Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки права. Проблемы понятия права.






Право — система норм (правил поведения) и

 

принципов, установленных или признанных государством в качестве регуляторов общественных отношений, которые формально закрепляют меру свободы, равенства и справедливости в соответствии с общественными, групповыми и индивидуальными интересами (волей) населения страны, обеспечиваются всеми мерами легального государственного воздействия вплоть до принуждения. Признаки права - это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов, к ним относятся такие признаки как:

-право устанавливается или санкционируется гоством и выражает госволю. -нормативность, т.е. право, состоит из нормативных установок, правил поведения. -социальность, она выражается в том, что право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения, материальных благ, госдолжностей и т.д. -системность, правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему. -формальная определенность. Это означает, нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму (законов, указов, постановлений). -общеобязательность, все члены общества обязаны соблюдать и исполнять требования правовых норм независимо от своего желания. -право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир. Плохие мысли не вызовут правовых последствий, пока не выразятся в действии. -право охраняется и обеспечивается государством.

Проблема правопонимания существует не одно столетие, но до сих пор нет единого мнения о том, что есть право, каково его восприятие и оценка. Вопрос о понятии права является ключевым в теории права, поскольку в зависимости от его решения трактуются другие правовые явления, в том числе ключевые: норма права, форма (источник) права, юридическая ответственность, правонарушение, правосознание, соотношение права и закона и т.д. Право - уникальное, сложное и многозначное явление, именно поэтому и нет (и, скорее всего, в ближайшее время не будет) однозначного ответа на вопрос: что такое право?

Выделяют следующие причины плюрализма научных концепций о сущности и природе права:

- историческая - концепции о понимании права возникли на различных этапах развития общества, а каждому этапу свойственны черты, признаки и собственные проблемы; - философская - теории о праве связаны с различным философским мировоззрением; - социальная - теории и школы выражают интересы различных социальных групп, а с изменением интересов меняются и представления о праве; - территориальная - зависимость концепций от национальных, религиозных традиций, присущих той или иной стране;

- сложность правового регулирования - наличие различных элементов (нормы права, юридические факты, правоприменительные акты, правосознание и т.д.). В этом случае справедливо указывают на многофункциональную связь права с экономикой, политикой, интересами различных социальных слоев, индивидов и классов, а также взаимодействие с иными социальными нормами.

9/2. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Правовое регулирование можно подразделить на два вида: 1.Нормативно-правовое (нормативное) регулирование. 2.Индивидуально-правовое (индивидуальное) регулирование. Нормативное регулирование является первичным, именно с него начинается правовое регулирование. Нормативное регулирование носит общий характер, т.к. осуществляется при помощи норм права. Нормы права это правила поведения общего характера, поскольку они адресуются любому и каждому и рассчитаны на неопределенное число типичных ситуаций. Таким образом, нормативно-правовое регулирование связано с регулированием неопределенного числа типичных ситуаций и направлено на упорядочение поведения неопределенного круга лиц. Однако нормативное регулирование имеет существенный недостаток - не в состоянии учесть все разнообразие конкретных отношений. Поэтому оно нуждается в дополнении его индивидуальным регулированием. Индивидуальное регулирование является вторичным, дополнительным и всегда следует за нормативно-правовым регулированием, является его продолжением. Индивидуально-правовое регулирование носит конкретный характер, т.к. связано с регулированием конкретных отношений, ситуаций и направлено на регулирование поведения конкретных лиц. Такое регулирование как бы преломляет нормативно-правовое регулирование в область конкретных отношений и продолжает его на индивидуально - конкретном уровне. Индивидуально-правовое регулирование может осуществляться двумя путями: 1.Регулирование, осуществляемое различными индивидуально - правовыми предписаниями или велениями третьих лиц, не являющимися участниками регулируемых отношений, и оно осуществляется при помощи различных государственных органов - судов, органов администрации, полиции и т.д. Они осуществляют разрешение имущественного спора (суд), разрешение ношения и хранения огнестрельного оружия, вынесение постановления о наложении административного взыскания за нарушение правил дорожного движения (органы внутренних дел) и т.д. Или же стороны заключают соглашения о третейском суде, которому и поручают разрешение спора, обязуясь подчиниться его решению. Это имеет место чаще всего между коммерческими структурами, однако согласно закону это может быть и между гражданами и организациями. 2.Регулирование при помощи индивидуально-правовых средств, например, договор, соглашение и т.д. Осуществляется самими субъектами - участниками отношений. Это наиболее распространенная форма саморегулирования, позволяющая учесть особенности конкретных отношений, интересы участников отношений на основе их свободного волеизъявления, взаимного согласия. Среди договоров нуж выделить нормативные догов и соглаш: коллдоговоры, заключаемые между работодателем и профсоюзами или иными представителями трудящихся; Уставы Таким образом, осуществление правового регулирования представляет собой как бы своеобразную цепочку: на первом плане – нормативно - правовое регулирование, а затем подключается к нему индивидуально - правовое регулирование.

