Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблематика когнитивной социальной психологии. Понятие когнитивных схем. Роль когнитивных схем в обработке социальной информации.






Психологи, созд-шие когн. напр-е в соц. психологии в конце1950-х гг., поставили перед собой цель – объ-ть соц. повед-е чел-ка путем опис-я познав-х процессов. Прежде чем принять решение о соответс-ем поведении, чел-к должен отнести воспр-мый объект к к-либо классу явлений, т. е. соотнести с опр-ой категорией. Процесс категоризации предпол-ет избир-ое отношение к объекту. На первый план в исследовании позн-х процессов психики выходят проблемы соц. восприятия, атрибуции, аттитюдов.Осн-ми компонентам соц. мышления явл-ся схемы и прототипы, кот позв-ют нам организ-ть большое кол-во разнообр. инф-и эфф-ым способом. Например схема «знакомства с людьми на вечеринке», содержит инф-ю о том, как люди себя ведут на подобных мероприятиях. Когда схема активизирована, она позволяет вам понять как надо себя вести. Прототипы вкл-ют в себя модели типичных качеств предст-ей оп-ой группы или категории. Напр-р прототипы лидеров, спорт-х героев, преступников и т.д.. Прототип— «образец», с кот. мы сравниваем новых людей, встретившихся нам впервые, для того чтобы опр-ть, попадают ли они в эту категорию или нет. Типы схем: лич-ти, роли, события. Схемы лич-ей — это ментальные стр-ры, предпол-щие, что опр-е черты хар-ра и типы повед-я сост-ют единое целое и что люди, наделенные ими и ведущие себя соотв-щим образом, предст-ют определенный тип. Схемы ролей -содержат инф. о том, как люди, играющие опр-е роли, обычно ведут себя и как они выглядят. Напр-р роль профессора(стоять у доски, отв-ть на?, проводить экзамены). Третий тип схем связан с отд. ситуациями-сценарии. Эти схемы говорят нам, «что должно произойти дальше». Подсказывают, чего следует ожидать в той или иной ситуации, как др. люди скорее всего будут себя вести и что произойдет потом. Схемы оказ-ют сильное влияние на 3 процесса:

Вним-е отвечает за то, какую именно инф-ю мы замечаем: мы с большей вероятностью обратим внимание на одни особенности др-их людей и их действия и можем не заметить других.

Кодирование- инф-я, выделенная нами, сохр-ся в памяти.

Вопроизведение -извлечения инф-и из памяти для исп-я. Что касается внимания, то мы замечаем инф-ю, не соотв-ю имеющимся у нас схемам, гораздо чаще, чем инф-ю, кот. этим схемам соответствует. Именно неожиданные события или действия прив-ют наше внимание. Напр-р, если зубной врач просит вас сесть и открыть рот, вы не уделяете этому особого вн-ия. Однако если он встанет и начнет громко петь, вы заметите это повед-е. Кодир-е –инф-я соотв-я схемам запом-ся легче. Подводя итог, скажем, что схемы влияют на многие аспекты соц-го познания.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.