Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы определения экономической оценки ПР. Концепция альтернативной стоимости ПР. Общая экономическая стоимость ПР.






Под экономической оценкой ПР следует понимать денежное выра­жение их хозяйственной ценности, обусловленной природными особенностями.

В современной науке сложилось 3 подхода к построению ЭОПР:

1) затратный;

2) рентный;

3) затратно-рентный.

Также рассматривают концепцию альтернативной стоимости природных ресурсов и общую экономическую стоимость природных ресурсов.

Концепция альтернативной стоимости (упущенной выгоды) является одной из основополагающих в ЭТ.

В ЭП альтернативные стоимости позволяют оценить природный объект или ресурс, имеющие заниженную или вообще не имеющие рыночной цены, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта или ресурса в других целях.

Например, альтернативные стоимости особо охраняемых территорий есть выгоды, которые теряют индивидуумы или общество из-за консервации территории. Эти издержки включают недополучение продукции от охраняемых территорий.

Альтернативные стоимости также включают выгоды, которые могли бы быть получены от альтернативного использования (развитие с\х, интенсивное лесное хозяйство)

Концепция общей экономической ценности (стоимости) природных благ является перспективной с точки зрения комплексности подхода к оценке природы и учета не только ее прямых исходных функций, но и ассимиляционных функций, природных услуг.

Структура показателей общей экономической ценности:

Общая экономическая ценность:

1) стоимость использования

– прямая

– косвенная

– возможная стоимость

2) стоимость неиспользования

– стоимость существования

Рассмотрим эту концепцию на примере лесных ресурсов.

Прямая стоимость использования (которую дает лес) состоит из стоимости древесины, лекарственных растений, побочных продуктов и др.

Косвенная стоимость использования складывается из следующих показателей: связывания СО2 (смягчение парникового эффекта), водорегулирующих функций (защита от наводнений) и др.

Показатель возможной стоимости связан с консервацией биологического ресурса для возможного использования в будущем. В этом случае возможная стоимость является скорректированной суммой прямой и косвенной стоимости использования.

Стоимость неиспользования базируется на стоимости существования, которая является попыткой экономически оценить этические и эстетические аспекты: ценность природы самой себе, эстетическую ценность природы для человека, долг по сохранению природы перед будущими поколениями, ценность наследия и т.д. Это выгоды индивидуума или общества, получаемые только от знания, что товары или услуги существуют.

Стоимость существования может быть важной причиной для охраны дикой природы. Для ее оценки широко применяются методы анкетирования и опросов, в частности метод выраженных предпочтений. Он базируется на определении рыночных цен путем выяснения у индивидуумов явной оценки экологического набора. Складывающиеся на рынке цены часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ, не отражают реальные общественные издержки и выгоды использования природных ресурсов. Традиционный рынок позволяет более или менее удовлетворительно оценить только ресурсную функцию природных ресурсов.

 

10. Государственное управление природопользования: сущность, методы, функции

Управление – совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения её устойчивости.

Управление в области природопользования – деятельность гос-ва по организации её устойчивости.

Механизм управления природопользованием включает методы, функции, организационные структуры.

Методы управления – способы воздействия на управляемые объекты с целью обеспечения рационального природопользования и ООС.

Эф управление природопользованием возможно при условии применения совокупности методов:

– административных

– экономических

– социально-психологических

– информационных

– правовых

Административные методы обеспечиваются возможностью гос принуждения.

Экономические методы создают непосредственный материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления сфере природопользования

Социально-психологические методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей.

Информационные методы управления обеспечиваются открытым доступом общества к информации экологического характера. Они получили широкое распространение в странах с развитой экономикой и установившимися демократическими традициями.

ОРХУССКАЯ конвенция о доступе к экологической информации (1998), которую подписали и ратифицировали многие постсоветские государства обязывает нас активнее внедрять в экологическую практику информационные методы управления.

До недавнего времени наиболее распространёнными и действенными в системе управления природопользованием были административные методы.

 

11. Особенности административного управления природопользованием в Республике Беларусь: основные механизмы (инструменты) и их эффективность.

Главный принцип административного управления в области природопользования и ООС – разрешительно-запретительный.

Общесистемные функции административного управления включает след виды деятельности:

– планирование, прогнозирование результатов

– проведение организационных мероприятий

– подбор и расстановка кадров, повышение их квалификации

– нормирование хозяйственной деятельности, нормирование качества выпускаемой продукции и окружающей среды

– выполнение контрольных и учётных функций, лицензирование различных видов деятельности

– осуществление мониторинга окружающей среды и т п

Основными инструментами админ регулирования являются стандарты, нормы, нормативы, законы постановления, руководства, применяемые гос природоохранными органами, а также ряд разрешений и запретов на природопользование, ограничения, лимиты, системы надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т д

Важнейшим звеном механизма управления явл организационные структуры управления – это система органов власти и управления природопользованием и ООС.

К управлению причастны все ветви власти:

– президентская, представительная (законодательная), исполнительная и судебная

– каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения

Организационное управление природопользованием и природоохранной деятельностью осуществляется посредством:

– территориальный

– отраслевой

Территориальный принцип управления обеспечивается Президентом РБ, Национальным собранием РБ, Советом Министров РБ, областными, город, районными, поселковыми, сельским Советом Депутатов.

Отраслевой принцип управления состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием окружающей среды и принятие мер по её охране со стороны отраслевых министерств и ведомств, который относится к организациям спец компетенции, уполномоченными выполнять природоохранные функции.

Основным государственным органом управления природопользованием специальной компетенции в РБ является Министерство ПР и ООС.

Подведомств. Минприроды РБ органами управления природопользованием на местах являются 6 областных, Минский городские комитеты, 118 гор (рай) инспекций природных ресурсов и ООС.

В систему Минприроды входят также:

– департамент гидрометеорологии, департамент по геологии

– научные организации: Белорусский исследовательский центр, Экология и другие






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.