Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные структуры управления природопользованием.






Важнейшим звеном механизма управления являются организационные структуры управления – это система органов власти и управления природопользованием и ООС.

К управлению причастны все ветви власти:

– президентская, представительная (законодательная), исполнительная и судебная

– каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения

Организационное управление природопользованием и природоохранной деятельностью осуществляется посредством:

– территориальный

– отраслевой

Территориальный принцип управления обеспечивается Президентом РБ, Национальным собранием РБ, Советом Министров РБ, областным, город, районными, поселковыми, сельским Советом Депутатов.

Отраслевой принцип управления состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием окружающей среды и принятие мер по её охране со стороны отраслевых министерств и ведомств, который относится к организациям спец компетенции, уполномоченными выполнять природоохранные функции.

Основным государственным органом управления природопользованием специальной компетенции в РБ является Министерство ПР и ООС.

Подведомств. Минприроды РБ органами управления природопользованием на местах являются 6 областных, Минский городские комитеты, 118 гор (рай) инспекций природных ресурсов и ООС.

В систему Минприроды входят также:

– департамент гидрометеорологии, департамент по геологии

– научные организации: Белорусский исследовательский центр, Экология и другие


 

Система прогнозирования и планирования в области охране окружающей среды

Объектами природоохранного планирования и прогнозирования являются природные комплексы и экологические системы.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды осуществляется на основе прогнозных показателей, государственных программ социально-экономического развития страны, государственных и отраслевых программ по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, республиканских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды и требований природоохранного законодательства. Планирование осуществляется на основе отраслевого и территориального принципов.

На локальном уровне планирование представлено программой природоохранных мероприятий на предприятии. Это комплекс документов перспективного планирования, ориентированный на достижение конечной цели в решении экологических проблем.

В документах:

– раскрывается суть мероприятий;

– определяется последовательность и сроки реализации мероприятий;

– указываются объёмы выбросов вредных веществ до и после осуществления природоохранных мероприятий;

– оценивается потребность в материальных и денежных ресурсах;

Экологическое планирование является обязательной составляющей прогнозов социально-экономического развития государства, области, района, отрасли.

Экологическая часть прогноза должна включать систему основных показателей:

– инвестиции, предусмотренные на природоохранные мероприятия за счёт всех источников финансирования и из них за счёт средств госбюджета;

– объём выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

– объём сбросов загрязняющих веществ;

– ввод в действие установок для улавливания и обеззараживания вредных веществ из отходящих газов;

– ввод в действие сооружений для очистки сточных вод;

Плановые документы РБ.

В РБ разрабатываются и принимаются плановые документы сроком на 15, 10, 5 лет и на 1 год. В «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития» (НСУР), разработанной на пятнадцатилетний период, изложены основные стратегические цели, задачи.

НСУР является основой для разработки «Основных направлений социально-экономического развития» на 10 лет, содержащих раздел «Состояние окружающей среды и меры по её улучшению». Национальный план действий по охране окружающей среды (НПДООС) разрабатывается на 5 лет.

На основе НПДООС разрабатываются и территориальные прогнозы охраны окружающей среды области, города, района, территориально-производственного комплекса.

«Программа социально-экономического развития РБ» разрабатывается на 5 лет.

В прогнозах, разрабатываемых на год, есть раздел «Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов». На их основе разрабатываются планы (Схемы) охраны отдельных природных комплексов и экологической среды.

 

14. Правовое регулирование природоохранной деятельности. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

Началом формирования в РБ законодательства об ООС послужило принятие в 1992 году Закона РБ об ООС.

2002 г – пересмотрен закон

В наст время действуют более 15 законодательных актов, регулирующих правовые отношения в области ООС.

– Кодекс РБ о недрах – 406-3 от 14.07.2008 (ред. От 02.05.13)

– Вводный кодекс РБ – от 30.04.2014

– Об охране окружающей среды от 26.11.1992 № 1982-ХII

– Об особо охраняемых территориях

За нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или физическими лицами предусмотрена административная, дисциплинарная, уголовная ответственность, предполагающая обязательное возмещение нанесённого природной среде ущерба.

Кодекс РБ об административных правонарушениях (глава 15) предусматривает штрафы, запреты, предупреждения и т.д.

Административную ответственность несут за нарушение правил землепользования в радиоактивных загрязнённых районах, нарушение правил по охране недр и природоохранного режима их использования, незаконную порубку и т.д.

Дисциплинарную ответственность несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба.

Уголовной ответственности подлежат субъекты, нанёсшие значительный ущерб природной среде, повлекший гибель людей или особо крупные материальные потери.

Конкретный состав экологических преступлений установлен УК РБ.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.