление в орган дознания или к следователю;

2. не более 3 часов после доставления должен быть составлен протокол задержания, с отметкой о разъяснении права подозреваемому;

3. в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

4. о задержании обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания;.

5. подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями УПК. До начала допроса, по просьбе подозреваемого обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов м/б ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не м/б менее 2 часов.

Уведомление о задержании подозреваемого - дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет родственников, а при их отсутствии – сам подозреваемый; командование воинской части, посольство. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за искл. случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Порядок содержания под стражей - определяются ФЗ. При проведении оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится УД.

Основания освобождения подозреваемого:

1. по постановлению дознавателя или следователя, если

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований УПК (основания для избрания мер пресечения).

2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания. Подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится УД, и прокурор а.

3. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

4. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

5. При освобождении лицу выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан; дата, время, место и основания задержания; дата, время и основания освобождения. Если в деле имеется решение суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого решения также выдается лицу при освобождении.

В его рамках должностное лицо должно:

а) получить от доставивших правонарушителя лиц заявления, объяснения или рапорты с изложением обстоятельств фактического задержания и оснований доставления лица;

б) установить личность доставленного для разбирательства;

в) получить от доставленного лица объяснение по поводу фактического задержания;

г) определить из полученных и составленных документов, содержит ли деяние признаки преступления или иного правонарушения;

д) решить вопрос о необходимости немедленного возбуждения УД;

е) принять решение при наличии возбужденного УД о процессуальном задержании доставленного или отобрании у него обязательства о явке либо о применении к нему меры пресечения, не связанной с помещением в специализированное учреждение;

4) собственно уголовно-процессуального задержания, сущность и содержание которого заключаются в помещении задержанного лица в ИВС.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.