Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Общая характеристика учебного предмета






 

 

Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с фор- мированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первона- чального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его осно- ве лежит целостный образ окружающего мира, который преломля- ется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаи- мосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-худо- жественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как созда- теля материально-культурной среды обитания, изучение этно- культурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важ- нейших видов речевой деятельности и основных типов учебных тек- стов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практиче- ской деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания обра- за, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художе- ственной выразительности в целях гармонизации форм и кон- струкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каж- дого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную твор- ческую предметную деятельность.

Задачи курса:

– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;


– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

– приобретение навыков самообслуживания; овладение техно- логическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

– использование приобретённых знаний и умений для творче- ского решения несложных конструкторских, художественно-кон- структорских (дизайнерских), технологических и организацион- ных задач;

– приобретение первоначальных навыков совместной продук- тивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирова- ния и организации;

– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.

 

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. орга- низация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освое- ние новых технологических приёмов, конструктивных особенно- стей через специальные упражнения.

Примерная схема урока. Каждый урок начинается с наблюдения, восприятия предметов материально-культурного наследия народов, образцов будущей практической работы. Их анализ осуществляется, прежде всего, с точки зрения их конструктивных особенностей (коли- чество деталей, их форма, вид соединения), далее – средства художе- ственной выразительности (цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д.). Следующий шаг техноло- гический – определение способов обработки материалов для получе- ния планируемого результата. Размышление и рассуждение в ход анализа, как основа деятельностного подхода, подразумевают созда- ние своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбран- ного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, опреде- ление последовательности практической реализации замысла, реше- ние технико-технологических задач. Практическая манипулятив- ная деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов куль- туры труда.

Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – прак- тическая значимость (личная или общественная), доступность, эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои вари- анты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Важной составной частью практических работ являются упраж-


нения по освоению основных технологических приёмов и опера- ций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются зало- гом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приёмы включаются в практические работы по изготовлению изделий.

В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие

виды работ:

– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принци- пов и приёмов их создания;

– моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели);

– решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

– простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, опреде- ление особенностей конструкции и технологии изготовления изде- лия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработ- ки, реализация замысла с корректировкой конструкции и техноло- гии, проверка изделия в действии, представление (защита) процес- са и результата работы).

 

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами дан- ной местности, другие культурные традиции.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным обра- зом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.

Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она вклю- чает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отра- жающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные пред- метные знания и умения, а также универсальные учебные дей- ствия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучае- мых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий явля- ется степень самостоятельности, характер деятельности (репро-


дуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

 

 

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

 

В связи с тем, что ФГОС начального общего образования не содержит указаний на распределение учебных часов по учебным предметам и по классам, а даёт только их общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос о том, сколько часов отво- дить на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию.

Содержание курса содержит достаточно материала для его реа- лизации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета технологии – 1 или

2 часа в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет от 135 до 270 часов. Занятия проводятся учителем начальных классов.

Содержание курса имеет широкие возможности для его реализа- ции во внеурочное время.

Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология», рабочих тетрадей и мето- дических рекомендаций к ним для каждого класса.

Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.