Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха петровских преобразований




  • Контрольные вопросы
  • Список рекомендуемой литературы
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

Второй Романов - Алексей Михайлович - был женат дважды. Первый раз на М.И. Милославской. У них было 13 детей. После смерти первой жены Алексей Михайлович женился во второй раз - на молодой Н.К. Нарышкиной. В 1762 г. Нарышкина родила сына Петра.
А через 4 года Алексей Михайлович умер. После его смерти некоторое время правил его сын от Милославской - Фёдор (1676 - 1682 гг.). После его смерти Милославские и Нарышкины начинают открытую борьбу за престол. В результате интриг в 1682 г. на престоле оказываются двое - Иван V (16 лет) от Милославской и Пётр I (10 лет) от Нарышкиной. До их совершеннолетия страной правила их сестра Софья (1682 - 1689 гг.).
Царевна Софья - феномен русской истории. До неё, за исключением далёкой княгини Ольги, женщин - правительниц в русской истории не было. Широко образованная, властная, честолюбивая, Софья уверенно вторглась в чисто мужскую сферу русской жизни - политику. И следует сказать, что правила Софья государством успешно. При ней в 1686 г. был заключён " вечный мир с Польшей" - Левобережная Украина с Киевом навсегда вошли в состав России. В 1687 г. было основано первое высшее учебное заведение в России - Славяно - греко - латинская академия. В 1689 г. был заключён Нерчинский договор с Китаем о разграничении границ между Россией и Китаем. Софья попыталась добиться выхода в Чёрное море - в 1687 и 1689 гг. под руководством её фаворита князя В.В. Голицына были совершены два крымских похода. Они были неудачны, но свидетельствовали о серьёзности намерений московской правительницы.
Софья и Иван V занимали занимали царскую резиденцию - Кремль. Царица Нататья Кирилловна Нарышкина находилась в опале вместе с сыном Петром и проживала в селе Преображенском под Москвой. Дети царя от Милославской получили прекрасное образование. Они изучали латинский язык, древнегреческий, грамматику, риторику, стихосложение. Мать же Петра, по отзывам современников, была женщиной " ума лёгкого". Её мало заботило образование и воспитание сына. В учителя к Петру был определён думный дьяк Никита Зотов - большой любитель хмельного. Царевич научился читать и писать, получил отрывочные сведения по истории, географии, читал наизусть некоторые тексты богослужебных книг. В общем, образование Пётр получил скудное. Образованнейшим человеком Пётр стал благодаря неуёмной жажде знаний и упорному самообразованию в течение всей своей жизни. Зато Никита Зотов привил царевичу любовь к физическому труду. Пётр столярничал, плотничал, работал в кузне. В детские годы у Петра обнаружились две страсти: к военным играм и большой воде. Для воинских " забав" царевича вначале были приставлены 10 конюхов. Затем из царской дворни были составлены два батальона - один из села Семёновского, другой - из Преображенского. Затем они были преобразованы в " потешные" полки. Вскоре " потешное" войско станет реальной военной силой. Позднее Семёновский и Преображенский полки станут ядром петровской гвардии. Со временем любовь Петра к армии и большой воде - морю - воплотятся в серьёзные государственные дела.
Рядом с Преображенским находилась Немецкая слобода. Молодой Пётр стал здесь частым гостем. Посещение Немецкой слободы оказало большое влияние на мировоззрение и стиль поведения будущего великого преобразователя России.
" Немцами" в те времена в России называли всех иностранцев. В Немецкой слободе проживали ремесленники, торговцы, военные, лекари, переводчики. Россия стала для них второй родиной. Юный государь нашёл в Немецкой слободе много друзей и стал здесь частым гостем. Голландский инженер Франц Тиммерман стал заниматься с ним арифметикой, алгеброй, геометрией, артиллерийской наукой, научил основам строительства крепостей и укреплений. Более всего Пётр привязался к Францу Лефорту. Лефорт был выходцем из Швейцарии и находился на русской службе в чине полковника. Он и стал наставником царя в его знакомстве со своеобразной культурой " московской" Европы. Но дело в том, что иностранные дворяне - носители утончённой западной культуры - в России оседали редко. В Россию в поисках счастья приезжали люди с тёмным прошлым, авантюристы. Показательно, что основным занятием жителей Немецкой слободы в свободное время было неумеренное пьянство. Москвичи сторонились Немецкой слободы. Пётр же был молод, неискушён, не получил твёрдого нравственного воспитания, и стиль жизни жителей Немецкой слободы он стал заимствовать, а затем переносить в свою компанию, позже - в среду российского дворянства.
После смерти Ивана V в 1696 г. Пётр стал править единолично (1696 - 1725 гг.). Он войдёт в русскую и мировую историю одним из величайших правителей Петром I, Петром Великим.

С самого начала самостоятельного правления Пётр I стал преобразовывать страну по западноевропейским образцам.
Основные направления " европеизации" страны:

  • борьба за выход к Балтийскому и Чёрному морям;
  • проведение военной реформы;
  • реформа государственного управления и развитие промышленности;
  • социальная политика;
  • европеизация правящих кругов.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.