3 10/1. Понятие и виды форм (источников) права. Особенности источников права в различных правовых системах.Термин «источник права» следует рассмотреть с трех сторон: с материальной, идеологии, формально юридической. Под материальным источником права понимаются материальные условия жизни общества, формы собственности, потребности людей. Под идеологическим источником права, различают правовые учения, правосознание. Источником права в формально-юридическом смысле понимают форму права. Форма права - это способ выражения вовне госволи, юридических правил поведения. Выделяют 4 основные формы права: 1.Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные акты) Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира.

- Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. - Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. - Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. - Нормативные акты поддерживаются гоством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются по закону. 2.Правовой обычай - это историч сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку. В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов. 3.Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе. Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В прошлом в советской правовой науке прецедент оценивался только отрицательно, в последнее отношение смягчилось. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. 4.Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами в результате, которого возникает новая норма права. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется государством. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор. Особенности источников права в различных правовых системах. Источники права в ходе исторического процесса изменяются, совершенствуются. И в каждой правовой системе по-своему. Одни формы права, пройдя значительную эволюцию, сохранились в правовых системах и по сей день. - правовой обычай, закон, прецедент. А некоторые источники исчезли- сочинения римских юристов существуют сегодня как исторические ценности. Например, в правовой системе Великобритании исследователями выделяются три основных источника права: статутное право, делегированное законодательство и обычное право. Статутное право – это право, возникающее в результате законодательной деятельности парламента. Делегированное законодательство – законодательство, исходящее от всех тех государственных органов, которым частично делегируется законодательная власть со стороны парламента. Обычное право – право, возникающее в результате правотворческой деятельности различных судебных инстанций. Однако, эти перечисленные источники права в различных частях Великобритании имеют различную значимость, несмотря на то, что вместе эти части Великобритании: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия составляют единое политическое образование. Так, правовая система Шотландии, испытавшая значительное влияние со стороны римского права, значительно отличается от правовых систем Северной Ирландии, Англии и Уэльса. Правовые системы Северной Ирландии и Уэльса, тоже претерпевшие незначительное влияние римского права, отличаются от правовой системы Англии, но уже не столь значительно как в случае с Шотландией. Такое различие в правовых системах частей не означает какой-либо разлад в правовой системе Великобритании. В правовой системе Великобритании существует общее связующее звено в виде актов (статутов) британского парламента. В правовой системе Австралии выделяются четыре основных источника права. В правовой системе Австралии понятие «обычное право» представляет собой не только совокупность правил, устанавливаемых решением отдельных судей и судебных органов, принимаемых ими при рассмотрении конкретных дел, но и принципы, на основе которых устанавливаются эти решения. В японской правовой системе зарубежные авторы выделяют следующие источники права: Конституция 1947 года или Конституция Мейджи; акты парламента, правительственные указы, ордонансы, правила и процедуры судопроизводства, правила управления судебными делами. Под актами парламента в правовой системе Японии понимаются акты парламента, принимаемые в основном по инициативе кабинета и его отдельных органов. Под правительственными указами понимаются указы,

 

издаваемые кабинетом и его различными ведомствами. Целью таких указов становится воплощение в жизнь положений конституции страны и законов. Понятие «ордонансы» интерпретируется как положения, принимаемые местными представительными органами. Нарушителя ордонансов ожидает тюремное заключение. Если рассматривать не конкретно правовые системы отдельных стран, а правовые семьи, то сравнивая между собой романо-германскую правовую семью и правовую семью общего права, можно отметить, что в странах, относящихся к романо-германской правовой семье, решая юридические вопросы, используют юридическую технику, в основе которой находится закон. В странах, которые относятся к семье общего права, прецеденты, судебные решения как источник права и регулятивные средства осуществления политической власти выступают на первый план при решении аналогичных юридических вопросов.

10/2. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Субъекты правоотношений - это их участники, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями (субъекты права). Субъекты правоотношений - это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении, это лица между которыми возникают, складываются правоотношения.

