Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих






Понятие «принцип» происходит от латинского principium – начало, основа. Они становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность младшего командира в процессе обучения военнослужащих. Они охватывают все его стороны и придают ему целенаправленное, логически последовательное начало.

Принципы обучения – это наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации, технологии и методике обучения военнослужащих.

Современная отечественная военная педагогика выделяет следующую систему принципов обучения военнослужащих:

1. Социальная обусловленность и научность обучения определяет необходимость соблюдения в подготовке личного состава требований государства, предъявляемых к Вооруженным Силам РФ. Реализация этого принципа в войсковой практике обеспечивается через соблюдение ряда педагогических требований:

при организации обучения излагать учебный материал с позиций последних достижений науки и техники;

тесно связывать учебный процесс в подразделении с жизнью страны и Вооруженных Сил, с повседневной практикой части и подразделения;

постоянно заботиться о воспитательном и развивающем эффекте всех учебных занятий.

2. Принцип практической направленности в обучении ориентирует на подготовку войск тому, что необходимо на войне. Он предъявляет к обучению личного состава следующие требования:

обучать военнослужащих подразделения военному делу в строгом соответствии с требованиями уставов, наставлений и руководств, определяющих их подготовку;

максимально приближать учебную обстановку к боевой;

строго соблюдать дисциплину учебного процесса, гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае наиболее эффективные;

изучать историю и опыт войн, локальных боевых действий и военных конфликтов.

3. Принцип целенаправленности, системности и последовательности в обучении определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса. Он требует от сержантов:

строго соблюдать логику учебного процесса, связывать ранее изученный материал с новым, с содержанием практических действий военнослужащих при выполнении функциональных обязанностей;

выделять в изучаемом материале главное, направлять и развивать логическое мышление обучаемых, приучать их к самостоятельности;

систематически руководить самостоятельной работой военнослужащих, знать их успехи и недостатки, повышать у них чувство ответственности за результаты учебы;

4. Принцип обучения на высоком уровне трудности уточняет основные педагогические правила доступности и целесообразной интенсивности в обучении: учить, переходя от известного к неизвестному, от менее трудного – к более трудному, от сложного – к более сложному.

Этот принцип требует:

изучать учебный материал с учетом познавательных возможностей каждого воина;

воспитывать сознательное отношение воинов к преодолению реальных трудностей подготовки к бою, поощрять воинов, настойчиво овладевающих боевым мастерством, и оказывать им индивидуальную помощь;

создавать на каждом занятии обстановку, требующую от обучаемых максимального напряжения сил.

5. Принцип наглядности обучения личного состава требует от сержанта, прежде всего, обеспечивать соответствие применяемых средств наглядности целям и задачам, содержанию и организации конкретного занятия.

6. Принцип сознательности, активности и самостоятельности обучаемых определяет позицию и отношение воинов к участию в процессе обучения. Сознательность воинов в обучении – это понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в правильности и практической ценности получаемых знаний, их положительное отношение к обучению. Активность военнослужащих в обучении – это их интенсивная умственная деятельность и физическая подготовка в процессе обучения и применения знаний, сформированных навыков и умений.

Самостоятельность воинов в обучении – это их активное продвижение к профессионализму от темы к теме, ориентирующееся на собственные усилия в учебном процессе, потребности и цели, мотивы и волю.

Он требует от сержанта:

добиваться понимания каждым военнослужащим значимости военной службы, боевой учебы, целей и задач, стоящих перед подразделением;

развивать творческие основы учебного процесса, поддерживать активность и творческие начинания обучаемых, стимулировать их мотивацию;

вооружать воинов методами и приемами самостоятельной работы по приобретению новых знаний, навыков и умений, способствовать их творческому и самостоятельному использованию в практике служебно-боевой деятельности.

7. Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями. Данный принцип требует:

обеспечивать поступательные, но безошибочные действия при первоначальном знакомстве с материалом и операциями, с осваиваемыми навыками действий, сокращая постепенно сроки их выполнения при соблюдении высокого качества отработки действий;

стимулировать работу военнослужащих, обучать их правилам и приемам самообразования;

побуждать военнослужащих к осознанному выполнению действий, поощрять добросовестность, инициативу, самостоятельность, контролировать степень усвоения материала занятий.

8. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает реализацию сержантом следующих требований:

систематически изучать воинов, выявлять их особенности и возможности, постоянно проявлять внимание к каждому из них, независимо от успеваемости и поведения, учитывать их интеллектуальные и физические способности и проводить занятия в строгом соответствии с ними;

развивать индивидуальные способности каждого воина в интересах формирования и сплочения подразделения, его боевой готовности, создавая в коллективе положительный социально-психологический климат.

9. Единство обучения и воспитания. Суть принципа выражается в том, что в процессе обучения у воинов формируются взгляды, чувства, ценности, качества личности, черты характера, привычки поведения. Единство обучения и воспитания в подразделении должно достигаться усилиями всех его участников: обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитуемых.

