Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление соц псих как науки. Объекты, предмет исследования социальной психологии. Место социальной психологии среди других наук.






СП – наука, изучающая закономерности поведения и дея-ти людей, обусловленных их включением в соц. гр., а также психологические характериcтики самих этих групп. Наука, изучающая психологические явления (свойства, процессы и состояния). Предметом – исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на чел., коллектив социально-психологические характеристики индивида как субъекта соц. отнош., изуч. закономер. поведения и дея-ти людей, обусловленных включением их в соц. группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Объект – лич-ть в группе, межличностное взаимодействие, малая гр, межгрупповое взаимодействие, большая гр. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная соц. псих., селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Соц. псих лич-ти, социопсихолингвистика, социально-педагогическая псих и т.д.

СП в системе других наук. СП возникла на стыке социологии и псих. СП является частью общей псих, но по особой задаче.Соотношение социологии и СП (нормативная академическая сторона): социологию интересует социально-типичное (лич-ть интеллигента, лич-ть крестьянина), т.е. обезличенного чел.; социологию не интересует конкретная лич-ть: СП должна заняться изучением психических характеристик конкретных людей, входящих в соц-ую среду; в данную гр.

Само сочетание слов " СП." указывает на специфическое место, кот. занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – псих. и социологии, СП. до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из " родительских" дисциплин довольно охотно вкл. ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой " психологический" аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через дея-ть людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной дея-ти людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. Другой причиной двойственного положения СП. является сама история становления этой дисциплины, кот вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась " на перекрестке" этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предметаСП, так и в выявлении круга ее проблем.

Запросы на СП-кие исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Т.О, для СП, актуально одновременное решение 2 задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и " достраивание" своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.