Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные элементы автомобильной дороги






К элементам автомобильной дороги относятся: земляное полотно, дорожная одежда, дорожные сооружения и обрезы.

Земляное полотно (рис. 28) является грунтовым основанием для дорожной одежды и должно обеспечивать ее надежность независимо от меняющегося водного и температурного режимов. Оно включает дорожную одежду и кюветы.

 


Дорожная одежда - основная часть дороги, обеспечивающая круглогодичное движение. Ее устраивают на ширину проезжей части или на всю ширину дорожного полотна.

Дорожные сооружения включают водопропускные сооружения, путепроводы и переезды, а также съезды и ограждения.

Обрезы являются частью полосы местности, отведенной под дорогу. Они используют­ся для движения гусеничных машин, устройства объездов, складирования материалов, расположения резервов и ка­вальеров, размещения снегоза­щитных устройств, установки дорожных знаков, а также для устройства укрытий и других сооружений.

Дорога как инженерное со­оружение имеет ряд прямых участков, сопряженных между собой кривыми (закругления­ми).

Элементы кривой и их обозначение показаны на рис. 29.

 

 

 
 

 


Для войсковых путей наз­начают следующие величины радиусов кривых: 200 м — ре­комендуемый, 50 м — наимень­ший, 20 м — исключительный (применяется в крайне стес­ненных условиях).

Продольным профилем до­роги называют ее начертание в разрезе по оси. На нем по­казывают величину продоль­ных уклонов, а также места расположения, тип и основные размеры водопропускных соо­ружений.

Везде, где это вызывает большого объема земляных работ, не­обходимо стремиться к его снижению. Обычно принимают: для грунтовых дорог
- 0, 5 -1, 0 %; для дорог с твердым по­крытием - 0, 3 - 0, 5 %.

Поперечный профиль дороги. В зависимости от условий местности поперечный профиль дороги может устраиваться: в нулевых отметках, насыпи, выемке и в полунасыпи-полувыемке.

 


Земляное полотно в нулевых отметках — наиболее выгодный и распространенный профиль дороги. Земляные работы в этом случае сводятся к созданию двухскатного дорожного полотна за счет грунта, вынутого из кюветов (рис. 30).

В насыпи земляное полотно на военных путях устраивают на подходах к мостам, трубам и на заболоченной местности. Насыпи делают: малые - высотой до 1 м, средние - от 1 до 2 м, большие - более 2 м.

Земляное полотно в выемке обычно устраивают на спусках к мостам и переправам и тогда, когда надо придать дороге требуемый продольный уклон. Глубина выемки зависит от рельефа местности и принятого продольного уклона. Вынутый из выемок грунт перемещают в насыпь или отсыпают в кавальеры - насыпи, располагаемые на обрезах дороги.

Земляное полотно в полунасыпи-полувыемке устраивают, как правило, на косогорах.

Водоотводные сооружения. Для отвода воды от дороги, осушения земляного полотна и дорожного покрытия устраивают водоотводные сооружения: кюветы, нагорные и отводные канавы и испарительные бассейны.

Для отвода дождевых и талых вод в кюветы или боковые резервы проезжей части и обочинам придают поперечные уклоны: проезжей части – 2-3%; обочинам – 3-4%.

Кюветы предназначаются для сбора воды с дорожного полотна, отвода ее и сброса в пониженные места или водотоки, пересекающие дорогу.

Нагорные канавы устраивают для перехвата дождевых и талых вод на косогорах и сброса их в пониженные места. Их отрывают в удалении от бровки выемки не менее чем на 5 м.

Дорожные кюветы устраивают треугольного сечения с внутренним откосом 1: 3 и наружным –1: 1, 5. Глубину их обычно принимают равной 0, 4 м. Отводные и нагорные канавы устраивают трапецеидального сечения, их глубину принимают 0, 4-0, 8 м, а ширину по дну - 0, 4-0, 5 м.

Водопропускные сооружения. К ним относятся: мосты, трубы, лотки, фильтрующие насыпи. Их строят на водотоках, а также на суходолах, где может скапливаться вода при сильных дождях и таянии снега.

 

 


Рис.32. Деревянная прямоугольная труба а – на рамных опорах; б – на свайных опорах; 1 – настил; 2 – стойка (свая); 3 – лежень; 4 – насадка; 5 – гравий (щебень); 6 – распорка

 

Водопропускные трубы собирают из готовых бетонных (железобетонных), металлических элементов. Войскового изготовления делают из камня (рис. 4) или дерева (рис. 5). Их строят следующих типов: из стандартных щитов с отверстием 0, 4 x 0, 47 м или из бревен с отверстиями 0, 6 х 1 м и 0, 4 х 1 м (при малых расходах воды); треугольного сечения из бревен с отверстиями 1, 5-2 м; со свайными опорами или продольными рамными опорами с отверстиями не более 4 м; мост-труба со свайными опорами или опорами из продольных рам с распорками и верхним строением по типу моста, отверстие трубы делают не более 5 м2. Фильтрующие насыпи (рис. 31) обычно устраивают при перекрытии небольших водотоков и суходолов с малым расходом воды и при наличии местных каменных материалов.

Площадь поперечного сечения дренирующего слоя должна быть в 1, 5-2 раза больше рабочей площади трубы или моста. Высоту фильтрующей насыпи с верховой стороны назначают на 0, 5 м выше подпертого горизонта воды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.