Субъектами правоотношения могут быть правоспособные и дееспособные физические лица, юридические лица, государство. Физические лица - это граждане РФ, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), иностранные граждане. По сравнению с гражданами РФ, другие физические лица несколько ограничены в своих правах и не несут ряд обязанностей. Только граждане РФ могут избирать и быть избранными, могут находиться на государственной службе РФ, обязаны охранять Отечество, служить в вооруженных силах. Характер и степень субъектов, участвующих в правоотношениях, регламентируются правосубъектностью, которая включает следующие компоненты: 1. Правоспособность - это способность лица быть носителем прав и обязанностей; 2. Дееспособность - это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности; 3. Деликтоспособность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Юридические лица - это коллективные субъекты: государственные органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и т.д. Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК РФ).

Государство, является особым субъектом права, в целом ряде правоотношений оно обладает иммунитетом, не обладает рядом прав и обязанностей других субъектов права (вступать в брак, платить налоги). Государство - субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правовых отношений и выступает в качестве субъекта международного права. Государство в целом как субъект права выступает в международных отношениях, конституционно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых отношениях. Правосубъектность — способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений. Правосубъектность является одной из предпосылок возникновения правоотношений, без правосубъектности участники правоотношений не смогут реализовать свои права и выполнить обязанности в данном правовом отношении. Правосубъектность разделяют на: -общую, способность лица быть субъектом права вообще, участником любых правоотношений -отраслевую, способность лица быть субъектом правоотношений в определенной отрасли права. (гражданская правосубъектность) -специальную, способность лица быть субъектом правоотношений внутри той или иной отрасли права. (Милиционер в административном праве, некоммерческая организация в гражданском праве) П равоспособность - способность лица иметь права и обязанности. У физических лиц она возникает с момента рождения. Юридические лица обладают специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь только те права и обязанности, которые закреплены в уставе. Дееспособность - способность лица своими действиями приобретать для себя права и обязанности.

Дееспособность у физических лиц возникает по мере взросления. Различают следующие этапы приобретения дееспособности.а) 14 л- частичная трудовая дееспособность и частичная уголовно-правовая дееспособность.(, например, убийство, кража.)б) 15 л-частичная трудов дееспособность и гражданско-правовая дееспособность.

в) 16 л-полная трудовая и уголовно-правовая дееспособность.г) 18 л- полная дееспособность по всем отраслям права У юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно, как правило, с момента их регистрации. У физических лиц правоспособность и дееспособность прекращается смертью либо признанием их в судебном порядке умершими.У юридических лиц правоспособность и дееспособность прекращается в результате их ликвидации либо реорганизации. Лица могут быть ограничены в правоспособности и дееспособности либо признаны полностью недееспособными, но только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом (судебный порядок). Деликтоспособность – это способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушения.

Деликтоспособность наступает с разного возраста, в зависимости от вида юридической ответственности. Административная ответственность наступает с 16 лет, уголовная с 16лет, а по отдельным видам преступлений – с 14 лет (убийство, разбой, грабеж).

4 11/1.Закон: понятие и виды. Принцип верховенства закона. Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения. Признаки закона: 1. Принимается только органом законодательной власти или референдумом 2. Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерал Собран РФ, 3. В идеале закон выражает волю и интересы народа 4. Обладает высшей юр. силой, все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить. 5. Регулирует важные ключевые общественные отношения Отменить или изменить закон вправе только тот орган, который его принял, и только в строго оговоренном порядке. Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законодательный орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юридическую силу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Виды законов классифицируются: По юридич силе: 1.Конституция РФ 2.Федеральный Конституционный закон 3.Федеральный закон 4.Закон субъектов РФ. По субъектам законотворчества: -принятые в результате референдума -принятые законодательным органом По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д. По сроку действия: постоянные законы, временные законы По характеру: текущие, чрезвычайные По сферам действия: общефедеральные, региональные По содержанию: экономические, бюджетные, социальные, политические По степени систематизации: обычные и органические (УК, ГК) По значимости содержащихся в них норм: конституционные и обыкновенные По объему регулирования: общие и специальные. ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — основополагающий принцип законности, т.е. признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. Все иные нормативные и ненормативные акты должны издаваться в соответствии с законом и закону противоречить не могут. При этом установлена и действует строгая юридическая субординация: законы должны соответствовать конституции страны, подзаконные нормативные акты подчинены законам и принимаются в строгом соответствии с ними; правоприменительные акты должны соответствовать нормативным правовым актам. 2.Пределы правового регулирования: понятие, виды и связь с его способами и эффективностью. Пределы правового регулирования – это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений.В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового регулирования: В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками: а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества, так и интересы общесоциальные б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого; в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил; г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений,: * Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).* Отношения по властному управлению обществом.* Отношения по обеспечению правопорядка. Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и необходимого правового регулирования. Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных отношений для государства и общества. Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Целями механизма правового регулирования являются следующие: Совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут функционировать. Создание условий, с помощью юридических и информационно-психологических средств, при которых соблюдение закона станет выгоднее его нарушения. С овершенствование правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового регулирования. За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения интересов. Взаимосвязывание, соединение различных правовых средств разных видов правового регулирования. Функционирование нормативного регули-ния и правоприменения вместе просто необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регул-ние без усмотрения перевоплощается в формализм, а правоприменение без общих правил - в произвол. От лучшего выбора правовых средств, в конечном счете зависит достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в целом. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка. Главным ориентиром развития элементов

