Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и функции финансов домашнего хозяйства






В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группы лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

- выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

- предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;

- сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

Финансы домашних хозяйств являются одной из экономических категорий, выражающих реально существующие экономические отношения, носящих объективный характер и имеющих специфическое общественное назначение. Ведение домашних хозяйств в условиях рыночной экономики невозможно без использования денег, значит, существует реальная база для возникновения финансовых отношений на уровне домашних хозяйств. Однако известно, что не все денежные отношения можно считать финансовыми. К ним вряд ли можно отнести, например, отношения обмена (Т-Д-Т), в которые постоянно вступают домашние хозяйства. Домашние хозяйства постоянно вступает в финансовые отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.

К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих различное целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления; денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов; денежного фонда с целью его дальнейшего инвестирования и др.

Домашние хозяйства могут вступать в финансовые отношения:

1) с другими домашними хозяйствами по поводу формирования и использования совместных денежных фондов;

2) с предприятиями, работающими в различных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей по отношению к участникам домашних хозяйств, по поводу распределения части произведенного валового внутреннего продукта в его стоимостной форме;

3) с коммерческими банками по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;

4) со страховыми организациями по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;

5) с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.

Перечисленные выше отношения составляют социально-экономическое содержание категории «финансы домашних хозяйств». Следовательно, финансы домашних хозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Члены домашних хозяйств являются собственниками рабочей силы – одного из факторов процесса производства, следовательно, имеют право на получение части стоимости созданного продукта. Домашнее хозяйство участвует не только в первичном распределении национального дохода, но и в процессе его вторичного распределения, когда государство через силу прямых налогов, пенсионную систему, систему социальных трансфертов перераспределяются доходы между различными домашними хозяйствами (например, дотация на оплату ЖКХ).

Социально-экономическая сущность финансов ДХ проявляется через их функции.

Распределительная функция - финансы домашних хозяйств обеспечивают дальнейшее распределение стоимости валового общественного продукта между всеми участниками домашних хозяйств. Таким образом, они играют главенствующую роль на последней ступени распределительного процесса. Объектом действия этой функции является располагаемый доход домашних хозяйств – часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении домашних хозяйств после выплаты налогов и др. обязательных платежей. К субъектам распределения относятся все участники домашних хозяйств.

Контрольная функция – контроль за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов.

Регулирующаяфункция – поддерживает сбалансированное развитие домашних хозяйств как единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. На уровне домашних хозяйств регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования. Свобода участников домашних хозяйств в этом процессе не может быть ограниченна государством. Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Домашние хозяйства самостоятельно принимают решение о необходимости и способах формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, соц. обеспечения, в результате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает.

Инвестиционная функция - заключается в том, что домашнее хозяйство является одними из новых поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов в домашнем хозяйстве является материальной основой для выполнения данной функции.

Та часть годового личного денежного дохода, которая остается после уплаты налогов, но не расходуется на текущее потребление, называется «сбережение». Сбережение – будущий спрос на будущие товары и услуги. Одного только желания делать сбережения еще недостаточно. Для этого должна быть реальная возможность, которая определяется размерами дохода. Источником формирования денежных сбережений является располагаемый доход домашних хозяйств.

Количественная зависимость величины сбережений очевидна:

«величина сбережений» = «общий доход» - «налоги» - «потребительские расходы»

Величина сбережений дохода определяется также выгодой («доходностью») от такой операции, а это зависит уже от уровня процентной ставки. Итак, чем выше размер дохода и уровень процентной ставки, тем выше норма сбережений. Сбережения можно условно разделить на три вида:

1) «страховые» - сбережения на случай непредвиденных обстоятельств;

2) «защитные» - помещение сбережений на банковские счета, вложение в облигации, акции и др. ценные бумаги с целью их защиты от инфляционного обесценения;

3) «спекулятивные» - сбережения используются для игр «биржевого характера» (попытка выигрыша на колебаниях курсовой стоимости ценные бумаги); в этом случае сберегаемая часть дохода сама становится источником нового дохода.

Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений. Выделяют две основные формы:

· неорганизованные сбережения (наличные деньги на руках у населения в рублях и валюте);

· организованные сбережения (денежные средства населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятия и др.).

Российские домашние хозяйства предпочитают неорганизованные сбережения.

Общая величина сбережений домашних хозяйств, а также пропорции, в которых они делятся на организованные и неорганизованные, определяются: а) факторами внутреннего характера, связанными с приоритетами в потребительских расходах, их уровнем и структурой; б) специфическими факторами внешнего характера (уровень доверия населения к банковской системе; совершенство государственной системы страхования частных вкладов; банковских операций, пенсионного обеспечения, страхового дела).

