Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зачётная работа

Подготовка к уроку

Для этого урока учащимися были подготовлены электронные презентации. Слайды презентаций содержат плакаты военных лет для иллюстрации рас­сказа учащихся. Материалы для презентации были подобраны на образовательных сайтах в Интерне­те.

Для организации работы обучающихся были составлены и распечатаны бланки конспектов, ко­торые заполняются в ходе изложения нового материала учите­лем.

На предшествующих уроках истории были изучены основные события и победные дни Великой Отечественной войны.

План урока

1. Организационный момент, тема урока.

2. Определение цели урока: узнать, какие были плакаты в годы Великой Отечественной войны, какую роль они сыграли в Победе советского народа, какими выразительными средствами пользовались художники для воздействия на зрителя. (Цели сформировать по ответам учащихся).

3. Объяснение нового материала:

Слайд 1. Война. Сколько жизней унесла она. Мы всегда будем помнить о тех, кто защищал нашу землю, кто, не жалея себя и своей жизни, боролся на полях сражений.

В годы Великой Отечественной войны у художников, как и у народа, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. Плакаты были агитационными, призывающими на борьбу с врагом, сатирическими – высмеивающими врага, чтобы он был не так страшен, историческими, отражающими победное прошлое нашей родины, информационными, рассказывающими о событиях на фронте и психологическими, взывающими к чувствам людей.

а). Первый период войны: презентация учащихся «Отражение в плакатах вероломного нападения фашистских войск на Советский Союз». В выступлении отражается роль исторического, агитационного, сатирического, психологического плакатов; сила идеологического воздействия плаката на зрителя – гражданина Советского Союза.

Слайд 2. Кукрыниксы " Беспощадно разгромим и уничтожим врага! " На следующий день после начала войны в Москве вышел плакат, изображающий прорванный документ договора о ненападении, гнусное лицо и руку Гитлера, просунувшиеся в дыру, и красноармейца, встречающего врага штыком. В течении нескольких дней его узнала вся страна, а ещё через неделю весь мир. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Нужно отметить, что воин Советской Армии расположен в правой части плаката, а Гитлер в левой. Интересно, что на многих советских военных плакатах противостоящие силы изображаются аналогичным образом. Результаты психологических опытов свидетельствуют о том, что зритель, взглянув на картину, газетную страницу или плакат, в первый момент замечает правый верхний квадрат, и уже отсюда его взгляд переходит на остальные части изображения. Таким образом, правый верхний квадрат, и вообще правая сторона картины или плаката с точки зрения психологии зрительного восприятия занимает особое место. На многих военных плакатах именно на этом месте изображаются бойцы Красной Армии, устремляющиеся в атаку на фашистов, фигуры которых помещаются на левой стороне плаката, в нижней части.

Слайд 3. Лето. 1941 год. Конец июня. От Белорусского вокзала уходят на фронт военные эшелоны. Их провожает в путь плакат " Родина-мать зовет! " Немолодая женщина строго и требовательно смотрит вам в глаза. Одна рука ее вскинута вверх, другая держит листок с текстом присяги... Таким увидели москвичи плакат Ираклия Тоидзе. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.

Слайд 4. С первых дней войны в плакат прочно вошла тема бдительности. В июне 1941 года Н. Ватолиной и Н. Денисовым был исполнен плакат «Не болтай!», который, благодаря лаконизму изображения и лозунга, стал вершиной пропаганды актуальной темы и на многие десятилетия пережил время своего создания. Основой для плаката послужили стихи С. Маршака, приведенные на листе: «Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены».

Слайд 5. С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!

Слайд 6. Художник Д. Моор использовал композицию плаката периода Гражданской войны «Ты записался добровольцем?» под новым лозунгом: «Ты чем помог фронту?». Актуальность и действенность плаката была так высока, что его перепечатали в других городах страны с переводом лозунга на языки народов СССР.

Слайд 7. Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий....Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища. Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи. Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.

Слайд 8. В плакате " Наши силы неисчислимы! " В.Б.Корецкий обратился к скульптуре «Минин и Пожарский», которая олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ.

Слайд 9. Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941. В эти дни был создан плакат Н. Жукова и В. Климашина «Отстоим Москву!». Плакат создан в то время, когда советский народ напрягал все силы в борьбе против немецких захватчиков, рвавшихся к Москве. На плакате изображен советский воин, находящийся на высоком эмоциональном подъёме и призывающий не допустить врага в столицу. Этой фигурой солдата авторам удалось обобщить черты народного героизма, стремящегося освободить родную землю от врага.