Необходимо указать на взаимосвязь принципов обучения с принципами воспитания, под которыми понимаются исходные руководящие положения, отражающие требования законов и закономерностей воспитательного процесса и являющиеся нормой деятельности воспитателей. Среди них:

1. Воспитание в процессе воинского труда и повседневной дея­тельности. Он предполагает соблюдение сержантом следующих основных требований:

сочетать практическую деятельность военнослужащих с воспи­тательным воздействием на них;

добиваться сознательного отношения воинов к выполнению своих обязанностей и общественной деятельности;

активизировать профессиональную учебу и деятельность воен­нослужащих, пропагандировать положительные примеры исполнении служеб­ных обязанностей и воинского долга;

разумно организовывать воинский труд – определять конкретные цели и задачи каждому военнослужащему, стимулировать труд воинов.

своевременно устранять недостатки в организации службы, воинской учебы и жизни воинов.

2. Воспитание в коллективе и через коллектив. В условиях воинс­кой деятельности коллектив выступает и как воспитатель военнослужащих, что должен умело использовать в своей деятельности сержант.

3. Сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуально­го подходов в воспитательной деятельности. Данный принцип предполагает комплексный учет сержантом в своей деятельности, как многообразия индивидуальных черт своих подчиненных, так и то общее, что их объединяет.

4. Опора на положительное в личности воина и воинском коллекти­ве. Названный подход к воспитанию личности военнослужащего зак­лючается в изучении всех особенностей воина – отрицательных и по­ложительных, сосредоточение основного внимания на положительном, его укреплении и развитии, с тем, чтобы изжить отрицательное, раз­вить у воинов веру в свои силы, активность и самостоятель­ность.

5. Принцип сочетания требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них. Он требует: проявлять требовательность к себе и подчиненным; не допускать в воспитательной работе с военнослужащими элементов формализма, попустительства, угодничества, придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство воина;

проявлять бережное отношение к личности воина, уважать его достоинство и личные права, заботиться об удовлетворении всех потребностей и норм довольствия в соответствии с правами и обя­занностями по службе.

6. Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий. Единство воздействий обеспечивается общим целеустремленным подходом всех категорий младших командиров к реше­нию воспитательных задач.

Система принципов обучения и воспитания находится в постоянном развитии и совер­шенствовании как в направлении более детального и глубокого раск­рытия требований каждого существующего, так и в направлении поис­ка новых принципов, обусловленных потребностями воен­но-служебной практики и учебно-воспитательной рабо­ты в подразделении.

 

 

1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ

Военно-служебная деятельность сержантов, предполагает наличие у них знаний, навыков и умений по всестороннему обеспечению военной службы подчиненных и организации их обучения и воспитания.

В этой деятельности выделяются следующие направления:

1. По выполнению требований уставов. Уставы возлагают на сержантов ответственность за обу­чение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, строевую выправку и опрятный внешний вид подчиненных, за правильное использование и сбережение во­оружения и техники, соблюдение требований безопасности.

Сержанты в ходе занятий и выполнения задач внутрен­ней и караульной служб изучают с подчиненными общевоин­ские уставы и добиваются сознательного понимания и твер­дого знания их требований.

Несению службы в суточном наряде сопутствует широкий комплекс мероприятий: подбор и расстановка личного соста­ва, его теоретическая и практическая подготовка, организа­ция несения самой службы, контроль за ее несением и подведение итогов. Во всех этих мероприятиях сержанты принимают самое непосредст­венное, активное участие.

Важная уставная обязанность каждого сержанта – прививать любовь к службе, не допускать послаблений, отступлений от уставов, добиваться строгого их выполне­ния. Основные положения уставов, такие как обязанности солдата, часового и дневального, обязанности солдата перед построением и в строю, положения о воинской дисциплине, солдаты должны знать наизусть. Заботиться о подчиненных — это значит создавать им в рамках требований уставов все условия для успешного выполнения возложенных на них задач.

2. По психологической подготовке личного состава в процессе боевой подготовки. В ходе занятий по боевой подготовке сержанты должны принимать меры по формирова­нию у воинов психологической устойчивости, эмоционально-волевых качеств, необходимых для выполнения задач инженерного обеспечения, позволяющих укрепить психи­ку, закалить волю, научиться бороться со страхом, перено­сить физические и психологи­ческие нагрузки, приобрести умение действовать в бою само­отверженно, активно, инициа­тивно, умело, используя инженерную технику и оружие, навыки вы­живания в экстремальных усло­виях современного боя, макси­мально уменьшить вероятность встречи с неизвестным в боевой обстановке.

В основе способов психологической подготовки лежит принцип внесения в процесс боевой учебы элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, что свойственно реальной боевой обстановке, а также многократная тренировка сержантами личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в таких условиях.