Важным фактором, определяющим уровень сбережений домашних хозяйств, является величина его дохода. Чем большая часть дохода потребляется, тем меньшая его часть направляется на сбережение. Если пропорция между потребляемой и сберегаемой частями остается неизменной, то на уровень сбережений влияет величина получаемого дом. хозяйством дохода.

Предельная склонность к потреблению (МРС) равна отношению прироста потребляемой части дохода (∆ С) к приросту всего дохода в целом (∆ Y):

где ∆ С - величина прироста накоплений; ∆ Y - величина прироста доходов.

Величина MPC показывает направляемую на потребление часть дополнительного дохода. Согласно основному психологическому закону 0< MPC< 1, поэтому можно сказать, что:

- Если MPC=0, то весь прирост дохода направляется на сбережение;

- Если MPC=1, то весь прирост дохода потребляется.

Аналогичным способом можно определить и предельную склонность к сбережению (MPS):

где ∆ S - величина прироста сбережений.

Располагаемый доход домашних хозяйств и предельная склонность к потреблению является основными факторами, влияющими на уровень сбережений. Они, в свою очередь, определяются группой внутренних и внешних по отношению к домашним хозяйствам причин.

Даже при неизменном номинальном доходе реальный доход может упасть или возрасти – в зависимости от динамики цен на товары и услуги. При изменении же номинального дохода величина реального зависит от соотношения темпов прироста номинального дохода и уровня цен. Таким образом, в условиях инфляции стабильный уровень реальных доходов сохранят только те группы населения, которые сумеют обеспечить рост номинального дохода, равный росту уровня цен.

Инфляция обесценивает и доходы от инвестируемых сбережений. Защитить их может только повышение процентной ставки по сравнению с инфляционным ростом цен. Наибольший убыток инфляция наносит получателям сезонного и фиксированного номинального дохода (работникам аграрной и бюджетной сфер; лицам, существующим за счет трансфертных платежей, а также мелким рантье). Следовательно, инфляция становится фактором перераспределения доходов, усиливая имущественную дифференциацию. Эта несправедливость преодолевается регулярной индексацией фиксированного номинального дохода.

Расходы на потребление. На потребление расходуется основная часть доходов дом. хозяйства РФ (60-80% совокупного дохода усредненного домашнего хозяйства РФ). Расходы домашних хозяйств можно подразделить на две стадии:

1) Текущие расходы – к ним следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров (обувь, одежда), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (парикмахерская, прачечная стоматология и т.д.).

2) Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья и т.д.)

Общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда факторов, которые с точки зрения области возникновения можно разделить на внутренние: величина совокупных денежных доходов дом. хозяйства; степень обеспечения потребностей домашних хозяйств за счет ведения натурального хозяйства; уровень материальных и духовных потребностей членов домашних хозяйств. И внешние факторы: уровень розничных цен на потребление товаров и услуг; сумма налогов др. обязательных платежей дом. хозяйств; уровень развития потребительского кредита в национальной экономике и др.

 


29. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Если государство берет на себя ответственность за погашение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков. Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов.

Различают внешний и внутренний государственный кредит. Внешний государственный кредит возникает у государства с зарубежными странами с международными финансово – кредитными организациями. Внутренний государственный кредит проявляется, когда государство проводит кредитные операции внутри страны.

Госкредит является экономической категорией, которой присущи одновременно черты кредита и финансов. Является одним из видов кредита и характеризуется срочностью, платностью и возвратностью.

Особенности госкредита:

1) при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

2) на уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

3) государства привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О гос. внутреннем долге РФ (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Функции госкредита. Как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую, контрольную.

1) через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Положительное воздействие этой функции госкредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет госзайма, не увеличиваются (что пришлось бы делать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения % по задолженности. Размещение новых госзаймов для погашения задолженности по уже выпущенным называется Рефинансированием гос. долга.

2) регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государства вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень %-х ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита.

3) контрольная функция госкредита имеет свои специфические особенности: 1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты %.

Управление государственным кредитом. В широком смысле под управлением понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление госкредитом как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти и управления государством.

В узком смысле под управлением госкредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

· минимизация стоимости долга заемщика;

· недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

· эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использование выделенных кредитов;

· обеспечение своевременного возврата кредитов;

· максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Управление госкредитом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление госкредитом под руководством Правительства РФ обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным Банком.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.