б). Второй период войны: презентация учащихся «Отражение в плакатах важнейших сражений Великой Отечественной войны». Повторение исторических вех Великой Отечественной через информационные плакаты. Беседа о средствах выразительности плаката: ограничение цветовой палитры, силуэт, использование диагонали для придания динамичности, обобщённый образ советского солдата и использование реальных портретов бойцов Красной армии, а также изображение воина-освободителя в правом верхнем углу.

Слайд 10. Великая Отечественная война оказала громадное воздействие на художников. Она потребовала от них необычайного напряжения творческих сил. В годы Великой Отечественной войны за одну ночь рождались блестящая карикатура и потрясающей силы плакат. Кусок линолеума, вырезанный прямо с пола, превращался в гравюру, в массовом тираже расходившуюся по воинским частям или сбрасываемую с самолётов во вражеском тылу. Плакат - броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом. К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью

Слайд 11. Серов В.А. «Отстоим Волгу-матушку!» Ценой тысяч человеческих жизней своих солдат Гитлер был готов заплатить за реализацию абсурдной завоевательской идеи. Плакат создан согласно концепции тяжелого времени войны, когда советский народ самостоятельно противостоял гитлеровской коалиции целого ряда стран Европы. На плакате изображены стойкость и героизм советского солдата, но уже тогда улавливались мотивы будущей победы советского народа в противостоянии с немецким фашизмом.

Слайд 12. Дени В.Н. и Н. Долгоруков « Сталинград!»

Впервые под Сталинградом наши войска захватили в плен тысячи солдат и офицеров противника. Горы черепов на плакате В. Дени и Н. Долгорукова«Сталинград» должны были отделить в понимании советских людей оболваненный нацистами немецкий народ от его правящей фашистской верхушки. Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии.

Слайд 13. Кукрыниксы «Потеряла я колечко…» (а в колечке 22 дивизии)Утром 10 января 1943 года после мощного артиллерийского и авиационного удара советские войска атаковали оборонительные немецкие позиции. Танки и пехота противника предпринимали контратаки, поддержанные сильным огнём артиллерии. Немцы не смогли сдержать советские войска и стали отступать. Целые части и даже соединения сдавались в плен. 25 января 21-я армия ворвалась в Сталинград с запада. С востока атаковала 62-я армия. 26 января они соединились в районе Мамаева кургана. Немецкая 6-я армия была расчленена на северную (в районе тракторного завода) и южную (в центре города) группировки. Бои в городе продолжались несколько дней. 31 января южная группировка во главе с фельдмаршалом Ф. Паулюсом сдалась в плен. 2 февраля капитулировала и северная группировка. Сталинградская битва закончилась победой советских войск. «Я была у Волги - речки, любовалась на волну, все полки мои в колечке и фельдмаршал мой в плену. До свиданья Волга – речка, не увидимся мы вновь, потеряла я колечко, потеряла я любовь…»

Слайд 14. В. Корецкий«Воину освободителю – слава!» 1943 год – год перелома в войне. После разгрома врага под Сталинградом от художников потребовалось создание жизнеутверждающих плакатов, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел. В июле последнее летнее наступление немцев закончилось освобождением Орла и Белгорода и первым за время войны салютом в вечернем небе Москвы.Война катилась на Запад. Популярными героями плакатов стали воин – освободитель и те, кто дождался освобождения.

Слайд 15. Плакат Н. Жукова и В. Климашина «Боец, Украина ждет тебя!» Введение гитлеровским командованием обязательной трудовой повинности для жителей оккупированных районов и массовый угон женщин и детей на работу в Германию потребовали создания плакатов особой патриотической направленности. С графических листов, как и в 42-ом году, женщины и дети обратились к воинам с просьбой о скорейшем освобождении.

Слайд 16. Плакат Д. Шмаринова«Слава освободителям Украины!» С освобождения Харькова начался победный путь советских войск по украинской земле. На переднем плане плаката изображен солдат Красной Армии в объятиях украинской женщины, а на заднем плане - памятник Богдану Хмельницкому, украинскому гетману, воссоединившему Украину с Россией. Это символизирует освобождение Киева, столицы Украины, и дальнейшее продвижение Красной Армии к западным границам СССР и полное освобождение всей территории Украины.