В процессе занятий по огневой, тактической, технической, специальной и другим видам боевой подготовки должны создаваться усложненные условия, соответствующие по психологическому содержанию факторам, воздействующим на психику воинов в боевой обстановке. Сержанты должны приучить воинов к активным и инициативным действиям в условиях повышенных психических нагрузок, обеспечить приобретение ими необходимого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, сформировать у них такие волевые качества, как решительность, стойкость, самообладание, мужество. В процессе боевой учебы каж­дый сержант должен совер­шенствовать свою профессио­нальную и психологическую подготовку.

3. По выполнению личным составом распорядка дня. В решении задач по выполнению распорядка дня в роте важную роль играют сержан­ты, и особенно выполняющие обязанности дежурного по роте. Роль сержантов в выполнении распорядка дня определяется их постоянным влиянием на все его эле­менты, на поддержание высокой воинской дисциплины, орга­низованности и соблюдение формы одежды и т.д.

4. По подготовке личного состава к несению службы в суточном наряде. При назначении в наряд, сержантам необходимо учитывать личные качества солдат: дисцип­линированность, бдительность, организаторские способности, инициативу и непримиримость к недостаткам, выносливость, состояние здоровья солдат, об­становку в семье, связи с родными и знакомыми. Незнание людей, неправильная оценка психологического, морального и физического состояния военнослужащих при назначении их в наряд могут привести к нарушениям воинской дисципли­ны, преступлениям. Травматизму и гибели личного состава.

Основа успешного несения службы суточным нарядом за­кладывается в его практической подготовке. Практические занятия с личным составом караула организуются и проводятся, как правило, командиром подразделения. Занятия на учебных местах проводятся в основном сержантами: помощником начальника караула и разводя­щими. Несение службы заканчивается подведением итогов. В хо­де его сержантам важно подчеркнуть, как выполнялись ус­тавные обязанности, какой опыт приобрели подчиненные при несении службы.

5. По обеспечению сержантами условий жизни и быта подчиненного личного состава. В работе по обучению и воспитанию подчиненных сержанты обязаны изучать запросы и интересы подчиненных, чутко при­слушиваясь к их настроениям, удовлетворяя их нужды, тем самым сплачивать руководимые ими подразде­ления, повышая их морально-психологическое состояние, готов­ность к выполнению боевых задач. Сержанту необходимо заботиться об улучшении материально-бытовых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полнотой их доведения. Важно контролировать соблюдение подчиненными правил личной гигиены, помывку их в бане, качество питания в столовой, о всех замеченных недостатках докладывать по команде. Личный при­мер стойкости и выносливости, забота о солдате и помощь ему позволяют сержанту в ходе напряженных учений, стрельб и полевых занятий активно повышать морально-психологические ка­чества воинов, учить их тому, что необходимо в ходе боевых действий.

6. По укреплению воинской дисциплины. Формирование у воинов навыков дисциплинированности, готовности безупречно выполнять требования Военной прися­ги и уставов начинается с первого дня их службы. При этом сержанту важно довести до сознания каждого подчиненного не только содержание, но и глубокий смысл, социальную значимость дисциплинированности, воспитать чувство личной ответственности за выполнение обязанностей по службе.

Основой работы сержанта по укреплению воинской ди­сциплины является глубокое изучение подчиненных, их силь­ных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и идеалов. Наиболее оправдавшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе повседневной жизни яв­ляются: индивидуальные беседы; внимательное изучение от­ношения к делу того или иного подчиненного в ходе занятий, несения службы, отдыха; широкое использование мнений офицеров, прапорщиков, других сержантов.

Изучение подчиненных должно быть объективным, бес­пристрастным, не должно сводиться к выискиванию недостат­ков. Для воспитания дисциплинированности нужна правиль­ная организация учебного процесса. Сержанты должны соз­давать обстановку, которая требовала бы максимального на­пряжения физических и моральных сил, способствовала бы развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высо­кой организованности, самостоятельности.

В укреплении воинской дисциплины немаловажное значе­ние имеет умелая дисциплинарная практика, то есть применение к военнослужащим мер поощрений и дисципли­нарных взысканий в целях их воспитания и укрепления во­инской дисциплины. Особой продуманности и организованности требует работа с военнослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном наряде.

Свои особенности имеет работа и с так называемыми трудными солдатами. Большое значение в современных условиях имеет борьба за трезвый образ жизни, наркоманией и токсикоманией. Важной составной частью работы сержанта по укреплению дисциплины является забота об организации досуга солдат. Его задача — добиться, чтобы каждый солдат был записан в библиотеку, всячески поощрять чтение художественной лите­ратуры, периодической печати, занятия художественной са­модеятельностью, физкультурой и спортом, прикладными ви­дами искусства.

Таким образом, успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими уставами.

Вариант системы работы командира отделения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.