 

механизма правового регулирования являются интересы человека. 12.1.ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП. Место ТГП в системе юрнаук опред-ется, прежде всего, ее особ-тями и характерн чертами: 1.ТГП вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юрнауки; 2.ТГП фундаментальная наука, в составе юрнауки она относится к первому блоку знаний; 3.ТГП обобщающая наука, берет общие вопросы всех отраслевых наук. Например, вопросы толкования, юрид техники; 4.ТГП методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юрнауками; ТГП занимает ведущее место в системе юрнаук, так как основным для нее является исследование госства и права. ТГП изучает закономерности возникновения, развития и функционирования госства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теор-ской базой для других юр и гуманит наук. Среди юрнаук ТГП имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко–правовых наук она не изучает госство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно–правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юрнаук и независимо от времени и пространства ТГП обобщает отраслевые юрзнания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юрявления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юрнауки руководствуются. ТГП – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юрнаук (гражд, уголов, труд, администр права) она имеет руководящее и координирующее значение. Функции тгп – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль ТГП как науки в общественной жизни и юрпрактике. Функции теории государства и права: 1.Онтологическая – изучает государственно–правовые явления, исследует их и анализирует; 2.Гносеологическая - функция, с помощью которой познается госство и право, а также иные государств и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций); 3.Прогностическая – ф, с помощью которой ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы; 4.Методологическая – ф, при осуществлении которой ТГП выступает в качестве методологической основы для всех юрнаук, так как, обобщая государственно–правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юрнауки, вырабатывает основополагающие государственно–правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юрнауками в качестве базовых при исследовании своих предметов; 5.Прикладная – ф, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно–правовой действительности; 6.Политическая (политико–управленческая или организационно–управленческая) – ф, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и госинститутов применения норм права, укрепления законности, образования органов госства, обеспечения научности госуправления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики; 7.Эвристическая – функция, посредством которой ТГП с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права; 8.Идеологическая – характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно–правовых явлений; 9.Практически–организаторская – выражается в том, что ТГП вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно–правового строительства, законодательства и юрпрактики; 10.Воспитательная – функция, посредством которой ТГП помогает в решении задач правового воспитания; 11.Теоретико–познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно–правовых явлений; 12.Учебная – ф обеспечивающая общетеоре подготовку. 2.Территориальное государственное устройство: понятие, виды. Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация госвласти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма госустройства — это элемент формы госства, который характеризует территориальную организацию госвласти. По форме госустройства государства делят на: - Унитарные (простая форма) - Федеративные (сложная форма) - Конфедерации (сложная форма) Унитарное госство – единое и централизованное госство, состоящие из административно–территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета(Франция, Швеция, Греция, Норвегия, Япония). Признаки унитарного государства: - Единство и суверенитет; - Админист-ративные единицы, не обладающие политической самостоятельностью; - Единый и центр-ванный госаппарат; - Общая законодательная система; - Единая система взимания налогов. Федерация – это сложное госустройство, в составе которого имеются гособразования, обладающие определенной политической самостоятельностью. (Россия, США, Канада, Мексика (всего в 20 государствах). Признаки федерации: -Определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов; -Двухуровневая система органов госвласти (федеральные и в субъектах); -Две системы законодательства (общегосударственная и в субъектах); -Разграничение предметов ведения федерации и субъектов; -Двухканальная система налогов. Конфедерация – это союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов. Именно по этому конфедерацию лишь условно можно отнести к разновидности формы государственного устройства. Признаки конфедерации: -Сохранение за объединившимися государствами суверенитета в полном объеме; -Добровольный характер объединения; -Формирование органов управления, необходимых для достижения целей объединения; -Отсутствие единого гражданства и единой территории; -Право сецессии (свободный выход из конфедерации).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.