Слайд 17. Советские войска двигались на запад, освобождая города и села. Впервые с плаката«Восстановим!» известного живописца А. Пластова пожилой колхозник призвал соотечественников побыстрее залечить раны войны. Художник Л. Голованов поместил в центре плаката девчушку, которая обращалась к бойцу с вопросом: «Мой папа герой! А ты?».

Слайд18. Героическая оборона Ленинграда и прорыв блокады нашли отражение в плакатных работах А. Пахомова, В. Пинчука и Серова. Среди плакатов ленинградского цикла 1943 года выделялся выразительный лист И. Серебряного«Накося выкуси!», темой которого послужило известие о восстановлении железнодорожного сообщения с городом на Неве. Сатирический плакат во время войны был очень популярен. Он соединил в себе традиции плаката гражданской войны с достижением политической газетно-журнальной карикатуры 30-х годов. Художники умело использовали язык метафоры, сатирические иносказания, плоскость белого листа, на котором четко вырисовывался силуэт фигур и хорошо читался лозунг.

Слайд 19. Л. Голованову в плакате«Дойдем до Берлина!» удалось создать самый запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в этого основу знаменитого листа. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

Слайд 20.

в). Третий период войны: звучит песня «Дорога на Берлин» (Музыка: М. Фрадкин. Слова: Е.Долматовский) в исполнении учащихся класса. Закрепление материала изученного на уроке, подведение итогов урока в соответствии с поставленными целями.

Слайд 21. Первым победным плакатом 1943 года стала работа В. Корецкого«Воину освободителю – слава!». Художник изобразил молодую женщину, радостно обнимающую мужественного бойца, перешагнувшего через труп поверженного врага.

Слайд 22. Не менее выразительны в своем трагизме старуха и девочка на плакате Б. Иогансона «Боец, освободи от фашистского гнета!» и героиня плаката В. Иванова «Мсти за горе народа!».

Слайд 23. Весной 1944 года ленинградцы приступили к восстановлению родного города, окончательно освобожденного в январе от вражеской блокады. В. Серов подарил городу на Неве один из своих замечательных графических шедевров – плакат«Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!»

Слайд 24. Однако наибольшим успехом пользовался лист И. Серебряного«А ну-ка, взяли!..», который и сегодня остается одним из самых известных плакатов Великой Отечественной войны.

Слайд 25. Солнечные лучи озарили родную страну на плакате Н. Кочергина«Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков!».

Слайд 26. Итоги «победоносной» войны для фашистских агрессоров подвел плакат Кукрыниксов«Три года войны» Плакат лишен стихотворного текста и всецело построен на создание яркого гротескового образа. Его замысел строится на сходстве формы клещей и цифры " 3". На черном фоне поколенно изображена скорчившаяся фигура Гитлера в коричневом костюме с голубым галстуком. С правого рукава бессильно свисает желтая молния-плеть. В правой руке он держит револьвер, левой-же упирается в огромные ярко-красные клещи в виде цифры " 3", тщетно пытаясь освободиться. Клещи острыми концами сдавливают голову Гитлера, пронзая почти насквозь. В центре клещей звезда, а серо-синие ручки имеют надписи: на верхней - 1941; на нижней - 1944 - даты трех лет Великой Отечественной войны.

Слайд 27. Тогда же в плакате впервые начала широко пропагандироваться тема совместной борьбы с врагом стран антигитлеровской коалиции (плакаты А. Кокорекина «Так будет с фашистским зверем!» и Корецкого «Европа будет свободной!»).

Слайд 28. После освобождения государств Европы наша страна обратилась к соотечественникам, угнанным захватчиками на работы, с призывом вернуться домой. Болью и страданием пронизан плакат В. Иванова«Дни и ночи ждем тебя, боец!».

Слайд 29. Один из самых впечатляющих художественных образов создал В. Ладягин в плакате«Я ждал тебя, воин-освободитель!».Сцену встречи героя-бойца и советского мальчика на улице западного городка художник нарисовал осенью 44-го года. Лист был напечатан в начале 1945 года и стал одним из выдающихся плакатов последнего этапа войны.

