Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовая система государства.






 

Финансовая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и включаетвсебятакие понятия, как концепция государственной деятельности в области финансов и кредита, финансово-кредитный механизм, a также управление финансово-кредитной системой страны.

Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают достижение основных целей, вытекающих из сущности и функций финансов и характерных особенностей экономического и социального развития страны.

Главными целями социально-экономической политики Российской Федерации на период до 2000 года являются:

ü Достижение к концу столетия устойчивого экономического роста не ниже 5% в год.

ü Осуществление комплекса институциональных преобразований необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики.

ü Обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте. Повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий.

ü Рост реальных доходов и потребления населения.

Необходимым условием роста национальной экономики является проведение эффективной налоговой политики.

К важным целям финансовой политики относятся также укрепление финансовой и платежной дисциплины, преодоление бюджетного кризиса, последовательное снижение уровня инфляции, проведение реформирования предприятий.

Исходя из сущности и функций финансов, государство в процессе реализации финансовой политики осуществляет построение, финансово-кредитного механизма.

Финансово-кредитный механизм представляет собой систему управления, и его успешное функционирование прямо связано с использованием категорий теории управления производством.

Сущность управления раскрывается в функциях. Функции управления – это определенный вид деятельности в управлении, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. К их числу относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. В сфере управления финансами функции управления имеют свое специфическое содержание.

Планирование. Планирование - это научное предвидение хода развития и определение путей осуществления расширенного воспроизводства. Финансовое планирование является составной частью планирования экономики страны. Оно обеспечивает взаимное согласование его отдельных элементов, способствуетвыявлению и мобилизации имеющихся в хозяйстве внутренних резервов. Финансовое планирование в управлении финансами играет ведущую роль и осуществляется на основе планов, отражающих формы и методы распределения финансовых и кредитных ресурсов в отдельных звеньях финансово-кредитной системы.

Основным финансовым планом страны является государственный бюджет России, в котором сосредоточена большая часть финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства для реализации его финансовой политики. На стадии планирования доходов и расходов госбюджета устанавливается необходимая взаимосвязь с финансовыми планами предприятий и отраслей народного хозяйства, финансовыми планами организаций имущественного и личного страхования, кредитными планами. При этом планирование показателей финансовых и кредитных планов посредством регулирования условий налогообложения существенно зависит от показателей госбюджета, поэтому бюджетное планирование занимает центральное место в финансовом планировании

Организация. Эта функция управления финансами выражается. прежде всего в выборе и формировании системы органов управления, порядке их подчиненности, установлении прав и обязанностей каждого органа. В более широком смысле данная функция предполагает также выработку новых методов воздействия на улучшение результатов производства, например выбор методов изъятия чистого дохода в бюджет, сочетание различных форм финансирования, внедрение прогрессивных видов банковских услуг, совершенствование денежных расчетов и т.д. Результат выполнения функции организации заключается в создании структуры органов управления, закрепленной в соответствующих положениях, должностных инструкциях и других нормативных документах.

Координация. В области управления финансами координация означает обеспечение единства действий финансовых органов по устранению диспропорций в предусмотренном планом порядке формирования и расходования фондов денежных средств. Эти диспропорции возникают вследствие изменений хозяйственных условий. Так, в управлении финансами предприятий координация проявляется в своевременном выявлении причин невыполнения финансового плана и выработке предложений по финансовому оздоровлению предприятия, изыскании дополнительных источников финансирования и кредитования в развитие производства, а также в ликвидации временных финансовых затруднений.

Стимулирование. Выполняя данную функцию, органы управления связывают трудовую активность людей с удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

В современных экономических условиях использование материальной заинтересованности стало объективной необходимостью. Стимулирование деятельности работников происходит путем удовлетворения их общественных коллективных и личных интересов. Финансы, представляя собой систему экономических отношений, тесно связаны с экономическими интересами отдельных работников предприятий и коммерческих организаций, акционеров акционерных обществ.

В рыночных условиях хозяйствования стимулирование как функция управления объективно исходит из основной цели предпринимательской деятельности, связанной с получением прибыли. Заинтересованность в конечных результатах финансово-хозяйственной деятельности может выражаться в увеличении оплаты труда, получении дивидендов по акциям акционерных обществ, установлении справедливой системы налогообложения, соблюдении экономически целесообразныx пропорций в распределении чистой прибыли предприятий на накопление и потребление.

Контроль как функция управления в сфере финансовых отношений основан на общих принципax системы государственного контроля.

Формы финансового контроля определяются требованиями финансовой политики государства. Финансовая система государства охватывает все виды фондов денежных средств как на федеральном, так и на региональном уровне, а такжена уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и выполнения им своих функций по управлению экономикой. Прежде всего, это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и государственных организаций.

Контроль за финансами негосударственного сектора экономики направлен на выполнение денежных обязательств перед государством, прежде всего по налогам и обязательным налоговым платежам, соблюдение законности и целесообразности и расходовании выделяемых предприятиям бюджетных субсидий и кредитов, а также на соблюдение установленных государством правил введения денежных расчетов, учета и отчетности.

Рассмотренные функции в системе управления финансами выступают неизолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости.

В системе управления финансами большое внимание уделяется развитию и совершенствованию методов воздействия финансов и кредита на обеспечение экономического роста. Финансовый метод можно определить как способ воздействия на финансовые и экономические отклонения в процессе принятия управленческих решений. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании фондов денежных средств, а также в процессе контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов. Финансовый рычаг представляет собой конкретный пример управленческого воздействия финансового метода.

Системный подход в управлении финансами должен определить оптимальные для конкретного этапа развития экономики средства и способы достижения указанных целей и задач. В частности, это должно проявляться в совершенствовании структуры органов управления финансами, удешевлении содержания персонала управления, устранении дублирования в их работе, ликвидации противоречий в характере воздействия отдельных финансовых методов на рост производства.

Финансово-кредитный механизм как система управления имеет соответствующий состав определенных компонентов или частей, обычно называемых подсистемами.

Управляющая подсистема это субъект управления финансами, или финансово-кредитный механизм. В то же время финансы не только средство управления, но и объект управления, т.е. управляемая система.

Таким образом, сложившийся в современных экономических условиях финансово-кредитный механизм представляет собой систему финансовых и кредитных методов и рычагов управления в целях реализации финансовой политики.

Необходимое условие успешного функционирования финансово-кредитногомеханизма это формирование и выбор рациональной его структуры. Под структурой управления понимается система органов управления.

Управление финансами осуществляется как органами государственной власти, так и специальными финансовыми органами управления. Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Государственные органы рассматривают и утверждают федеральный бюджет России, а также законы о налогах, сборах и других обязательных платежах, в том числе и определяющие финансовую политику страны, например Бюджетный и Налоговый кодексы. Они устанавливают предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим специальным органом управления финансами страны является Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения на местах.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

ü Совершенствование бюджетной системы, развитие бюджетного федерализма.

ü Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики.

ü Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны.

ü Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения.

ü Составление программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом.

ü Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков.

ü Осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

ü Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом.

Финансовый менеджмент – это процесс управления путем использования способов воздействия финансово-кредитного механизма на финансовые ресурсы в целях реализации финансовой политики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.