Слайд 30. В. Иванов «Пьем воду родного Днепра, Будем пить из Прута, Немана и Буга! Очистим советскую землю от фашистской нечисти!» Просто и искренне передал художник-плакатист чувства всех советских людей, - великую усталость военных лет, мужество и готовность сражаться до победного конца.

Слайд 31. Творчество этого мастера ярко проявилось в плакате «На запад!» и «Ты вернул нам жизнь!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина.

Слайд 32. На плакате В. Корецкого «Не унесут фашистов ноги – добью врага в его берлоге!» пожилой боец с автоматом на груди верит в близость победы и неотвратимости расплаты над врагом за все причиненные народам страдания.

Слайд 33. Женщина на плакате В. Иванова и О. Буровой«Отстроим на славу!» уверенно взялась за лопату, но, как и все в стране, она нуждалась в помощи крепких мужских рук. Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием в истории страны.

Слайд 35. Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и всеобщее радостное ликование торжественно уходил в историю. Его наполнила тема возвращения героических воинов домой.«Родина, встречай героев!»

4. Зачётная работа по изученному материалу в виде теста. По возможности самопроверка.

5. Урок окончен.

Список использованной литературы и Интернет – ресурсов.

 

  https://lifeglobe.net/entry/1270 Плакаты Великой Отечественной войны
  https://softsalo.com/sovet_41-45_agit/003_agit.html Советские агитационные плакаты 1941-45 гг
  https://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-179.html Искусство в начале Великой Отечественной войны
  https://www.ionb.ru/prj/vov/plakati.htm Великой Отечественная война в изобразительном искусстве
  https://tehvov.ru/stalingrad/1240-plakaty-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-1945-gg.html Плакаты Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.
  https://forum-slovo.ru/index.php? topic=34053.0 Плакаты времен Великой Отечественной войны
  https://newsinphoto.ru/v-rossii/plakaty-velikoj-otechestvennoj-vojny/ Плакаты Великой Отечественной войны
  " Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство". М., Мысль, 1995
  А. Шклярук, А.Снопков, П. Снопков «Наша Победа. Плакаты Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» М.: Издательство «КОНТАКТ-КУЛЬТУРА», 2010.
  https://ada-kadabra.livejournal.com/10098.html

 

 

Приложение 1. Образец заполнения бланка зачётной работы.

 

Зачётная работа

1. Кукрыниксы (Куприянов М.В., Крылов П. Н., Ник.Соколов), И. Тоидзе, В.Б. Корецкий. (Подчеркни правильный ответ)

2. Д. Моор; В. Дени; И. Тоидзе. (Подчеркни правильный ответ)

3. 1 -, 2 -, 3 -, 4 -, 5 -

4. 1 -, 2 -, 3 -, 4 -, 5 -

5. 1 -, 2 -, 3 -

6. 1 -, 2 -, 3 -, 4 -, 5 -, 6 -

7. Тоидзе «Родина-мать зовёт»

Тоидзе «За Родину-мать»

Моор «Ты чем помог фронту?» (Подчеркни правильный ответ)

8. 1 -, 2 -, 3 -, 4 -, 5 –

Кукрыниксы, Корецкий, Долгоруков, Моор, Коровин, Соколов, Тоидзе, Куприянов, Петров-Водкин, Сарьян (Зачеркни неправильный ответ)

 

 

Приложение 2. Опорный конспект для учащихся класса.

• Плакат - один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет, как говорится, не в бровь, а в глаз. Эти плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину.

• В годы войны эти плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становясь народной молвой. Каждого нового выпуска ожидали с нетерпением и волнением, как важного сообщения с передовой.

• Многие из этих плакатов по силе эмоционального, морально-психологического восприятия читателем, зрителем стоят наряду с такими выдающимися всемирно известными произведениями искусства военного времени, как народный патриотический гимн " Священная война" Александрова или " Седьмая симфония" Шостаковича.

• За 1418 военных дней и ночей было выпущено работниками редакции-мастерской " Окна ТАСС" 1289 названий плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано 246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов, 1 500 100 литографических плакатов...

• Особенности плаката: лаконичный, меткий рисунок, звонкий контрастный цвет, хлесткий, остроумный текст, легко запоминающаяся рифма.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3.

 

Выдаётся приготовившим презентации, активным участникам урока, ответившим на все вопросы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Сприйняття та засвоєння нового матеріалу. | I. Организационный момент. Мотивация урока.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.